Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина — презентация
logo
Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ [Л ]
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ [Й ]
  • ГУБЫ
  • ГУБЫ
  • ЩЕКИ
  • Я З Ы К
  • Я З Ы К – ОТРАБАТЫВАЕМ ПОДЪЁМ
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • ДЫХАНИЕ
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Дифференциация ротового и носового ДЫХАНИЯ
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Когда начинать ставить [ Л - Л ’, Й ]
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Оп о рн ые З ву ки
  • [ Л ] - ПРЕДПОСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Д Л Я Я З Ы КА
  • [ Л ] - ПРЕДПОСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Д Л Я Я З Ы КА
  • СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Л]
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • ЗАМЕНА [ Л-Л ’ ] НА [ Р ]
  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [ Л-Л ’ ] НА [ Р ]
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • ЗАМЕНА [ Л ’] на [ Л ]
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ
  • Спасибо
  • Волгина Наталья Юрьевна
1/63

Первый слайд презентации

Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина Наталья Юрьевна логопед-дефектолог

Изображение слайда

ГУБЫ - следующий гласный ЗУБЫ - чуть разомкнуты ЯЗЫК - упирается в корни верхних зубов БОКОВЫЕ КРАЯ - не примыкают к небу ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ - по краям языка СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ СПИНКИ ЯЗЫКА -опущена ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ СПИНКИ ЯЗЫКА - поднята ФОРМА ЯЗЫКА - напоминает СЕДЛО СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ СПИНКИ ЯЗЫКА -приподнята ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ СПИНКИ ЯЗЫКА - опущена ГУБЫ – растянуты в улыбке ЯЗЫК - упирается в корни верхних зубов, напряжен, ШИРОКИЙ ЯЗЫК – твердый, жесткий, острый АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ [Л ’] ЯЗЫК как в процессе глотания

Изображение слайда

ГУБЫ – растянуты в улыбке ЗУБЫ - чуть разомкнуты, видны КОНЧИК ЯЗЫКА – ш ирокий кончик языка упирается в нижние зубы ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ - теплая посередине языка СПИНКА ЯЗЫКА – выгнута крутой горкой

Изображение слайда

Слайд 4: ГУБЫ

«Улыбка- С лоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем собрать губы в « хоботок» и показать, как слоник хоботом пьет воду. «Хоботок» – видно 2 верхних зуба, 2 нижних зуба. ГУБЫ «Заборчик» – «Трубочка», «Заборчик» – «Окошко». [ПФР] – «Лошадка». Пальчиком помочь разогнать губки. Дотянись губами до моей руки [ ууу ] – в случаях тяжелого пареза губ. Жуем на широкой улыбке. Груша помещается в рот на 1/3 или ½, не полностью. Жуем от 10 секунд до 3-х минут. Жевать клизму нулёвку Стараемся не смещать грушу в ту или иную сторону

Изображение слайда

Слайд 5: ГУБЫ

Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт (платочек), преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. ГУБЫ Поплёвываем ватку на [ П ] с губ: «Пых-пых». И ли в атка на (в) руке логопеда – «Сдуй !» С каждым разом логопед отводит руку чуть подальше. «Зубки съели губы». Спря тали и распустили губки будто «Лошадка фырчит». Поджали губы – сжали кулачки, распустили – распустили ручки. Цепочка гласных звуков (немая). Можно показывать руками или символами. А-О-У А-О-И А О У И Выполняется по аналогии с предыдущим упражнением, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. А О

Изображение слайда

Слайд 6: ЩЕКИ

Рыбка – щеки втягиваем внутрь. ЩЕКИ По одному шарику в щеку. Жуем клизму нулёвку на улыбке ( см.выше ). Надули воздушные шары – сдули, похлопали по щекам. «Заборчик» – «Трубочка», «Заборчик» – «Окошко», под счет. МАССАЖ ЩЁК: Спиралевидные движения. Ползущие движения от нижней челюсти вверх костяшками пальцев. Логично продолжить - помассировать губы ребенка (все внутрь). «Спрячь конфетку». Угадай, где язык. Внутри ОСТРЫЙ, напряженный язычок толкает то одну щёчку, то другую.

Изображение слайда

Слайд 7: Я З Ы К

Чистим языком за верхними зубами, за нижними, перед верхними, перед нижними, круговые движения. «Качели»: маленькие – большие. « Маляр» – «красим» верхнее нёбо. Я З Ы К Поплёвывания ватки с кончика языка: [Т-Т-Т ]. Зубы зажимают кончик языка. Губы в улыбке. Резкий выдох. Комочек ватки улетает. Вылизываем языком тарелки, ложки. Я зычок п рорывается сквозь губы, губы твердо закрыты. « Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизываем верхнюю губу и убираем язык вглубь рта. Тянемся языком к пальчику. Мед (конфету батончик, мармелад) на верхнее небо: «Отлепи» или «Приклей».

Изображение слайда

Слайд 8: Я З Ы К – ОТРАБАТЫВАЕМ ПОДЪЁМ

Дизартрику «Чашечку» можно делать внутри рта, так как при вытягивании языка наружу, появляется излишнее напряжение в корне языка, которое не даст образовать «Чашку». Язык может не вставать в «Чашечку», тогда мы просим: «Положи язык на нижнюю губу, расслабь! Сделай «Блинчик». Берем вилочковый зонд (зубочистку) и покалываем линию недалеко от кончика языка. Язык рефлекторно образует «Чашечку». Для укрепления мышц языка, делаем Упражнение: Удержи ватную палочку на «Чашечке» - 5-20 секунд. Упражнение: «Чашечка»   Улыбаемся и широко открываем рот, кладём широкий язык на нижнюю губу. Боковые края языка с гибаем в форме чашечки. Ребенок с тарается не поддерживать язык нижней губой! 5-10 секунд удерживаем в таком положении каждый день.

