Первый слайд презентации: ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Виды делового общения: Контактное- дистантное Непосредственное – опосредованное Устное –письменное Монологическое –диалогическое Официальное –неофициальное.
Слайд 4: формы делового общения:
· деловая беседа; деловая беседа по телефону; · деловые переговоры; · совещания; деловая переписка · публичные выступления.
Слайд 5: Деловое общение требует соблюдения условий:
Обязательность контактов всех участников независимо от симпатий и антипатий; Взаимозависимость всех участников в достижении конечного результата и в реализации личных намерений; Формальные ограничения: конвенциональные ограничения; ситуативные ограничения; эмоциональные ограничения;
Слайд 7: Принципы вербального общения
Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» — предполагает, что вербальное общение должно: содержать оптимальное количество информации и соответствовать текущим целям общения; содержать правдивые высказывания; соответствовать целям, предмету разговора; быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности). Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи: тактичности; одобрения; скромности; согласия; благожелательности.
Слайд 8: Приемы активного слушания
Безмолвное слушание Уточнение Перефразирование Резюмирование с дальнейшим развитием мыслей собеседника
Слайд 11: Правила использования жестов в деловом общении Поля Сопера: Жесты должны быть непроизвольны. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Жестикуляция должна быть управляемой. Жестикуляция должна быть разнообразной. Жесты должны соответствовать назначению
Слайд 12: Жесты и позы открытости
раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии).
Слайд 13: Жесты авторитарности
Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.
Слайд 14: Жесты защиты (оборонительные)
скрещенные на груди руки, руки, сжатые в кулаки
Слайд 15: Рукопожатие - жест, ритуал приветствия, прощания и т. п., заключающийся в небольшом сжатии правых или левых рук
Правила использования рукопожатия: люди, близко общающиеся между собой реже используют рукопожатие; первым для рукопожатия протягивает руку старший; первым протягивает руку для рукопожатия тот, чей социальный статус выше (в том числе и женщине); при представлении первым подает руку тот, кому представляют; если, подойдя к группе, вы обменялись рукопожатием с одним человеком, то это следует сделать и с другими; при рукопожатии рекомендуется снимать перчатку (исключение составляет рукопожатие на улице и для женщин).
Слайд 16: Виды рукопожатия:
Доминантное Равноправное Покорное Рукопожатие с «хрустом пальцев» Рукопожатие «перчатка» Короткое, вялое рукопожатие
Слайд 17: Межличностное пространство общения
Интимное расстояние – до 0,5 м Межличностное расстояние – от 0,5 до 1,2 м Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 м Публичное расстояние – 3,7 м и более.
Слайд 18: Характеристики мимики Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Ж
Целостность Динамичность Согласованность с вербальным сообщением
Слайд 19: Социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей)
Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.
Слайд 20: Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Эффект ореола (галоэффект); Эффекты новизны и первичности. Стереотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов).
Слайд 21: Коммуникативные барьеры - это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия информации от партнера по общению
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ: Барьер «авторитета» Отнесение человека к авторитетным лицам зависит от следующих факторов: социального положения (статуса), принадлежности к реальной «авторитетной» группе, привлекательности внешнего вида, доброжелательного отношения к адресату (улыбка, приветливость, простота в обращении), компетентности, искренности.
Слайд 22: ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ:
2. Барьер «избегания». Человек избегает эмоционально негативных контактов с собеседником.
Слайд 23: Барьер «непонимания»
фонетический (фонема – звук) – возникает, когда у партнера неразборчивая дикция, плохая артикуляция: человек шепелявит, картавит, присвистывает, пришептывает, причмокивает и пр.; когда он использует множество слов-паразитов
Слайд 24: Барьер «непонимания»
семантический барьер непонимания связан с тем, что деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе и словами) для обозначения совершенно разных вещей.
Слайд 25: Барьер «непонимания»
стилистический барьер непонимания состоит в том, что определенный тип облачения мысли в слова («упаковка» мысли) может препятствовать ее пониманию; стиль может быть неуместным ситуации общения: слишком тяжелым или легковесным.
Слайд 26: Барьер «непонимания»
логический барьер непонимания – проблема, связанная с особенностями мышления общающихся.