Первый слайд презентации: Экзаменационные вопросы
Монументальное искусство Древнего Египта. Египетский стиль. Общая характеристика. Монументальное искусство Древней Греции и Древнего Рима. Общая характеристика. Основные особенности храмового зодчества Древней Руси. Основные этапы развития иконописи и основные иконописные школы Древней Руси.
Периодизация Египетской культуры. Создание первого единого централизованного государства. Народ был полностью подчинён правящему классу. Складывается египетский стиль. Французский учёный Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) - основоположник науки египтологии. Заупокойный культ, вера в бессмертие души и забота о сохранении тела умершего повлияли на совершенствование искусства бальзамирования и развитие специальной погребальной архитектуры, скульптуры. Архитектура становится главным видом искусства, починяя себе живопись, скульптуру, ДПИ.
Слайд 3: Периодизация
1. Додинастический период. Кон. 5 - 4 тыс. до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ок. 3000 г. до н.э. 2. Раннее царство. 3 тыс.до н.э. (с 3000 по 2800 гг.до н.э.) 3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э. 4. Среднее царство. 21 в. – 19 в. до н.э. 5. Новое царство. Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э. 6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э. 7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание Александром Македонским) – 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Римской империи.
Слайд 4: Додинастический период Кон. 5 - 4 тыс. до н.э
В изобразительном искусстве постепенно начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности – древнеегипетский стиль. Плита (палетка) фараона Нармера. Ок. 3000 г. до н. э. Шифер. Высота - 64 см. Основные черты канона древнеегипетского стиля: - Построчное изображение в одной плоскости; - Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения); - Выразительность силуэтов; - Последовательность и симметрия в изображении фигур; - Фигуры фараонов и богов делали большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.
Слайд 5: Плита (палетка) фараона Нармера. Ок. 3000 г. до н. э. Шифер. Высота - 64 см
Слайд 6: Архитектура Древнего Египта
Мастаба – скамьеобразная гробница (облик сформировался концу Раннего царства). Пирамиды - гигантские гробницы (Древнее царство 28-23 вв. до н.э.). Скальные гробницы (Новое царство 16-11вв. до н.э.). Храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону (Среднее царство 21-18 вв. до н.э., Новое царство 16-11вв. до н.э.).
Слайд 7: Мастаба – скамьеобразная гробница
Представляет собой прямоугольное сооружение из камня или кирпича. Верх сооружения плоский, стены – наклонены к центру. Состояли из десятка помещений, расположенных под землёй (их функция - кладовые).
Слайд 10: Пирамида Снофру в Дахшуре. Начало 26 в. до н.э. Древнее царство. Высота свыше 100 м
Слайд 13: Архитектура Среднего царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.)
Увеличение площади заупокойного храма по сравнению с пирамидой. Новым в храмовом строительстве было появление пилона ( ворота в виде двух башен с узким проходом между ними). Перед храмом ставили два обелиска. Колонны и колоннады играли большую роль в оформлении всего сооружения. Постепенно многочисленные и разнообразные колоннады стали характерной чертой храмов, построенных фараонами Среднего царства (папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные). Колоссальные статуи, поставленные внутри и вне здания, отмечены ростом реалистических тенденций в скульптуре (живописи).
Слайд 15: Храмовая архитектура Нового Царства (16-11вв. до н.э.)
Распространение получил тип храма с четким прямоугольным планом. Храм имел ансамблевый характер и был рассчитан на постоянную смену впечатлений. Аллея сфинксов приводила ко входу. Перед пилоном воздвигали колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами ( перистильный зал ). Гипостильный зал – многоколонный зал (103х52м). В Фивах были возведены колоссальные посвященные богу Амону храмовые ансамбли Карнака (16 в.до н.э.) и Луксора (15 в до н.э.).
Слайд 17: Луксор. Аллея сфинксов и пилоны
У северного входа Луксорского храма — четыре колосса и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия
Слайд 22: Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Новое царство 12 в. до н.э
Фасад храма представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались 20 метровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными чертами Рамсеса II. Стены храмов покрыты рельефами и росписями.
