Слайд 2: Искусственные водные пути
В зависимости от назначения и характера искусственные водные пути разделяют на следующие виды: шлюзованные реки; обходные и подходные судоходные каналы; межбассейновые воднотранспортные соединения; водохранилища.
Слайд 3: Шлюзование
Шлюзованием реки называется способ увеличения судоходных глубин возведением на реке ряда гидроузлов, повышающих в период навигации уровни воды в реке по сравнению с имевшимися в ее естественном состоянии. При этом преодоление судами сосредоточенных перепадов уровней воды осуществляется через входящие в состав гидроузлов судопропускные сооружения – судоходные шлюзы и судоподъемники. В судоходных шлюзах суда переходят из верхнего бьефа в нижний и обратно через камеры, уровни воды в которых попеременно выравниваются с уровнями верхнего и нижнего бьефов. В судоподъемниках камеры вместе с находящимися в них судами перемещают между уровнями воды в бьефах по наклонным путям или по вертикальным направляющим.
Слайд 4
Общая схема разделения реки на бьефы зависит от характера намечаемого шлюзования, целей использования гидроузлов: шлюзование реки только в интересах транспорта – для улучшения судоходных условий; каскад гидроузлов предназначен для комплексного использования: в интересах водного транспорта, энергетики, мелиорации, водоснабжения и т. д. Шлюзование
Слайд 5
Низконапорный вариант шлюзования: 1 – кривая низких уровней воды; 2 – кривая высоких паводков
Слайд 6
Высоконапорный вариант шлюзования: 1 – кривая низких уровней воды; 2 – кривая высоких паводков
Слайд 10: Шлюзы
Судоходный шлюз – это напорное гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях, обеспечивающее переход судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них.
Слайд 11: Состав сооружений шлюза
1 – верхний подходной канал; 2 – верхняя голова; 3 – камера шлюза; 4 – нижняя голова; 5 – нижний подходной канал; 6 – направляющие палы; 7 – причальные стенки
Слайд 12
Основные элементы судоходного шлюза: герметичная камера, имеющая верхнюю и нижнюю головные части и объем (вместимость), достаточный для размещения одного или нескольких судов; уровень воды в камере изменяется в процессе шлюзования; ворота – металлические щиты, расположенные на обоих концах камеры и служащие для впускания и выпускания судна из камеры и герметизирующие камеру во время шлюзования; водопроводные устройства, предназначенное для наполнения и опорожнения камеры; как правило, в качестве таких устройств используются щитовые затворы.
1 – ворота ВГ; 2 – гасители энергии; 3 – плавучие рымы; 4 – двустворчатые ворота; 5 – затворы галерей; 6 – водопроводные галереи опорожнения
Слайд 26
Судоподъемник – комплекс механизмов, предназначеный для преодоления судами сосредоточенных падений уровней воды и позволяющий осуществлять подъём и спуск судов с одного уровня водного пути на другой. На практике осуществлены следующие основные схемы судоподъемников: вертикальные, наклонные и вращающийся (пока единственный в мире).
Слайд 27: Классификация конструкций судоподъёмников
По способу перемещения: на плаву – в камере, наполненной водой; без воды, по принципу сухого дока. По направлению перемещения: наклонные, - продольные, - поперечные; вертикальные; вращающиеся. По типу привода и балансировке: водяной балласт: гидравлический привод; электрический привод; поплавковый привод.
Слайд 28: Наклонные судоподъемники
Наклонные судоподъемники в зависимости от положения судна к направлению его перемещения бывают продольными и поперечными. По форме продольного профиля они могут быть односкатными или двускатными. Суда могут перемещаться в тележках насухо или на плаву в камерах. Тележки могут быть самоходными или прицепными.
Слайд 34: Вертикальные судоподъемники
Различают три вида вертикальных судоподъёмников: механические судоподъёмники работают аналогично обычному лифту, камера висит на тросах и уравновеши-вается противовесом; в поплавковых судоподъемниках камера поддержива-ется поплавками, которые находятся в подземных резервуарах (шахтах или колодцах), изменяя количество воды в шахтах, можно поднимать или опускать камеру; в гидравлических (плунжерных) две камеры связаны между собой и приводятся в движение по принципу гидравлического пресса.
Слайд 39: Бельгия
На Центральном канале расположены четыре старинных шлюза-судоподъёмника, включённых ЮНЕСКО в 1998 году в список Всемирного наследия: в Уданг-Гоеньи; в Уданг-Эмери; в Стрепи-Бракньи; близ Тьё.
