А.П. Чехов «Вишневый сад» — презентация
logo
А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • История создания пьесы
  • История создания пьесы
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • История создания пьесы
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • Композиция пьесы
  • Определим основной конфликт
  • Элементы сюжета пьесы
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • Система образов пьесы
  • Любовь Андреевна Раневская
  • Ермолай Алексеевич Лопахин
  • Леонид Андреевич Гаев
  • Петя Трофимов
  • Аня
  • Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Отношение к саду главных героев
  • Отношение к саду главных героев
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • Чехов о литературе
  • Символический смысл образов Раневской, Гаева, Вари
  • Символический смысл образа Лопахина
  • Символический смысл образов Пети Трофимова и Ани
  • Образ вишневого сада для автора
  • Образ вишневого сада для автора
  • Домашнее задание (письменно)
1/29

Первый слайд презентации: А.П. Чехов «Вишневый сад»

История создания. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Образы героев пьесы. Символический смысл образа вишнёвого сада.

Изображение слайда

Слайд 2: История создания пьесы

«Погода чудесная. Всё поёт, цветёт, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания». (Из письма Чехова. 1889 г.)

Изображение слайда

Слайд 3: История создания пьесы

Из писем Чехова: март 1901 г. - « Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу ». февраль 1903 г. - « В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно, от какой причины ». 14 октября 1903 г. готовую пьесу отправили в Москву.

Изображение слайда

Слайд 4

История создания пьесы 17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского Художественного театра

Изображение слайда

Слайд 5: История создания пьесы

это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе Родины; Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические; сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. Авторская позиция заключена в ремарках 1 действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.

Изображение слайда

Слайд 6

Жанровое своеобразие пьесы М. Горький: «Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю». К.Станиславский : «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь». М.П.Лилина, актриса: « …мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».

Изображение слайда

Слайд 7

Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс. А.П. Чехов К удивлению А.П. Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию. Одна из причин – «драматический» сюжет, взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П. Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П. Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.

Изображение слайда

Слайд 8

Повторим теорию Драма – жанр, получивший особое распространение в литературе XVIII-XXI вв, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. Драмы изображают, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент - на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Комедия - (греч. «праздник в честь Диониса», «песня») — жанр, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Различают комедию положений (источник смешного – события и обстоятельства) и комедию характеров (источник смешного – внутренняя суть характеров, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исходу. Особенности: суровая серьёзность; изображение действительности наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий; вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа

Изображение слайда

Слайд 9: Композиция пьесы

Кольцевая Опоздание к приходу поезда («забыли» Лопахина) Опоздание к отходу поезда («забыли» Фирса) Приезд Раневской в Россию Отъезд Раневской за границу

Изображение слайда

Слайд 10: Определим основной конфликт

Внешний конфликт, СОЦИАЛЬНЫЙ – продажа вишневого сада Внутренний конфликт, ПОДТЕКСТОВЫЙ – человек в историческом потоке 1 конфликт 2 конфликт

Изображение слайда

Слайд 11: Элементы сюжета пьесы

Экспозиция (действие 1) Завязка Развитие действия (действие 2) Кульминация (действие 3) Развязка (действие 4) Веселье как способ заглушить беспокойство; торги, решающие дальнейшую судьбу вишневого сада Решение основного и множества частных конфликтов; расставание с прошлым; возвращение героев к «будням» Нервозное ожидание дня, когда состоятся торги Причины разорения Раневской отнесены в прошлое Зритель знакомится с персонажами, которые не самораскрываются в диалогах; дается ряд нравоописательных сцен; герои его надеются на спасение

Изображение слайда

Слайд 12

Афиша пьесы Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 года. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.

