Слайд 2: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Эклектика в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 – 1890 гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (необарокко, неоготика, псевдорусский или национальный романтизм…). Активно используется метод стилизации, т.е. своеобразное «цитирование» стиля, избранного в качестве прототипа Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV - XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна), но в ней он утрачивает свою исключительность.
Слайд 3
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей кроме термина ЭКЛЕКТИКА называют терминами эклектизм, историзм, романтизм, стиль боз-ар. В архитектуре середины и второй половины XIX в. эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении новых типов жилых, общественных, промышленных и культовых зданий и сооружений
Слайд 4
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
Слайд 6
Романтизм (франц. romantisme) - идейное и художественное направление кон. XVIII - XIX вв. З ародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и изобразительное искусство. Интерес к прошлому, фольклору и традициям. Большое влияние - культуры Востока, архитектурно и художественно приспособившиеся к европейскому стилю.
Слайд 7
В отличие от классицизма, романтизм предлагает свободу планировочного решения, сложность и богатство форм, отсутствие симметрии. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями.
Слайд 9
Дворец Пена. Синтра. Португалия. Образец романтизма 19-ого столетия. Смешение неоготики, исламского стиля и неоренессанса
Слайд 10
Более всего романтизм проявил себя в создании особого рода садово-парковых ансамблей. Характерным является исчезновение границы между природой и искусственным, спроектированным парком. В парке устраиваются искусственные водоемы, водопады, гроты, которые создают впечатление естественных. В ландшафт вписываются беседки, арки, смотровые площадки, имитируются развалины старых башен и т.д. Причем в одном и том же парке могут создаваться уголки разных исторических эпох и народов. Романтизм всегда отличался разнообразием форм и творческой свободой
Слайд 11
Первый чугунный арочный мост через реку Северн, Англия. 1781 г. Во время романтизма в архитектуре стали применять новые методы и строительные материалы. Благодаря появлению дешевой технологии получения железа, в архитектуре начали возводить металлические мосты. Чугунный мост в Колпорте. 1810 г. Сандерленд Бридж. Англия. 70 м. 1793-1796
Слайд 12
ЭКЛЕКТИКА Базилика Сакре - Кер («базилика Святого Сердца»). 1875 – 1910 гг. Париж
Слайд 13
Направления в эклектике. Неоготика в странах Европы Лондонский вокзал Сент-Панкрас (арх.Дж. Г. Скотт, 1865-68 гг.) — пример наложения неоготического декора на современные металлоконструкции. Восстановленный в средневековых формах мост Обербаумбрюкке через Шпрее (1894-96). Германия.
Слайд 14
Направления в эклектике. Псевдоготика в России. Новопетергофский вокзал (1855-57, арх. Н. Л. Бенуа) Усадьба Марфино (1837-46, арх. М. Д. Быковский) Церковь Александра Невского в Петергофе (1831-34, арх. К. Ф. Шинкель)
Слайд 15
Направления в эклектике. Неоренессанс Неоренессанс — одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX века, воспроизводившая архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского чинквеченто. Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как руст и пилястры. Дворец Евгения Богарне в Мюнхене (Лео фон Кленце, 1816 г.) Владимирский дворец в Санкт-Петербурге
Слайд 16
Направления в эклектике. Неоренессанс Переосмысление архитектурного языка итальянского ренессанса как универсальной стилевой системы связано с деятельностью Готфрида Земпера. Его главное произведение, Дрезденская опера (1834-41).
Слайд 17
Направления в эклектике. Неоренессанс Земперовский стиль получил значительное распространение в Австро-Венгрии. Так, в Вене и Будапеште в стилистике неоренессанса застроены целые кварталы. Чаще всего ему отдавали предпочтение при возведении музеев и библиотек. Широкое поле деятельности нашлось для представителей нового стиля в архитектуре в области строительства железнодорожных вокзалов — железные дороги тогда являлись прогрессивным, революционным новшеством. Читальный зал Бостонской публичной библиотеки. Центральный вокзал Амстердама, 1881-1889 гг.
Слайд 18
Направления в эклектике. Неогрек Неогре́к — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. Вальхалла — повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце. Зал Славы выдающихся исторических личностей, принадлежащих к германской культуре, расположенный на берегу Дуная. Согласно скандинавской и немецкой мифологиям Вальхалла — место посмертного обитания павших в битве героев, доставляемых туда воинственными девами —Валькириями.
Слайд 19
У истоков архитектуры, которую современники окрестили «неогрек», стояли француз Анри Лабруст и немец Лео фон Кленце. Их последователь, шотландец Александр Томпсон, воспроизводил греческие формы столь скрупулёзно, что получил прозвище «Грек» (Alexander «Greek» Thompson). Функционально, архитектура европейского неогрека ограничена музеями, парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). Библиотека Сен-Женевьев работы Лабруста — бесспорный неогрек снаружи, однако её интерьеры, подчинённые несущему железному каркасу, вполне эклектичны. Эклектичен был и сам стиль неогрек, в том смысле, что он развивался одновременно с другими «историческими» стилями
Слайд 20
Неогрек Лео фон Кленце Но́вый Эрмита́ж — первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа. 1842 – 1851 гг. Глиптотека (собрание античной скульптуры и глиптики - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях) в Мюнхене. 1816—1834 гг.
