Первый слайд презентации: Финансовое право
Ст. преподаватель кафедры «Финансовое право» Керимов В.В.
Слайд 4: Финансы
Неотъемлемая часть денежных отношений. В экономическом аспекте: экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления. В материальном аспекте: денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Государственные (публичные) финансы: система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.
Слайд 5: Финансы как экономическая категория
Функционируют в пределах денежных отношений. Не все денежные отношения следует отождествлять с финансами. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Отличительная особенность финансовых отношений от денежных – обязательное участие в них государства и отсутствие эквивалентности.
Слайд 6: Сущность государственных (публичных) финансов
Раскрывается через единство следующих признаков категории финансов: складывается всегда относительно денег или денежного эквивалента; обусловлена управленческой ролью государства; является формой перераспределительных отношений в сфере совокупного общественного продукта. Отсутствие любого из выше перечисленных признаков не позволит считать какие-либо денежные отношения финансовыми.
Слайд 7: Федеративная структура государственных (публичных) финансов
Финансы РФ Финансы субъекта РФ Финансы муниципальных образований
Слайд 8: Финансы рФ
Это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением публичных потребностей.
Слайд 9: Финансы субъекта рФ
Это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением публичных потребностей в границах соответствующего региона.
Слайд 10: Финансы муниципальных образований
Это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением публичных потребностей в границах муниципального образования.
Слайд 11: Единая категория публичных Финансов
Несмотря на относительную самостоятельность финансов субъекта РФ и финансов муниципальных образований, в границах всего государства публичные финансы являются единой категорией, что подтверждается следующими аспектами: федеративным устройством России в сочетании с самостоятельностью местного самоуправления; единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики; единством государственной и муниципальной систем управления и регулирования финансово-кредитной сферы.
Слайд 12: Основные формы функционирования Финансов
экономические денежные отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований; экономические отношения, обслуживающие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций.
Слайд 13: Функции Финансов
распределительная (т.е. распределение национального дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения ); контрольная (т.е. контроль за распределением и расходованием фондов денежных средств ); регулирующая (стимулирующая) (т.е. воздействие государство на экономические отношения через финансы); стабилизационная (т.е. обеспечение всех организаций и населения стабильными условиями для экономических и социальных взаимоотношений);
Слайд 14: Функции Финансов
также выделяют: формирования (аккумулирования) денежных фондов государства и местного самоуправления (т.е. создание государством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу); использования денежных фондов в публичных интересах (т.е. направление государственных средств на реализацию публичных мероприятий); перераспределительная.
Слайд 16: Национальные и наднациональные публичные финансы
Наднациональные финансы: регулируется нормами международного публичного права; финансы союза нескольких государств, но не объединенные финансы нескольких государств (не совокупность национальных финансов), а отдельные денежные фонды, обособленные государствами-участниками союза от своих национальных финансов в пользу наднациональных; отвечают всем критериям публичных финансов: создаются для реализации публичных задач; расходная часть определяет доходную; для обеспечения доходов наднациональных финансов государства-участники союза, в результате которого были созданы наднациональные финансы, могут применять меры принуждения.
Слайд 17: Национальные и наднациональные публичные финансы
Национальные финансы: регулируется нормами финансового права конкретного государства.
Слайд 19: Управление публичными финансами
деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики публичного образования, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.
Слайд 22: Финансовая система
Это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также организаций различных форм собственности, объединений, учреждений. Централизованные финансы: бюджеты трех уровней как составная часть бюджетной системы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты); внебюджетные государственные фонды как составная часть бюджетной системы ; кредит (государственный и муниципальный); обязательное государственное страхование. Децентрализованные финансы: финансы организаций различных форм собственности, объединений, учреждений.
Слайд 24: Финансовое право (отрасль права)
это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций.
Слайд 26: Предмет финансового права как отрасли права
совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения.
Слайд 27: Отличительные признаки отношений, составляющих предмет Финансового права
имеют имущественный характер, либо связаны или обусловлены имущественным характером; направлены на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов; их обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.
Слайд 29: методы Финансового права как отрасли права
метод финансового права – это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права приемы, средства и способы регулирования финансовых отношений. выделяют: императивный (предписания, обязывания, запреты) – основной метод; диспозитивный (дозволения, рекомендации, стимулирование).
Слайд 30: система Финансового права
определенная внутренняя структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.
Слайд 33: Общая часть Финансового права
нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности.
Слайд 34: особенная часть Финансового права
Подотрасли: бюджетное право; налоговое право. Финансово-правовые институты: публичное банковское право; обязательное государственное страхование; валютное регулирование и валютный контроль; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государственных расходов; г осударственные внебюджетные фонды; государственный и муниципальный кредит; организация денежного обращения и расчетов.
Слайд 35: Финансово-правовая норма
общеобязательное, формально определенное, установленное (санкционированное) государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее отношения в сфере образования, распределения и использования фондов денежных средств, которые используются в публичных целях.
Слайд 40: Финансовые правоотношения
отношения, возникающие в сфере публичных финансов и урегулированные финансово-правовыми нормами.
Слайд 51: Органы, осуществляющие финансовую деятельность
Общей компетенции: Федеральное собрание; Президент; Правительство РФ. Специальной компетенции: Минфин РФ; Казначейство; ФНС; ЦБ РФ; ФСФР РФ; ФТС РФ и др.
Слайд 53: Субъекты Финансового права
Таким образом: Финансовая правоспособность (способность иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные нормативными финансово-правовыми актами). Финансовая дееспособность (способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также нести ответственность за их неправомерную реализацию). Финансовая деликтоспособность (способность субъекта самостоятельно нести ответственность за неисполнения или ненадлежащее исполнения обязанностей, установленных финансовым законодательством).
Слайд 54: Субъект Финансового права и финансового правоотношения
Субъект финансового права – лицо, имеющее потенциальную возможность быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – индивидуально определенный реальный участник конкретного финансового правоотношения.
Слайд 55: Финансово-правовой статус
это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.