Изображение слайда

Герои пьесы – это «люди, заблудившиеся во времени» Герои прошлого : Раневская, Гаев Герои будущего: Петя Трофимов, Аня Герои настоящего: Лопахин

Изображение слайда

Слайд 14: Любовь Андреевна Раневская

Любит Родину, но живет в Париже (постоянная тема Парижа) Привязана к вишневому саду, но заинтересована в его продаже Любит Варю, но не заботится о ней Заботится о Фирсе, но забывает его в закрытом доме Противоречивая натура. Приостановить ход времени нельзя, но Раневская живет прошлым

Изображение слайда

Слайд 15: Ермолай Алексеевич Лопахин

Бывший крепостной Гаевых. Сумел выбиться из бедности без посторонней помощи Умный, предприимчивый купец, обладает огромной энергией Трудолюбив и настойчив, обладает деловой хваткой – своего не упустит Живет сегодняшним днем. Его идеи умны и практичны. Стук топора в саду символизирует переход от прошлого к настоящему В модно одетом и преуспевающем коммерсанте отсутствует культура, часто неуверен в себе Неоднозначность характера: великодушен, добр, щедр, но « за все могу заплатить »

Изображение слайда

Слайд 16: Леонид Андреевич Гаев

Великовозрастный и беспомощный младенец Привык к праздной жизни за счет других и не умеет трудиться. Признается, что «проел состояние на леденцах» Пародия на образованного дворянина. Ничтожен и жалок, но с огромным самомнением У него две страсти: любит произносить речи и играть в бильярд Клянется честью, что не продаст сад, но сад продан и пустые клятвы забыты Пустота внутреннего мира, выражающаяся в пустословии, инфантилизм

Изображение слайда

Слайд 17: Петя Трофимов

Бедный студент-разночинец. «Вечный студент» Он всегда больной, голодный, неухоженный, но гордый человек с чувством собственного достоинства Отрицает прошлое и верит в будущее России, ее новую жизнь В мечтах обогнал время, но на деле беспомощен, как Гаев В своих монологах смело заглядывает в будущее, но не совершает никаких конкретных поступков Противоречивый образ: с одной стороны – справедливый обличитель, с другой – «недотепа», «облезлый барин», «вечный студент»

Изображение слайда

Слайд 18: Аня

Дочь Раневской. Полна мечтаний, надежд, жизненных сил Много неопытности и детства, еще не сталкивалась с реальностью Выражает готовность следовать за Петей, увлечена его идеями Аня пока лишена собственного мировоззрения, но она верит в будущее и восторженно встречает его

Изображение слайда

«Куда же несешься ты, Русь?» (Н.В.Гоголь)

Изображение слайда

Слайд 20: Отношение к саду главных героев

Раневская Гаев Лопахин «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное... замечательное, так это... наш вишневый сад». «В энцикло-педическом словаре упоминается про этот сад» «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода»... «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» Сад - прошлое, детство, жизнь, гордость, символ благополучия. Сад - воспоминание о прошлом : дед и отец были крепостными ; надежды на будущее  - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства.

Изображение слайда

Слайд 21: Отношение к саду главных героев

Аня Петя Трофимов «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Сад - символ детства, но с детством приходится расставаться. Сад - дом. Сад - надежды на будущее. «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов...» «Вся Россия наш сад»...

Изображение слайда

Слайд 22

Образ вишнёвого сада Символ красоты Символ Родины Прошлое Настоящее Будущее Имение Дачи Покупка/ продажа

Изображение слайда

Слайд 23: Чехов о литературе

« Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда, безусловная и честная », — писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX века?

Изображение слайда

Слайд 24: Символический смысл образов Раневской, Гаева, Вари

Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.

Изображение слайда

Слайд 25: Символический смысл образа Лопахина

Смысл образа Лопахина — показ новых «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.

Изображение слайда

Слайд 26: Символический смысл образов Пети Трофимова и Ани

Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора. Аня — это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.

Изображение слайда

Слайд 27: Образ вишневого сада для автора

Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. Сад воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; мысль о гордом человеке, который сможет изменить жизнь; лирическое, поэтическое отношение к Родине.

Изображение слайда

Слайд 28: Образ вишневого сада для автора

Сад  - это символ Родины, России, ее прошлого, настоящего и будущего. Прошлое  - это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, "дворянским гнездом"; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее  - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: " Мы насадим новый сад, роскошнее этого ". Какое же будущее ждет Россию?

Изображение слайда

Последний слайд презентации: А.П. Чехов «Вишневый сад»: Домашнее задание (письменно)

Почему Гаев и Раневская оказались неспособными спасти имение?

Изображение слайда

Похожие презентации