Первый слайд презентации: Философия бытия
Слайд 2: План:
1. Суть философской проблемы бытия. 2. Проблемы бытия в истории философских учений. 3. Основные формы бытия.
Слайд 3: Что такое бытие?
Онтология – учение о бытии как таковом. Бытие и сущее: Сущее – совокупность окружающих вещей; Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, бытие – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое.
Слайд 4: Бытие и универсум
Универсум – предмет науки: всеохватное целое, которому принадлежит все, что имеет пространственное или временное расположение. Бытие – не часть универсума. Материальный мир – это лишь одна форма проявления бытия как такового.
Слайд 5: Понятия «субстанция», «субстрат»
Субстанция – сущность, нечто лежащее в основе, предельное основание материального или духовного порядка, причина самой себя, развивающейся и самодвижущейся. Субстрат (буквально с латинского – подстилка) – то, из чего состоит, чем наполнен мир. Помогает понять, как мир устроен, насколько глубоко и широко мы можем заглянуть в его недра.
Слайд 6: Определения бытия
Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее; Проблема бытия – это проблема способа, целей и смысла существования мира в целом.
Парменид ( V-IV вв. до н.э.) – впервые ввел понятие бытия в философию: .Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств. Оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени, лишено чувственных качеств. Его можно постигать только мыслью, умом.
Слайд 8: Демокрит
Основа мира – атомы (мельчайшие неделимые частицы). Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи. Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть – это пустота, в которой движутся атомы.
Слайд 9: Платон
Идеи ( эйдосы ) – это и есть подлинное бытие. А все, что движется, изменяется, возникает и исчезает, т.е. материальный мир – это небытие.
Слайд 10: Бытие от Бога
Всецелой полнотой бытия в христианской картине мироздания обладает только Бог. Бог – настоящее бытие. Все остальное – « тварно », т.е. сотворено Богом (Августин, Фома Аквинский) Авиценной бытие воспринимается как произведение божественного разума, в котором есть необходимо сущее, которого не может не быть – это Бог, и реально сущее в виде факта, которого могло и не быть.
Слайд 11: Новое время: субстанциальные начала бытия
Декарт – существуют - несотворенная субстанция (Бог), - субстанции «протяжения» и «мышления». Спиноза – одна субстанция: Бог-Природа, а мышление и протяжение – атрибуты (свойства). Лейбниц – есть множество субстанциальных основ мира – «монад», каждая из которых отражает весь мировой порядок.
Слайд 12: Как это сказалось на мировоззренческих установках?
Существует как материальный, так и духовный миры. Субстанция, как подлинное бытие есть, что подтверждается наличием особых атрибутов (свойств) – «протяжение», «мышление». Субстанция не дана в чувственном опыте, зато свойства можно обнаружить опытом.
Слайд 13: И. Кант
Догматическая онтология, не учитывающая опыта познания, немыслима. Объект познания всегда задан человеку в тех или иных формах знания. Отсюда вывод: нельзя говорить о бытии сущего вне познающего субъекта. Нет «бытия как такового».
Слайд 14: Г. Гегель
Бытие есть процесс становления абсолютного духа – подлинного бытия. Бытие и небытие находятся в диалектическом противоречии. Подлинное бытие не нуждается в первотолчке, оно имеет внутренний источник развития – противоречие.
Слайд 15: Материализм
Концепция материи утвердила единственную реальность вещества (атома) Сверхчувственные субстанции (Абсолют, Бог и т.д.) не существуют. Человек автономен, независим от сверхъестественного. Абсолютное бытие превратилось в бытие природы, человека, общества.
Экзистенциализм (М. Хайдеггер,Ж.-П.Сартр ) Бытие не познается рационально, а переживается. Подлинное бытие лежит «по ту сторону» мира и по контрасту с ним представляется как небытие или «ничто». Язык – «это дом, обиталище бытия». Смысл бытия раскрывается в стремлении к свободе, осмыслении свободы.
Слайд 17: Понятия бытия и небытия
- Понятие бытия фиксирует все то, что есть, что существует независимо от того, каково оно по природе: материальное или духовное, действительное или возможное. - Категория небытия обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. «все возникает на время,а погибает навсегда»- А.Н. Чанышев.
Слайд 18: Абсолютные бытие и небытие
Абсолютное бытие – Бог, Абсолютная идея, материя. Они постижимы Откровением или рациональным умом. Абсолютное небытие приравнивается к «Ничто» – полному отсутствию чего бы то ни было. М.Хайдеггер: «Ничто есть отрицание всей совокупности сущего оно – абсолютно не-сущее ».
Слайд 19: Небытие» в культуре, философии Востока
«Черный квадрат» К. Малевича, где черное звучит «как некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, как вечное молчание без будущего и надежды…» (Кандинский В.) Гамлетовское «Быть или не быть?» Философия Древнего Востока: небытие как источник всякого бытия.
