Слайд 2
«Сформировавшуюся на земле Казахстана древнюю и самобытную цивилизацию мы начали открывать для себя с чувством гордости и неподдельного восхищения », — эти слова принадлежат Первому Президенту Республики Казахстан – Лидеру нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.
Слайд 3
Издревле пульсация Великой степи рождала пассионарные волны, которые распространялись по всему евразийскому пространству, определяя этнический и политический облик величайших империй древности и средневековья от Дальнего Востока до Западной Европы и от Сибири до Индостана. Эти исторические сдвиги известны под разными названиями «Великое переселение народов», завоевательные походы « Сотрясателя Вселенной» Чингисхана.
Слайд 4
Мобильные кочевые народы выполняли также важнейшую роль связующего звена между цивилизациями Востока и Запада. Они распространяли научные знания, новые изобретения, мировоззренческие и религиозные концепции. Именно на номадов была возложена функция хранителей Великого шелкового пути — важнейшей торговой магистрали древности и средневековья.
Слайд 5
Великое прошлое кочевой цивилизации служит вдохновением для современного Казахстана. Народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира, возрождает сегодня идею « Мәңгілік Ел» — «Вечного Народа», «Вечного Государства». Она пришла к нам из седой древности, высеченная на оказавшихся неподвластным векам каменных стелах тюркских каганов. Это завещание собирателей тюркских племен пронизано идеей построения сильной государственности и сплоченности как залога процветания и единства нации. Сегодня эта фундаментальная для мировоззрения тюрков концепция служит основой гражданской консолидации казахстанского общества, символом Нации Единого Будущего. Глубоко символично, что идея « Мәңгілік Ел» возрождается именно в Казахстане, перед которым Президент Нурсултан Назарбаев поставил цель — войти в число 30 самых развитых стран мира до 2050 г. Выдающиеся деяния наших великих предков свидетельствуют — лидерство вписано в генетическую и историческую память нашего народа. Ведь как гласит одна из известных цитат Первого Президента Казахстана — Лидера нации Нурсултана Назарбаева в книге «Времена и думы»: «Продолжая славные дела старшего поколения, мы проложим дорогу, по которой уверенно зашагают будущие поколения. Это будет путь развития, роста и процветания независимого Казахстана». /
Слайд 10
Обряды и обычаи казахов взаимосвязаны с жизненными циклами природы, рода, общины, человека. Наурыз — праздник пробуждения созидательных сил природы — занимал особое место в жизни казахов и знаменовал собой начало календарного года — 21-22 марта. Это, пожалуй, один из древнейших праздников на Земле, имеющий пяти тысячелетнюю традицию и известный многим народам Передней и Центральной Азии. На Наурыз традиционно изготавливалось наурыз -коже, в который входило семь ингредиентов, символизирующих семь элементов жизни. Обряды сопровождали жизнь казахов от ее начала до самой смерти. Таковы шилдехана — праздник в честь рождения младенца, тусау кесу — разрезание пут ребенку, делающему свои первые шаги.
Слайд 11
Традиционная музыка — это самое волнующее и сокровенное наследие культуры кочевой цивилизации. До наших дней дошли тысячи образцов музыкально-поэтического творчества казахского на- рода. Кюи – богатейшее его достояние, жанр, в котором оттачивалось мастерство степных виртуозов, а неповторимый музыкальный язык кочевников достиг вершин совершенства. Кюи исполнялись на трехная, развитая, достигшая профессиональных высот область инструментальной музыки казахов. Из древности до нас дошли произведения Кетбуги — современника Чингисхана, храброго батыра, мудрого бия и выдающегося кюйшы. Музыка
Слайд 12
Литература Истоки казахской литературы восходят к величественным памятникам древнетюркской письменности и богатейшей сокровищнице национального эпоса. В истории мировой литературы лишь несколько народов создали такой величественный жанр поэзии, как национальный эпос. В их числе казахи, оставившие своим потомкам грандиозные эпические полотна, сопоставимые по масштабу и художественной ценности с эллинской «Илиадой» и индийской «Рамаяной». Героические эпосы « Едиге », « Алпамыс », « Кобыланды », « Шора », « Камбар -батыр», «Ер Таргын » и лирические «Козы- Корпеш и Баян сулу » и « Кыз-Жибек » — это подлинные шедевры устного творчества. Поэма « Кыз-Жибек » включена в мировое культурное наследие ЮНЕСКО, а 2008 г. был объявлен этой организацией Годом 500-летнего юбилея эпоса. В средневековых городах-оазисах на юге Казахстана родилась письменная литература, яркими образцами кото- рой можно назвать словарь « Дивани лугат ат -тюрк» Махмуда Кашгари и « Кутадгу билиг » («Благодатное знание») — свод наставлений Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни.
