Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ” — презентация
logo
Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
  • Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”
1/18

К этой работе надо относиться именно как к попытке самостоятельно поставить проблему, сформулировать цель, задачи и найти способы их решения.

Изображение слайда

Слайд 2

Автор работы — ученица 9 класса, научный руководитель — педагог-психолог высшей категории, длительность проекта — 1,5 года. Проблема принятия людей-инвалидов существовала в обществе всегда. Обычно мы не задумываемся об этом до тех пор, пока не столкнёмся с серьёзными трудностями лицом к лицу. Очень долго данная проблема считалась медицинской, и её решение являлось задачей врачей. Однако с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблемы людей с особыми потребностями не только решаются с точки зрения медицины, а ещё и рассматриваются сквозь призму общественных отношений.

Изображение слайда

Слайд 3

В отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России исторически можно выделить три основных подхода: сегрегация, интеграция и инклюзия. Первый этап — сегрегация. Детей с ОВЗ отделяли от общества, воспитывали и обучали в специализированных детских садах и школах. Дети, имеющие более легкую степень нарушений, могли освоить в этих учебных заведениях некоторые профессии, правда, их выбор был невелик. Все остальные получали пособия по инвалидности и вели обособленный образ жизни, зачастую общаясь только с родителями или работниками интернатов. Вторым этапом была интеграция — процесс, направленный на объединение всех членов общества в целостную социальную систему. Данный подход предполагал наличие «классов выравнивания» для детей, имеющих трудности в обучении, и обеспечивал в дальнейшем доступ к основным сферам жизнедеятельности, таким, как труд, быт и досуг.

Изображение слайда

Слайд 4

Сейчас осуществляется третий этап — инклюзия, т. е. полное включение детей с особенностями развития в жизнедеятельность общества. Инклюзивное образование — это такая организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же учебных учреждениях. В России действует долгосрочная целевая программа «Доступная среда». Её цель — обеспечить инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственный доступ к услугам и массово посещаемым объектам, таким как больницы, театры, школы, вузы, бассейны, стадионы ит. д. Но проблема ребёнка с ограниченными возможностями состоит не только в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в лишении общения с другими, здоровыми детьми. Таким детям необходима помощь и понимание не только близких и родных, но и общества в целом.

Изображение слайда

Слайд 5

Готово ли общество принимать людей с ОВЗ и инвалидов? А смогут ли все в достаточной мере проявить уважение и терпимость, почувствовать чужую боль как свою и лично помочь в трудной ситуации? А смогу ли я? Понимая значимость данной проблемы, я решила: изучить вопрос внедрения инклюзивного образования в нашей школе посредством разработки опросника и проведения анкетирования учителей и учащихся; выявить трудности, влияющие на реализацию процесса внедрения инклюзивного образования; организовать инициативную группу для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами; создать условия для передачи полученного опыта другим ученикам и учителям в школе.

Изображение слайда

Слайд 6

Главными критериями результативности реализации проектного замысла должны стать: повышение уровня толерантности учащихся; развитие способности к рефлексии у всех участников образовательного процесса; участие большего числа заинтересованных школьников и учителей в создании комфортной психологической среды в школе. Проанализировав информацию по данной теме, я перешла к формулированию целей и задач проекта, а также возможных изменений существующей социальной ситуации: считаю, что мои одноклассники, взаимодействуя с «особенными» детьми, начнут ценить свои возможности, получат бесценный опыт и проявят лучшие качества своей личности: сочувствие, доброту и понимание. Учителя станут больше верить в наши возможности и желание помочь «особенным» детям; предполагаю существование взаимосвязи между низкой толерантностью школьников к детям с ОВЗ и отношением педагогов к внедрению инклюзивного образования.

Изображение слайда

Слайд 7

Цель. Участие в развитии благоприятной психологической среды в рамках успешного внедрения инклюзивного образования. Задачи проекта: проведение анкетирования с целью анализа уровня развития толерантности в школе; мониторинг отношения педагогов к проблеме инклюзивного образования ; ознакомление учащихся школы с проблемами детей с ОВЗ; создание инициативной группы старшеклассников с целью организации совместной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности; организация досуга детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством проведения игрового занятия силами инициативной группы; участие в коррекционно-развивающей деятельности, организованной в рамках внедрения инклюзивного образования в школе.

