Первый слайд презентации: Филиал «Оренбургский» ПАО «Т Плюс»
Оценка рисков 5 шагов к безопасности Дмитрий Суханов Руководитель службы БТ и ОЗ
Слайд 2: Цель программы
2 Цель: Сформировать навык проведения оценки рисков при производстве работ Процесс: Изучение основных теоретических аспектов по оценке рисков, выполнение практических упражнений Результат: Сотрудники понимают значимость оценки рисков, знают шаги проведения оценки рисков и умеют проводить оценку рисков при производстве работ Цель программы
Слайд 3
3 Содержание программы Введение. Риск-ориентированный подход в Компании (Приказ №77 от 30 марта 2017 года «Об утверждении политики в области охраны труда Группы компаний «Т Плюс») Блок 1. Основные понятия и определения оценки рисков Блок 2. Анализ безопасности выполнения работ (АБВР) 2.1. Пять шагов АБВР 2.2. Барьеры при проведении АБВР, их преодоление
Слайд 4: Правила
4 Правила Телефоны в беззвучном режиме Контролируем время Не перебиваем, даем высказаться
Слайд 5
5 Упражнение «Знакомство» Упражнение выполняется индивидуально Задание: Представьтесь по схеме: - Фамилия, Имя - Должность, подразделение Ответьте на вопрос: «Что вчера или сегодня угрожало вашей жизни или здоровью (может быть другому человеку) и что вы сделали для того, чтобы защититься или спастись?» Время на представление -1 минута
Слайд 6
6 РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОМПАНИИ Строительство столицы Канал Волга – Москва 1932-1937 Первая очередь метрополитена г. Москва Днепропетров- ская ГЭС Отбор проб Строительство солнечных станций в Оренбуржье Техническое перевооружение тепловых сетей подрядчиком.
Слайд 7
7 недостаточный приоритет безопасности труда в психологии работников отставание от передовых практик, поддержание культуры безопасности на уровне СССР 1990-х понимание руководством Компании недопустимости сложившегося положения начало реорганизации системы безопасности разработка и внедрение стандартов и методик безопасности Т Плюс на базе лучших мировых моделей управления безопасностью. создание интегрированной системы управления безопасностью обеспечение учёта и анализа всех инцидентов обязательное корпоративное обучение по ОТ, ПБ и ООС начало учёта LTIFR внедрение внутренних расследований происшествий институт внутренних тренеров по БТ и ОЗ старт программ мотивации в сфере культуры безопасности показатели безопасности - в КПЭ р уководства производственных площадок отбор подрядчи-ков по культуре безопасности оценка культуры безопасности Т Плюс разработка Программы развития культуры безопасности, определение целей и путей их достижения Т Плюс - от советского наследия к лучшим современным практикам в области безопасности LTIFR с учетом подрядчиков охват системой управления ОТ,ПБ и ООС всех площадок старт постоянной работы Комитета по ОТ 2015 2015 2016 2017 2018
Слайд 8: Предотвращение происшествий (потерь)
8 Будущие действия которые могут привести к происшествиям (потерям) Предотвращение происшествий (потерь) Расследование происшествий Беседы, корректирующая обратная связь Оценка рисков 10,000 опасных ситуаций - Опасных действий - Созданных работниками опасных условий 1,000 Предпосылки к происшествиям или оказание первой помощи (микротравмы) 100 Регистрируемые травмы 10 Травмы с тяжелыми последствиями 1 смерть Грузовой трейлер двигается, водитель спрыгивает на землю и попадает под колеса Грузовой трейлер двигается, водитель спрыгивает на землю и ломает ногу Грузовой трейлер двигается, водитель спрыгивает на землю и получает растяжение лодыжки Грузовой подъемник наезжает на грузовой трейлер, и трей-лер приходит в движение Не установлены блокира -торы движения задних колес трейлера Извлечь уроки Исправить П редотвратить
Слайд 10: Трагедия
10 27 января 2017 г. Пенза В результате обрушения кровли был смертельно травмирован работник 4 июня 2017 г. Самара При вырубке кустарника, работник получил смертельное поражение током Трагедия 21 октября 2014 г. Пермь В результате КЗ в ГРУ-10 кВ 3 сотрудника компании получили ожоги, 1 – погиб.
