Слайд 2: Бизнес-процесс
Это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, нацеленных на создание конкретного товара или услуги для потребителей. Проще говоря, это любая логическая последовательность действий, которая стабильно зациклена и приводит к определенной конечной цели, поставленной перед компанией. Важно уточнить, что коммерческая составляющая не является обязательным элементом в этом вопросе. К примеру, процессы контакта между сотрудниками внутри предприятия (отпуск, перевод, увольнение и т.д.) также могут относиться к бизнес-процессам. Это логическая последовательность человеческих действий (или группы лиц) в рабочем коллективе. Целью его описания является анализ и регламентация определенных событий в штате работников.
Слайд 3
Человек принимает участие в любом бизнес-процессе. Если работа выполняется в полностью автоматизированном режиме (при помощи различных ПО или систем оптимизации), то это не более, чем технологический прогресс. В таком случае используются другие стандарты, способы и нюансы реализации.
Слайд 4: Описание бизнес-процесса – это
описание последовательности действий сотрудников при выполнении определенных действий в графическом и текстовом виде с целью регламентации действий в коллективе, анализа и оптимизации их последовательности.
Даже если вы описываете «то, что есть», все равно допускаются некоторые неточности, «сглаживаются» углы, какие-то действия упускаются для простоты восприятия. А если описывается «то, что должно быть», то здесь на основе существующего создается нечто новое. При этом бизнес-аналитик все же ограничен строгими рамками – правил, синтаксиса, логических ограничений.
Слайд 6: Моделирование бизнес-процессов помогает решить сразу две задачи:
Изучение бизнеса. Графическое изображение в виде схем, т.е. моделирование бизнес-процессов позволяет быстрее понять особенности работы компании и выявить возможные «узкие места». Обеспечение наглядности. Как известно, «одна картинка стоит тысячи слов». А потому схематическое изображение работы компании помогает руководителю и владельцу бизнеса намного быстрее понять суть проблемы и оценить предложенные варианты решения. В работе бизнес-консультанта (кстати, как и специалиста по внедрению программных продуктов) очень важно, чтобы клиент понимал все преимущества решения. Не менее важна и обратная связь – руководитель на схеме сможет увидеть какие-то недочеты еще на этапе обсуждения проекта, и внедрение обойдется без дополнительных сложностей и внесения изменений в проект «на ходу ».
Слайд 7
Бизнес-процессы необходимы, чтобы представить сложную информацию в простой для восприятия форме для изучения и принятия решения
Слайд 8: С уществует 2 основные классификации бизнес-процессов: расширенная и упрощенная. К первой относятся такие процессы :
Основные — направлены на предоставление товаров или услуг, которые являются предпочтительными объектами компании и ответственны за получение прибыли. Сопутствующие — нужны для создания товаров или услуг, которые служат следствием основной предпринимательской деятельности и обеспечивают заработок. Вспомогательные — применяются для реализации главных процессов и поддержания их специфических черт. Обеспечивающие — необходимы для нормального функционирования прочих процессов и нацелены на поддержание их универсальных характеристик. Управление — одновременно охватывают несколько управляющих функций на всех уровнях. Это дальновидное, быстрое и нынешнее планирование, формирование и реализация воздействия управления. Развитие — улучшение создаваемого товара или услуги, оснащения, улучшение оборудования. Упрощенные составляющие бизнес-процесса делят на: управляющие, основные и вспомогательные.
Слайд 9
Подробная классификация процессов Простая классификация Основные Сопутствующие Основные Вспомогательные Обеспечивающие Вспомогательные Управляющие Процессы развития Управляющие
Слайд 10: Бизнес-процесс — 3 основные характеристики :
цена, продолжительность, удовлетворенность потребителя товаром или услугой Длительность Стоимость Удовлетворенность Чем выше скорость выполнения процесса, тем лучше продуктивность предприятия. Но важно помнить, что качество результата должно соответствовать высокому показателю с меньшими временными затратами. Для их снижения времени выполнения процесса применяются разные технические и IT-методы, ускоряющие бизнес. Стоимость выполнения бизнес-процесса должна стремиться к минимуму. Этот подход относится как к производственному процессу, так и к предоставлению услуг. Фирма, оптимизирующая и снижающая цену, имеет значительно больший заработок. Результатом бизнес-процесса является продукт. От качества финального результата зависит успех предприятия и лояльность клиентской базы. Нужно собирать обратную связь для уличения контроля качества.