Изображение слайда

Слайд 8

Ход реализации проекта. В ходе реализации проектного замысла потребовалась помощь специалистов психолого-педагогической службы и педагогов школы, сотрудников учреждения для « особенных» детей. На первом этапе реализации проекта мне было необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию в своей школе и выяснить отношение к проблеме инклюзивного образования как педагогов, так и своих одноклассников. В опросе приняли участие 104 человека, из них 51 мальчик и 53 девочки. Они отвечали на следующие вопросы: кого можно считать ребёнком-инвалидом? Знаешь ли ты о жизни детей-инвалидов? Есть ли в твоем окружении дети-инвалиды? Какие чувства ты испытываешь к детям-инвалидам? Где живут дети-инвалиды? Где должны учиться дети-инвалиды? Как ты относишься к тому, что с тобой будут учиться дети-инвалиды?

Изображение слайда

Слайд 9

Анализ результатов анкетирования показал, что мнения детей разделились : одни считают инвалидов «людьми с ограниченными возможностями» (31%), другие — «людьми, которым требуется помощь окружающих» (28%). При этом стоит заметить, что были ответы, которые позволяют нам сделать вывод, что мои одноклассники не обладают в достаточной мере информацией по данному вопросу. Вероятно, каждый опрошенный хотя бы однажды встречал инвалида, но большинство даже никогда не задумывались о жизни этих людей, их трудностях и возможностях. Выяснилось, что 15% опрошенных имеют в своём окружении детей-инвалидов. Людей, равнодушных к «особенным» людям, среди респондентов нет, подавляющее большинство опрошенных детей относятся к ним с жалостью и сочувствием. Им трудно представить, что инвалиды — такие же люди, просто ограниченные в своих возможностях. Хотя вряд ли можно сказать, что их возможности ограниченны, учитывая достижения паралимпийцев или полноценную жизнь Ника Вуйчича.

Изображение слайда

Слайд 10

Поскольку я опрашивала школьников, то важно было узнать, как они воспримут тот факт, что вместе с ними будут учиться дети-инвалиды. Следует обратить внимание, что 37% опрошенных отнесутся к появлению в своём классе инвалида настороженно, постараются в первое время присмотреться к новичку, а 54% могут даже избегать взаимодействия. Радует, что хотя бы 9% постараются подружиться с «особенными» детьми. Анализ результатов изучения мнения учителей выявил следующее: у некоторых педагогов (43%) недостаточно информации по данной проблеме; 33 % учителей в настоящее время не владеют приёмами обучения детей с ОВЗ; существуют определённые различия между ответами воспитателей и учителей. Однако, несмотря на трудности, 60% воспитателей дошкольного отделения и 54% школьного в большей или меньшей степень считают себя готовыми к внедрению инклюзивного образования в образовательный процесс.

Изображение слайда

Слайд 11

Меня обеспокоили опасения некоторых учителей о том, что мы, дети, по их мнению, не готовы к таким изменениям. Я поняла, что можно много говорить на эту тему, но пока не начнёшь делать, ничего с места не сдвинется. Я решила сделать всё, что в моих силах, и, не имея особенного опыта, силами инициативной группы познакомиться с детьми из школы-интерната и провести там занятие. Там учатся дети с основным диагнозом «умственная отсталость» и с сопутствующими заболеваниями, такими, как ранний детский аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), синдром Дауна и др. Всего в этой школе 16 классов, с первого по девятый. Среди общеобразовательных предметов нет таких, как химия, физика, иностранные языки, зато существуют специальные предметы: игротерапия, логопедия и психологический практикум. В школе организована работа кружков дополнительного образования, а именно: фольклорный ансамбль, кружок изобразительной деятельности, спортивные секции (плавание, теннис, лёгкая атлетика). Каждый год дети принимают участие во многих городских спортивных и культурных мероприятиях.

Изображение слайда

Слайд 12

На нашем игровом занятии присутствовали восемь детей от 9 до 12 лет с умственной отсталостью, ДЦП, синдромом Дауна и другими особенностями развития. Занятие проводили три участника инициативной группы и педагог-психолог. Описание ситуации на занятии. Как только ребята зашли в класс, некоторые сразу проявили ко мне интерес, не боялись, а даже, наоборот, были инициаторами знакомства. Большинство мальчишек ринулись к конструктору, не замечая посторонних. Когда мы попросили ребят встать в круг, реакции были разными: кто-то с радостью побежал к нам, расспрашивая о том, что мы будем делать, некоторые ребята не хотели закончить свою игру, был также один мальчик, у которого появился ярко выраженный страх общения с посторонними. Во время совместной игры дети тоже по-разному себя вели: некоторые с удовольствием принимали участие, кто-то не хотел брать за руку другого, выходил из игры, а кто-то с большим интересом наблюдал за нами, но всё равно боялся взаимодействовать. Когда мы предложили смастерить поделку, многие откликнулись, но часть мальчиков ушли играть в конструктор. Мальчик, боявшийся подойти к нам, проявил интерес, его страх прошёл, но не полностью, поэтому он сел на безопасном для себя расстоянии.