Слайд 20: И.Бродский
«Век скоро кончится, Но раньше кончусь я. Это, боюсь, не вопрос чутья. Скорей – влияние небытия на бытие: Охотника, так сказать, на дичь».
Слайд 21: Вывод
Историческая эволюция категории бытия и его интерпретации отражает основные этапы развития всей философской мысли, ее движение от исследования природы (физического бытия), к изучению человека во всех многообразных способах его существования (субъективного бытия).
Слайд 22: 3. Основные формы бытия
Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира. Бытие духовного или идеального - существование идеального как самостоятельной реальности в виде субъективного идеального, т.е. сознания индивида и объективного идеального, т.е. надындивидуальные его формы. Бытие социального.
Слайд 23: Философское понимание материи
План: 1. Историко-философские взгляды на проблему материи. 2. Движение материи. 3. Пространство и время как формы бытия материи
Слайд 24: Понятие материи
Родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некой общей исходной основе. Фалес – вода; Анаксимен – воздух; Гераклит – огонь; Платон – эйдосы ; Демокрит – атомы и т.д.
Слайд 25: Подходы к понятию «материя»
Материалистический: материя есть основа бытия, она первична; Объективно-идеалистический: материя объективно существует как порождение идеального (абсолютного духа); Субъективно-идеалистический: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа; Позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и изучить с помощью опытного научного исследования.
Слайд 26: Материя как субстанция (от лат. Substantia – то, что лежит в основе)
Первоначально понималась как вещество, из которого состоят все вещи. В философии категория субстанции обозначает исходное внутреннее единство разнообразных вещей, процессов, явлений, их умопостигаемую сущность. Субстанция – это сущность, лежащая в основе всего. (Субстрат – то, из чего состоит мир, чем он наполнен, как устроен и т.д.)
Слайд 27: Определение материи в материализме
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них. (В.И.Ленин)
Слайд 28: Системный характер организации материального мира
Базовые понятия: система, структура, элемент. Под системой понимают любое упорядоченное множество элементов, взаимосвязи между которыми сильнее их связей с внешней средой. Элемент – минимальный, неразложимый далее компонент системы. Структурой называют способ связи элементов между собой.
Слайд 29: Структурные уровни организации материи
1. Системы неживой природы, 2. Биосистемы, 3. Системы социальные
Слайд 30: Уровни неживой природы:
Субмикроэлементарный ; Микроэлементарный ; Ядерный; Атомарный; Молекулярный, Уровень единичных вещей; Уровень макротел; Уровень планет, галактик, метагалактик; Уровень Вселенной, мира в целом.
Слайд 31: Уровни живой природы:
Доклеточный (ДНК, РНК, белки), Клеточный, Многоклеточные организмы, Уровень видов Популяции, Биоценозы, Уровень биосферы в целом.
Слайд 32: Уровни социума
Отдельный индивид, Семья, Группа, Коллективы, Социальные группы, Этносы, расы, нации, Государство, Человечество в целом, Материальное, духовное производство и т.д.
Слайд 33: 2. Движение материи
Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий.
Слайд 34: Покой как всеобщность
Покой – это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Движение и покой – это диалектически противоречивые свойства всякого материального объекта: сохранение структуры предмета есть результат непрекращающегося взаимодействия его частей
Слайд 35: Формы движения материи
Ф.Энгельс выделил 5 форм движения: Механическое, Физическое, Химическое, Биологическое, Социальное.
Слайд 36: Современная наука о «фундаментальных» типах взаимодействия
Сильное взаимодействие, Слабое, Электромагнитное, Гравитационное Выделяют и техническую, кибернетическую, информационную и др. формы движения.
Слайд 37: Пространство и время как формы бытия материи
Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.
Слайд 38: Свойства пространства и времени
Универсальные свойства: Их неразрывная связь друг с другом; Связь с движением материи; Бесконечность. Специфические характеристики: Трёхмерность пространства и одномерность времени; Одномерность и изотропность пространства и анизотропия времени; Непрерывность пространства и времени на макроуровне
Слайд 39: Субстанциональный и реляционный подходы
Субстанциональный ( Демокрит, Ньютон – концепция абсолютного пространства и времени). Пространство – вместилище материальных тел. Время – поток длительности. Реляционный (Декарт, Лейбниц). А.Эйнштейн: время – четвертое измерение мира (СТО). Метрические свойства пространства-времени определяются распределением и движением тяготеющих масс материи. (ОТО)
Слайд 40: Проблемы пространства-времени в медицине и биологии
Человек – существо биосоциальное. В нем все формы движения представлены. Хрономедицина, хронобиология, хронопатология. Биоритмы как цикличная временная организация жизненных процессов