Первый слайд презентации: Античное искусство
Кносский (Минойский) дворец II тыс. до н.э. общая площадь, по одним сведениям – 16 000 м2; по другим – 20 000 м2. 3-4 этажа, ок. 1500 комнат сложная и совершенная система водопровода для подачи питьевой воды во дворец, ванные комнаты канализационная система – водоотводные каналы
Слайд 7: Фрески Кносского дворца
Слайд 12: Кносская скульптура
Ритон в виде головы быка Богини со змеями Кносская скульптура
Слайд 13: Гибель Минойской цивилизации
Минойское извержение — катастрофическое извержение вулкана Санторин на острове Тира, которое произошло около 1600 -1500 гг. до н. э. Катастрофа сопровождалась мощными землетрясениями и цунами высотой до 100 метров и скоростью до 200 километров, накрывшее северное побережье Крита.
Слайд 14: Древняя Греция
1. Гомеровский период XI-VII I вв. до н. э. 2. Архаический период VII- VI вв. до н.э. 3. Классический период V-IV вв. до н.э. 4. Эллинистический период IV-I вв. до н.э.
Слайд 16: Скульптура
Мир искусства был живым, был как бы надстройкой над человеческим миром, был подобен ему, но более совершенен. Произведениям искусства не поклонялись, а восхищались их красотой Большинство работ известны по римским копям Плутарх: в Афинах было больше статуй, чем живых людей
Слайд 17: Архаика ( VII-VI вв. до н.э.)
Схематизм, условность, замкнутость формы (похожа на колонну) Неподвижность позы Архаическая улыбка (полуулыбка) Четырёхфасандность (форма сведена к 4 плоскостям) Гера. О. Самос 570-560 гг. до н.э.
Слайд 18: Курос /Аполлон
тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого Культ сильного, атлетического тела В отсутствие профессиональной армии исход войны зависел от физической формы граждан, отсюда – культ воина-атлета Не портрет конкретного юноши, а идеализированный образ спортсмена Аттика, 540-530 гг. до н. э. Мюнхенский курос
Слайд 20: Кора
тип статуи девушки женский эквивалент куроса и зображалась в одеянии, тело скрыто под драпировками хитона «Кора в пеплосе », ок. 530 года до н. э.,
Слайд 22: Классика (V-IV вв. до н.э.)
Многофасадность – обрабатывалась по кругу Вписанность в окружающий ландшафт Выразительность заключалась не столько в лице, сколько в движениях тела Лица не индивидуализированы, общий тип Мирон. Дискобол. 460 г. д о н.э. оригинал в бронзе
Слайд 23: Греческие скульпторы (конец VI — начало V в.)
Ми́рон Фидий Поликле́т Старший
Слайд 24: Мирон
Дискобол. 460 г. до н.э. оригинал был в бронзе Отходит от архаики, изображает тело в движении
Слайд 25: Фидий
Украшал Афинский Акрополь владел знаниями о достижениях оптики у мел изобразить разнообразные позы и жесты
Слайд 28: Поликлет
Изображал не движение, а спокойно стоящую фигуру Разработал эталон красоты, рассчитав его математически Написал трактат «Канон» о числовых пропорциях в скульптуре Диадумен
Слайд 29: Статуя « Дорифор » (Копьеносец)
Закон идеальных пропорций (голова 1/7 от общего роста тела, ступни 1/6, кисть руки 1/10 и т.п.) К онтрапост – положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части
Слайд 32: Греческий тип :
правильный овал лица прямая линия носа продолговатый разрез довольно глубоко сидящих глаз небольшой рот полные, выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней подбородок крупный и круглый волнистые волосы мягко и плотно облегают голову.
Слайд 34: Скопас
На смену бронзе приходит мрамор Более сложная композиция Тенденция к усилению эмоций Танцующая Менада
Слайд 35: Пракситель
Афродита Книдская Праксителя считается, первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве
Слайд 36: Статуя не сохранилась, но осталось несколько ее более поздних повторений
Слайд 39
Дух гражданской сплоченности ослабевает, личные эмоции обособляются от общественных - искусство заметно тяготеет к конкретности переживаний и большей характерности. Меняется поза стоящей фигуры: в эпоху архаики – статуи стояли совершенно прямо; зрелая классика – сбалансированные плавные движения, при сохранении равновесия и устойчивости; поздняя классика – требуется опора. Меняется тематика: уход от героических сюжетов, мускулистых торсов атлетов. Пракситель воспевает красоту женского тела, с мягкими плавными переходами объемов. Изображения мужчин – молодые юноши
Слайд 40: Эллинизм IV – I вв. до н.э
Сочетание культурных достижений Греции и древневосточных цивилизаций Культ богатства: богатые не скрывали своего богатства, выставляли его на показ Утверждению новых жанров: декоративные статуи, украшавшие сады и парки, дворцы и виллы Экспрессия, патетика
Слайд 41
Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор Лаокоон и его сыновья. 50 год до н. э. музей Пия-Климента, Ватикан
Слайд 44
Леохар Аполлон Бельведерский. ок. 330—320 до н. э. Венера Милосская Ок. 130—100 до н. э
Слайд 45
Империя стремится к монументальности, это проявляется в создании статуй огромной величины: 32 метра “Колосс Родосский” И нтерес к сложным техническим решениям, грандиозности и пышности - дворцы царей, Александрийский маяк и т.п.