Изображение слайда

Слайд 9

М а с са ж Я з ы к а «Топаем» щеткой по боковым краям языка. Растягиваем двумя пальцами мышцы под языком. Полукруглыми движениями. И чуть задерживаем в конце, как бы прижимая язык к верхнему небу. Массаж не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час. Не стоит проводить массаж ребенку с признаком ОРВИ. У ребенка не должно быть эписиндрома ! Рисуем зондом (зубной щеткой) «Ёлочку» по языку, как бы вытягивая мышцы вперед (от корня к кончику) или под языком, снизу вверх, распределяя тонус. Делаем потряхивания языка, выметывающими движениями (расслабляем).

Изображение слайда

Слайд 10: ДЫХАНИЕ

Нет нигде зажимов. Смотрим на горло при вдохе, не образуется ли впадины. Говорить, как выражаются педагоги вокала, «воздушным столбом». ВДОХ нос – раз, два, три – живот надулся. ПАУЗА – раз, два, три – замерли. ВЫДОХ рот – раз, два, три, четыре, пять – живот сдувается. Выдох длиннее, чем вдох. Логопед рукой контролирует – живот сдулся. Фиксируем сознание ребенка: «Смотри, сдулся». Живот как бы коснулся позвонков. «Выжимать» воздух до конца не надо. ПАУЗА – раз, два, три – замерли. РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ При постановке дыхания считаем вслух. Дыхание плавное, ритмичное. Как танец, гипноз. Необходимо несколько повторений, чтобы войти в ритм дыхания, уйти от контроля головой и выработать автоматизм. Возможно поделать МЕДИТАЦИЮ (см. ниже).

Изображение слайда

Слайд 11

Ты можешь сесть или лечь, как тебе нравится. Понаблюдай. Воздух проходит в твои ноздри, а затем через горло, а потом расширяет грудь, живот. Обычно, когда мы делаем вдох, живот надувается, а когда мы делаем выдох этот надутый живот снова сдувается и становится мягким. А теперь давай представлять. Представь, что твой живот – это река или озеро, а по его поверхности идут волны. Представь, как ты делаешь кораблик из бумаги и опускаешь его на поверхность воды, попробуй прям увидеть это. Когда ты делаешь вдох – на поверхности волна проходит. Волна и кораблик приподнимаются, а с выдохом кораблик снова опускается вниз. Продолжай представлять движение своего маленького бумажного кораблика, как он поднимается вверх и вниз при твоем дыхании. Вот сейчас пришла волна и кораблик поднялся вверх, а сейчас снова опустился вниз. Вот вторая волна пришла и приподняла кораблик вверх, а затем вниз. Сделай третий глубокий вдох позволяя кораблику подняться еще выше, а с выдохом волна прошла и он опустился снова вниз. Давай сделаем еще несколько вдохов и выдохов, наблюдая за движением кораблика. Продолжай. А теперь мягко открой глаза. Оглядись по сторонам. Как дела?

Изображение слайда

Выдох ртом – губы расслаблены, открыты не широко, немного сопротивляются выдоху – пф. Чтобы предотвратить утечку воздуха через нос: можно з ажать нос, подставить под нос палец, почувствовать, нет ли утечки воздуха, положить поверх ноздрей пальчики и почувствовать вибрацию.

Изображение слайда

Слайд 13

Упражнения – ЩЕКИ НЕ НАДУВАЙ! 1. Дышать в воду через коктейльные трубочки: кто дольше, кто сильнее. 2. Играть в футбол, дуть на мячик (шарик) через укороченные коктейльные трубочки, потом без трубочек. 3. «Фокус». Язык чашечкой, дуть вверх. Сдуть ватку (салфетку) с носа. 4. «Задуй свечу». Пламя танцует: «Дуй чуть-чуть». Пламя задули резко: «Дуй сильно». 5. Дуть в трубочку: «Удержи шарик или пусть шарик выпрыгнет». 6. Флюгеры, дудочки, свистки (контроль щек). 7. Игры на воде. В тазик с водой запустить бумажный кораблик, теннисные маленькие мячики, все, что плавает. Дуем: «Плыви!». 8. Надуваем мыльные пузыри (воздушные шары).

Изображение слайда

Слайд 14: Когда начинать ставить [ Л - Л ’, Й ]

Отсутствие зубов не является помехой для постановки [ Л-Л ’, Й ], так как в звукообразовании не участвуют зубы. Мягкие соноры [Л’] и [ Й ] появляются в речи ребенка на втором-третьем году жизни, твердый [Л] – в 5-6 лет, что связано с более сложной артикуляцией, требующей сильных мышц кончика языка и его верхнего подъема.

