ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ — презентация
logo
ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ
  • ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ
  • Содержание
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТИКОВ
  • РАННЕГРЕЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
  • ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ
  • ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ
  • ИОНИЯ: КОЛЫБЕЛЬ ФИЛОСОФИИ
  • РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ГРЕЦИИ
  • ПОИСК СУБСТАНЦИИ МИРА КАК «МИНИМУМ ФИЛОСОФИИ »
  • ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ
  • ПЕРВОНАЧАЛО МИРА В МИФОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
  • АНАКСИМАНДР (610 – 546 гг.)
  • АНАКСИМЕН (6 в. до н.э.)
  • ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
  • ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
  • ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
  • ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
  • ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
  • ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
  • ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
  • ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
  • ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА
  • ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА
  • ПИФАГОР
  • ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ
  • КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА
  • КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА
  • ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)
  • ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)
  • ПАРМЕНИД
  • ПАРМЕНИД
  • ПАРМЕНИД
  • ПАРМЕНИД
  • ПАРМЕНИД
  • ПАРМЕНИД
  • «Путь истины» и «путь мнения»
  • МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО
  • ПАРМЕНИД И ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ
  • ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430 гг.)
  • ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430)
  • АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО
  • ДИАЛЕКТИКА (?) ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО
  • АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО
  • АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»
  • АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»
  • АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»
  • АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»
  • АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »
  • АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »
  • АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »
  • АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »
  • АПОРИЯ «ДИХОТОМИЯ »
  • ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ
  • ПАРМЕНИД И ЗЕНОН
  • ПАРМЕНИД И ЗЕНОН
  • ПАРМЕНИД И ЗЕНОН
  • ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?
  • ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?
  • ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?
  • ЭМПЕДОКЛ из Аграганта
  • ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)
  • ЭМПЕДОКЛ
  • ЭМПЕДОКЛ
  • ЭМПЕДОКЛ
  • ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)
  • АНАКСАГОР из Клазомен
  • АНАКСАГОР из Клазомен
  • АНАКСАГОР из Клазомен
1/71

Первый слайд презентации: ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ

Изображение слайда

Слайд 2: Содержание

Периодизация античной философии. Краткая характеристика первого этапа – философии эпохи досократиков Рождение философии в Греции как возникновение субстанциального подхода в объяснении бытия Ионийская философия (Милетская школа и Гераклит Эфесский), пифагор и пифагорейцы Философия Элейской школы Философия Эмпедокла и Анаксагора Атомистический материализм Демокрита Принцип детерминизма в философии Философия софистов. Агностицизм как направление в гносеологии

Изображение слайда

Философия эпохи досократиков-физиков Начало VI – вторая пол. V вв. до н.э. Космоцентризм: поиск первоосновы мира Переходный период – «антропологический поворот» софистов и Сократа (469-399 гг.) – Вторая половина V в до н.э. Классический период Эпоха великих систем Платона (427-347) и Аристотеля (384-322) Эллинистический период IV в. до н.э. – V в. н.э.

Изображение слайда

ДВЕ основные проблемы (связанные) философии эпохи физиков (раннегреческой натурфилософии): Проблема первоначала (субстанции) мира. Проблема единого и многого.

Изображение слайда

© Схема Н. Бирюкова

Изображение слайда

Слайд 6: ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ

Аграгант Милет Афины Абдера Элея

Изображение слайда

Слайд 7: ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ

Милет Эфес © Схема Н. Бирюкова Аграгант Элея Абдера

Изображение слайда

Слайд 8: ИОНИЯ: КОЛЫБЕЛЬ ФИЛОСОФИИ

МИЛЕТ ЭФЕС

Изображение слайда

Слайд 9: РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ГРЕЦИИ

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ГОМЕР ФАЛЕС генетический принцип субстанциальный принцип АРХЭ

Изображение слайда

Слайд 10: ПОИСК СУБСТАНЦИИ МИРА КАК «МИНИМУМ ФИЛОСОФИИ »

«Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи– то, из чего состоят все вещи, из чего ПЕРВОГО они возникают и во что в конечном счете уходят, причем ОСНОВНОЕ ПРЕБЫВАЕТ, а по свойствам своим меняется. Вот это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная ОСНОВНАЯ ПРИРОДА ВСЕГДА СОХРАНЯЕТСЯ. Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – РОДОНАЧАЛЬНИК ТАКОГО РОДА ФИЛОСОФИИ – считает ее водою…» Аристотель Фалес

Изображение слайда

Слайд 11

СУБСТАНЦИЯ – предельное, фундаментальное основание, позволяющее сводить все многообразие и изменчивость мира и его свойств к чему-то одному, постоянному, самому по себе устойчивому. ФИЛОСОФ СУБСТАНЦИЯ ФАЛЕС ВОДА АНАКСИМАНДР АПЕЙРОН АНАКСИМЕН ВОЗДУХ ПРИРОДА АРХЭ (СУБСТАНЦИИ) У МИЛЕТСКИХ ФИЛОСОФОВ

Изображение слайда

Слайд 12: ПЕРВОНАЧАЛО МИРА В МИФОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

Начало мира (мифология) Первоначало мира (философия) Генетическое Субстанциальное Прародитель всего, объясняет происхождение вещей Общая основа всего, объясняет сущность вещей Порождает нечто отличное от себя (во времени) Существует в, через и посредством своих проявлений Быстро перестает само исполнять конструирующую мироздание функцию Неуничтожимо, всегда является фундаментом мироздания

Изображение слайда

Слайд 13: АНАКСИМАНДР (610 – 546 гг.)

Первоначалом мира не может быть ни одна из конкретных стихий – чтобы лежать в основании бесконечного множества свойств вещей, архэ само должно быть бесконечным, неопределенным Это начало – АПЕЙРОН (беспредельное) Все вещи возникают, выделяясь из апейрона, и гибнут, обратно растворяясь в нем Возникновение чего-либо в качестве некоторой вещи есть определение этой вещи, то есть ее о-пределивание АНАКСИМАНДР (610 – 546 гг.) АНАКСИМАНДР

Изображение слайда

Слайд 14: АНАКСИМЕН (6 в. до н.э.)

Первоначалом мира считал воздух Апейрон – свойство воздуха Все остальные стихии образуются через разряжение и уплотнение воздуха Разряжение связано с нагреванием, сгущение – с охлаждением.

Изображение слайда

Слайд 15: ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)

Гераклит (Рафаэль) Впервые сделал предметом теоретического анализа феномен подвижности, изменчивости мира, его внутренней противоречивости, единства этих противоположностей. При этом полагал, что изменчивость носит не только внешний, но и внутренний, сущностный характер. Изменчивость – существенная характеристика бытия, самой субстанции (она остается той же, но одновременно с ней самой происходят определенные изменения).

Изображение слайда

Слайд 16: ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)

Гераклит «ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТ Даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды Поэтому неудивительно, что в качестве АРХЭ Гераклит выбрал ОГОНЬ – самую подвижную из всех стихий. Иллюстрация подобрана Н. Бирюковым

Изображение слайда

Слайд 17: ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)

Гераклит «ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТ Даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды Поэтому неудивительно, что в качестве АРХЭ Гераклит выбрал ОГОНЬ – самую подвижную из всех стихий. Гераклит – отец ДИАЛЕКТИКИ, искусства отыскивать противоположности в познании и в самом бытии и примирять их, демонстрируя их единство как неотъемлемое определение этого бытия.