Слайд 40: Бельгия
Помимо Центрального канала: наклонный судоподъёмник Ронкьер близ одноименной деревни в муниципалитете Брен-Ле-Комт; самый высокий вертикальный судоподъёмник в мире – судоподъемник Стрепи-Тьё. Судоподъёмник Стрепи-Тьё состоит из двух уравновешенных камер, наполненных водой. Они могут двигаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга. По закону Архимеда вес камер не должен зависеть от того, находится ли в них судно или нет. На практике постоянный уровень воды поддерживать сложно, поэтому масса камер меняется в пределах от 7200 до 8400 тонн. Полезная ширина каждой камеры 112 м, высота 12 м, глубина — от 3,35 до 4,15 м. Каждая камера подвешена на 120 несущих тросах, которые переброшены через направляющие шкивы диаметром 4,8 м и связаны с противовесами. Дополнительно по 32 троса управления используются для подъёма и спуска камер. Диаметр каждого троса 85 мм. Масса противовесов подобрана так, чтобы сила натяжения тросов управления не превышала 100 кН. Каждую камеру поднимают по восемь лебедок, приводимых в действие четырьмя электромоторами через редукторы. Камера преодолевает высоту в 73 метра за семь минут. Длина судоподъёмника 130 м, ширина 81 м, высота 117 м.
Слайд 42: Судоподъемник Стрепи-Тьё
Судоподъемник Стрепи-Тьё с высоты птичьего полета
Слайд 52: Судоподъемники в Бельгии на Центральном канале
№ 3. Strépy-Bracquegnies
Слайд 54: Англия
Пять судоподъемников: Судоподъёмник в Андертоне, графство Чешир; Кессонный шлюз близ Ком Хей Фолкиркское колесо Наклонный судоподъёмник в Фокстоне Наклонный судоподъёмник Хей в Айрон-Бридже Фолкиркское колесо — первый в мире вращающийся судоподъемник, соединяющий каналы Форт-Клайд и Юнион. Построен в 1999 – 2002 г. Перепад высот между этими водными артериями составляет 35 м. Перемещается не менее 8 яхт и катеров среднего размера за 15 минут. Часть акведука длиной 150 метров проходит под землей по туннелю эллиптического сечения. Является популярным туристским объектом.
Слайд 55: Фолкиркское колесо
Слайд 68: Германия
Канхебехаус (подъёмник барж-контейнеров) в Хальсбрюке ; Канхебехаус в Гросфогтсберге; Судоподъёмник в Хенрихенбурге; Судоподъёмник в коммуне Нидерфинов; Судоподъёмник в Ротензее; Двойной судоподъёмник Шарнебек.
Слайд 73: Двойной судоподъёмник Шарнебек
Построен в 1974 году. Напор (высота подъема судов) – 38 м
Слайд 77: Канада
Судоподъёмники на каналах Трент-Северн в провинции Онтарио: Киркфилдский подъёмный шлюз; Подъёмный шлюз в Питерборо; Сухопутный эллинг в Биг Шут; Сухопутный эллинг в Свифт Рапидс.
Слайд 82: Польша
Наклонные судоподъёмники – похильни – на Эльблонгском канале перевозят суда посуху (небольшие суда водоизмещением до 50 тонн)
Слайд 85: США
Железная дорога для переправы судов волоком в горах Аллеганах, в штате Пенсильвания; 23 наклонных судоподъёмника на канале Моррис в штате Нью- Джерси. Канал Моррис в штате Нью-Джерси
Слайд 92: Франция
Судоподъёмник Фонтиньетты; Наклонный шлюз Фонсеран на Южном канале, близ города Безье; Наклонный шлюз в Монтеш на боковом канале Гаронны; Наклонный судоподъемник близ Сен-Луи и Арзвиллера на канале Марна – Рейн в Лотарингии.
Слайд 101: Чехия
Наклонный судоподъёмник Орлицкой плотины на реке Влтаве (на заднем плане)
Слайд 102: Япония
В Японии два судоподъемника: наклонный судоподъёмник на канале Камогава, в городе Киото; наклонный судоподъёмник на канале Бива-ко, в пригороде Киото. Судоподъёмник Бива-ко, 1940 г.
Слайд 104: Китай
Судоподъёмник водохранилища Даньцзянкоу (Danjiangkou) в провинции Хубэй, способный поднимать суда водоизмещением до 450 тонн; Судоподъёмник ГЭС Geheyan в провинции Хубэй, способный поднимать суда водоизмещением до 300 тонн. Плотина запущена в эксплуатацию в 1994 году, однако из-за технических проблем судоподъёмник начал работать лишь спустя четыре года; Судоподъёмник водохранилища Луньтань (Longtan); Судоподъёмник Янтань (Yantan); Судоподъёмник гидроузла «Три ущелья».
Слайд 107: Россия – Красноярский судоподъемник
1 — здание диспетчерского пульта; 2 — поворотное устройство; 3 — монтажно-ремонтная площадка; 4 — судовозная камера с судном.