Слайд 24: Скульптура Древнего Царства
Статуя фараона Хефрена. Из заупокойного храма при пирамиде Хефрена в Гизе. IV династия. 28 в. до н.э. Каир, Египетский музей
Слайд 26: Статуи царевича Рахотепа и его жены Неферт. Древнее Царство
Из гробницы Рахотепа в Медуме. IV династия. 28 в. до н.э. Каир, Египетский музей
Слайд 28: Портрет царского писца Каи. Из его гробницы в Саккара. 25 – 1 пол. 24 века до н.э
Известняк с раскраской. инкрустация глаз. Высота 53 см.
Слайд 29: Скульптура нового Царства
Статуи Аменхотепа, жреца Амона и Раннаи, «певицы» Амона. XVIII династия. 15 в. до н.э. Черное (эбеновое) дерево, золото. Высота 40 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Слайд 33: Росписи
В изображение человеческой фигуры рисовали упрощённо, стремясь выявить самое выразительное – глаза, вытянутый профиль лица, ступни ног, опирающиеся на землю. Египтяне не использовали перспективу, их росписи – плоскостное изображение. Росписи включали семь цветов: синий, зелёный, красный, коричневый, желтый, белый и чёрный. Египтяне не смешивали цвета.
Слайд 35: Охота на Ниле. Фрагмент стенной росписи из гробницы в Фивах, середина II тысячелетия до н. э
Слайд 36: Монументальное искусство Древней Греции и Древнего Рима. Общая характеристика
Периодизация искусства Древней Греции. Полисный тип государственного устройства (полис – город-государство). Греков объединяла религия (единый пантеон богов) и состязательные игры (Олимпийские, Пифийские). Культ героя. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры. Создан единый архитектурный язык – ордерная система. Периптер – основной тип древнегреческого храма периода архаики и классики. В период архаики складывается тип греческой статуи (куросы и коры.)
Слайд 37: Периодизация искусства Древней Греции
Крито - микенский или эгейский – III –II тыс. до н.э. Гомеровский - XI -VIII вв., до н.э. Архаика - VII – VI вв., до н.э. Классика - V – IV вв. до н.э. Эллинизм - IV – I вв. до н.э.
Слайд 38
Одновременно с Египтом и Месопотамией на островах Эгейского моря в III-II тыс. до н.э. процветала одна из самых загадочных цивилизаций, получившая название Крито-микенской или Эгейской. На о. Крит Зевс, в образе золотого быка, привез похищенную у финикийского царя дочь – Европу. Серов «Похищение Европы»
Слайд 49: Богиня со змеями. Фаянс
Найдена в 1903 году Артуром Эвансом при раскопках Кносского дворца в небольшом тайнике в полу вместе с еще двумя изображениями богинь- заклинательниц змей. Высота - 34 см. Особенности: ритуальная юбка с передником. широко раскрытые глаза.
Слайд 50: Ритон головы быка из Малого Дворца в Кноссе. Камень (чёрный стеатит), золото. Глаза из горного хрусталя. (1550-1500 до н.э.)
Слайд 53: Архитектура города Микены
древний город расположен в Арголиде. Является одним из центров греческой цивилизации во втором тысячелетии до н. э. Поражает, монументальными размерами сооружений. В настоящее время находится в руинах, в 90 км к юго-западу от Афин.
Слайд 54: Город Микены. Окружен крепостной стеной длиной 900 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 м2
Слайд 55
Микены Кладку стены называли циклопической. Огромные каменные глыбы и сейчас кажутся возведенными великанами – циклопами.
Слайд 57: Крепостные ворота – “ Львиные ворота ”
Жители ахейцы строили свои поселения и дворцы на холмах, тщательно продумывая безопасность на случай осады
Слайд 58: Развитие архаической скульптуры. В период архаики складывается тип греческой статуи (куросы и коры.)
Греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигали статуи. Скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела. Фигура юноши монументальна, моделирована обобщенно, в ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Подчеркнуто атлетическое сложение : широкие плечи, узкие бедра, глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи.
Слайд 59: Курос из Тенеи. Мрамор. 560 г. до н.э
Атлетическое строение подчеркнуто широкими плечами, мощными ногами. Мягче и объемнее, чем прежде передана мускулатура. Прическа трактована декоративно, сильно выпуклые глаза, условная «архаическая» улыбка.
Слайд 61: Кора с Акрополя. Мрамор. Деталь
Попытки согласовать складки одежды с движением тела. Превосходно обработаны. Красиво раскрашены. Грациозные позы - изображение девушек аристократического круга.