Изображение слайда

Слайд 18: ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)

Гераклит (кисть Брюггена) «Этот Космос, единый во всем, не создал никто из богов, никто из людей, но он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами затухающим» (фрагмент В30). Основные идеи: Единство мира Несотворимость и неуничтожимость мира Гилозоизм и подвижность бытия Законосообразность всего происходящего ( Огонь = Логос )

Изображение слайда

Слайд 19: ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)

Гераклит Был ли Гераклит настоящим диалектиком? Ведь диалектика – общая теория развития! «ДИАЛЕКТИКА» ГЕРАКЛИТА Констатация наличия противоположностей Единство («гармония») и борьба их. Примеры : обезьяна, морская вода, познание через противоположное (болезнь – здоровье, теплое – холодное, добро – зло) НЕТ!!! Развитие – необратимые, направленные, качественные, закономерные изменения объекта (системы).

Изображение слайда

Слайд 20: ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)

Гераклит (кисть Брюггена) АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕ ЗНАЛА И НЕ МОГЛА ЗНАТЬ ИДЕИ РАЗВИТИЯ КОСМОС VS. ХАОС Сказывается принципиально эстетический характер греческого мышления вообще и онтологии в частности. Космос по определению – нечто гармоничное и совершенное, следовательно, он не может развиваться, ибо развитие предполагает иерархию стадий эволюции по структурным и функциональным характеристикам, неустойчивость бытия, внутреннее напряжение истории. Идея развития придет вместе с христианством.

Изображение слайда

Слайд 21: ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)

Гераклит Фактически у всех античных философов присутствует идея цикличности – даже у Гераклита, который вопреки Пифагору, Эмпедоклу и др. утверждал, что ничего никогда вообще не повторяется. Дело в том, что сама эта текучесть бытия у Гераклита постоянна и однообразна. Мир всегда один и тот же – как калейдоскоп, в котором просто меняется порядок взаимного расположения стеклышек. Ни прогресса, ни деградации в смене мировых фаз обнаружить невозможно, что и понятно. Изменчивость, доведенная до логического завершения, становится устойчивостью!

Изображение слайда

Слайд 22: ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)

Гераклит, «плачущий философ» Демокрит, «смеющийся философ» Гераклит писал очень сложным, афористическим языком, отчего его прозвали « Темным ». Сократ говорил: «То, что я понял у Гераклита, прекрасно. Думаю, таково и то, чего я не понял. Впрочем, для этого (чтобы понять) нужен делосский водолаз».

Изображение слайда

Слайд 23: ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА

Душа бессмертна Душа переселяется (метемпсихоз – некоторый аналог индийской сансары) Все в мире повторяется, ничего нового нет Всем правит число; числа и их соотношения лежат в основаниях бытия Вещи – это тоже числа

Изображение слайда

Слайд 24: ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА

Пифагорейцы подвели математический базис под музыку Упорядоченность, гармония могут быть выражены числовыми соотношениями, т.е. числа лежат в основании мира – особая, полумистическая онтология чисел ПИФАГОР

Изображение слайда

Слайд 25: ПИФАГОР

Изображение слайда

Слайд 26: ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ

Аграгант Милет Афины Абдера Элея

Изображение слайда

Слайд 27: ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ

Парменид (540 – 470 гг.) Зенон Элейский (490 – 430 гг.) Первые теоретики в истории философской мысли, свои утверждения стали логически доказывать, используя абстрактные категории. Первыми ввели философскую категорию «бытие». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ЭЛЕЙЦЕВ Мелисс Самосский Ксенофан из Колофона

Изображение слайда

Слайд 28: ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ

Впервые в явной форме поставили вопрос о соотношении бытия и мышления (у них речь шла о «представимом» и «мыслимом»). Осуществили важный теоретический прорыв в осмыслении проблемы соотношения чувственного и рационального. Явно противопоставили гносеологические категории « мнение » и « знание », то есть поставили вопрос о критериях истины.