Слайд 11: Главные задачи
Для того чтобы правильно подготовить и реализовать все этапы выстраивания бизнес-процесса, стоит заранее ознакомиться с его основными задачами. Стоит обращать внимание на: выполнение последовательности операций в четко установленном порядке, что позволяет предотвратить срывы всей цепи событий; обеспечение максимально допустимой скорости реализации; поиск и утилизация дублирующих или лишних операций; соблюдение временных рамок, благодаря чему удается поддерживать беспрерывное производство.
Слайд 12: Отличие бизнес-процесса от технологического
Их главной отличительной чертой является конечный результат. К примеру, если говорить о производстве, то на выходе заказчика хочет получить продукт, имеющий определенные характеристики. Безусловно, даже при использовании технического оборудования есть риск получения бракованных товаров, однако не один из закономерных вариантов, а следствия несоблюдения технологического процесса. В бизнесе, в отличие от предыдущего описания, конечный результат разнится, исходя из выполнения некоторых условий в самом «теле», реализуемый без отклонений от намеченного плана.
Слайд 13: ПРИМЕРЫ
- технологического процесса: Взять заготовку А. Соединить ее с Б. Обработать под параметром Г. Получить готовый продукт. Все действия достаточно однозначны и отсутствуют так называемые «вилки». Пример внутреннего бизнес-процесса в компании выглядит следующим образом: Получение вводных данных А. После этого возможны 2 исхода: переход на следующий этап — при соответствии данных условию Б — выполнение действия Г (при несоответствии условию В). Передача результата на выход. Исходя из этого можно сделать логичное умозаключение о том, что в данном алгоритме изначально присутствует возможность постановки условий и выполнения различных действий, которые напрямую зависят от первоначальных и промежуточных сведений.
Слайд 14: Как описывать
Для этого рекомендуется тщательно ознакомиться с последовательностью действий всего рабочего персонала. После сбора достаточного количества информации она передается в графическую инструкцию. Но для личного пользования она может быть создана в любом формате (даже в виде текста), но для партнеров и работников лучшим выбор станет графика. Это связано с хорошим восприятием и более быстрым пониманием, достигающим благодаря изучению на нескольких уровнях детализации. Оптимальный цикл действий состоит из следующих этапов: Сбор участников (рабочий штат), входящих сведений, применяемых для старта. Применяемые системы. Определение желаемого результата. Выбор последовательности, выполняемой работником. Вычленение условий. Описание информации в графическом виде.
Слайд 15: Правила описания бизнес-процесса:
Определенные рамки и правила устанавливают индивидуально, с учетом личных предпочтений заказчика и предпринимательской деятельности. Но существуют обязательные пункты, которые можно расценить как залог успеха. Это: Завершенность. На финишной черте должен располагаться ответ на вопрос, который ставился в самом начале пути. Лаконичность. Несмотря на необходимость предоставить максимальный объем информации, ее нужно излагать компактно, вычленяя только главные моменты. Наличие большого количества деталей тяжело воспринимаются, что сводит эффективность проделанной работы практически к нулю. Привлечение стандартных нотаций. Не стоит создавать свои обозначения. Лучше использовать то, что практикуется во всем мире. Учет и прямое указание каждого участника. Для этого не рекомендуется пользоваться сносками с нумерациями и прочими инструментами. Максимально понятное описание. Важно подготовить материал так, чтобы потребитель мог понять его без сторонней помощи.
Слайд 18: Как описывать бизнес-процессы
Рекомендуемая последовательность действий: Собираем участников процесса (сотрудников); Собираем входящую информацию, необходимую и достаточную для запуска процесса; Собираем используемые системы. Это может быть учетная система,CRM, электронная почта, таблицы Excel и т.д. Все, что реально используется в работе, необходимо зафиксировать. Определяем ожидаемый результат – что будет в конце процесса. Собираем последовательность действий, которые выполняет человек. Вычленяем условия. В зависимости от разных входящих данных и промежуточных результатов действия могут быть разными. Описываем всю собранную информацию в графическом виде в удобной нотации (IDEF3, BPMN 2.0 и т.д.).
Последний слайд презентации: Бизнес-процесс: Вместо заключения
Зная, как составить бизнес-процесс, получится добиться отличного результата с минимальными потерями. Но при его разработке важно учитывать, что он обязан решить поставленную перед заказчиком задачу (любой степени сложности) и ответить на вопрос, который обсуждается в пределах этого проекта. Остальные проблемы решаются при будущем плодотворном сотрудничестве. Это нужно понять всем потенциальным клиентам, у которых возникает непонимание того, почему отсутствует детализация определенных действий и многого другого, касающегося обсуждений. Только такой подход к делу поможет увеличить производительность своей предпринимательской деятельности, повысить лояльность клиентской базы, привлечь новых партнеров, поднять конкурентоспособность на современном рынке и приумножить показатели дохода. Вместо заключения