Изображение слайда

Слайд 15

Отсутствие звука: [ лук- уук, лапа – аапа ]. Двугубное произношение: [ л ампа- уам па ] при этом язык оттянут в глубь рта, как при гласном [ У ]. 3. Губно-зубное произношение [ Л ] = [ В ] : [ лампа = вампа ] 4. Вместо [ Л-Л’ ] произносится неопределенный гласный: [ лампа - еампа, ыампа ] 5. Межзубный ламбдацизм 6. Заднеязычный носовой звук НГ [ лапа- нгапа, лампа- нгампа ] 7. Произнесение из нижнего положения 8. Боковой 9. Замены [ Л-Л ’ ] на [ Р, Й, Ы, Г, Д ] 10. Замена [ Л ] на [ Л ’] и наоборот. Замены звуков в речи всегда говорят  о проблемах фонематического слуха. ЛАМБДАЦИЗМ

Изображение слайда

Слайд 16

ЙОТАЦИЗМ Отсутствие звука: яма - [ ама ] Не образуется щель между спинкой языка и небом. Часто при нарушении [ Й ] страдают и йотированные гласные. 2. Замена [ Й ] на [ Л ’] : яблоко - [ ляблоко ] 3. Замена [ Й ] на [ З ’] : яблоко – [ зяблоко ] 4. Замена на украинское [ Г ] : яма – [ гама ] 5. Замена на [ И ] : яблоко – [ иаблоко ]

Изображение слайда

Слайд 17: Оп о рн ые З ву ки

ЗВУК [ Л ’] ЗВУК [ Л ] ЗВУК [ Й ] Оп о рн ые З ву ки Звук [ Л ] Звук [ Ы ] Звук [ А ] Звук [ И ] Звук [ З ’ ]

Изображение слайда

Двигать шарик языком по натянутой вертикально нитке вверх (вниз шарик падает произвольно). [ Л ] - ПРЕДПОСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Д Л Я Я З Ы КА Двигать шарик (бусину) языком по натянутой горизонтально веревочке вправо-влево. « Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее: « Бл-бл-бл ».

Изображение слайда

Слайд 19: [ Л ] - ПРЕДПОСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Д Л Я Я З Ы КА

« Маятник» = «Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончик узкого языка попеременно двигается к уголкам рта: право-лево, право-лево (тик-так). Быстро. Так язык приобретает более острую форму «иголочки», характерную для твердого [ Л ]. Положить на спинку языка ватную палочку, а кончик языка поднять за верхние резцы, удерживать 10-15 секунд. Возможно попробовать так поставить звук, если включить голосовые связки, добавив гласные [ ЭЭЭ ], [ ААА ]. Просим ребенка чуть надавить языком на передние зубы во время говорения.

Изображение слайда

Слайд 20: СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Л]

м СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Л] « Ловим мышей» «Говори [ ААА ] бесконечно и кусай кончик языка». Губы в улыбке. У ребенка будет получаться [ АЛАЛАЛА ]. Пока не фиксируем сознание ребенка, что получает звук [ Л ], так как он скатится в привычное произнесение. « Пароход гудит » Острый язык между зубами. Улыбка. Произносим бесконечное [ ЫЫЫ ], не меняя положения языка. Прикусываем кончик языка. Получает c я [ ЫЛЫЛЫ ]. Потом добавляем [ А ] : [ ЫЫЫААА ]. Получается: «Ы ЛА ».

Изображение слайда

Слайд 21

Острый язык, напряженный. Рот открыт. Языком выполняем выметывающие, поглаживающие движения по верхним зубам. Сразу получается зазубное положение языка. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Л] «Оттолкнись от меня» Ребенок прикусывает язык. Губы в улыбке. Малыш резко забирает руки у логопеда. Язык по инерции отскакивает вглубь рта: [ ЛА-ЛА-ЛА ]. «С чистим снег с верхней губы » Ребенок вытаскивает  язык изо рта и как бы сметает снег между верхней губой и носом - к носу: [ ЛА-ЛА-ЛА ].

Изображение слайда

Слайд 22

ЗАМЕНА [ Л ] на [ УА ] Работают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребёнок произносит звук [Л], потому что, вытягивая звуки вперед, как при звуке [ У ], он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Похож на английский звук [W]. Е сли предложить ребёнку протянуть звук [Л], будет легче заметить движение его губ. Если придержать пальцами губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно убедиться в том, что он совсем не может произнести звук [Л]. Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь. М ожет уйти в письмо. Ребенок диктует себе вместо [ гаЛстук ] - [ гАУстук ], так и пишет. Ребенок говорит: лампа - [ УАмпа ], лопата – [ Уапата ], лук – [ УУк ]. Это Д ВУГУБНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ, при этом язык оттянут вглубь рта, как при гласном [ У ].

Изображение слайда

Слайд 23

Работа ГУБ неопределённая, переключение артикуляционных поз отсутствует, губы плохо растягиваются в улыбке. Ребенок говорит будто только что вынули соску изо рта. Жевательные мышцы (щеки) слабые. Часто такие детки не любят жевать твердую пищу. Ребенок постоянно соскакивает на замену звука. Необходимо затормозить движение губ вперед, укрепив оскал губ. Накачать жевательные мышцы. Жуем клизму «нулёвку» = Спринцовка для новорожденных А3. На широкой улыбке от 1 до 3 мин. ЗАМЕНА [ Л ] на [ УА ]

Изображение слайда

Слайд 24

ЗАМЕНА [ Л ] на [ УА ] ПОСТАНОВКА «Ловим мышей». Говори бесконечное [ ААА ] и кусай кончик языка зубами. Губы в широкой улыбке. Получается: [ АЛАЛАЛА ]. 2. Пробуем от обратного слога [ АЛ ]. «Поймай мышь за хвост. Кончик языка – это хвост мышки, поймай его АЛ ». Рукой показываем движение будто ловим хвостик. Губы в улыбке. Вводим в речь от обратных слогов: АЛ-АЛ-БАЛ, АЛ-АЛ-ЗАЛ, АЛ-АЛ-ДАЛ и т.д. АЛАЛАЛА Ставим доступными способами. Примерная схема:

Изображение слайда

Слайд 25

ВВОДИМ В СЛОГИ После появления звука [ Л ] ребенок еще долго использует движение губами на [ УА ], как опору. Может совмещать правильную и неправильную артикуляцию. Используем образ лягушки: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», чтобы избавиться от привычного движения губами. Улыбка больше похожа на оскал. придерживаем нижнюю губу ребенка пальцами во время говорения слогов, слов со звуком [ Л ],чтобы губы не ушли опять на [ УА ]. Временная мера пока не накачаем мышцы для устойчивой улыбки. Мы можем начинать как с прямых слогов и помогать руками. «Забери у меня руки»: ЛА-ЛА-ЛАК. А можем начинать работу с обратным слогов. «Поймай мышь за хвост» : АЛ-АЛ-БАЛ. Смотрим на ребенка и пробуем разные варианты. Используем механическую помощь:

Изображение слайда

Слайд 26

ВВОДИМ В СЛОГИ В любом варианте начала введения в речь, будь то обратный или прямой слог, будет: язык зажат зубами - улыбка - сильный выдох на [ Л ]. Сначала берем простые слова, без стечения согласных, затем усложняем. Даем максимальную опору: руки, мимика. [ Л ] - улыбка, [ О ] – шарик. Показываем руками, ртом. Утрируем произношение. [ Л ] – улыбка, [ У ] – губки точечкой. ЛА = [ Л ] – улыбка + [ А ] – самый большой рот на свете, челюсть резко падает вниз. Самая простая и понятная для ребенка артикуляция в словах типа: ЛА-ЛА-ЛА-ЛАК И ЛА-ЛА-ЛА-ЛАПА. На них можно посидеть 1-2 урока, чтобы ухо ребенка привыкло к правильному звуку [ Л ]. Слова со слогом ЛЫ также имеют простую артикуляцию. Сложности наступают, когда мы работаем на слогами ЛО и ЛУ, губы идут на привычную артикуляцию [ УА ] и забывают про улыбку.

Изображение слайда

Слайд 27

ГУБНО-ЗУБНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ. Нижняя губа сближается с верхними зубами, вследствие чего слышится звук, похожий на [В]: ЛАМПА= [ ВАМПА ], БАЛ = [ БАВ ]. При такой замене язык не принимает участие в артикуляции, нижняя губа двигается к верхним резцам. Сложность  в управлении губами ведет к тому, что ребенок ни [Л], ни [В] толком не произносит. Звук [В] звучит смазано, нечетко. Если же мы возьмем замену [ Л ] на [ УА ], то звук [ В ] также превратится в [ УА ]. «К усай нижнюю губу, верхние зубы чуть видны. Резко выдохни и выплюни губку». или «Прикуси нижнюю губу и сдуй (сплюнь) ватку». ЗАМЕНА [ Л ] на [ В ] ПОСТАНОВКА ЗВУКА [ В ] Слова с наличием [ Л ] и [ В ] в одном слове, например: «ГЛАВНЫЙ, СЛАВНЫЙ, ПЛАВНЫЙ» и т.д., используем в конце работы по закреплению [ Л ] в простой фразе, после дифференциации [ Л-В ] в слогах.

Изображение слайда

Слайд 28

А затем уже  говорит ребенок,  логопед показывает и молчит. Ребенок опирается на руки логопеда и старается управлять губами. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [ Л ] и [ В ] Основная сложность: уговорить губы и язык переключаться. Дать им внешнюю опору и подсказку. ПЕРВАЯ ОПОРА - место образования звука. Оральные ощущения: - [В] - кусай губу. - [Л] - кусай язык, улыбка. ВТОРАЯ ОПОРА – руки. - [В] - рука как бы имитирует поджатую нижнюю губу. - [Л]- рука имитирует положение языка вперед, между зубами. Ребенок сам может не показывать ничего руками, но логопед, проговаривая слоги, обязательно все обозначает.

Изображение слайда

Слайд 29

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [ Л ] и [ В ] Дифференциация может занять продолжительное время. Зависит от способности языка к переключению. Дифференцировать звуки можно используя рисунок «Зайка скачет за морковкой». На [ Л ] язык между зубами, поэтому рисунок слогов ЛА вверху, показываем рукой указательный палец. На [ В ] язык лежит внизу, поэтому слоги нарисованы внизу, показываем рукой кулачок. Сказал правильно пару - поставил камешки.

Изображение слайда

Слайд 30

А может дефект появиться в процессе коррекции [ Л ] = [ В ], когда мы избавились от замены, но ребенок стал давить на связки. ВМЕСТО [ Л-Л’ ] ПРОИЗНОСИТСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ГЛАСНЫЙ: Мы слышим, как удлиняется последующий гласный: ЛАПА – [ ААПА ], ЛОБ – [ ООП ] или [ Л ] заменяется на [ Ы ] : ЛАПА – [ ЫАПА ]. Неопределенный гласный может быть первичным дефектом, так ребенок в процессе онтогенеза заменил звук [ Л ]. Почему так происходит? Язык малоподвижен, кончик вялый. Нет резкости выдоха. Не хватает упора языка вперед, в зубы. Ребенок как бы разгоняется для [ Л ] : [ ПЫЛЫА ] вместо ПЛА.