Слайд 121
Обходные каналы в составе Мариинской, Тихвинской и Вышневолоцкой водных систем
Слайд 126
Подходные каналы прокладывают от рек, озер и водохранилищ к расположенным вне берегов промышленным центрам, отдельным крупным предприятиям для доставки водным путем грузов непосредственно к причалам. Обычно это делается при больших объемах перевозок и небольшой длине каналов. Подходные каналы прокладывают также от русел рек к внерусловым портам.
Слайд 127: Межбассейновые соединения
Современные межбассейновые воднотранспортные соединения – это сложные шлюзованные системы, представляющие собой большой комплекс гидротехнических сооружений (шлюзов, плотин, дамб, водосбросов, каналов, насосных станций и т. д.). В состав межбассейновых воднотранспортных соединений часто входят не только судоходные каналы и гидроузлы на реках, но и гидроэлектростанции, водозаборы оросительных систем или водоснабжения и другие сооружения.
Слайд 129: Межбассейновые соединения
РОССИЙСКИЕ Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером, а через него – с Балтийским морем. Канал имени Москвы начинается от Иваньковского гидроузла на реке Волге и заканчивается при впадении в реку Москву в северо-западной части города Москвы. Волго-Донской водный путь : выход с Волги в Черное море. В состав водного пути входят шлюзованый судоходный канал между Волгой и Доном с машинным питанием из Дона и Цимлянский гидроузел на Дону с водохранилищем. Волго-Балтийский водный путь между Балтийским морем и Волгой проходит от Финского залива через Неву, Ладожское озеро, Свирь, Онежское озеро, Вытегру, водораздельный канал, Ковжу, Белое озеро, Шексну и далее по шекснинской ветви Рыбинского водохранилища выходит в Волгу.
Слайд 130: Межбассейновые соединения
ЗАРУБЕЖНЫЕ Панамский канал связывает Атлантический и Тихий океан через узкий перешеек в Центральной Америке на территории Панамы. Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря. Коринфский канал соединяет одноименный залив Ионического моря с Эгейским. Построен он в 1881 – 1893 годы. Канал Рейн-Майн-Дунай связывает бассейны крупнейших рек Европы в единую воднотранспортную систему от Северного до Черного моря. Суэцкий канал между Средиземным и Красным морями является единственным из упомянутых открытым (нешлюзованным) межбассейновым соединением.
Слайд 133: КИТАЙ
Судопропускное устройство (гидрослив) на Великом канале. (со старинной китайской гравюры)
Слайд 134: КИТАЙ
Гидрослив самого старого в мире транспортного «Волшебного канала»
Слайд 136: ЕВРОПА
Полушлюзы впервые в Европе были применены в Германии в XIII веке на реке Альстер. Полушлюзы с затворами в виде горизонтальных брусьев (шандор) или вертикальных брусьев (спиц) использовались при напорах до 1 м и ширине судового отверстия до 12 м. Затворы в виде двустворчатых ворот с вертикальными осями вращения были построены в Германии в XIV веке – полушлюзы на реке Дельфенау, притоке Эльбы.
Слайд 137: ЕВРОПА
Первое описание камерного шлюза было сделано в 1440 году итальянцем Баптисте Альберти.
Слайд 138: Механизмы, придуманные Леонардо да Винчи (1452 – 1519 годы)
Канал со шлюзами
Слайд 141: ЕВРОПА
В Италии при строительстве канала между городами Миланом и Павией длиной 30 км Бертола да Новата впервые применил камерный шлюз для преодоления напора в 25 м. С XV века строительство судоходных гидротехнических сооружений началось в Германии, Бельгии, Франции, Швеции и других странах Европы.
Слайд 142: Европейские шлюзы
Год Страна Водный путь Состав 1 2 3 4 1480 Германия река Эльба Шлюз с уширенной камерой у г. Лауэнбурга 1530 Германия реки Траве и Альстер с использование воды реки Бесте Судоходный шлюз 1555 Германия река Хавель Шлюз с уширенной камерой у г. Бранденбурга 1560 Германия река Зааде Два шлюза с деревянными стенами и подъемными воротами, которые служили одновременно для наполнения и опорожнения камеры 1561 Бельгия Северное море – Брюссель Судоходный канал Вилленброк с четырьмя камерными шлюзами 1570 Германия Балтийское море – г. Висмар Судоходный канал с четырьмя камерными шлюзами
Слайд 143: Европейские шлюзы
Год Страна Водный путь Состав 1 2 3 4 1578 Германия река Шпрее Деревянный камерный шлюз у Берлина 1580 Германия река Эмс – река Рейн Судоходный шлюз 1620 Германия река Хавель – река Финов Судоходный канал с одиннадцатью камерными шлюзами 1639 Швеция озеро Хьельмер – озеро Мелар Судоходный канал 1642 Франция река Сена – река Лаура Судоходный канал Бриар длиной 59 км с 43 шлюзами 1643 Бельгия река Лейе – Северное море Судоходный шлюз с двумя сберегательными бассейнами на Ипрском канале 1681 Франция река Гаронна – Средиземное море Южный судоходный канал длиной 240 км с 99 шлюзами
Слайд 144: Ныне существующие шлюзы в мире
Страна Общая длина ВВП, тыс. км Количество шлюзов + судоподъемников, единиц Россия 101,6 110 + 1 Китай 56,0 900 + 60 Германия 7,1 202 + 5 США 22,2 191 (237 камер) + 0
Слайд 146: Канал между Флоренцией и Средиземным морем (идея Леонардо да Винчи)
Начало XVI века, канал на реке Арно от Флоренции до Пизы. Работы по руководством Леонардо да Винчи были начаты, но не закончены из-за войны флорентийцев с пизанцами.