Изображение слайда

Слайд 29: КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА

Критика религиозного антропоморфизма (традиционные боги – творения людей, которые создают их по своему образу и подобию) >> Фейербах, Маркс Собственное учение о Боге Бог не имеет ничего общего с человеком Бог – это чистый Ум Бог в то же время – и весь мир (Бог и мир – природа совпадают)

Изображение слайда

Слайд 30: КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА

1. Бог = Мир = Ум 2. Бог = Единство мира (его важнейшее свойство, которое принципиально не наблюдаемо и не воспринимаемо чувствами) 3. Единство мира = Ум = Мысль 4. Единство мира = Мир = Бытие 5. Бытие – умопостигаемо, подлинный мир – мир мысли, главное условие бытия (объединяющее все мироздание условие) – Разум. ПАНТЕИЗМ – учение о тождестве Бога и природы, учение, растворяющее одно в другом (соответственно, Бога в природе – натуралистический вариант, и Природу в Боге – мистический).

Изображение слайда

Слайд 31: ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)

Бытие есть, а небытия нет. Почему нет небытия? – Потому, что оно немыслимо (о том, что есть, всегда можно помыслить) Почему же нельзя помыслить небытие (то, чего нет)? – ПОТОМУ, ЧТО ПОПЫТКА ЕГО ПОМЫСЛИТЬ АВТОМАТИЧЕСКИ СДЕЛАЛА БЫ ЕГО БЫТИЕМ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ЭТОЙ МЫСЛИ. ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ ? бытие мышление

Изображение слайда

Слайд 32: ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)

Бытие есть, а небытия нет. Почему нет небытия? – Потому, что оно немыслимо (о том, что есть, всегда можно помыслить) Почему же нельзя помыслить небытие (то, чего нет)? – ПОТОМУ, ЧТО ПОПЫТКА ЕГО ПОМЫСЛИТЬ АВТОМАТИЧЕСКИ СДЕЛАЛА БЫ ЕГО БЫТИЕМ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ЭТОЙ МЫСЛИ. ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ = бытие мышление ПАНЛОГИЗМ

Изображение слайда

Слайд 33: ПАРМЕНИД

ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ = бытие мышление ПАНЛОГИЗМ Панлогизм – учение о тождестве бытия и мышления, о совпадении их существенных определений, о бытии как проявлении Разума. Я ОБЪЕКТ Интенциональность сознания : любое сознание – это «сознание о…». Нет направленности без ее предмета и обратно, всякий предмет предполагает направленность на него. То есть мысль создает бытие – бытие своего предмета (и свое собственное).

Изображение слайда

Слайд 34: ПАРМЕНИД

Панлогизм – учение о тождестве бытия и мышления, о совпадении их существенных определений. Я ОБЪЕКТ Интенциональность сознания : любое сознание – это «сознание о…». Нет направленности без ее предмета и обратно, всякий предмет предполагает направленность на него. Франц Брентано (1838-1917) Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) Развили теорию сознания как всеобщего отношения направленности на предмет

Изображение слайда

Слайд 35: ПАРМЕНИД

ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ = бытие мышление ПАНЛОГИЗМ К Пармениду возникают очевидные вопросы. Если бытие = мышление, то получается, что то, что вне мышления (например, реальные собаки), то и вне бытия, то есть реальные собаки не обладают бытием. Как это объяснить? ОТВЕЧАЕМ: Строго говоря, помыслить единичный предмет вообще невозможно – у него бесконечное число свойств и определений. Даже если предмет моей мысли – данная собака, то все равно сама эта собака богаче любого ее «среза» в мысли, который отражает лишь постоянные, неизменные ее свойства.