Слайд 62: Храмовая скульптура (метопы, фронтоны, зофорные фризы). В основном мифологические сюжеты
Афина и Персей, убивающий Горгону. Метопа из храма в Селинунте. 2 пол. 6 в. до н.э.
Слайд 63: Архитектура в период архаики (VII –VI века до н.э.)
Город в эпоху архаики возводили вокруг холма акрополя, на вершине которого находилось святилище с храмом. У подножья акрополя размещались жилые кварталы. Дома строили стихийно, улочки были кривые. Ремесленники каждой профессии селились отдельными районами. Центром нижнего города была площадь, или агора, — место сбора горожан для проведения различных собраний. В эпоху архаики начинается строительство из камня.
Слайд 64: Типы древнегреческих храмов:
1. Храм в Антах. 2. Простиль — более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. 3. Амфипростиль - имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. 4. Периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине VII в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций. Явился основным типом храма. 5. Диптер – храм, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру 2 рядами колонн. 6. Псевдодиптер - отличается от диптера отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для них оставлено. 7. Толос – храм круглый в плане, окружен колоннадой, имеет коническое покрытие.
Слайд 65: Стоечно–балочная система
Стоечно–балочная система - система соотношения, равновесия несомых и несущих частей — ордер (от латинского «ордо» — строй, порядок ). Первые ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к ионическому. Ордерная система помогала достичь индивидуальности каждого здания. Греческие зодчие разных стран, изменяя размеры архитектурных элементов и расстояния между ними создавали неповторимые шедевры, умело используя эту систему.
Слайд 70: Классический период (5-4 вв. до н.э.). Ансамбль греческого классического искусства. Афинский акрополь
Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.
Слайд 79: Скульптура эпохи классики
Главная задача греческой скульптуры эпохи классики - утверждение достоинства и величия человека -гражданина. «Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье. То и другое умей доблестно в сердце носить».
Слайд 81: Трон Людовизи. Рождение Афродиты. Мрамор. Около 470 г. до н. э. Рим. Музей Терм
Слайд 84: Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия (реконструкция)
статуя из золота и слоновой кости в главном храме Олимпии. высота 12 метров.
Слайд 85: Дискобол. Около 450 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Рим. Музей Терм
Слайд 86: Поликлет «Дорифор». Ок. 440 до н. э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь
«Дорифор» («Копьеносец») — это статуя, которую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»).
Слайд 88: Лиссип «Апоксиомен». Высота 205 см Мрамор. Музей Пио Клементино, Ватикан
Переосмыслил канон Поликлета и изображал людей не «какими они есть», но «какими они кажутся».
Слайд 89: Скульптура эпохи эллинизма. IV – I вв. до н.э
Скульптура перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность и иллюстративность («Лаокоон»). Для эллинистической пластики характерны драматизм, экспрессия, призванные активно воздействовать на зрителя. Внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Нике Самофракийской.
Слайд 92: Лаокоон». Музей Пия-Климента. Ватикан
«Лаокоон» словно переносит нас в другой мир. До сих пор перед нами были цветущие мужчины, здесь — старик и дети; до сих пор был величавый покой, здесь — мучительная борьба. Лаокоон - жрец, предостерегший троянцев, что город их может пасть от деревянного коня; за это Посейдон выслал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и двух его сыновей. Статую открыли в начале XVI в., и Микельанджело твердо сказал, что это лучшая статуя в мире.
Слайд 94: Искусство Древнего Рима
Как единое государство Рим образовался VI в. до н.э. На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности этрусков и греков. Культура Древнего Рима создала образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительство. Этапы развития Древнего Рима: царский (7-нач.6 в. до н.э.), республиканский (510 – 30 гг. до н.э.), период империи (30 гг. до н.э. – 476 г. н.э.).
Слайд 95
Этруски были владыками западных морей и полностью господствовали на Тирренском море (греки называли этрусков тирренами). Этруски многое дали римлянам : музыкальные инструменты, якорь, горное дело, металлообработку, керамику, театр, города в Италии, мелиорацию, траволечение, судостроительство, искусство вождения кораблей и т. д. " Вечный город "- Рим был основан этрусками в 753 г. до н.э.. В царский период Рим сложился как город – государство греческого типа и трое из семи царей Рима имели этрусское происхождение. Этруский мастер создал символ " вечного города "- " капитолийскую волчицу ",младенцы Ромул и Рем были созданы римлянами позже.