Слайд 12
12 Опасное событие – событие, в результате которого происходит вредное воздействие источника опасности на человека и/или сверхнормативное воздействие на окружающую среду. Идентификация опасности – процесс обнаружения, распознания/признания существования опасности и определения ее характеристик (источников и возможных последствий) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Слайд 13
13 Тяжесть последствий - количественная мера наиболее худшего возможного последствия реализации опасного события без учета средств защиты. Вероятность определяет то, что при существующих мерах защиты возможна реализация данного опасного события. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Слайд 14
14 15 m 8 m 1 m Вероятность Последствия Риск ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Слайд 15
15 Риск – это сочетание вероятности возникновения опасного события или воздействия(ий) и серьезности травмы или ухудшения здоровья, которые могут быть вызваны таким событием или воздействием(ями). Оценка риска (ОР) – систематический и структурированный процесс, при котором определяются опасности, имеющиеся на рабочем месте или возникающие в процессе выполнения работы. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Слайд 16: Результат оценки рисков
16 Результат оценки рисков ВАЖНО: Результатом оценки рисков является вывод о том, можно выполнять/продолжать выполнять работу или нет. Стоп! «Хочу выполнить работу безопасно!» Оценка рисков Результат : вывод о том можно выполнять работу или нельзя
18 Анализ безопасности выполнения работ (АБВР) АБВР - обязательная последовательность действий по оценке риска перед началом и периодически в ходе выполнения работ. Проводится с целью анализа возможности безопасного выполнения работы или её продолжения и реализации необходимых мер по защите людей и окружающей среды.
Слайд 19
19 АБВР - 5 шагов к безопасности Шаг 1. Сделай паузу и продумай выполнение работы Шаг 2. Оцени опасности и возможные последствия Шаг 3. Определи способы снижения опасностей и защити себя и других Шаг 4. Продумай действия и их последовательность в экстренных случаях Шаг 5. Принять решение о возможности начинать или продолжать работу
20 Шаг 1. Сделай паузу и продумай выполнение работы Цель прохождения данного шага – продумать этапы работ ( подготовка, выполнение, перерывы, окончание ), а также ответить на вопросы : Знаете ли Вы эту работу? Готовы ли Вы ее выполнять? Какое оборудование и материалы Вы будете использовать? Кто еще будет участвовать в выполнении работы или находиться рядом?
21 Шаг 2. Оцени опасности и возможные последствия Цель прохождения данного шага - ответить на вопросы : Какие опасности существуют при выполнении данной работы или могут возникнуть в ходе выполнения работ? Какие последствия от воздействия опасности могут быть для людей и для окружающей среды?
Слайд 22: Вопрос Шаг 2. Оцени опасности и возможные последствия
22 Вопрос Какие опасности вы встречаете в своей профессиональной деятельности? Шаг 2. Оцени опасности и возможные последствия
Слайд 23
23 Для выявления опасностей применяются категории опасностей, связанные с : Температурой Электричеством Движение машин и оборудования Работой на высоте Ограничивающими объектами, предметами и условиями Давлением Токсичностью Персоналом Возгоранием Категории опасностей
Слайд 24: Упражнение «Опасности»
24 Упражнение «Опасности» Упражнение выполняется в мини-группах. Задание: Изучите фотографию. Продумайте все этапы выполнения работы и в соответствии с изученными группами опасностей запишите опасности, которые есть и могут появиться во время выполнения представленной работы. Устно представьте результат работы. Время на выполнение упражнения – 5 минут.
Слайд 25: Шаг 2. Оцени опасности и возможные последствия
25 Травмы, Групповые/смертельные несчастные случаи Профессиональные заболевания Повреждение оборудования, остановка производства Загрязнение окружающей среды Сотрудники Подрядчики Посетители Охрана Сначала определите, кто может пострадать? Какие последствия могут быть?! Шаг 2. Оцени опасности и возможные последствия
Слайд 26
26 Дискуссия «Возможные последствия» Кто может пострадать от ранее выявленных опасностей? Какие последствия могут быть?
Слайд 28: Шаг 3. Определи способы снижения опасностей и защити себя и других
28 Шаг 3. Определи способы снижения опасностей и защити себя и других Цель прохождения данного шага - ответить на вопрос : Что необходимо сделать для защиты от опасностей ?
Слайд 29: Вопрос Шаг 3. Определи способы снижения опасностей и защити себя и других
29 Вопрос Какие меры защиты от опасностей вы знаете? Какая мера защиты наиболее эффективная? Шаг 3. Определи способы снижения опасностей и защити себя и других
Слайд 30: Устранение опасности – наиболее эффективная мера защиты
30 Устранение опасности – наиболее эффективная мера защиты Опасность + Вероятность = + = Вероятность Последствия Последствия Опасность
Слайд 31: Устранение опасности – наиболее эффективная мера защиты
31 наибольшая наименьшая ЭФФЕКТИВНОСТЬ Устранение Замещение Изоляция Ограждение / изоляция людей Безопасные системы работы Адекватный надзор Обучение Информирование/ инструктаж Средства индивидуальной защиты Устранение опасности – наиболее эффективная мера защиты
Слайд 32: Дискуссия «Меры защиты»
32 Дискуссия «Меры защиты» Что необходимо сделать для защиты от опасностей?