Изображение слайда

Слайд 31

КОРРЕКЦИЯ ВМЕСТО [ Л-Л’ ] ПРОИЗНОСИТСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ГЛАСНЫЙ: 2. Поплёвываем ватку с кончика языка: [Т-Т-Т ]. Зубы зажимают кончик языка. 3. Держим ватную палочку под языком в «Киске сердится», 1 -2 мин. Язык цепляется за нижние зубы как бы огибая палочку. «Оттолкнись от меня» Ребенок прикусывает язык. Губы в улыбке. Малыш резко забирает руки у логопеда. Язык по инерции отскакивает вглубь рта: [ ЛА-ЛА-ЛА ]. НАКАЧИВАЕМ КОНЧИК ЯЗЫКА: 1. «Ловим мышей». Куса ем кончик языка и говорим [ А ]. КОРРЕКЦИЯ

Изображение слайда

Слайд 32

Кончик языка просунут между нижними и верхними резцами : Межзубный [Л] на слух не отличается от правильно артикулируемого. Вместо [ Л ] может слышится фрикативный звук вроде звонкого английского [ TH ]. Я зык широко прилегает передним краем к резцам или альвеолам, оставляя посередине плоскую щель, через которую с шумом проходит выдыхаемый воздух. Межзубный [Л] - это часто проблема дизартрического характера, когда и свистящие, и шипящие, [P] и возможно даже [ Н-Т-Д ] - межзубные. Причина также может быть в строении челюстей. Например, передний открытий прикус. Чаще всего межзубность застревает после постановки звука [Л] от «Ловим мышек»: «Говори [ А ] и кусай кончик языка». МЕЖЗУБНЫЕ [ Л ], [ Л ’], [ Й ] В любом из вариантов межзубный звук необходимо убирать. Стартовый механизм межзубности может застрять и повлиять и на [ Л ], и на [ Л ’], и на [ Й ], и даже на [C].

Изображение слайда

Слайд 33

МЕЖЗУБНЫЙ При постановке [ Л ] важно отследить момент, когда убираем межзубный звук за зубы. Если убрать рано, то неправильные [ Л-Л ’] могут остаться. Межзубное произнесение можно закреплять в словах со в стечением согласных, можно вводить в простые фразы: «Я кладу клубнику на стол», «Ты кладешь клубнику на стол» и т.д. Межзубный [ Л ] также удобно использовать в дифференциации звуков [ Л-В ] и [ Л-Р ], так как здесь место языка очень понятно, очень определено, язык чувствует укус, что посылает нужный нам сигнал в голову и разительно отличает [ Л ] от [ В ] или от [ Р ]. Основным сигналом к коррекции межзубности является отсутствие смешений с другими звуками и полное переключение с работы губ (связок) на работу языка. В предложения, пословицы, стихи лучше вводить правильный, зазубный вариант [ Л ].

Изображение слайда

Слайд 34

МЕЖЗУБНЫЙ Кулак ребенок ставим под подбородок, локоть опирается о стол. З убы закрыты и зажаты. Действуют только язык и губы. Рот на гласные НЕ открывается. Если мы убираем язык за зубы, то [ Л ] вводится как новый звук, но в более быстром темпе. Сначала прямые слоги, потом прямые слоги в середине слова, затем стечения согласных и только в конце обратный слог. КОРРЕКЦИЯ Ключевое упражнен ие «Оттолкнись от меня». НО! Здесь язык чётко за зубами, упирается в альвеолы. Зубы закрыты. Губы в улыбке. Малыш резко забирает руки у логопеда. Язык по инерции отскакивает вглубь рта: [ ЛА-ЛА-ЛА ]. Рот на гласные открывается. Работаем с прямыми слогами: ЛА-ЛА-ЛАПА, ЛА-ЛА-ЛАМПА, ЛА-ЛА-ЛАЙКА. Затем убираем кулак из-под подбородка. Контролируем открытие рта на гласные.

Изображение слайда

Слайд 35

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИЗ НИЖНЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Причиной межзубного произнесения [ Л-Л ’] также могут служить: короткая уздечка; дизартрический компонент : гипертонус и гипотонус языка, губ, слюнотечение, парусящие щёки; ребенок все время дышит ртом : аденоиды, аллергия, насморк, привычка. Если язык изначально упирается в нижние резцы и звучит нормотипично, он может не подвергаться коррекции. В любом варианте произнесения: и за верхними, и за нижними зубами, нам нужен достаточно упругий кончик языка, который не будет вываливаться в межзубное произнесение. И свистящие, и шипящие, и возможно даже [P] могут здесь быть межзубными. Наша задача развивать правильное дыхание, растягивать уздечку, убирать слюнотечение, делать массаж языка и корректировать звуки других групп. Для звуков [ Л ] и [ Л ’] допустимо произнесение из нижнего положения языка!

Изображение слайда

Слайд 36

БОКОВОЙ Подобное произношение [ Л-Л ‘] иногда сопровождается раздуванием щек и дополнительными шумными призвуками. Нередко сочетается с боковым ротацизмом и сигматизмом шипящих. Воздух может проходить только с одной стороны языка и поэтому щека будет раздуваться только одна. Долгое сосание соски до 2,5-4 лет, когда язык привыкает обходить препятствие во время глотания слюны или говорения. Патологическое распределение тонуса. ЯЗЫК СЖАТ С ОДНОЙ СТОРОНЫ ( гипертонус ), это сжатие тянет за собой другую (может быть здоровую, а может быть гипотонусную ) сторону языка. Дизартрический компонент. Выдох проходит в воздушный карман гипотонусной стороны, поэтому слышится хлюпающий звук [ Л ]. ОТКРЫТЫЙ БОКОВОЙ ПРИКУС. Щель между зубами может быть почти незаметна. ПРИЧИНЫ Иногда язык уходит в бок во время постановки звука. Он ищет более простое положение для произнесения.

