Первый слайд презентации: Этические проблемы трансплантологии
Выполнили студентки П-203 группы Абдулова Камилла Зиннурова Камилла
Слайд 2: Этические проблемы трансплантологии
Проблемы сохранения физической и психической целостности при медико-биологических вмешательствах: трансплантология. Трансплантация (от лат. transplantare – «пересаживать») - замещение поврежденных или отсутствующих тканей или органов собственными тканями либо тканями и органами, взятыми из другого организма.
Слайд 3: История трансплантации
Упоминание о трансплантации некоторых органов и тканей встречается еще в греческой мифологии и христианских представлениях. Научная трансплантология развивается с начала 19 века (1804 результаты клинических исследований Дж.Баронио, в 1823 году – К. Бюнгера ). Расцвет экспериментальных исследований направленных на развитие трансплантологии приходится на конец ХIХ начало ХХ века - В.П.Демихов, Б. В.Петровский, Ю.Вороной. 1954 год - начало развития трансплантологии как практического направления медицины (первая успешная пересадка почки). До начала 60-х годов трансплантология оставалась областью экспериментальной хирургии. До середины 90 годов ХХ века- «время трансплантационной эйфории».
Слайд 4: Правовая База
1996 г. “Конвенция о правах человека и биомедицине”; 1992 г. "Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека« (изменения и дополнения 2000 г. и 2007 г.)
Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и тканей: Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей -специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли -продажи. Купля - продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.
Слайд 6: Виды источников органов и/или тканей для трансплантации
трупное донорство; живые доноры; искусственные органы и ткани; органы животных (ксенотрансплантаты) фетальные ткани.
Слайд 7: Типы этических проблем трансплантологии:
Оправданность перераспределения медицинских ресурсов в пользу развития трансплантологии. Коммерческие отношения при проведении трансплантологических операций. Проблемы конкретных этапов технологии трансплантации: проблемы, связанные с констатацией смерти человека по критериям смерти мозга; эксплантация (изъятие) органов и (или) тканей у трупа или живого донора; распределение уже имеющихся донорских органов или тканей реципиента.
Слайд 8: Этико-правовое регулирование посмертной эксплантации органов и (или) тканей человека
В мировой практике используется три типа забора органов от трупа,которые имеют различное моральное содержание: 1) рутинный забор (изъятие) ; 2) забор, основанный на презумпции согласия ; 3) забор, основанный на «презумпции несогласия».
Слайд 9: Принцип рутинного забора
тело после смерти человека согласно этому принципу становится собственностью государства. решение об изъятии органов принимается исходя из интересов и потребностей государства.
Слайд 10: Принцип презумпции согласия
Предполагается, что каждый россиянин изначально согласен, что его органы после смерти будут использованы для пересадки. Закон «О трансплантации органов и (или)тканей человека» раздел II, статья 8 : если на момент смерти человека у врачей не будет документа от пациента, что он против или не придут и не заявят об этом родственники, то органы могут быть забраны. Отсутствие выраженного отказа трактуется данным законом как согласие.
Слайд 11: Принцип презумпции несогласия
Каждый человек заранее не согласен с тем, что его органы будут пересажены другому человеку. Органы можно изъять только в случае получения прижизненного согласия от самого человека, либо согласия родственников после его смерти.
Слайд 12: Проблемы, связанные с констатацией смерти человека по критериям смерти мозга
Должна быть исключена неясность в определение момента смерти. Условиями этически корректной диагностики «смерти мозга» является соблюдение трех принципов: 1) принципа единого подхода, 2) принципа коллегиальности, 3) принципа финансово-организационной независимости бригад.
Слайд 13: Проблема справедливости в распределении
-утилитаристический принцип; -принцип равноправия: 1. максимальная совместимость донора и реципиента, 2. длительность ожидания, 3. экстренность ситуации, 4. удаленность реципиента от донорского органа.
Слайд 14: Моральные проблемы получения органов от живых доноров
В России изъятие органов и тканей у живого донора для трансплантации реципиенту согласно ст.11 Закона РФ «О трансплантации» допускается при соблюдении следующих условий: если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов или тканей; если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов или тканей; если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей- специалистов о возможности изъятия у него органов или тканей для трансплантации; если донор находится с реципиентом в генетической связи. Забор органа или его части у донора является отступлением в отношении донора от этического принципа - "не навреди".
Слайд 15: Проблема принятия трансплантологии традиционным религиозным мировоззрением
Христианство: позитивно оценивает факт изъятия и переноса органа умершего в тело живого человека. Римско-католическая церковь: донорство в трансплантологии - это акт милосердия и нравственный долг. Протестантизм: законность существования человека, получившего орган от другого, однако, продажа органов считается аморальной. ПЦ четко не обозначила своих позиций в проблеме оправданности изъятия и пересадки органов, однако в Основах православия нет повода к появлению запретительных тенденций. Иудаизм: допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни. Конфуцианство: тело считается неприкосновенным, принадлежащим всей генеалогической ветви – предкам и потомкам.
Слайд 16: Медико-этические проблемы ксенотрансплантации
Ксенотрансплантациями называются пересадки органов и тканей от животных человеку. Ксенотрансплантация ставит фундаментальную этическую проблему - является ли человек высшей моральной ценностью, во имя которой можно причинять страдания и боль, а также вызывать смерть других живых существ? Ксенотрансплантация создает возможность размывания границ между видами. Ксенотрансплантация покушается на идентичность личности и восприятие человеком собственного тела.