Слайд 13
В героическую эпоху становления Казахского ханства, мужавшего в борьбе с сопредельными государствами, особая роль принадлежала поэтам импровизаторам жырау. Жырау зачастую были не просто певцами-сказителями, повествующими о ратных подвигах ханов и батыров, а вдохновенными мыслителями и важными политическими фигурами — советниками ханов, главами родов, военачальниками. В памяти народа остались имена выдающихся жырау : Асана Кайгы, Казтугана, Доспанбета, Шалкииза, Бухар-жырау, Умбетея, Актамберды. В XVIII-XIX веках, когда героическая эпоха осталась позади и традиционное общество переживало кризис, на первый план вышла поэзия акынов — Коктема, Шала, Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Биржан -сала, Асета Найманбаева, Акана -сери. Творчество Абая Кунанбаева знаменовало новый этап казахской письменной литературы. Многочисленные ипостаси Абая — поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы — свидетельствует об универсальности его творческого гения. Это, безусловно, роднит Абая с титанами Ренессанса.
Слайд 14
Архитектура В средние века на благодатной земле Южного Казахстана и Жетысу расцвела богатая городская культура. В немалой степени этому способствовало то, что здесь, на стыке кочевой и оседлой цивилизаций, веками проходила оживленная сеть торговых путей, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы — Великий шелковый путь. Такие города, как Испиджаб (современное село Сайрам), Отырар, Тараз, Баласагун, Сыганак, являлись не только центрами торговли, но также административными, научными и культурными центрами средневековья. По меркам того времени эти города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализацию и отопление. Обычным для быта крупных городов были водопроводы, представлявшие собой подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Средневековые города имели сходную планировку: в центре размещалась цитадель, где располагалась резиденция правителя. Цитадель окружал шахристан, где проживала знать, купцы и землевладельцы, служители культа и военные. В торгово-ремесленных предместьях, рабадах, жило основное население города. Говоря о вкладе цивилизации Великой степи в сокровищницу мировой архитектуры, прежде всего следует упомянуть о куполе. Именно кочевники, соорудившие юрту и бревенчатые курганы древности, раскрыли принципы построения купольных сооружений и шатровой архитектуры. Эти секреты великий завоеватель, царь гуннов Аттила увез с собой в Европу, где они легли в основу христианской храмовой архитектуры. Среди сохранившихся до нашего времени сооружений средневековья особое восхищение вызывают мавзолеи и мазары: мавзолеи Бабаджи-Хатун (Х-ХI вв.), Айша-Биби (ХI- ХII вв.) близ Тараза ; мавзолеи Жошы -хана и Алаша -хана (близ Жезказгана ), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулимберды в долинах рек Сарысу и Кенгир ; мавзолей Карахана (XII-XIII вв.) в Таразе и др. Их оригинальная архитектурная композиция и изящество декоративного убранства свидетельствуют о высоком строительном мастерстве степных зодчих. Мавзолей Айша-Биби — настоящая жемчужина архитектурно-строительного и декоративного искусства, в котором проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов, конструкции здания и орнаментального декора.