Первый слайд презентации: Дети с ОВЗ
ГБОУ Школа 1288 Ст. методист ДО Зеленская Ю.Г.
Слайд 2: Дети с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Дети с ОВЗ
Слайд 3: Категории детей с ОВЗ
Слайд 5: Нарушение зрения
незрячие и слабовидящие органическое поражение зрительного анализатора не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности Нарушение зрения
Слайд 6: Нарушение зрения
Восприятие нет полноты, целостности, осязательно-двигательное и двигательно-слуховое Мышление сужены понятия, нет целостности, не имеют обоснованных суждений и заключений, словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих, практически-действенное при действии с предметами Речь медленное развитие, несоответствие слов и образов, формализм Память быстрое забывание, ограниченный объем, медленное запоминание, плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная, развитая словесно-логическая Внимание преобладание непроизвольного переключение на второстепенные объекты и рассеянность, утомляемость, низкий объем хаотичность и отсутствие целенаправленности Движения трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков, снижена двигательная активность, нет точности и координации двигательная расторможенность Поведение отсутствие целеустремленности и сдержанности, суетливость, низкая дисциплина и неорганизованность, конфликтность, возможен невроз в виде неврастении Нарушение зрения
Слайд 7: Нарушение слуха
глухие и слабослышащие двустороннее нарушение слуховой функции речевое общение затруднено или невозможно нарушен вестибулярный аппарат Нарушение слуха
Слайд 8: Нарушение слуха
Восприятие доминирует зрительное, развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов ; дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность Мышление снижены аналитические способности; неумение выделять свойства и отношение объектов, их название; наглядно-действенное Речь отсутствие внутренней речи; отсутствие речи при планировании; нет логичности и последовательности; выделение не главного, а частного Память хорошая наглядно- образная; отсутствие слуховой Внимание отсутствие слухового внимания; концентрация на губах говорящего; устойчивость зависит от видов деятельности; трудность переключения Движения плохая координация и неуверенность; медленное овладение двигательными навыками; трудность в сохранении статического и динамического равновесия; не развита пространственная ориентировка; медлительность; проблемы с мелкой моторикой; нет согласованности и переключаемости Поведение ригидность, импульсивность, эгоцентричность, аккуратность, трудолюбие Нарушение слуха
Слайд 9: Тяжелые нарушения речи
нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи ( алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, дислексия – трудность овладения чтением; заикание) разные психофизические отклонения Тяжелые нарушения речи
Слайд 10: Тяжелые нарушения речи
Восприятие нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического; трудность восприятия при усложненных условиях; снижена целостность; поверхностность Мышление отставание словесно-логического; трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения Речь отсутствие речи или невнятность; неправильность произношения звуков; расхождение между звуком произносимого слова и его образом Память снижена вербальная; сохранена логическая и смысловая; низкая продуктивность Внимание Неустойчивость, ограниченность в распределении Движение нет координации и ловкости; медлительность нарушения тонкой и мелкой моторики Поведение заниженная или неадекватно завышенная самооценка; раздражительность и обидчивость; смена интересов Тяжелые нарушения речи
Слайд 11: Нарушения опорно-двигательного аппарата
ДЦП и поражение спинного мозга органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений Нарушения опорно-двигательного аппарата
Слайд 12: Нарушения опорно-двигательного аппарата
Восприятие трудность восприятия формы и объема Мышление сложность с абстрактными и пространственно-временными понятиями замедленность Речь нарушена артикуляция, искажение фонетического произношение звуков или их замена; нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки; медленное увеличение лексики; недоразвитие устной речи Память слабая образная хорошая механическая; трудность опосредованного запоминания Внимание плохая сосредоточенность и концентрация Движение патология перераспределения мышечного тонуса; снижение силы мышц; нарушение взаимодействия между категориями мышц; движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему Поведение повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия; чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам, инфантилизм и эгоцентричность ; неподчинение требованиям коллектива Нарушения опорно-двигательного аппарата
Слайд 13: Задержка психического развития