Слайд 49: Архитектурный ордер
стоечно-балочной конструкция : несущие части – колонны, стены и несомые части – перекрытия ордер - порядок расположения несомых и несущих частей здания, включающий систему пропорций, состав и форму его элементов
Слайд 51: Особенности :
дорический коринфский сформировался в конце VI в. до н.э. обильное декоративное оформление высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта ионический окончательно формился VI в. до н.э. более изящен, утончен, легок у колонны появляется база Колонна становится более высокой, тонкой На капители новый элемент – волюты (завитки) появился в период архаики в VII в. до н.э. приземистость нет базы
Слайд 52
Тектоника – отражение конструкции здания в его облике Здание рассказывает, как оно построено Нет отдельного декора, все элементы – часть конструкции Конструкция состоит из частей, тщательно подогнанных друг под друга
Слайд 53: Антропоморфизм
Колонна похожа на человека База- стопы, ствол – тело, капитель – голова, каннелюры (вертикальные желобки на стволе) — складки одежды Обозначены сочленения колонны, как части тела
Слайд 54: Дорический ордер
Храм Зевса в Олимпии ок. 472-456 г. до н. э. Размеры 28 х 13 метров, здание имело 38 дорических колонн по периметру
Слайд 55: Ионический ордер
Храм Артемиды в Эфесе VI века до н. э. С ожжён Геростратом в 356 году до н. э. Восстановлен, снова разрушен в IV в.
Слайд 57: Коринфский ордер
Храм Зевса Олимпийского в Афинах (с VI в. до н. э. до II в. н. э.)
Слайд 58: Акрополь – комплекс храмов, обнесённых крепостной стеной
Афинский Акрополь. VII—VI вв. до н.
Слайд 59: Афинский Акрополь
Конец V—VI вв. до н. – грандиозное строительство Общегреческий комплекс храмов В ансамбле соединялись постройки разных архитектурных ордеров
Слайд 60
Парфенон ( др.-греч. — дева; чистый) —главный храм в древних Афинах, посвящённый богине Афине. Построен в 447—438 гг. до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина ; украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия ( правление Перикла).
Слайд 61: Современные копии
Вальхалла ( Регенсбург, 1842) — реплика Парфенона Реплика Парфенона ( Нэшвилл, США, 1897) Модель Парфенона в масштабе 1:25 (Токио, парк Tobu World Square, 1993)
Слайд 67: Эллинистический период
Масштабные архитектурные комплексы Сочетание 2-х и более ордеров в одном здании Храм Аполлона в Бассах. Архитектор Иктин. 430—420 г. до н. э. Снаружи дорические колонны, внутри ионические, поцентру - коринфская
Слайд 68
Святилище и храм Афины Никефоры в Пергаме (III в. до н. э.) Двухэтажный портик с колоннами дорического и ионического ордеров
Слайд 74: Древний Рим
1. Период республики V-I вв. до н.э. 2. Период империи I в. до н.э. - V в. н.э.
Слайд 77: Рим ( VIII в. до н.э.- IV в. н.э. )
Открытость римской культуры: Римская культура впитала греческую (влияние с III в. до н.э.) и этрусскую. Рационалистическая переработка традиций Греции Функциональность, прагматичность
Слайд 78: Скульптура
Римский скульптурный портрет связан с культом предков, т.к. в доме нужно держать их изображение Скульптура не идеализирована Велизм – точное, механическое следование натуре Катон Старший. I в. до н.э. Рим, Музей Торлония
Слайд 79
Голова Адриана II в. н.э. Голова старика в покрывале I в. до н.э. Тогатус Барберини. I в. до н. э.
Слайд 81: Период республики
Главный персонаж – патриций Тогатус – фигура, одетая в тогу Важен жест, поза Распространенный тип – оратор - человек, обращающийся к народу Статуя Авла Метеллаок. Ок. 100 г. до н. э
Слайд 82: Период империи
После завоевания Греции в Рим свозят образцы греческой скульптуры Под греческим влиянием возрастает идеализация модели, греческие пропорции фигуры Культ императора Скульптура Августа из Прима-Порта, 50 г. до н. э.
Слайд 83
Статуя Августа I в. н.э., изображенного в образе Юпитера – амур усиливает божественное происхождение. Статуя Августа, приносящего жертву. I в. н. э.
Слайд 85
Конная статуя Марка Аврелия. 2 в. Единственная античная конная статуя дошедшая до нашего времени Стала образцом для подражания в эпоху античности
Слайд 87: В 79 году н. э. извержение вулкана Везувия, гибель городов. В 1748 году раскопали Помпеи
Слайд 96: Архитектура
Создание инфраструктуры государства: дороги, акведуки (водопроводы) Здания для проведения досуга : амфитеатры, цирк –ипподром, термы, базилика – рынок, суд, место встреч Многоэтажные многоквартирные дома – инсулы Здания стояли вплотную, арки от стены до стены.
Слайд 97: Базилика
- тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов
Слайд 99: Термы Диоклетиана рубеж III-IV вв
Бани площадью более 13 га вмещали до 3,2 тысяч человек сады с фонтанами и павильонами, библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений
Слайд 100: Бетонная революция
Бетон /песок, известь, вода / Технология требует глубоких инженерных знаний и не требует квалифицированного ручного труда (могут строить солдаты, военнопленные и т.п.) Римляне строили много и быстро Развалины базилики Максенция
Слайд 102: Арка - основа для таких сооружений, как акведук, мост, триумфальная арка, купольный храм
Слайд 103
Арочная конструкция дала возможность изобрести купол. Свод – усложненная арка
Слайд 106
Греки не отделяли форму от содержания Р имляне сначала строили, потом украшали Бетонные конструкции, мраморная отделка Придумали акведуки, термы, триумфальные арки Придумали еще два ордера: тосканский и композитный
Слайд 107
Тосканский ордер: похож на дорический, но без каннелюр Композитный ордер: в капители совмещение ионического и коринфского