Изображение слайда

Слайд 37

БОКОВОЙ Говорим ребенку: «Ставь язык по центру». Чуть касаемся передних зубов, чтобы почувствовал. Можно даже утрированно увести язык в противоположный бок. Если язык уходит вправо, то показываем на левую часть верхней челюсти и говорим: «Бей язычком сюда». КОРРЕКЦИЯ Делаем массаж языка. Расслабляем вибрационными движениями гипертонусную сторону. Работаем с щеками. Формируем правильное дыхание ВПЕРЕД. Усиливаем кончик языка. Особенно важно упражнение: Поплёвывание ватки с кончика языка на [Т]. Одна сторона языка будет работать лучше, чем другая. Человек в целом ассиметричен. Если звук слышится нормой, зубы закрыты на [ Л ], язык не вылетает в межзубное произнесение, допустимо небольшое отклонение языка в ту или иную сторону. Подключаем зрительный самоконтроль ребенка перед зеркалом, объясняем цель упражнений.

Изображение слайда

Слайд 38

НЮАНСЫ ПОСТАНОВКИ Если мы сразу ставим звук [ Л ] за зубы, минуя стадию межзубного звука, то можем получить язык не «Иголочкой», а некий вариант «Паруса». Что делать?   Сделать упражнение: Кулак под челюсть, говорят только губы и язык. Рот на гласные не открывается. Затем: Прикрыть рот, но на гласные открывать. Контроль перед зеркалом. Говорить тише, аккуратнее, четче. Накачивать кончик языка, делать его острее. Схема постановки зазубного звука [ Л ] : Острый язык, напряженный. Рот открыт. Языком выполняем выметывающие, поглаживающие движения по верхним зубам. Этот вариант постановки хорош, когда нет замены [ Л ] на [ В ] и губы работают нормально. Механизм Изначально работает не острый кончик языка «Иголочкой», а напряженная спинка языка, которая расширяет язык. В итоге язык – «Парус» встает вдоль верхних зубов, не помещаясь в рот, поэтому нижняя челюсть падает вниз. Возможно тут срабатывает механизм синкинезии, непроизвольные содружественные движения языка и челюсти.

Изображение слайда

Слайд 39

ПРИЧИНЫ Н еправильное положение мягкого нёба — оно опущено и поэтому воздух идет через нос; Задняя часть спинки языка вместе с корнем чрезмерно напряжены и высоко поднимаются, смыкаясь с мягким небом. Как тест, можно палец подставить к носу ребенка и почувствовать, как выходит воздух через нос или поставить металлический шпатель, зеркало - запотевает. Язык правильно отталкивается от верхних зубов, но отскакивая внутрь, ребенок корнем языка цепляет верхнее нёбо. Смыкание корня языка и неба дает заднеязычный [Г]. Мы слышим: ЛГЕ, ЛГЕ, ЛГЕ. ВАРИАНТЫ ЗАМЕН Звучание напоминает [Н] или сочетание [ НГ ], [ Л Г ] : лампа = [ нампа, нгампа, лгампа ]. НОСОВОЙ ЗВУК ЛА = [ ЛГА, ГА ]

Изображение слайда

Слайд 40

ВАРИАНТЫ ЗАМЕН ЛА = [ НЛА, НА ] При произнесении звука [Л] увуля должна перекрывать выход в нос. Подача воздуха должна проходить через связки напрямую в рот. Если увуля подвисает, она паретична, то воздух успевает зайти в нос. Поэтому получается звук [Н] носовой. Стартовым механизмом является манипулирование увулей, или смычка мягкого неба и корня языка. Кажется, что у ребенка заложен нос, но это не так. ЗАДНЕНЁБНЫЙ ФРИКАТИВНЫЙ ЛА = [ ГХА ] ЛУК – [ ГХУК ], БЛОК - [ БГХОК ] НОСОВОЙ ЗВУК

Изображение слайда

Слайд 41

Плеваться ваткой (пуговицей) с кончика языка, губы в улыбке.  Должно быть четкое движение вперед, посыл плевка по прямой, без отскока назад. КОРРЕКЦИЯ - подготовка Положить на спинку языка ватную палочку, а кончик языка поднять за верхние резцы, удерживать 10-15 секунд. Затем выдох и включение голоса. НОСОВОЙ ЗВУК и ЗАДНЕНЁБНЫЙ Двигать шарик языком по натянутой вертикально нитке вверх (вниз шарик падает произвольно).. Широкий язык «Чашечкой» поставь на верхнюю губу – дуй («Фокус»), потом на верхние зубы - дуй, потом за зубы на бугорки – дуй.

Изображение слайда

Слайд 42

Упражнения для улучшения работы мягкого неба. НОСОВОЙ ЗВУК и ЗАДНЕНЁБНЫЙ КОРРЕКЦИЯ Стихотворение с клювиком: «Наша Таня громко плачет»; Жуем воображаемое яблоко (с руками); Всё пить чайными ложками; Зевать и позевывать на звук [ О ] ; Говорить гласные на мягкой атаке (см. ниже); Массаж Чупа-чупсом мягкого неба. Массаж ниблером (соска с фруктами внутри). Массаж руками. Массаж языка, особенно корня: выметывающие движения зондом от корня к кончику, потряхивания. Упражнения на вытягивание языка из полости рта. «Всё вылизывай». Мама дает дома тарелки, вогнутые части столовых ложек. Или «Поставить указательный пальчик – тянись за ним язычком».

Изображение слайда

Слайд 43

НОСОВОЙ ЗВУК и ЗАДНЕНЁБНЫЙ КОРРЕКЦИЯ Затем работаем с гласными. Ключевые гласные для нас [ А  - Э ]. [ А ] - гортань открыта широко, нёбная занавеска поднята, рот - большое кольцо, нижние зубы закрыты губой. Выдох очень теплый. [ Э ]   - губы раскрываем горизонтально, расстояние между зубами - большой палец, гортань открыта широко, нёбная занавеска приподнята. Выдох направляем в середину зубов, воздух не должен стелиться по полости рта. Говорим [ММММ] с закрытыми губами, но рот внутри открыт, будто там яблоко. Губам щекотно. Ясно ощущается поднятие нёбной занавески. Р асширяется гортань, если обхватить горло рукой можно ощутить. Ч увствуется выпирание зева вперед. «Открывай рот на ГЛАСНЫЕ» Прежде чем приступить к артикуляции гласных, учимся широко открывать гортань.