Изображение слайда

Слайд 36: ПАРМЕНИД

К Пармениду возникают очевидные вопросы. Если бытие = мышление, то получается, что то, что вне мышления (например, реальные собаки), то и вне бытия, то есть реальные собаки не обладают бытием. Как это объяснить? ОТВЕЧАЕМ: Предмет знания должен быть неизменным и постоянным в своих определениях – иначе это не было бы ЗНАНИЕМ о нем. Познать нечто – значит остановить его, увидеть его в статике, определить как о-пред é лить, лишить его подвижности, смены состояний, то есть вывести его за пределы чувственного мира, наполненного индивидами. То есть наличие реальных собак не есть бытие в собственном смысле этого слова. ПАРМЕНИД ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ = бытие ПАНЛОГИЗМ мышление

Изображение слайда

Слайд 37: ПАРМЕНИД

К Пармениду возникают очевидные вопросы. 2) Мы же можем помыслить и то, чего нет (в реальном мире). Если мы помыслили русалку – значит она стала существующей? ОТВЕЧАЕМ 2. Да, в определенном смысле. Мы сконструировали понятие русалки (общее или единичное – не важно), следовательно, русалка существует в качестве особого интеллигибельного (умопостигаемого) объекта – понятия, являющегося идеальным бытием – бытием в качестве предмета наших мыслей. Когда мы мыслим русалку, это не значит, что мы мыслим несуществующее – у него не было бы ни одного определения, его нельзя было бы сделать предметом мысли. ПАРМЕНИД ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ = бытие мышление ПАНЛОГИЗМ

Изображение слайда

Слайд 38: ПАРМЕНИД

ПРЕДМЕТ МЫСЛИ МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ = бытие мышление ПАНЛОГИЗМ Данные вопросы и ответы наводят на очень важную догадку об интуициях Парменида – нельзя помыслить чувственное бытие. «Есть» в чувственном мире и в мире мысли – это различные типы самого этого «есть». Действительно, Парменид проводит непроходимую границу между двумя мирами – МЫСЛИМОГО («идеальным», умопостигаемым) и ПРЕДСТАВИМОГО («материальным», чувственным). Бытие vs. Существование. МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО

Изображение слайда

Слайд 39: Путь истины» и «путь мнения»

Бытие Вечно Едино Неподвижно Умопостигаемо (Мыслимо) Предмет знания Существование Преходяще Множественно Текуче, изменчиво, подвижно Чувственно воспринимаемо (Представимо) Предмет мнения Все доказательства Парменидом свойств бытия единообразны. Например: Если бы бытие было невечным, значит, оно превращалось бы в небытие (или возникало бы из него). Но небытия нет. Поэтому бытие вечно. © Элементы оформления – В.В. Горбатов

Изображение слайда

Слайд 40: МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО

Панлогистский тезис о тождестве бытия и мышления, или тезис о непредставимости мыслимого можно доказать в философии Парменида и другим путем – с использованием категории истины. Истина (истинное познание бытия) – это соответствие между мыслью о предмете и самим предметом (содержанием мысли). Но принципиально невозможно достичь соответствия, если мы имеем дело с объектами различной природы – мыслью (идеальным) и чувственной вещью (материальным). Следовательно, искомое соответствие, истина, подлинное бытие достижимы только тогда, когда предмет мысли и есть сама эта мысль. Это понятно: предмет знания должен быть неизменным (как идеальный объект).

Изображение слайда

Слайд 41: ПАРМЕНИД И ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

ЕСЛИ НЕЧТО МОЖЕТ МЫСЛИТЬСЯ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРЕДСТАВИТЬ (НАГЛЯДНО) ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПОМЫСЛИТЬ МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО ПРЕДСТАВИМОЕ НЕМЫСЛИМО

Изображение слайда

Слайд 42: ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430 гг.)

ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПОМЫСЛИТЬ ПРЕДСТАВИМОЕ НЕМЫСЛИМО МЫСЛИМОЕ ПРЕДСТАВИМОЕ П усть представимое все-таки мыслимо (например, движение, множественность) [ Утверждение С ] М. [ Утверждение Неверно, что С ] М+1. Неверно, что представимое можно помыслить

Изображение слайда

Слайд 43: ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430)

МЫСЛИМОЕ ПРЕДСТАВИМОЕ Г, А  С &  С Г   А REDUCTIO AD ABSURDUM П усть Х – сущее (бытие), Y – единое, Z – ограниченное. П усть Х не есть Y (Х есть не- Y) Х (как не- Y ) есть С. Х (как не- Y ) есть не-С N+1. Х есть Y.

