Первый слайд презентации: Бюджет и бюджетная система РФ
Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ
Экономическая сущность и значение государственного бюджета. Бюджетная система РФ: понятие, структура и принципы функционирования. Экономическое содержание и виды доходов бюджетной системы РФ. Расходы бюджетной системы РФ: понятие, классификация, формы финансирования. Сбалансированность бюджета. Бюджетный дефицит: понятие, виды и способы регулирования. Бюджетный процесс в РФ: понятие и общая характеристика этапов. (самостоятельно) Межбюджетные отношения в РФ, принципы и формы их организации. (самостоятельно)
Слайд 4: Бюджет как экономическая категория
представляет собой систему экономических отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня
Слайд 5: Бюджет в материальном смысле
это «централизованный фонд денежных средств, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов государственной местной власти»;
Слайд 6: Бюджет как правовая категория
является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующе территории, утвержденным соответствующими представительными органами государственной и местной власти.
Слайд 7: Экономическая сущность бюджета
Финансы Финансовые ресурсы Финансовый план Бюджет как экономическая категория Отношения Бюджет как правовая категория Документ Бюджет в материальном смысле Денежный фонд Бюджет Бюджетный план Бюджетный фонд Экономическая сущность бюджета
Слайд 8: Функции государственного бюджета
Распределительная функция. Регулирование и стимулирование экономики. Финансовое обеспечение социальной политики государства. Контроль за формированием и использованием централизованных фондов денежных средств
Слайд 10: Бюджетная система государства
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.
Слайд 11: Бюджетная система РФ
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты, к числу которых относятся (1) бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; (2) бюджеты городских и сельских поселений.
Слайд 12: Федеральный бюджет
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения финансовых обязательств РФ. Федеральный бюджет выступает ведущим звеном бюджетной системы РФ; с его помощью перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы.
Слайд 13: Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет)
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. В региональном бюджете предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъекта РФ в связи с осуществлением органами власти субъекта РФ полномочий по предметам ведения субъекта РФ и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ, а также расходные обязательства, возникающие в связи с осуществлением полномочий переданных РФ региону.
Слайд 14: Бюджет муниципального образования (местный бюджет)
форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. В местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет поступления средств из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Слайд 15: Государственный внебюджетный фонд
фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Слайд 16: Консолидированный бюджет
сводный 6юджет, включающий в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.
Слайд 17
Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет России Консолидированные бюджеты субъектов РФ Региональный бюджет Консолидированные бюджеты муниципальных районов и городов Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Бюджеты городских и сельских поселений
Слайд 18: Принципы построения бюджетной системы РФ
единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета;
Слайд 19: Принципы построения бюджетной системы РФ
результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.
Слайд 20
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Слайд 21
Принцип разграничения доходов, расходов, источников финансирования бюджетного дефицита между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Слайд 22
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принцип самостоятельности бюджетов означает: Во-первых, право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс ; Во-вторых, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; В-четвертых, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии бюджетным законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
Слайд 23
Принцип сбалансированности бюджета заключается в равенстве предусмотренных бюджетом расходов и суммарного объема доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принятие несбалансированного бюджета запрещено федеральным законодательством. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Слайд 24
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств..
Слайд 25
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета
Слайд 26
Принцип прозрачности (открытости) предполагает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; а также обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Слайд 27
Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, а следовательно, и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Реализация данного принципа способствует проведению предварительного бюджетного контроля.
Слайд 28
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Слайд 29
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.
Слайд 30
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
Слайд 31
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Слайд 33: Источники поступления бюджетных средств
B обществе c рыночной экономикой источниками внутренних поступлений могут быть чистый доход, национальный доход и национальное богатство страны. K внешним источникам относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Эти поступления - результат осуществления специальных финансовых и нефинансовых методов международного перераспределения (изъятия) стоимости.
Слайд 34: Методы мобилизации средств в бюджет
Налоги; Займы; Эмиссия денежных средств. Соотношение между ними различно по странам, во времени и определяется экономической ситуацией в стране, характером денежно-кредитной и финансовой политики государства, политико-экономической конъюнктурой, степенью остроты экономических, социальных противоречий и т.п.