замедлен темп формирования высших психических функций стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы интеллектуальная недостаточность Задержка психического развития
Слайд 14: Задержка психического развития
Восприятие нет целостности и последовательности; затруднения при новых ракурсах Мышление снижена познавательная активность; наглядно-действенное; нарушены пространственные представления; преобладание анализа; инертность и регидность ; смещение с главного на частности Речь бессвязность, нет логики, ясности; бедность лексики Внимание неустойчивость и отвлекаемость; сниженная концентрация; трудность переключения и распределения Память низкий объем и скорость; преобладание наглядной; непродуктивность; непроизвольная; нарушена механическая Движения замедленное развитие; нечеткость и нарушение регуляции Поведение импульсивность и резкая расторможенность; плаксивость, негативизм, агрессивность Задержка психического развития
Слайд 15: Нарушение интеллектуального развития
умственная отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие ( идиотия, имбецильность, дебильность) органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития Нарушение интеллектуального развития
Слайд 16: Нарушение интеллектуального развития
Восприятие искажение образов; отсутствие перестройки; нет осмысленности, целостности, избирательности; поверхностность Мышление вялость процессов; нет обобщений, сравнений, оценки снижено; наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; анализ беден и фрагментарен; отсутствие внутренних взаимосвязей Речь неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны; задержка понимания речи; дефицит слов; трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании Память слабая, лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию Внимание низкая устойчивость; трудность распределения и замедленность переключения; быстрая отвлекаемость Движения затруднена пространственная ориентировка; задержка формирования двигательных навыков; низкая двигательная активность; нет точности и координации; двигательная расторможенность Поведение безынициативность, неумение самостоятельно действовать; импульсивность; повышенная возбудимость; подчиненность, слабость собственных намерений; стереотипность; сниженная самооценка; деструктивность Нарушение интеллектуального развития
Слайд 17: Расстройство поведения и общения
разнородная группа, в т.ч расстройство аутистического спектра (РАС) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ) психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков Расстройство поведения и общения
Слайд 18: Расстройство поведения и общения
Восприятие Дезорганизовано; фрагментарно, нет целостности СДВГ; неполная обработка входящей информации Мышление не понимают подтекста; осмысление с одного ракурса; трудности обобщения и абстрагирования СДВГ; цикличность: периоды активности и восстановления; при восстановлении перестают осмысливать информацию Речь иногда не понимают значение; богатая лексика, но мало используется; затруднения с диалогами; повторяют только что сказанное другим (« эхолалия »); говорят, не слушая других СДВГ; задержка развития; недостаточная артикуляция; замедление или ускорение речи Память механическое запоминание СДВГ; снижена; забывание информации в период восстановления Внимание развитое непроизвольное и минимум произвольного; лучше воспринимают обращение к другим; замедленность; нет концентрации; легко отвлекаются Движения трудности ориентации в пространстве и с равновесием; нет согласованности движений двух сторон тела; непроизвольные движения СДВГ; нарушение тонкой и мелкой моторики, низкая координация и неуклюжесть Поведение стереотипность избегание контактов, отрешенность от мира, закрытость, агрессивность; СДВГ говорливость и суетливость конфликтность негативизм низкая самооценка Расстройство поведения и общения
Слайд 19: Правила работы с детьми с ОВЗ
Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером. Уменьшить рабочую нагрузку на ребёнка. Делить работу на короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки. Быть драматичным, экспрессивным. Снизить требование к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания ). Договариваться с ребёнком о тех или иных действий заранее. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее. Предоставить ребёнку свободу выбора. Оставаться спокойным. Правила работы с детьми с ОВЗ
Слайд 20: ЦПМПК
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии" ЦПМПК
Слайд 21: Дети-инвалиды и дети с ОВЗ
Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности. Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий. Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ), он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ
Слайд 22: Адаптированная образовательная программа
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированная образовательная программа