Изображение слайда

Слайд 44: АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО

Апории против возможности мыслить множественность БЫТИЕ ЕДИНО Апории против возможности мыслить движение БЫТИЕ НЕПОДВИЖНО ЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ОБОСНОВАНИЕ МЕТАФИЗИКИ!!!

Изображение слайда

Слайд 45: ДИАЛЕКТИКА (?) ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО

БЫТИЕ ЕДИНО БЫТИЕ НЕПОДВИЖНО МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД – ОДНОСТОРОННЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДМЕТА В СТАТИКЕ, НЕ УЧИТЫВАЮЩЕЕ ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ЭВОЛЮЦИЮ, РАЗВИТИЕ, ВСЕ БОГАТСТВО ВЗАИМОСВЯЗЕЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МИРЕ Зенон Гегель

Изображение слайда

Слайд 46: АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО

Пример + Пусть вещей много Тогда их ровно столько, сколько их есть Их число, стало быть, ограниченно Но между одними вещами располагаются другие (ибо вещи отделены друг от друга – бытие множественно) и так далее. Сущее по числу неограниченно, беспредельно. Противоречие (3 и 5) Сущее едино (1 и 6) Апории против возможности мыслить движение «Дихотомия» «Летящая стрела» «Ахиллес и черепаха» «Стадион»

Изображение слайда

Слайд 47: АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Невозможно помыслить сам процесс движения –по сути, главную характеристику чувственного мира – ведь он изменчив = подвижен ПОПЫТАЕМСЯ ПОМЫСЛИТЬ ЛЕТЯЩУЮ СТРЕЛУ 0 А В С Д Т 0 Т 1 Т 2 Т © Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов

Изображение слайда

Слайд 48: АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Невозможно помыслить сам процесс движения В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА ЗАНИМАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В ПРОСТРАНСТВЕ 0 А В С Д Т 0 Т 1 Т 2 Т © Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Изображение слайда

Слайд 49: АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Невозможно помыслить сам процесс движения А РАЗ ОНА ЕГО ЗАНИМАЕТ, ЗНАЧИТ, ОНА В НЕМ ПОКОИТСЯ (ОНА ДОЛЖНА ХОТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ, НО «ПОСТОЯТЬ ТАМ») – ИНАЧЕ БЫ ЕЕ ТАМ НЕ БЫЛО 0 А В С Д Т 0 Т 1 Т 2 Т © Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов STOP!!! АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Изображение слайда

Слайд 50: АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Невозможно помыслить сам процесс движения НО В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА ГДЕ-НИБУДЬ, ДА НАХОДИТСЯ, ЗНАЧИТ, ОНА В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ ПОКОИТСЯ, ЗНАЧИТ, ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА ПОКОИТСЯ 0 А В С Д Т 0 Т 1 Т 2 ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ © Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Изображение слайда

Слайд 51: АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »

0 1000 м 1010 м 1010, 1 м Т 0 Т 1 Т 2 Т 3 Т Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой, движущийся с меньшей скоростью в том же направлении © Элементы текста - В.В. Горбатов Точка, где Ахилл физически должен догнать черепаху

Изображение слайда

Слайд 52: АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »

0 1000 м 1010 м 1010, 1 м Т 0 Т 1 Т 2 Т 3 Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой, движущийся с меньшей скоростью в том же направлении РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ АХИЛЛОМ И ЧЕРЕПАХОЙ БУДЕТ ВСЕ ВРЕМЯ СОКРАЩАТЬСЯ… © Элементы текста - В.В. Горбатов АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »

Изображение слайда

Слайд 53: АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »

0 1000 м 1010 м 1010, 1 м Т 0 Т 1 Т 2 Т 3 …И СОКРАЩАТЬСЯ… © Элементы текста - В.В. Горбатов АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА » Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой, движущийся с меньшей скоростью в том же направлении

Изображение слайда

Слайд 54: АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »

0 1000 м 1010 м 1010, 1 м Т 2 Т 3 …НО НИКОГДА НЕ СТАНЕТ РАВНЫМ НУЛЮ ЧТОБЫ ДОГНАТЬ ЧЕРЕПАХУ, АХИЛЛУ НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕТЬ БЕСКОНЕЧНОЕ ЧИСЛО ОТРЕЗКОВ ПРЯМОЙ. НО ЗА КОНЕЧНОЕ ВРЕМЯ ОДОЛЕТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЬ НЕ МОЖЕТ ДАЖЕ СЫН БОГИНИ ФЕТИДЫ ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА »

Изображение слайда

Слайд 55: АПОРИЯ «ДИХОТОМИЯ »

Невозможно помыслить начало и конец движения А 1/16 1 /8 1/4 ½ В НЕВОЗМОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, КАКИМ ОБРАЗОМ НАМ УДАЕТСЯ СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ, КОГДА МЫ НАЧИНАЕМ ДВИЖЕНИЕ – КАК УДАЕТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХ ОТРЕЗКОВ © Рисунок - В.В. Горбатов

Изображение слайда

Слайд 56

Движения нет?! © Слайд В.В. Горбатова

Изображение слайда

Слайд 57: ПАРМЕНИД И ЗЕНОН

МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ Дике ПАРМЕНИД ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ СВОИ ИДЕИ ОЧЕНЬ ТРУДНЫМ ФИЛОСОФСКИМ ЯЗЫКОМ, ХОТЯ И ОБЛЕК СВОИ МЫСЛИ В ПОЭТИЧЕСКУЮ ФОРМУ

Изображение слайда

Слайд 58: ПАРМЕНИД И ЗЕНОН

МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ ЗЕНОН ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ ИДЕИ ПАРМЕНИДА БОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ, НАГЛЯДНЫМ ОБРАЗОМ ЗЕНОН НЕ ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО ДВИЖЕНИЯ НЕТ!!! ОН ДОКАЗЫВАЛ ЛИШЬ, ЧТО ЕГО НЕЛЬЗЯ МЫСЛИТЬ!!! ПАРМЕНИД И ЗЕНОН

Изображение слайда

Слайд 59: ПАРМЕНИД И ЗЕНОН

МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ ЗЕНОН ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО ДВИЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ МЫСЛИТЬ, ТО ЕСТЬ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ НЕПРОТИВОРЕЧИВУЮ МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОГО МИРА, ИНЫМИ СЛОВАМИ – ДИНАМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ОБНАРУЖИВ В НЕЙ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ОН ПОСПЕШИЛ ОБЪЯВИТЬ ЕЕ НЕДОСТУПНОЙ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ – НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО. ПАРМЕНИД И ЗЕНОН

Изображение слайда

Слайд 60: ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?

МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ П одлинный мир (бытие) и его свойства могут быть познаны только разумом – зарождение РАЦИОНАЛИЗМА в гносеологии. Панлогизм как одна из крайних форм рационализма. К ритика претензий чувственности на познание вещей. Познание = фиксация устойчивых, неизменных черт объекта, его «снимок», «омертвление». Метафизический метод.

Изображение слайда

Слайд 61: ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?

МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ 4. П редметом познания, то есть и философии, не может быть чувственный мир >> познается не конкретная кошка Мурка, а универсальное свойство «быть кошкой» (неизменный объект). 5. П одлинное бытие едино, вечно, неизменно.

Изображение слайда

Слайд 62: ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?

