Первый слайд презентации: Искусство Древнего Востока
Слайд 2: в IV—III тысячелетиях:
в долине реки Нил - Цивилизация Египта Между реками Тигр и Евфрат – Цивилизации Месопотамии (Шумерская, Аккадская, Ассирийская, Нововавилонская )
Слайд 3: в III—II тысячелетиях до н. э
в долине реки Инд - Индийская цивилизация в долине реки Хуанхэ - Китайская цивилизация В Малой Азии - цивилизация Хеттов В Передней Азии Финикийская В Палестине – Древнееврейская на юге Балканского полуострова – Крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая
Слайд 4: Месопотамия
Слайд 6: Архитектура
Ведущую роль играла архитектура храмов и дворцов Крепостные сооружения Улицы мостили кирпичом Основным строительным материалом служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич (облицовка)
Слайд 7: Белый храм и Красное здание в Уруке - древнейшие памятники Шумерской архитектуры IV тыс. до н.э
Слайд 12
Зиккурат Этеменнигуру в Уре (реконструкция) многоступенчатое культовое сооружение, храм на ступенчатой платформе 21 в. до н.э.
Слайд 14: Изобразительное искусство
Горизонтальное сечение плоскости Статичное изображение Лицо, руки, ноги в профиль, глаз, тело анфас Условность изображения. Художник изображает не внешнее сходство, а внутреннее содержание, идею Изобразительное искусство
Слайд 17: Боги / Человек
Статуэтка Бога Аб-У, 2750-2600 г. до н.э Правитель города-государства Лагаш, 2120 г. до н. э
Слайд 19: Зиккурат Этеменанки в Вавилоне («Дом основания неба и земли»)
Неизвестно, когда была построена, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). Перестраивалась несколько раз. Последняя реконструкция в период Нововавилонского царства превратила башню в самое высокое строение древнего Вавилона высота предположительно была 91 метр
Слайд 21
Библейское предание (Книга Бытия ( 11:1—9) о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа. Пи́тер Бре́йгель Ста́рший Вавилонская башня (Вена) 1563
Слайд 22
Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.
Слайд 25: Царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) построил для своей жены Амитис
Слайд 32: Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии - древнейшая из всех известных библиоте
Слайд 34: Дур-Шаррукин ( аккад. Крепость Саргона ) —резиденция Саргона II (722—705 годы до н. э.)
Слайд 36: Настенные рельефы и фрагмент ворот дворца Саргона II, VIII в. до н.э. Лувр, Париж
Слайд 40: Древний Египет
Древнее царство 28-23 вв. до н.э. Среднее царство 21-18 вв. до н.э. Новое царство 16-11 вв. до н.э. Позднее царство 11-4 вв. до н.э.
Слайд 41: Культ смерти – важнейший фактор в египетской культуре
Загробная жизнь важнее земной Земная жизнь это шествие к вечной жизни Ведущую роль - архитектура гробниц и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи
Слайд 43: Маста́ба – предшественница пирамид гробница в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств
Слайд 46: Пирамиды Древнего царства
Пирамида - часть погребального комплекса : два храма (нижний и верхний, коридор их соединяющий, ограда пирамиды, пирамиды спутники), Строгая ориентация : восток-запад ; путь на запад в Страну Мёртвых
Слайд 49: Комплекс пирамид в Гизе XXVI—XXIII века до н. э
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина
Слайд 50: Пирамида Хеопса ок. 2540 года до н. э
Первоначальная высота - 146,7 метра, в настоящее время высота - 137,3 метра. До 1880 года, когда были надстроены две башни Кёльнского собора, пирамида Хеопса считалась самым высоким сооружением в мире
Слайд 52: Общее количество гробниц Долины царей – 63 (до 2008 г.)
место погребения правителей вырезалось в скале, а вход в виде длинного наклонного туннеля, уходящего в глубину Стены украшались резными барельефами
Слайд 56
Храмы состояли из святилища, крытого колонного зала и замкнутого двора, обнесенного стеной
Слайд 58: Гипостильный зал зал храма, потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны
Слайд 61: Египетские колонны в виде связки папирусов, капитель в виде бутона лотоса
Слайд 62: Вход обрамлён двумя башнями, перед ними обелиски и монументальные статуи фараонов
Слайд 71: Скульптура Строгий канон изображения
Монументальная скульптура Храмовая скульптура Круглая скульптура Рельефы
Слайд 72: Канон в скульптуре
Мемфисская семья. Около 2325 года до н.э. Собрание Египетского музея, Каир
Слайд 73
Статуи фараонов – двойники ; посредники между миром живых и мёртвых. Царь – красив, физически силён - идеальный образ Образы статичны, неподвижны Шаг – часть канона, имеет символический смысл Царь Менкаура с богиней Хатхор и покровительницей нома. 25 в. до н.э. Каир, Египетский музее
Слайд 76
Сидящие статуи. Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый
Слайд 77
Статуя фараона Хефрена. Первая половина III тысячелетия до н.э. Каир. Музей. Статуя царицы Хатшепсут. Известняк. XVIII династия. Начало 15 в. до н. э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей
Слайд 79
Живой образ Глаза инкрустированы серебром и горным хрусталём Большая свобода
Слайд 80: Кубическая скульптура - изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок
Царевич Гор. Каирский музей. Кубическая статуя архитектора Сенемута с принцессой Неферурой
Слайд 81
Кубическая статуя фараона Сенусрета-сенебнефни с женой. Кубовидная статуя Хетепа. Египетский музей. Каир.
Слайд 82: Мелкая пластика. Ф игурки слуг
Раскрашенная деревянная модель из четырех фигур. Египет, 6 Династия (c. 2345-2181 до н. э.).
Слайд 85: Амарнское искусство - во время и сразу после правления Эхнатона (1351—1334 до н. э.)
реалистичность, временами переходящая в натурализм Бюст Эхнатона в музее Сан-Хосе
Слайд 87
Бюст Нефертити (прибл. 1345 до н. э.) Найден немецким египтологом Людвигом Борхардтом в 1912 г.
Слайд 88
Неоконченный скульптурный портрет одной из принцесс. Новый музей, Берлин
Слайд 89: Живопись
Канон Горизонтальное сечение плоскости Людей принято изображать в расцвете лет Лицо, руки, ноги в профиль; глаз и тело анфас Художник изображает не внешнее сходство, а внутреннее содержание, идею.
Слайд 90
Жесткое совмещение ракурсов профиль-анфас позволяет видеть фигуру сразу с нескольких сторон
Слайд 93
В изображении животных допускается больше свободы, они более реалистичны. Роспись из гробницы в Фивах
Слайд 96: Археологическая сенсация гробница фараона Тутанхамона
обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 году
Слайд 97
Гробница не была разграблена. Множество предметов декоративно-прикладного искусства
Слайд 103: Египтизи́рующий стиль / египетский стиль (один из неостилей )
направление в европейском искусстве, использующее элементы искусства Древнего Египта. П ик пришёлся на конец XVIII — начало XIX веков, когда Египетский поход Наполеона заново открыл её для Европы
Слайд 104
Солонка Николая II от фирмы «Фаберже», ок. 1893 В. Боровиковский. Портрет Екатерины II
Слайд 107
И. Д. Шадр. Проект памятника Мировому страданию. 1916. Проект не реализован