Изображение слайда

Слайд 44

После постановки и закрепления в словах звука [ Л ] необходимо провести дифференциацию звуков [ Л-Н ], [ Л-Г ]. Повтори: ЛА-НА-ЛА, ГО-ЛО-ГО и т.д. «С чистим снег с верхней губы » Ребенок вытаскивает  язык изо рта и как бы сметает снег между верхней губой и носом - к носу: [ ЛА-ЛА-ЛА ] НОСОВОЙ ЗВУК и ЗАДНЕНЁБНЫЙ КОРРЕКЦИЯ Начинаем работать со слогами-словами с гласными [ А ] [ Э ], чтобы точно убрать участие увули. Максимально широкий рот. Из-за вытягивания языка уходит смычка мягкого неба и корня языка. Можно попробовать пос тавить [Л] лёжа. Голова должна находиться чуть ниже уровня тела. Или ребенок сидит, но чуть задирает голову при отработке звука [Л]. Корень языка проваливается в горло. Дабы избежать выраженной назализации на первых порах крылья носа зажимают, чтоб воздух шел в рот.

Изображение слайда

Слайд 45: ЗАМЕНА [ Л-Л ’ ] НА [ Р ]

Звуки [Р] и [Л] очень схожи по месту образования, по задействованности кончика языка, по выдоху. Если мы произнесем [Л] и [Р] одноударно, то поймем, что они почти идентичны. Ребенку очень сложно ВЫБРАТЬ, что говорить: [Л] или [Р] в словах, а тем более в предложениях. ЗАМЕНА [ Л-Л ’ ] НА [ Р ] Соноры часто смешиваются и наползают друг на друга. Тем более, если звук [ Р ] мы только поставили. Пример: ЛАРА – [ РАЛА ], [ РАРА ] и [ ЛАЛА ] или ДРА – это [ ДРЛА ], ДРО – это [ ДРЛО ]. Звук [Л] - кусай язык, улыбка. Рука показывает положение языка: кисть прямая у подбородка. Звук [Р] - вибрируем, чуть сильнее, чем одноударно. Язык ближе к горлу, «в голову рычи» и показываем на темя ребенка. Рука показывает кулачок у подбородка – язык ближе к положению чашечка.

Изображение слайда

Слайд 46: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [ Л-Л ’ ] НА [ Р ]

Как это работает? Мы разводим место образование звуков, делая [Л] межзубным (временно, на период дифференциации), а [Р] убирая ближе к горлу. Мы даем опору на моторику руки, что визуализирует звук и делает осязаемым. Сначала отрабатываем пару [Л-Р] в словах (Лара, Клара, Лера), потом в предложениях (Карл кормил кур), потом в пословицах (Карл у Клары украл кораллы…) Эффект достигается на 2-3- занятии.

Изображение слайда

Слайд 47

Вместо ЛА получается [ Л ’ А ], вместо ЛУ получается [ Л ’ У ] : ЛОПАТА – [ Л ’ АПАТА ]. Как мы произносим [ Л ’] ? На [ Л ’] поднимается переднесредняя часть c пинки языка; Смыкается не только язык с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки с альвеолами; Нередко [Л'] вообще произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами. ЗАМЕНА [ Л ] НА [ Л ’] [ Л ’] – это широкий язык и опора на спинку языка [ Л ] – это острый язык, опора идет на кончик языка

Изображение слайда

Слайд 48

Делаем упражнение «Маятник», «Часики» и п альцем задерживаем движение языка по центру. Если ребенок может просто остановить движение языка, то палец не используем. Причины замены: Речь в целом «мягкая», инфантильная, детская. Присутствует дизартрический компонент. После коррекции замены [ Л ] = [ В ], [ УА ], появилась другая замена [ Л ] = [ Л ’]. Язык сразу поставили за зубы, при постановке звука [ Л ]. ЗАМЕНА [ Л ] НА [ Л ’] Цель коррекции: сделать язык более узким и похожим на «Иголочку». Укрепить кончик языка и добавить ему силы удара. КОРРЕКЦИЯ – делаем язык узким, острым Двигаем шарик (бусину) языком по натянутой горизонтально веревочке вправо-влево. Язык упирается в зубы. Нижняя челюсть на [ А ] резко падает вниз, минуя улыбку». Поплёвывываем комочком ватки с кончика языка: [Т-Т-Т ]. Мягкий звук – это всегда губы растянуты в улыбке. Значит здесь губы чуть собраны: « Говорим низко, с напряжением, из живота, как бандит: ЛА-ЛА-ЛА.

