Слайд 2
Бельгийский архитектор Анри ван де Вельде ( Henry van de Velde, 1863– 1957) был одним из последних универсалов в сфере изобразительных искусств. Мы вспоминаем о нем прежде всего как об архитекторе, а ведь он был еще и выдающимся дизайнером, художником книги и создателем новых форм мебели и фарфора, да и просто интересным живописцем. Явился выдающимся пропагандистом Арт нуво как в своих проектах, отличающихся напряженной энергичностью дизайна, так и в общественной деятельности лектора, теоретика и писателя. Один из основателей Немецкого Веркбунда. 2
Слайд 3
Анри Клеманс ван де Вельде родился в 1863 году в Антверпене в семье преуспевающего фармаколога. Сначала он изучал живопись в Королевской академии изящных искусств в Антверпене. Затем отправился в Париж, где учился (1884-1885 годы) живописи у модного светского портретиста Каролюса -Дюрана. Он увлекался импрессионизмом и пуантилизмом. Вошел в бельгийскую художественную «Группу XX» (1889 г.), активно участвовал в ее выставках, где свои работы показывали Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз‑Лотрек… Увлекался эстетикой символизма. Подчиняясь тенденции того времени, он вскоре оставил живопись, чтобы делать «реальные вещи». С 1893 года Ван де Вельде стал заниматься прикладным искусством. Он проектировал мебель, работал в книжной графике. А модные текучие линии использовал для создания собственного стиля. 3
Слайд 4: Мебель
4 В мебели и предметах прикладного искусства ван де Вельде удалось достичь единства формы и функции.
5
Слайд 6
После успеха на выставках в Германии ван де Велде получил несколько заказов в Берлине и в 1899 году перенёс туда мастерскую из Брюсселя. В 1902 году саксонский герцог пригласил его в Веймар, где ван де Велде построил здание школы прикладного искусства (1908) и остался ею руководить. Введённые им методы обучения стали после 1919 г. одной из основ созданного Вальтером Гропиусом Баухауза, в состав которого вошла школа. 6
Слайд 7
Зимой 1900–1901 годов архитектор вместе с семьей окончательно переехал в Берлин. Тогда же он получил масштабный заказ на перестройку Музея Фолькванг в Хагене. Сдержанностью отмечены интерьеры Фолькванг -музея с их равновесием нейтральных экспозиционных зон и пластических акцентов. Стиль ван де Вельде становится более раскованным, в его работах всё чаще появляется типичная для Арт нуво извилистая линия, которую потом назовут «удар бича». 7
Слайд 8
Следующим периодом после берлинского для ван де Вельде стал веймарский — его пригласил наследник трона великий герцог Вильгельм Эрнст. Важно отметить, что именно в Веймаре — как писал потом ван де Вельде, за 20 лет до Баухауза — он организовал школу-семинар по прикладному искусству, объединивший художников, мастеров-ремесленников и владельцев производств. 8
Слайд 9
Вплоть до начала Первой мировой войны жизнь и работа ван де Вельде шли «по восходящей»: он проектировал виллы, музеи, театры, и большая часть его проектов была реализована. Он много писал, открывал школы и семинары, испил свою чашу горечи в связи с несколькими нереализовавшимися проектами, но в целом не переживал собственно творческого кризиса, а гармонично переходил к более строгим и удаленным от «чистого» Арт нуво формам. По крайней мере, так это видится, если пристально рассматривать его творчество. 9
Слайд 10
10 Окончательно архитектор вернулся в Бельгию в 1925 году по приглашению бельгийского короля Альберта. Главной своей задачей ван де Вельде в эти годы считал создание института прикладного искусства наподобие Веймарской школы, которой он некогда руководил. Десять лет он стоял во главе этого института, работая одновременно над своим самым важным для послевоенных лет свершением — библиотекой Университета в Генте.
Слайд 11
Анри ван де Вельде прожил долгую жизнь. Он пережил обе мировые войны, был одной из центральных фигур в движении Арт нуво, создал несколько воплощающих этот стиль образцовых зданий и, изменяясь вместе с эпохой, сумел оставить нам лучшие образцы стилистического единства в искусстве. 11
Слайд 12: Источники информации
https://www.5arts.info/van-de-velde-1863-1957/ http://designhistoryalexpodgorniy.blogspot.com/2013/03/blog-post_5954.html http://unalhistoria3.blogspot.com/2014/11/casa-bloemenwerf-en-uccle-belgica-1895.html http://www.all-art.org/Architecture/23-16.htm https://interior.lv/ru/dedzigs-individualists/ http://www.szecessziosmagazin.com/magazin9/henryvandevelde150.php 12