Слайд 35: Доходы бюджета
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Слайд 36: Состав доходов бюджета в РФ
налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозвратные и безвозмездные перечисления.
Слайд 39: Налоговые доходы бюджета
предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы, а также пени и штрафы за нарушение налогового законодательства. Налоги выступают основным инструментом мобилизации доходов в бюджетную систему РФ. На их долю приходится около 85 % доходов консолидированного бюджета РФ. Налоговая система РФ достаточно динамична. При реализации налоговой политики Правительство РФ сегодня ставит задачи снижения уровня налогового бремени на товаропроизводителей, сокращение количества налогов, повышение эффективности налогов.
Слайд 41: Федеральные налоги
устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц,, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также государственная пошлина.
Слайд 42: Региональные налоги
устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог.
Слайд 43: Местные налоги
устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Слайд 44: Неналоговые доходы бюджета
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности иные неналоговые доходы.
Слайд 45: Безвозмездные и безвозвратные перечисления
Финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; Субвенции из Федерального и региональных фондов компенсаций; Безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций, Правительств иностранных государств и т.п.
Слайд 46: 4. Расходы бюджетной системы РФ: понятие, классификация, формы финансирования
Слайд 47: Расходы бюджета
это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Слайд 48: В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся
Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности; Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Слайд 49: Функциональное значение бюджетных расходов
затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты); затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ; расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам; административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции и проч.; формирование государственных резервов; платежи по государственному долгу (погашение и обслуживание долга).
Слайд 50: Формы финансирования бюджетных расходов
Сметное финансирование расходов бюджетных учреждений; Программно-целевое финансирование; Покрытие части расходов организаций, населения.
Слайд 51: 5. Сбалансированность бюджета. Бюджетный дефицит: понятие, виды и способы регулирования
Слайд 52
В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: сбалансированное, профицитное и дефицитное. Сбалансированным является бюджет при полном равенстве доходов и расходов в течение финансового года. Отрицательное сальдо бюджета (превышение бюджетных расходов над доходами) представляет собой бюджетный дефицит. Явление обратное бюджетному дефициту ( превышение доходов бюджета над его расходами) называется бюджетным профицитом.
Слайд 53: Виды бюджетного дефицита: причины возникновения
Антикризисный; Посткризысный; Чрезвычайный; Межбюджетный.
Слайд 54: Виды бюджетного дефицита: степень корреляции с уровнем безработицы
структурный дефицит - отрицательное сальдо бюджета., возникающее при сложившейся в стране системе доходов и расходов в условиях полной занятости населения. циклический дефицит – это разность между фактически сложившемся и структурным бюджетным дефицитом.
Слайд 55: Методы сокращения бюджетного бефицита
Установление предельных размеров бюджетного дефицита. Введение механизма сокращения бюджетных расходов. Выпуск государственных займов. Все решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной или увеличение расходной части бюджета и приводящие к увеличению установленного предельного размера бюджетного дефицита, подлежат утверждению соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.
Слайд 56: Способы финансирования дефицита бюджета
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация); 2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее); 3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.
Слайд 59: Бюджетный процесс
это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.
Слайд 60: Участники бюджетного процесса в РФ:
Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Слайд 61: Этапы бюджетного процесса:
составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Слайд 62
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Слайд 63: Составление проекта бюджета основывается на:
Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Слайд 64: Утверждение проекта бюджета
Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления выносят уточненный проект бюджета в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам и для работы с бюджетом в частности органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.
Слайд 65: Исполнение бюджета:
Исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.
Слайд 66: Системы исполнения бюджета:
Казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов возложены функции организации исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Данные органы являются кассирами для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений; Банковская, когда функцию организации исполнения бюджета выполняет Центральный банк, возможно и при участи коммерческих банков; Смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как Казначейством, так и Центральным банком.
