Первый слайд презентации: Жизнь и наследие – « Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы »
Подготовила студентка группы 22-п-1: Васик Яна
Слайд 2: Машхур Жусуп Копеев
Машхур Жусуп Копеев ( 1858, Баянаульский округ — 1931, Баянаульский район, Казахская АССР ) — казахский поэт, мыслитель, историк, этнограф, востоковед и собиратель устного народного творчества казахского народа.
Слайд 3: Ранняя биография
Родился в 1858 году на территории современного Баянаульского района ]. Происходит из подрода Кулик ( каз. Күлік ) рода Суйиндык племени Аргын Среднего жуза ]. Обучался в аульской школе. В 1870 году учился в Бухарском медресе хазрета Камара, после чего совершил поездку по Северному и Центральному Казахстану. В ходе поездки собирал устное народное творчество и знакомился с бытом родов и племён, населявших эти края. В 1872 году Копеев поступил в медресе Кукельдаш в Бухаре. По окончании медресе в 1875 году несколько лет проработал учителем в ауле [1]. Параллельно с преподаванием активно занимался публицистической деятельностью, печатаясь в газете «Дала уалаяты » (« Киргизская степная газета ») и журнале « Айкап ». Знания и талант принесли ему большую популярность и авторитет в народе, благодаря чему Жусуп Копеев получил к имени почётную добавку « Машхур », что в переводе с арабского языка означает «славный, известный, достойный». В 1887—1890 годах совершал этнографические экспедиции в Самарканд, Бухару, Ташкент, Туркестан и другие города Средней Азии. Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом Василием Радловым повлияло на формирование интересов Машхура Жусупа как собирателя казахского фольклора. В ходе экспедиций было собрано и опубликовано множество образцов устного народного творчества казахов.
Слайд 5: Творчество
В 1906—1907 годах в Казани в издательстве Хусаиновых вышли сборники стихов Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга «Кому принадлежит Сарыарка», написанная в прозе и стихах. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, просвещения народа, свободы слова, права на труд. Позднее царская цензура признала книги вредными, почти весь тираж литературы был изъят, а автора занесли в список политически неблагонадежных и ему пришлось на время скрыться в Ташкенте. Известность получили стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери». В традициях устного творчества написаны дастаны «Торг чертей», «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых» и другие. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило Машхуру Жусупу глубоко изучить поэзию Востока, а также создать по восточным мотивам дастаны «Гульшат- Шеризат », « Гибрат -нама», «Баян-нама» и другие. Записанные им из устных народных сказителей произведений Бухара Жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая и С. Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов.
Слайд 6: Последние годы:
В 1915 году Копеев вернулся в Баянаульский округ, где и окончил свои дни в 1931 году. Информации о данном периоде его жизни и творчества сохранилось мало. Известно, что незадолго до смерти Машхур Жусуп распорядился начать строительство собственного мавзолея. Там он и был похоронен, однако в 1952 году постройка была разрушена властями, недовольными народным паломничеством к могиле. Мавзолей был восстановлен в начале XXI века.
Последний слайд презентации: Жизнь и наследие – « Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы »
Память 22 сентября 1999 года имя Машхура Жусупа было присвоено Жанажольской средней школе Баянаульского района Павлодарской области [7]. При Павлодарском государственном университете имени С. Торайгырова в 2004 году был открыт центр изучения Машхур-Жусупа [8]. В 2009 году центральная улица Ленина в городе Экибастузе была переименована в честь Машхура Жусупа [9]. В 2019 году, в Павлодаре, одна из центральных улица 1 Мая переименована в улицу Машхура Жусупа.