МЫСЛИМОЕ МИР ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИМОЕ МИР МНЕНИЯ МЕЛИСС САМОССКИЙ ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ БЫТИЯ ИЗ НИЧЕГО НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ – EX NIHILO NIHIL FIT

Изображение слайда

Слайд 63: ЭМПЕДОКЛ из Аграганта

Классический плюралист: ни одно из 4 начал нельзя предпочесть другому. Все они (вода, воздух, огонь, земля) являются первоначалами («корнями всех вещей») в равной степени. Каждая вещь возникает и существует как сочетание этих корней в различных пропорциях. Например: кость – 2:0:4:2, нервы – 2:0:1:1 Однако же эти начала («материальные») ПАССИВНЫ АКМЭ – 84-я олимпиада (444-441 гг. до н.э.)

Изображение слайда

Слайд 64: ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)

Все процессы в мироздании в конечном итоге объясняются борьбой двух по характеру антагонистических и по сути психических («нематериальных») сил – ЛЮБВИ и ВРАЖДЫ. Филия – космическая причина добра и единства, Нейкос – зла и вражды. Любовь соединяет разнородное и разделяет однородное. Вражда разделяет разнородное и соединяет однородное. АКМЭ – 84-я олимпиада (444-441 гг. до н.э.)

Изображение слайда

Слайд 65: ЭМПЕДОКЛ

Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно четырехфазному ритму ФАЗА 1 Эмпедокл (490-430 гг.) ЛЮБОВЬ ВРАЖДА + - + - + - + - + - + - Господство Любви

Изображение слайда

Слайд 66: ЭМПЕДОКЛ

Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму ФАЗА 2 Эмпедокл ЛЮБОВЬ ВРАЖДА Динамическое равновесие Любви и Вражды

Изображение слайда

Слайд 67: ЭМПЕДОКЛ

Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму ФАЗА 3 Эмпедокл ВРАЖДА ЛЮБОВЬ + + - - + + + + - - - - + + Господство Вражды

Изображение слайда

Слайд 68: ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)

Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму ФАЗА 4 Эмпедокл ВРАЖДА ЛЮБОВЬ Динамическое равновесие Вражды и Любви

Изображение слайда

Слайд 69: АНАКСАГОР из Клазомен

Входил в кружок Перикла 490 г. 429 г. Главный вопрос философии Анаксагора – проблема качественного превращения тел. При этом ведь ничто не возникает из небытия – элейский закон Все составляется в результате смешения и выделения (а не возникает или уничтожается). Расцвет Греции – 479 (Саламин)– 431 гг. (Пелопон. война)

Изображение слайда

Слайд 70: АНАКСАГОР из Клазомен

Анаксагор (500 – 428 гг. до н.э.) Критика традиционного «стихийного» подхода >> УЛЬТРАПЛЮРАЛИЗМ Первичны (одинаково) все без исключения состояния (качества) вещества – точнее, мельчайшие, невидимые частицы – носители этих качеств – ГОМЕОМЕРИИ. Качества вечны и неизменны Принцип «Все во всем»: в каждом месте космоса содержатся гомеомерии всех видов. Свойства вещей определяются качествами тех «семян», которые в ней преобладают Качественное превращение вещи состоит в смене большинства в ней содержащихся «семян всех вещей»

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ: АНАКСАГОР из Клазомен

Более того, принцип «все во всем» действует и вглубь, на «интенсивном уровне»: любая гомеомерия содержит в себе семена всех остальных вещей, но более малого порядка. Сущее не просто бесконечно, но бесконечно бесконечно, причем все части и части частей разнокачественны Гомеомерии сами пассивны (как «корни» Эмпедокла») >> нужна творческая, упорядочивающая мир в Космос, сила. Это начало – Нус (Космический Ум). Сходство с двумя силами Эмпедокла. Ум един, он движет миром и он познает мир, являясь чистейшей из всех вещей (ср. Аристотель). Анаксагор (500 – 428 гг. до н.э.)

Изображение слайда

Похожие презентации