Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III — презентация
logo
Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
  • Эпиграф к уроку
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка.
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • План анализа эпизода.
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • На балу у Фамусова
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Развязка конфликтов?
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Победитель или побежденный?
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Выводы урока
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III
  • Домашнее задание
  • Фамусов и его домочадцы
  • Гости Фамусова
1/36

Слайд 2: Эпиграф к уроку

Тексты … внешне даже самые ясные и податливые говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать. Марк Блока Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор, Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. А.С. Пушкин …Комедия бессмертна, потому что бессмертен ее конфликт – конфликт Чацкого и Молчалина, таланта и посредственности, ума и здравого смысла. И.С. Грачева

Изображение слайда

Слайд 3

Цель. Понять, в чем заключаются особенности анализа эпизода именно драматического произведения. Выяснить значение анализа эпизода для понимания идеи произведения. Закрепить навыки характеристики героев и их языка.

Изображение слайда

Слайд 4

1.Какое произведение называется драматическим и что можно рассматривать в качестве его эпизода? (Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене, поэтому особенностью его композиции является деление на действия, которые, в свою очередь, состоят из сцен (или явлений ). Их-то и нужно рассматривать как эпизоды драматического произведения).

Изображение слайда

Слайд 5: Экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка

Никита Подгорный в роли Чацкого Молчалин и дамы Гости на балу у Фамусова (В роли Фамусова – Сергей Гармаш, в роли Софьи – Марина Александрова) Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в театрах СССР и России (в XX - XXI веках) Элементы композиции любого драматического произведения.

Изображение слайда

Слайд 6

Эпизод – это законченный фрагмент, но не изолированный отрывок из текста часть фабулы (сюжета) часть жизни героя. связывает всё воедино помогает увидеть и понять целое. Жизнь героя художественного произведения – это цепь эпизодов, по участию в них мы сможем судить, главный он герой или второстепенный.

Изображение слайда

Слайд 7

1.Как вы определите границы эпизода? (Меняются действующие лица, совершаются другие действия) 2.Что составляет содержание эпизода? (Описание обстановки, поступки героев) 3.Меняется ли после эпизода что-то в сюжете, в жизни героя? (Да, мы узнаём о жизни героя что-то новое; он вступает в иные отношения с другими героями) 4. Как вы понимаете слова «эмоциональный пафос»? ( Главное настроение эпизода, чувство)

Изображение слайда

Слайд 8

2. Что значит анализировать эпизод (сцену)? (Проанализировать сцену – значит: определить взаимоотношения персонажей; уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния; показать, с помощью каких приемов в этой сцене раскрываются характеры; понять какова роль этой сцены в развитии действия и конфликта пьесы.)

Изображение слайда

Слайд 9

Как бы вы назвали эпизод? Какое место занимает эпизод в композиции произведения? Что за герои принимают участие в действии в этом эпизоде? Что можно сказать о речевом строе? Какими средствами автор воспользовался при изображении персонажей? Каков пафос эпизода? Как этот эпизод помогает понять идею произведения? Какая тема произведения получила своё развитие в данном эпизоде? 3. Вопросы, на которые мы должны с вами ответить в ходе работы над эпизодом.

Изображение слайда

Слайд 10: План анализа эпизода

1.Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с проблематикой. (Значение эпизода для дальнейшего развития событий, связь с предыдущими). 2. Основные герои, изобразительные средства языка. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий: А) способы создания образов; Б) художественные особенности языка, их значение. 3. Насколько важен эпизод для понимания смысла всего произведения, его основной идеи.

Изображение слайда

Слайд 11

Определение места и роли явления 21 в произведении, его связь с проблематикой. Экспозиция. I действие – приезд Чацкого в дом Фамусова, любовный конфликт, тут же разговор с Фамусовым и противоположность их взглядов на общественное устройство и жизненные принципы. На протяжении II и III действий эти конфликты продолжают развиваться. Усиливается и противостояние Чацкого и Фамусова, Чацкого и Молчалина, Чацкого и всего фамусовского общества. Чацкий чужд всем, расходится с остальными во взглядах по всем общественным вопросам.

Изображение слайда

Слайд 12: На балу у Фамусова

«…Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!..»