Слайд 67: Составление и утверждение отчетности об исполнении бюджета
Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля за его исполнением. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.
Слайд 69: Межбюджетные отношения
взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Слайд 70: Цель межбюджетных отношений:
создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Слайд 71: Основные модели организации межбюджетных отношений
Американская (конкурентный федерализм) собственные налоги («один налог - один бюджет») самостоятельность в расходах неприятие «мандатов» слабое выравнивание свобода заимствований возможность «банкротства» Германская (кооперативный федерализм) совместные налоги («один налог - три бюджета») совместное регулирование расходов «финансируемые мандаты» сильное выравнивание ограничения заимствований помощь кризисным регионам
Слайд 72: Межбюджетные отношения охватывают:
разграничения видов расходов и между уровнями бюджетной системы; распределения между бюджетами разных уровней налогов по долгосрочным и временным нормативам, утверждаемым на каждый год; перераспределения средств из бюджетов одного уровня в другой, а также между бюджетами того же уровня в разных формах.
Слайд 73
Субсидиарность - максимальная близость органов власти к потребителям соответствующих бюджетных услуг Территориальное соответствие - максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг Внешние эффекты - чем выше заинтересованность общества в целом в реализации соответствующих функций, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти должно закрепляться их нормативное правовое регулирование и финансовое обеспечение Эффект территориальной дифференциации - чем выше территориальные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться Эффект масштаба - концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств Теоретические основы разграничения расходных обязательств
Слайд 74: Принципы разграничения доходных источников
Собственные доходы - все доходы, кроме субвенций «Регулирующие» ~ «закрепленные» доходы Расширение налоговой автономии Отказ от расщепления региональных и местных налогов федеральными законами Единые нормативы в региональные и местные бюджеты Возможность дифференциации нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты Принципы разграничения доходных источников
Слайд 75: Основные формы межбюджетных трансфертов (1)
Дотации – нецелевой трансферт дотация из Федерального фонда финансовой поддержки субъетов РФ на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Субвенции – целевой трансферт при «делегировании» полномочий субвенция бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор»
Слайд 76: Основные формы межбюджетных трансфертов (2)
Субсидии – целевой трансферт на условиях «софинансирования» субсидия бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на расходы по предоставлению льгот ветеранам труда и труженикам тыла Бюджетные кредиты на покрытие кассовых разрывов Иные дотации и субсидии, иные безвозмездные и безвозвратные перечисления
Слайд 77: Предоставление финансовой помощи бюджетам других уровней
Аналогичная система – на региональном уровне Предоставление финансовой помощи бюджетам других уровней Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (общее выравнивание – дотации) Фонд компенсаций (финансирование делегированных полномочий – субвенции) Фонд регионального развития (инвестиционные проекты – субсидии) Фонд софинансирования социальных расходов (поддержка на долевой основе приоритетных расходов - субсидии) Фонд реформирования региональных финансов (поддержка на конкурсной основе бюджетных реформ – субсидии)
Последний слайд презентации: Бюджет и бюджетная система РФ
78 Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов Субсидия (как правило, доле-вая) на финан-сирование инвес-тиционных про-ектов и программ Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль) Субвенция на финансирование федеральных законов Дотация (с выде-лением средств с особыми усло-виями перечис-ления и/или использования) Тип финансовой помощи Конкурс (программы реформ и их выполнение) Квоты на основе формул (с последующим конкурсным отбором инвестиционных проектов) Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ) Формула на основе численности населения Формула на основе оценки налогового потенциала и нормативных бюджетных расходов Принцип распределения Поддержка и стимулирование бюджетных реформ Поддержка развития региональной инфраструктуры Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере Финансирова-ние федераль-ных законов (как правило, социальных пособий и льгот населению) Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам Цель Фонд рефор-мирования рег. и муниц. финансов Фонд регионального развития Фонд софинан-сирования соци-альных расходов Фонд ком-пенсаций Фонд финан-совой под-держки регионов Характерис-тики Фонды финансовой поддержки регионов