Слайд 96
Основные архитектурные элементы: Арка, аркада, колонна, свод, купол. Монолитно-оболочная конструкция (бетон). Инженерные конструкции. Мосты (виадуки); Водопровод (акведуки); Дороги (мощеные); Канализация. Культовые постройки (Пантеон); Гражданская архитектура (домус, инсула, термы, амфитеатры, базилики); Триумфальные сооружения (колонны, арки).
Слайд 110: Император Август. Статуя с виллы Ливии в Прима Порта. Конец I в. до н.э. Ватиканский музей, Рим
Слайд 111: Конная статуя Марка Аврелия. Бронза. Около 170 г. Рим. Капитолийская площадь
Слайд 114: Персики и стеклянный кувшин. Фреска из Геркуланума. Около 50 г. Фреска. Археологический музей, Неаполь
Слайд 122: Фаюмский портрет. 1- 3 вв. н.э
Характерные черты местного портрета: фронтальное положение лица, фигуры и преувеличенно большие глаза. Портреты исполняли на тонких деревянных дощечках в технике энкаустики (т.е. восковых красок), в смешанной технике восковых красок с темперой и, наконец, одной темперой.
Слайд 123: Фаюмские портреты заменили собой погребальные маски для мумий
Обычай, возникший в Египте, вероятно, среди эллинизированной верхушки египетского общества, — класть на мумию написанный красками портрет вместо обычной маски. Фаюмские портреты заменили собой погребальные маски для мумий.
Слайд 124: Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. 2 в. Москва. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Слайд 125: Основные особенности храмового зодчества Древней Руси
Деревянная и каменная архитектура Древней Руси. Главным сооружением древнерусского кремля был собор. Формирование облика Москвы и Кремля в XV веке ( при правлении Ивана III ). Архитектура Соборной площади. Архитектура XVI века отмечена расцветом столпообразного и шатрового типа храма. Строительство монастырей - крепостей (Соловецкий, Кириллов - Белозерский).
Слайд 126
Многоярусность строений Увенчанность строений башенками и теремами Наличие пристроек Художественная резьба по дереву Крестово-купольные В основе квадрат, расчлененный четырьмя столбцами Прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест Деревянная архитектура Русь языческая Каменная Архитектура Русь христианская ЦЕРКВИ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Слайд 127
Крестово-купольный храм тип христианского храма, возникший в Византии, использовался в храмовом строительстве Киевской Руси. Четыре, шесть и более столпов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть имела выступы – апсиды, составляющие алтарь храма, в западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находился князь с семьёй. Алтарь отделён от зала перегородкой с иконами (иконостас). КРЕСТОВО - КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
Слайд 128: Софийский собор в Киеве – главный православный храм домонгольской Руси
Слайд 136: Новгородская София. 1045-1050 гг. построен князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого
Слайд 141: Архитектура XVI века отмечена расцветом столпообразного и шатрового типа храма
Церковь Вознесения в селе Коломенском. Покровский собор. 1551-1560 гг.
Слайд 142: Основные этапы развития иконописи и основные иконописные школы Древней Руси
С принятием христианства с кон. X века из Византии на Русь пришли монументальная живопись (фрески, мозаики) и иконопись (византийская живопись) с уже выработанными иконографическими типами и системой символов. По своей иконографии иконы XI – XIII вв.находились под влиянием византийской школы (сумрачный колорит, суровость образа, отсутствие декоративности и развлекательности). Русская иконопись стала обретать свой художественный язык в северных областях с XII в. (Новгород, Псков), отличалась монументальностью. Здесь появились оригинальные многофигурные композиции «Покров св.Богородицы».
Слайд 145: Иконопись конца XIV – сер. XV вв
Москва – художественный центр Руси. Излюбленный сюжет XIV в. – «Христос во гробе». Новгородская икона сохраняет любовь к ярким краскам с преобладанием киновари. Творчество Феофана Грека (Богоматерь Донская, иконостас Благовещенского собора, фрески в Новгороде). Творчество Андрея Рублёва. Русский высокий иконостас.