Первый слайд презентации: Искусство Петровской эпохи (первая четверть XVIII в)
Живопись Графика Миниатюра 11 Арх (б) ОП
Слайд 2: Реформы Петра I в области культуры
Слайд 3: Петр I
30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Петр I
Слайд 6
Ассамблея Петра I — празднование, введенное Петром Великим в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года.
Слайд 7
Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению».
Слайд 8
Табель о рангах — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства), утверждена 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I.
Слайд 9
С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости»
Слайд 10
С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Рукопись Указа Петра
Слайд 11
В 1708 г. Церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским.
Слайд 12
Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. Жалованная грамота Петра I канцлеру Г.И. Головкину на вотчину. Титульный лист. 1711 Жалованные грамоты - акт, предоставлявший церквам, монастырям и различным корпорациям, учреждениям и частным лицам известные льготы и преимущества.
Слайд 13
Школа математических и навигацких наук — первое российское морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, основано в Москве 14 января 1701 года по указу Петра Первого для подготовки моряков российского флота. Сухарева башня
Слайд 14
12 марта 1714 года Петром I был издан указ об открытии цифирных школ для обучения «малых ребяток из разных чинов».
Слайд 18
«Петровские пенсионеры» Портрет Г.И.Головкина (худ. Иван Никитин) Портрет Г.Д. Строганова (худ. Роман Никитин)
Слайд 20
Приглашенные мастера Петр I в Полтавской битве (худ. Иоганн Готфрид Таннауер) Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны (худ. Луи Каравак)
Слайд 21
Петропавловский собор (1712—1733 гг. арх. Доменико Трезини) План развития Санкт – Петербурга (арх. Жан – Батист Леблон)
Слайд 22
Дворец в Стрельне (Арх. Жан – Батист Леблон) Проект замены балюстрады из балясин филенками во втором этаже западной галереи Коллегий (Арх. Доменико Трезини)
Слайд 23
Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году 30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) Петр запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе».
Слайд 24: Живопись. Иностранные мастера: Таннауэр, Каравакк, Гзель. Русские мастера: Никитин, Матвеев
Слайд 26: Монументально-декоративная живопись
«Триумф России» Гзель.Летний дворец
Слайд 33: Станковая живопись.Таннауэр
Портрет А.Д.Меншикова 1727 Портрет Апраксина
Слайд 35
Портрет графа Толстого. Между 1717 и 1727 гг. ГЭ Холст, масло. 79,5 х 60
Слайд 36
Портрет Александры Меншиковой. 1722-1723 гг. Портрет Марии Меншиковой. Не позже 1724 Холст, масло. 77 x 61
Слайд 38
Портрет Петра I. 1710-е гг. ГЭ Холст, масло. 79,5 х 60 Овал Петр I в Полтавской битве. 1724 (1725?). ГРМ Холст, масло. 76 x 63,5
Слайд 43
Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717. ГРМ Холст, масло. 76 x 97
Слайд 44
Портрет царевны Елизаветы Петровны ребенком. 1710-х гг. ГРМ Холст, масло. 136 х 103,5 Портрет царевича Петра Петровича в виде Купидона 1716
Слайд 50
Портрет Екатерины I в пеньюаре. 1 пол. 1720-х гг. Холст, масло. 80 х 60,5 Портрет Петра I 1 пол 1720-х гг.
Слайд 51
Портрет царевича Петра Алексеевича и царевны Натальи Алексеевны в виде Аполлона и Дианы. 1722 (?) ГТГ Холст, масло. 135 х 89
Слайд 52
Портрет принцессы Анны, матери императора Ивана VI» 1733 Портрет цесаревны Анны Петровны. 1725. ГТГ Холст, масло. 91,2 х 73,4
Слайд 55
Портрет Ел. П.в муж костюме. 1745 Холст, масло. 64 x 48,5 Портрет мальчика в охотничьем костюме. К. 1720-х — нач. 1730-х гг. 135 х 89
Слайд 56
Правительница Анна Леопольдовна. 1740-е Правительница Анна Леопольдовна. Ок. 1740г.Холст, масло. 120 х 100
Слайд 60: Иван Никитин
Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. Холст, масло. 88 х 67,5 Портрет царевны Натальи Алексеевны. 1716. ГТГ . 102 x 71
Слайд 65
Портрет Петра I. Первая половина 1720-х (?). ГРМ Холст, масло. Диаметр 55 (круг)
Слайд 70
Портрет А.П. Голицыной. 1728 Холст, масло. 70 х 55 (овал) Портрет Ивана Алексеевича Голицына. 1728. Холст, масло. 83,5х67.
Слайд 73: Графика Петровской эпохи
Иностранный мастер - Адриан Шхонебек Русские мастера: Алексей Зубов и Иван Зубов
Слайд 74: Гравю́ра (от фр. graver —вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками
Петр I поставил перед граверами новые задачи: гравюра должна была утверждать в художественных образах достижения России, прославлять ее военные победы, увековечивать праздники и фейерверки, иллюстрировать научные книги, светская тематика, изображение человеческих деяний на земле
Слайд 75: Графика иностранных мастеров. Адриа́н Шхонебе́к 1661—1705 — голландский гравёр
Петр I поставил перед граверами новые задачи: гравюра должна была утверждать в художественных образах достижения России, прославлять ее военные победы, увековечивать праздники и фейерверки, иллюстрировать научные книги, светская тематика, изображение человеческих деяний на земле
Слайд 79: СВАДЬБА ШУТА ФИЛАТА (ФЕОФИЛАКТА) ШАНСКОГО. МУЖСКАЯ ПОЛОВИНА
СВАДЬБА ШУТА ФИЛАТА (ФЕОФИЛАКТА) ШАНСКОГО. ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА.1702г
Слайд 80: ВИД ОСАДЫ КРЕПОСТИ ШЛИССЕЛЬБУРГ (НОТЕБУРГ) 11 ОКТЯБРЯ 1702 ГОДА. 1703. Офорт, резец. 530х650
Слайд 82: ПЛАН ОСАДЫ КРЕПОСТИ ШЛИССЕЛЬБУРГ (НОТЕБУРГ) 11 ОКТЯБРЯ 1702 ГОДА. 1703.Офорт. 535х734
Слайд 83: ПАНОРАМА СРАЖЕНИЯ НА РЕКЕ АМОВЖЕ (ЭМБАХЕ) ПРИ ВПАДЕНИИ ЕЕ В ЧУДСКОЕ ОЗЕРО 4 МАЯ 1704 ГОДА. 1704.Офорт. 520х637 мм
Слайд 84: ВХОД В АРСЕНАЛ. ПРОЕКТ 1704.По собственному рисунку. Офорт, резец. 557х620
Слайд 85: УСАДЬБА Ф.А. ГОЛОВИНА В МОСКВЕ (НИЖНЯЯ ЧАСТЬ) 1705.Офорт, резец. 520х620
Слайд 86: Графика русских мастеров
Алексей Зубов Характер и назначение гравюр: Карты Сражения Чертежи кораблей Портреты царственных особ Свадьбы Планы городов
Слайд 106: Миниатюра на эмали в России (финифть)
тонкостью исполнения схожестью с оригиналом чистотой и прозрачностью красок 3-6 см в диаметре