Изображение слайда

Слайд 13

Проведя игровое занятие, я поняла, что к каждому ребёнку нужен особый подход. Занятие заняло больше времени, чем планировалось, Потому что дети проявили заинтересованность и не хотели прекращать игру, анализируя трудности, я сделала вывод, что необходимо больше знаний об индивидуальных особенностях детей и нужно внимательнее следить за временем. Фотографии и видео занятия я показала одноклассникам, рассказала им о своих впечатлениях и о новых планах. Возможную динамику развития их толерантности и других процессов я представлю в анализе повторного анкетирования.

Изображение слайда

Слайд 14

Оценка эффективности и результативности. Проведённая работа доказывает важность реализации системы мероприятий с целью формирования позитивного общественного мнения по отношению к детям с ОВЗ и инвалидностью для обеспечения условий их успешной интеграции в общество. Анализ результатов повторного анкетирования позволяет сделать следующие выводы: Динамику развития толерантности подтверждают ответы на вопрос 1.1. «Как ты думаешь, где должны учиться дети-инвалиды?» : в нашей школе: было 3%, стало 49%: в интернате: было 25%, стало 7%; и вопрос 1.2. «Как ты отнесёшься к тому, что вместе с тобой будут учиться дети-инвалиды?»: отрицательно : было 56%, стало 3%; нормально, постараюсь подружиться: было 9%, стало 82%. 2. О развитии толерантности свидетельствуют ответы на вопрос о том, какие чувства испытывают учащиеся по отношению к инвалидам: «желание помочь» увеличилось с 14 до 75%, а «тревога и беспокойство» уменьшились с 48 до 13%. 3. Я поняла, что отношение моих сверстников к «особенным» детям изменилось, потому что их стали рассматривать как конкретных людей, с конкретными проблемами, а не как общую массу. В нашей школе в этом году учатся 98 детей с ОВЗ и ТТ детей с инвалидностью.

Изображение слайда

Слайд 15

Свои идеи по участию в создании толерантной среды в школе мне удаётся реализовывать на занятиях с «особенными» детьми, которые регулярно проводят специалисты психолого-педагогической службы (психологи, логопеды, дефектологи). Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, могут послужить основой для привлечения внимания к проблемам внедрения инклюзивного образования, разработки серии мероприятий в занятий по развитию толерантности детей в начальной школе, что в целом влияет на создание комфортной психологической среды в школе. Результатом также можно считать изменения, которые я увидела в поведении детей школы-интерната на следующих после знакомства занятиях. Они выглядели весёлыми и счастливыми. Это придало мне уверенности, я почувствовала в себе силы помогать. Отдавая, мы приобретаем, задумываемся, начинаем ценить то, что у вас есть, понимаем, что любые наши трудности преодолимы, учимся принимать помощь. Проделав такой длинный путь, я сама изменилась и готова поделиться своим опытом.

Изображение слайда

Слайд 16

Выводы. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что для «особенных » детей принципиально важно как можно шире общаться с остальными детьми, нельзя изолировать их в обособленные группы. Существование атмосферы взаимопомощи и поддержки, заботы о слабых — показатель сильного общества. Недостаточная информированность порождает в социуме искажённое представление о людях с ограниченными возможностями. Изменить эту ситуацию можно в первую очередь при устранении барьеров во взаимопонимании между людьми. Это люди, с которыми нужно считаться, разговаривать на равных, вникать в их проблемы, уметь вонять и поддержать — словом и желательно делом. Дети-инвалиды — часть мира, которая была, есть и будет рядом с нами. Четверть нобелевских лауреатов — люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы доказать себе и обществу, что они способны на многое.

Изображение слайда

Слайд 17

Задания Выразите свое отношение к представленному описанию проекта с учетом имеющихся у вас знаний о проектировании и проекте. Что из приведенного описания разработки и реализации замысла вы считаете наиболее значимым? Для кого? Что вы м огли бы предложить в продолжение осуществленной работы? Могут ли быть предложены иные варианты решения упомянутой проблемы?

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Анализируем проект сверстников : социальный проект “ Дети одного Солнца ”

Используемая литература: М.В.Половкова, А.В.Носов, Т.В.Половкова, М.В.Майсак «Индивидуальный проект». 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2021. – 159 с.

Изображение слайда

Похожие презентации