Слайд 22
Направления в эклектике. Неомавританский стиль Маврита́нскийстиль заключался в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества, в особенности — мудехара. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент. Триумфальная арка. Барселона. Арх. Ж.Виласека. 1888 г.
Слайд 23
Направления в эклектике. Неомавританский стиль Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только в южных районах. Воронцовский дворец. 1828 – 1848 гг. Особняк Арсения Морозова. Москва. 1895 – 1899 гг.
Слайд 24
Направления в эклектике. Неомавританский стиль В Европе неомавританский стиль долгое время воспринимался как «стиль синагог». Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании. В самой Испании вкус к неомавританскому зодчеству привился не сразу. Одним из первых интерес к нему проявил каталонский архитектор Антони Гауди, в творчестве которого замысловато преломились отдельные мотивы мавританской архитектуры. Большая синагога на улице Дохань вБудапеште, крупнейшая в Европе А.Гауди. Эль-Каприччо. 1885 г.
Слайд 25
Дворец Трокадеро был сооружен по случаю Всемирной выставки 1878 года. Дворец представлял собой обширное здание длиной 706 м с двумя флигелями и двумя башнями, построенный в стиле «мавров» с элементами византийской архитектуры. Дворец Трокадеро часто служил местом для съездов и конференций. Здание простояло до 1937 года. Дворец Трокадеро во время Всемирной выставки 1900 г. В Париже.
Слайд 26
Направления в эклектике. Индо-сарацинский стиль Стиль распространился в Британской Индии в правление королевы Виктории. По сути играл в Индии ту же роль национальной альтернативы универсальному классицизму и его продолжениям, что и неоготика в Европе и английских колониях или псевдорусский стиль в России. На здания, европейские по функциональному назначению и общему силуэту, накладывался причудливый декор, позаимствованный из архитектуры мусульманской Индии. Возрождая архитектурное наследие Великих Моголов, британское правительство стремилось показать преемственность своего правления. Королевский павильон в Брайтоне — первый в Европе памятник индо-сарацинского стиля.
Слайд 27
Направления в эклектике. Индо-сарацинский стиль Дворец раджи Майсора Дворец раджи Биканера Ворота в Индию. Бомбей. 1911-1924 Вокзал Чхатрапати Шиваджи, бывший Виктория-Терминус. Мумбаи. 1878 - 1888
Слайд 28
Боз – ар ( фр. beaux-arts, «изящные искусства») Эклектический стиль архитектуры, в противовес распространившемуся в середине XIXв. увлечению национальным средневековьем (неоготика, неовизантизм, псевдорусский стиль), продолжавший традиции итальянского ренессанса и французского барокко. Распространению боз-ара способствовала парижская Школа изящных искусств, которая и дала стилю название. В этом престижном учебном заведении будущих архитекторов учили воспроизводить различные исторические стили — в зависимости от вкусов заказчика строительства. Подлинным манифестом стиля стали Опера Гарнье и прочие постройки выпускника школы Шарля Гарнье в период Второй империи. Опера Гарнье. (Национальная академия музыки, Парижская опера, Гранд-опера). Арх. Шарль Гарнье
Слайд 29
Боз – ар Для этих построек характерны строгая симметрия, иерархия благородных (входы, лестницы) и утилитарных пространств, эклектическое использование элементов из французской и итальянской архитектурной истории, богатый декор с использованием лепки, барельефов, фигурной скульптуры, картушей и проч., а также полихромные вставки (как правило, имитирующие золото). В отличие от чистого неоренессанса и необарокко, боз-ар свободно варьирует элементы обоих направлений. Форпостами боз-ара в Восточной Европе были Будапешт и Бухарест. Румынский Атеней, 1888) Дворец изящных искусств в Мехико— одно из последних крупных сооружений в стиле боз-ар
Слайд 30
Мост Александра III в Париже: бозаровый декор накладывается на новейшие инженерные конструкции. Вид на Гран-Пале, 1900 г. Большое фойе Гран-Опера — пример оформления интерьера в стиле боз-ар
Слайд 31
Орсе́ или Орсэ, музей Орсе или музей д’Орсе (фр. Musée d’Orsay ) — музей изобразительных и прикладных искусств в Париже. Музей Орсе располагается в бывшем здании одноимённого железнодорожного вокзала (1900 г.)
Слайд 32
Парижская выставка 1889. Выставочные павильоны и галереи разнообразного направления Вид на Эйфелеву башню и здания выставки на Марсовом поле из дворца Трокадеро Эйфель с гостями на вершине своей башни