Изображение слайда

Слайд 13

Действие III, явление 1. Рождение слуха о сумасшествии Чацкого. София (про себя): Вот нехотя с ума свела! Явление 14 София: Он не в своем уме. Г.Н.: Ужли с ума сошел? София (помолчавши): Не то, чтобы совсем… Г.Н.: Однако есть приметы? София (смотрит на него пристально): Мне кажется. Явление 15 Г.Н.: Ты слышал? Г.Д.: Что? Г.Н.: Об Чацком? Г.Д.: Что такое? Г.Н.: С ума сошел! Г.Д.: Пустое. Г.Н.: Не я сказал, другие говорят… Г.Д.: А ты расславить это рад. Явление 16 Елена Николаевна Гоголева В роли Софьи, " Горе от ума " А.С.Грибоедова, 1919 год.

Изображение слайда

Слайд 14

Г.Д.: Ты знаешь ли об Чацком? Загорецкий: Ну? Г.Д.: С ума сошел..! Загорецкий: А! Знаю, помню, слышал… Явление 17 Графиня внучка:… Я говорила с ним. Загорецкий: Так я вас поздравляю. Он сумасшедший… Графиня внучка: Что? Загорецкий: Да, он сошел с ума. Явление 19 Загорецкий: В горах изранен лоб, сошел с ума от раны. Явление 20 Графиня бабушка: Князь, слышали? Князь: А – хм? Графиня бабушка: Он ничего не слышит! Хоть, может, видели, здесь полицмейстер был? Князь: Э – хм? Графиня бабушка: В тюрьму-то, князь, Кто Чацкого схватил? Явление 21 Загорецкий: Безумный по всему!

Изображение слайда

Слайд 15

Хлестова: С ума сошел! прошу покорно! Да невзначай! да как проворно! Ты, Софья, слышала? Фамусов (входя): О чем? о Чацком, что ли? Чего сомнительно? Я первый, я открыл! Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет ! « Безумный по всему! »

Изображение слайда

Слайд 16

Это Платон Михайлович Горич, ранее служивший с Чацким в одном полку и считавшийся его приятелем. Он не опровергает сплетню по нескольким причинам: во-первых, так говорит его жена, а с ней лучше не спорить; во-вторых, так говорят московские тузы Фамусов и Скалозуб. Как можно спорить с ними? Того и гляди, тебя тоже признают сумасшедшим! Лучше промолчать. Сплетня о сумасшествии Чацкого нашла живую поддержку у всех гостей Фамусова. Или все-таки не у всех? Кто из гостей не согласен со плетней и почему не возражает против ее распространения? Платон Михайлович Горич «Горе от ума» А.Грибоедова

Изображение слайда

Слайд 17

В чем гости Фамусова и сам хозяин видят проявление сумасшествия Чацкого? – Ругал власти, осуждал подлость, рассмеялся “невпопад”, советовал одному жить в деревне, другому – не служить в архивах… Кстати, кто из присутствующих, обвиняя Чацкого, солгал? – Молчалин, которому Чацкий ничего подобного не советовал, очень хочет хоть здесь, в рождении сплетни, быть наравне со всеми. В чем же гости видят причины сумасшествия Чацкого? – В злоупотреблении спиртными напитками, в учении, в книгах.

Изображение слайда

Слайд 18

Что для Чацкого означает слово “ум”? А что для Фамусова и его гостей? - Для Чацкого ум – способность мыслить, высокие интеллектуальные способности. Для Фамусова ум – умение соблюсти свою выгоду, поладить с людьми богатыми, заслужить высокие чины, т.е. расчетливость, умение приспособиться. С кем согласны вы и почему? На чьей стороне автор? У Грибоедова в комедии “25 глупцов на одного умного человека”, по его собственным словам.

Изображение слайда

Слайд 19

Основные герои, изобразительные средства языка. (чтение сцены 21. Речевые характеристики).

Изображение слайда

Слайд 20

В 21 сцене общественный конфликт достигает кульминации: все в один голос называют Чацкого сумасшедшим. Наивысшей точки достигают злоба, ненависть и страх присутствующих по отношению к Чацкому. . (Иллюстрация Д. Н. Кардовского.) Какой использует автор стилистический прием в 21 сцене? Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Изображение слайда

Слайд 21

Какие еще языковые средства использует автор в этой сцене? Используется гротеск – преувеличение, доведенное до абсурда. (Например, предложение закрыть школы и лицеи или сжечь все книги, чтобы избавить общество от опасности сумасшествия). Многие персонажи используют в своей речи просторечные, грубые выражения или просто разговорную лексику : “ с ума спрыгнул ”, “шампанское стаканами тянул ”, “на басни бы налег ”, “ чай, пил не по летам ”, “потребует к разделке ”, “все врут календари” и т.д. Другие используют штампы (“зло пресечь”, “прошу покорно”…) (“ ланкарточный ” – искаженное слово “ланкастерский”) военную терминологию (“Там будут лишь учить по-нашему: раз, два…”). Эти и другие языковые средства помогают охарактеризовать персонажей, их интересы, жизненную философию. Мы понимает по этой искаженной безграмотной, порой бессвязной речи, насколько они необразованны.

