Слайд 2
« Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» Н. В. Гоголь «Архитектура» – слово греческого происхождения. Оно восходит к двум корням: archi – «старший, сверх» и tekt – «строитель ». Отсюда производное от него слово architekton – «старший строитель», т.е. архитектор. В латинском языке появляется слово architectura, имеющее отношение к строительному искусству.
Слайд 3
В современном языке этот термин употребляется в двух значениях: система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей искусство формирования пространственной среды, создание новой реальности, обладающей функциональным значением, приносящей человеку пользу и эстетическое наслаждение. Архитектура – самый «зримый» вид искусства. Это искусство не изобразительное, а созидательное. Оно не изображает действительность, а создает её, творит «вторую природу» – искусственную среду, предназначенную для жизни и деятельности человека. Архитектуру не случайно называют «каменной летописью». Она несет в себе уникальную информацию о жизни людей в разные культурно-исторические эпохи
Слайд 4
В эпоху эллинизма составляли список семи чудес света, в него было включено пять произведений строительного искусства: Египетские пирамиды
Слайд 7
Как и другие виды искусства, архитектура является выразительницей своего времени, своей эпохи. Пирамиды Древнего Египта напоминают нам о могуществе власти фараона, греческие храмы воспевают бога и человека, римские форумы – величие и силу императорской власти. Каждая эпоха рождала свой стиль или направление. Так, например, появившийся в архитектуре конца XVIII – начала XIX в. стиль ампир (фр. empire - империя ), который отличался пышностью и великолепием, был созвучен государственному и военному могуществу империи Наполеона. Жан-Франсуа Шальгрен. Триумфальная арака Звезды. 1806-1836 гг. Париж
Слайд 8
Но в истории искусства бывали периоды, когда архитектурные достижения прошлого подвергались сомнению или открытому отрицанию. То, что казалось выразительным и красивым в архитектуре Античности, было неприемлемо в Средние века. В эпоху Возрождения категорически отвергалась готика. «Есть другой стиль, называемый готическим… Хорошие современные архитекторы его не используют, они бегут от него, как от чудища и варварства. Каждый его элемент лишён всяких правил, это сумятица и беспорядок… Да сохранит Бог все земли от подобного строительства! Эти памятники по сравнению с красотой наших памятников даже не заслуживают того, что бы о них долго говорить.». Джорджо Вазари Джорджо Вазари Итальянский исследователь искусства, архитектор и живописец.
Слайд 10
Два тысячелетия тому назад древнеримский архитектор, инженер и изобретатель Витрувий (вторая половина I в. до н. э. ) сформулировал знаменитую формулу трёх единств. В своём главном труде «Десять книг об архитектуре», обобщив достяжения древних греков и этрусков, он определил составляющие архитектуры: «прочность, польза, красота». Впоследствии эти принципы легли в основу искусства архитектуры. « Архитектура владеет тремя главными свойствами: прочностью, пользой и красотой. Прочность - надежность конструкций, польза – соответствие сооружения назначению, а красота – выражение тех чувств, которые должен вызывать у зрителей построенный дом ». Витрувий
Слайд 11
Издавна человек стремился к созданию прочных конструкций, надёжно защищающих его от природных стихий. Вот почему архитектуру можно назвать конструктивным искусством. Важнейшими конструкциями стали стоечно-балочная, крестово-купольная, каркасная готическая и арочная.
Слайд 12
Первыми элементами архитектуры, позволившими человеку создать примитивные сооружения бытового или культового назначения, стали столб, перекладина, арка. С вертикально поставленного столба, символизирующего преодоление человеком силы земного притяжения, архитектура начинает свою подлинную историю. «Оттого, что каменные блоки давно уже заменила сначала бетонными, а затем железобетонными, ничего не меняется в принципе… Столб он и есть столб-его место среди великих изобретений далёких пращуров, что, как и колесо, остается неизменным во всей истории цивилизации». В. Л. Глазычев Вячеслав Леонидович Глазычев. Советский и российский учёный и общественный деятель, исследователь проектного творчества и архитектурного наследия, критик, переводчик, публицист.
Слайд 13
Простейшие стойки, обелиски, колонны, минареты можно рассматривать как своеобразные варианты этого архитектурного элемента. Первая перекладина, положенная на два столба горизонтально, стала прообразом стоечно-балочной конструкции, в дальнейшем определившей архитектурный облик многих сооружений. Она действительно стала одной из важных побед человеческого разума, позволившей не только создать надёжную кровлю, но и максимально приспособить это изобретение к практическим нуждам человека. Это была сложная наука, к постижению которой человечество шло долгим опытным путём. Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней).
Слайд 14
Арка (от лат. а rcus – дуга, изгиб) также является одним из простейших элементов архитектуры. По форме арки бывают полукруглыми, подковообразные, килевидные, стрельчатае и др. Возможно, первое подобие арки возникло, когда человек, устраиваясь на ночлег, догадался согнуть и связать крест-накрест гибкие стволы деревьев, сделав некое подобие шалаша. Затем были триумфальные арки Древнего Рима, возводимые в честь воинских побед, знаменитых императоров и полководцев. Со временем арочная конструкция потерпела значительные изменения, что позволило повысить прочность и устойчивость здания (средневековые готические соборы, русское церковное зодчество и др.). Триумфальная арка. А рхитектор О. И. Бове, скульпторы И. П. Витали, И. Т. Тимофеев. 1827-1834 гг. Москва, Кутузовский проспект.