Слайд 33: Шаг 4. Продумать меры реагирования при возможной нештатной ситуации
33 Шаг 4. Продумать меры реагирования при возможной нештатной ситуации Цель прохождения данного шага –проанализировать ситуацию и ответить на вопросы: Что может пойти не так, какие нештатные ситуации могут возникнуть? Знаете ли вы, как действовать в нештатной ситуации Сможете ли вы вызвать помощь или оказать её самостоятельно?
Слайд 34: Шаг 5. Принять решение о возможности начать или продолжить работу
34 Цель прохождения данного шага - ответить на вопрос : Можно ли начинать работу? Шаг 5. Принять решение о возможности начать или продолжить работу
Слайд 35: Шаг 5. Принять решение о возможности начать или продолжить работу
35 Проанализируйте: Были ли выполнены все необходимые меры защиты от опасности? Уверены ли вы, что теперь работу можно выполнять безопасно? Уверены ли вы, что не произойдет загрязнения окружающей природной среды ? Если не уверены - не начинайте работу! Обратитесь к руководителю. Разработайте и выполните необходимые меры защиты! Шаг 5. Принять решение о возможности начать или продолжить работу
Слайд 36: Отражение АБВР в наряде-допуске
36 Отражение АБВР в наряде-допуске НАРЯД-ДОПУСК 5 шагов
Слайд 37
37 АБВР - 5 шагов к безопасности Шаг 1. Сделай паузу и продумай выполнение работы Шаг 2. Оцени опасности и возможные последствия Шаг 3. Определи способы снижения опасностей и защити себя и других Шаг 4. Продумай действия и их последовательность в экстренных случаях Шаг 5. Принять решение о возможности начинать или продолжать работу
Слайд 38
38 работником самостоятельно в произвольной форме без выполнения записей; работником совместно с непосредственным руководителем в произвольной форме без выполнения записей ; работником совместно с непосредственным руководителем, с заполнением формы «Оценка рисков производства работ повышенной опасности и нестандартных работ » к основному наряд-допуску. АБВР может проводиться:
Слайд 39
39 Матрица рисков при работах повышенной опасности и нестандартных работах ТЯЖЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Нет потери рабочего времени, или ущерба имуществу и окружающей среде. Травма не требует внимания Мелкая травма, случай оказания первой помощи. Незначительный ущерб имуществу и окружению Травма средней тяжести, приведшая к потери рабочего времени, ущерб средней тяжести Единичная смерть или серьезная травма, существенный ущерб имуществу или окружающей среде Многочисленные смерти, серьезный ущерб имуществу компании и окружающей среде ПОЧТИ НЕВЕРОЯТНО Слишком невероятное сочетание факторов необходимо для возникновения происшествия низкий низкий низкий низкий низкий ОЧЕНЬ МАЛОВЕРОЯТНО Редкое сочетание факторов может привести к происшествию низкий низкий низкий средний средний МАЛОВЕРОЯТНО Может произойти при наличие других дополнительных факторов низкий низкий средний средний высокий ВЕРОЯТНО Нет твердой уверенности в возникновении, но добавление фактора приведет к происшествию низкий средний средний высокий высокий ОЧЕНЬ ВЕРОЯТНО Почти невозможно предотвратить происшествие средний средний высокий высокий высокий
Слайд 40
40 Упражнение «Барьеры/ограничения при применении АБВР» Упражнение выполняется в 2х мини группах. Задание: Разделите лист флипчарта на 2 части. В левой части флипчарта составьте список барьеров/ограничений при применении АБВР. Время на работу – 5 минут. В правой части флипчарта напишите, что конкретно ВЫ можете сделать, чтобы преодолеть прописанные барьеры/ограничения. Время на работу – 7 минут 4. Представьте результаты работы. Время на представление результатов – 1 минута.
Слайд 41
41 Полезная информация, рекомендации Не можете применить меры защиты от опасностей - обратитесь к руководителю. Не можете оценить риски самостоятельно, сомневаетесь – обратись к руководителю. При возникновении разногласий с руководителем о возможности безопасного выполнения работ работник имеет право обратиться в службу БТ и ОЗ филиала или в УТИ.
Слайд 43
43 1 2 Что нового Вы узнали? 3 Чему Вы научились? Что вы будете применять в работе уже сегодня? Итоги тренинга