Изображение слайда

Слайд 22

Как авторские ремарки помогают нам понять поступки и характеры персонажей, а также суть конфликта? (Загорецкий свою ложь о пьянстве Чацкого произносит “с жаром”. Значит, ему доставляет удовольствие лгать и сплетничать. Фамусов разговаривает с Чацким “опасливо”, то есть осторожно, так как не желает идти на конфликт, на всякий случай избегает открытой ссоры. И все остальные желают отмежеваться от Чацкого, поэтому “пятятся от него в противоположную сторону”.)

Изображение слайда

Слайд 23

В 22 сцене чувства Чацкого достигают наивысшего напряжения (“мильон терзаний”) и его одиночество. Сцены 21 и 22 можно назвать кульминацией социального (общественного) конфликта Идейная роль эпизода

Изображение слайда

Слайд 24

5. Почему в 22 сцене не происходит развязки социального (общественного) конфликта, как это обычно бывает после кульминации? Развязка предполагает спад напряженности, благополучное разрешение конфликта или открытое противостояние героев. Ничего этого не происходит ни в комедии, ни в жизни, которую комедия отражает.

Изображение слайда

Слайд 25

Чацкий: Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил! А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд,- За двери прячется, боится быть в ответе. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич!- Молчалины блаженствуют на свете! 25 Софья и Чацкий

Изображение слайда

Слайд 26

Чацкий: Кричи, чтобы скорее подавали. (Лакей уходит.) Ну вот и день прошел, и с ним Все призраки, весь чад и дым Надежд, которые мне душу наполняли. Чего я ждал? Что думал здесь найти? 26 Финал

Изображение слайда

Слайд 27: Развязка конфликтов?

«…Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!..»

Изображение слайда

Слайд 28

4. В чем особенность IV действия? В IV действии кульминации достигает и любовный конфликт. Там мы находим и их развязку, причем развязка общественного конфликта не только отодвинута от кульминации, но и как-то стерта, неопределенна.

Изображение слайда

Слайд 29: Победитель или побежденный?

«Мильон терзаний» А.А. Чацкого «25 глупцов на одного умного человека» А.С. Грибоедов

Изображение слайда

Слайд 30

Да… Развязки не последовало. Кто же победитель, а кто побежденный в этом противостоянии и одинок ли Чацкий в своей борьбе? Чацкий не одинок, так как в произведении то и дело появляются внесценические персонажи, вызывающие недовольство фамусовского общества: это и двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу, и князь Федор, который, получив образование, уезжает в деревню, и “профессоры”, упражняющиеся в расколе. Наверняка, найдутся и ещё. И пусть развязки нет, и Чацкий уезжает с разбитым сердцем, оклеветанный и одинокий – время Фамусовых уже заканчивается. Появились новые люди, которые не дают фамусовскому обществу жить спокойно. Будущее, несомненно, за ними.

Изображение слайда

Слайд 31: Выводы урока

Те, кто противостоит фамусовскому обществу, не могут сразу победить, их считают странными, объявляют сумасшедшими. Они пока в меньшинстве, но будущее за ними, и Чацкий – один из них. Правильное понимание каждого эпизода помогает правильно понять основную мысль всего произведения, его идею.

Изображение слайда

Слайд 32

« Горе от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного идеала - общественного, политического, морального.

Изображение слайда

Слайд 33

Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Между Фамусовым, защитником самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником «свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности, о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе. В разговоре с Фамусовым он ставит под сомнение авторитеты, которым поклоняется всё общество, он говорит о «подлейших чертах прошедшего жития». Чацкий – патриот, он готов служить на благо Отчизны, готов служить «делу, а не лицам», при этом «прислуживаться» ему тошно. М. И. Царёв в роли Чацкого (" Горе от ума " А. С. Грибоедова)

Изображение слайда

Письменно проанализируйте один из монологов Чацкого и выучите его наизусть.

Изображение слайда

Слайд 35: Фамусов и его домочадцы

П.А. Фамусов Молчалин Софья

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III: Гости Фамусова

С.С. Скалозуб А.А. Загорецкий А.Н. Хлестова

Изображение слайда

Похожие презентации