Слайд 15
Наряду с «прочностью» важнейшим качеством архитектуры является «польза». «Польза» (функциональность) – наиболее подвижное и изменчивое качество архитектуры. Чтобы по достоинству то или иное архитектурное сооружение, необходимо понять его переназначение. Человек не должен сомневаться в том, что перед ним находится именно больница, а не театр или стадион. Целесообразность архитектурного сооружения во многом определяют его внешний облик (использованные архитектурные формы), материалы, масштаб, выбранное для постройки место. В сооружении должны быть максимально учтены многие утилитарные (практические) требования: режим температуры и влажности вентиляция, звукоизоляция и др. Выполнение этих требований составляют основу любого архитектурного проекта. Не менее важную роль играет «красота» (эстетическое начало). «Красоту» в архитектуре определяют декоративные элементы, светотеневая моделировка, цвет. Особенности использования архитектурных форм, материалов, декоративных украшений и цветового оформления являются важнейшими факторами для определения принадлежности сооружения к определенному художественному стилю, национальной школе.
Слайд 16
«Роль строительства – возводить сооружения, роль архитектуры – вызывать эстетическое волнение». Ле Корбюзье Ле Корбюзье́ французский архитектор XX века. Почему до сих пор туристы стремятся увидеть выдающиеся памятники мирового зодчества? Почему полуразрушенный и разграбленный древнегреческий Парфенон, лишённый первозданной красоты, и сегодня покоряет сердца огромного множества людей? Этот замечательный памятник античной архитектуры до сих пор поражает равновесием пропорций, строгой чёткостью чередования колонн, создающими ощущение свободы и лёгкости. Его стройные колонны, перекрытые горизонтальными балками, выглядят торжественно и величественно и создают ощущение соразмерности и красоты. Не случайно именно Парфенон вызвал к жизни важнейшее для архитектуры понятие тектоники (архитектоники) – искусства расположения частей здания в соответствии с правилами архитектуры.
Слайд 17
Архитектор – одна из древнейших профессий. Она существует с тех пор, как у человека появилась потребность укрыться от непогоды или задобрить немилостивые силы природы и богов, возведя в их честь храм. За время своего существования эта профессия прошла длительный и сложный путь. Труд архитектора по-разному оценивался в отдельные исторические эпохи. В античные времена Витрувий подчёркивал, что архитектор должен обеспечить постройкам «приятный», «нарядный», «безупречный», «благообразный» внешний вид. Хотя в большинстве случаев имена древнейших мастеров не дошли до нас, глядя на творения античных зодчих сегодня, можно утверждать, что они в совершенстве владели своей профессией. Фернан Леже. Строители. 1950 г. Национальный музей Ф. Леже, Биот, Франция
Слайд 18
На Юге Руси основным строительным материалом была глина, а глиняная постройка называлась зданием (от глагола « зъдати » - строить, создавать). Вот почему за древнерусскими мастерами- глинобитчиками закрепилось имя « здатель » или «зодчий» (отсюда, кстати, произошло слово «создатель», то есть «творец»). А вот на Севере Руси, где особой популярностью пользовалось дерево, умелых мастеров строительного дела называли плотниками (от слова «плот», то есть «связка брёвен»). После принятия христианства и начала возведения на русской земле многочисленных храмов профессия зодчего стала одной из самых востребованных и почётных. Не случайно лучшие среди зодчих причислялись к лику святых. Церковь Воскресения. 1776 г. Музей деревянного зодчества, Суздаль
Слайд 19
Работа архитектора сложна и многогранна. В ней можно выделить несколько этапов. Во-первых, замысел и обоснование проекта. На этом этапе архитектор выбирает место для возведения здания, определяет его назначение, технические параметры ( объём, площадь), учитывает его вписанность в окружающее пространство, соответствие природным и климатическим условиям. На следующем этапе осуществляется проектирование здания, то есть делаются наброски его плана, фасада, интерьера, основных объёмов. Уточняется техническая сторона проекта, проводятся консультации с другими специалистами, выполняется генеральный план, за которым стоят десятки и сотни чертежей. На этом ответственном этапе вместе с архитектором работают люди многих специальностей: конструкторы, чертёжники, копировщики, техники. Параллельно готовится смета строительства, устанавливается график работы, заказываются материалы и оборудование.
Слайд 20
И наконец, наступает самый ответственный этап – начало строительства, где роль архитектора не менее важна и ответственна. Безусловно, подобный труд не под силу одному, даже самому талантливому архитектору, а поэтому его можно рассматривать как творческий труд большого количества специалистов. Будущее профессии архитектора, несомненно, связано с универсальным, синтетическим характером творческой деятельности. Архитектор – это прежде всего художник! Алексе́й Эльбру́сович Гутно́в — советский архитектор, теоретик архитектуры и градостроительства, автор более чем ста научных статей и нескольких книг. Архитектор был и всегда останется «не только дирижёром строительного «оркестра», но и композитором, создателем самой архитектурной музыки». А. Э. Гутнов