Слайд 150: Суэцкий канал
Торжественное открытие Суэцкого канала 17 ноября 1869 в Порт-Саиде
Слайд 151: Суэцкий канал
Одни из первых путешественников по Суэцкому каналу – XIX век Рисунок Суэцкого канала (1881)
Слайд 159: Канал через Панамский перешеек
Начало строительства «Компанией межокеанского канала» француза Лессепса (строителя Суэцкого канала) – 1881 год. В 1892 году – банкротство кампании Лессепса. Строительство Панамского канала было продолжено и завершено американскими гидротехниками в 1904 – 1914 годы. 15 августа 1914 года состоялось неофициальное открытие канала. Официально канал открыт 12 июля 1920 года. Длина канала по суше – 65,2 км, а с подводными прорезями на подходах – 81,6 км. Минимальная ширина – 150 м., глубина – 12,6 м. Канал двухсклонный, шлюзованный. Гутунское озеро на водоразделе имеет отметку 25,9 м. Шлюзы двухниточные, на атлантическом склоне трехступенчатые, а на тихоокеанском – одноступенчатые, с размерами камер 305×33,5 м.
Слайд 169: Сайменский канал
Впервые Сайменский канал пущен в Финляндском великом княжестве 7 сентября 1856 года. В 2006 году прошли празднования 150-летия постройки канала.
Слайд 170: Сайменский канал
Общая протяженность канала составляет 57,3 километра.
Слайд 182: Кильский канал
Соединяет Северное и Балтийское моря по кратчайшему направлению между городами Киль и Бронцбутель. Длина – 98,7 км.
Слайд 186: Кильский канал
Карта Кильского канала, 1888 год Длина 98,7 км. Минимальная ширина – 50 м, глубина 11 м. По концам построены шлюзы. Современные шлюзы двухниточные, одноступенчатые с размерами камер 330×45×14 м. На канале сделано 11 уширений с причалами для судов, ожидающих расхождения с встречными. Канал работает круглогодично.
Слайд 188: Канал Рейн-Майн-Дунай
Это канал в Германии, в федеральной земле Бавария. Соединяет реки Майн (приток Рейна) и Дунай. Обеспечивает транспортное речное сообщение между Атлантическим океаном, Северным морем и Черным морем.
Слайд 189: Канал Рейн-Майн-Дунай
Начинается от города Бамберг, протекает через Нюрнберг и соединяется с Дунаем у города Кельхайм.
Слайд 192: Канал Рейн-Майн-Дунай
Канал оборудован шестнадцатью шлюзами. Одиннадцать из них располагается в рейнском бассейне, и осуществляют подъем с уровня 230,8 метров до уровня водораздела 406 метров. Пять шлюзов расположены в бассейне Дуная, и осуществляют перепад с водораздела до 338,2 метров.
Слайд 193: Канал Рейн-Майн-Дунай
Канал Майн-Дунай имеет глубину воды 4 м, ширину по дну 31 м и по урезу воды – 55 м. Шлюзы канала стандартного европейского размера 190×12×4,5 м с различными напорами. Три шлюза на водоразделе имеют напоры почти по 25 метров, сложные системы питания водой и снабжены сберегательными бассейнами, позволяющими экономить до 70% сливной призмы. Канал машинный – пять насосных станций подают воду из Дуная, причем их производительность 25 м 3 /с покрывает не только потребности канала в воде (14 м 3 /с), но и обеспечивает обводнение Майнского водного пути. Некоторые участки канала выполнены в виде бетонных акведуков. Отметка воды в водораздельном бьефе – 406 м, что является самым высоким водоразделом на искусственных водных путях в Европе, да, пожалуй, и в мире.
Слайд 198: Магдебургский водный мост
Строительство: 1997 – 2003 годы. Характеристики: Длина – 1 500 м; Ширина – 34 м; Глубина – 4,25 м; Макс. пролет – 106 м.