Изображение слайда

Слайд 49

«ОТТОЛКНИСЬ ОТ МЕНЯ» Ребенок прикусывает язык. Губы в улыбке. Малыш резко забирает руки у логопеда. Язык по инерции отскакивает вглубь рта: [ ЛА-ЛА-ЛА - ЛАПА ]. «ТОЛКАЯ МЕНЯ» Сильный выдох вперед. Толкай меня. (Движение тела и языка ребенка вперёд). Тренировать сильный диафрагмальный выдох. Делать все упражнения на дыхание. Дать языку цель, упор. Можно показать на передние зубы: «Дави сюда», чтобы дыхание было на кончик языка. [ ЛА-ЛА-ЛА - ЛАПА ]. или Ребенок толкает руку логопеда, язык по инерции давит вперед. ЗАМЕНА [ Л ] НА [ Л ’]

Изображение слайда

Слайд 50: ЗАМЕНА [ Л ’] на [ Л ]

Языку не хватает эластичности, поэтому массируем язык, работаем над мышцами губ и щек. Упражнения «Чашечка» и «Парус», рот приоткрыт. Голос на [Л’] чуть выше обычного. Поем песни на ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ. Улыбнуться в момент произнесения [ Л’ ]. Улыбка всегда получается на звук [ И ], поэтому сначала нужно отработать слоги и слова начинающиеся с [ Л И ]. Вместо ЛЯ получается [ ЛА ], вместо ЛЮ получается [ ЛУ ] : БЛЮДО = [ БЛУДО ]. Что происходит? Язык не растягивается на всю ширину верхних зубов. Острый, напряженный, тонусный кончик языка произносит [Л], хотя должна работать широкая спинка языка, которая распластывается вдоль альвеол на [ Л ’]. Губы не улыбаются. Как язык искусственно сделать широким? ЗАМЕНА [ Л ’] на [ Л ] Л Я – это [ Л И ] c улыбкой плюс [ А ] - резко широкий рот. ЛЮ – это [ ЛИ ] c улыбкой плюс [ У ] - губы трубочкой. Если быстро сказать [ЛИА, ЛИА, ЛИА] – получится ЛЯ. Ребенок постепенно привыкнет растягивать губки, а язык будет распластываться вдоль зубов по инерции.

Изображение слайда

Слайд 51

Если язык на [ Л ’] не поднялся вверх, плюс у ребенка тонус корня языка, то звук [ Й ] обязательно заменит [ Л ’]. Происходит смешение по месту образования. Мы слышим: ПОЛЯНА= [ ПОЙАНА ], ЛЮК= [ ЙУК ]. ЗАМЕНА [ Л ’ ] НА [ Й ] [ Л ’] - спинка языка смыкается с альвеолами или твердым небом. [ Й ] – спинка языка выгнута горкой и приближена к стыку твердого и мягкого неба. [ Л ’] [ Й ]

Изображение слайда

Слайд 52

КОРРЕКЦИЯ ЗАМЕНА [ Л ’ ] НА [ Й ] Убираем тонус корня языка : массаж, все вылизываем, максимально тянем язык вперед, делаем у пражнения для улучшения работы мягкого неба. «ОТТОЛКНИСЬ ОТ МЕНЯ» Ребенок прикусывает язык. Губы в улыбке. Малыш резко забирает руки у логопеда. Язык по инерции отскакивает вглубь рта: [ ЛЕ-ЛЕ-ЛЕС ]. «С ЧИСТИМ СНЕГ С ВЕРХНЕЙ ГУБЫ » Ребенок вытаскивает  язык изо рта и как бы сметает снег между верхней губой и носом - к носу: [ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯМКА ] Из-за вытягивания языка уходит смычка мягкого неба и корня языка. Звук [ Л ’] слышится четче и чище!

Изображение слайда

Слайд 53

ЗАМЕНА [ Л ’ ] НА [ Н ’ ] - Работает и кончик, и  спинка языка, которая плотно прилегает к твердому нёбу. -Распластанность языка до уровня резцов и работа спинки языка превращает [Л'] в [Н’]. Почему? - Кончик языка не сформирован. - Он упирается не остро, а широко в верхние зубы. Что видим? - Язык  встает за верхние зубы. - Рот приоткрыт. Вроде всё правильно и должен получаться [Л'], но мы слышим [Н’].

Изображение слайда

Слайд 54

ЗАМЕНА [ Л ’ ] НА [ Н ’ ] 3. Попробовать поставить [Л'] от [Л], добавляя [И]. «В одной ладошке [Л], в другой [И]. Хлопаем: [ЛИ] ». Возможно язык не успеет распластаться широко и получится чистый звук [Л']. Ч то делать? 1. Сужать кончик языка. - Двигать шарик (бусину) языком по натянутой горизонтально веревочке вправо-влево.​ 2. Выгибать спинку языка. -Кладем на язык ватную палочку, убираем язык за верхние зубы и так держим некоторое время. -Затем ребенок пытается сказать [Л'] с палочкой, лежащей на языке. - Делать упражнение «Маятник», (Часики) и задержать движение языка по центру. Таким острым языком сразу и быстро сказать [Л’].

Изображение слайда

Слайд 55

Показываем на себя и говорим: «Скажи - Я! Я - Я-Я- блоко, Я-Я-Я - ма ». Закрепление лучше начать, где позиция звука [ Й ] в начале слова. Рукой ребенок показывает резкое движение на себя. Т акое движение « Yes !» Рот в этот момент максимально открыт. Язык по инерции уходит ОТ ЗУБОВ вглубь. На звук [А] челюсть резко падает вниз. Получается Я. На гласные всегда открываем широко рот. [Й] Отрабатываем йотированные гласные : [ И+А ] =Я, [ И+О ] =Ё и т.д. Широкая улыбка. От опорного [ З ’], сдвигаем язык постепенно в глубь (пальцем, ватной палкой, зондом). ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] [З ’ ] От сочетания гласных [ АИА ]. Сначала медленно [ ААА ИИИ ААА ], потом убыстряемся.

Изображение слайда

Слайд 56

[ Й ] ЗАМЕНА НА [ Л ’] Мы слышим: ЯБЛОКО = [ ЛЯБЛОКО ], ЯКОВ = [ ЛЯКОВ ], ИЛЬЯ = [ ИЛ ’ Л ’ А ]. [ Л ’] Каков механизм замены? Язык ребенка имеет некую толщину, он немного дизартричен и поэтому малоподвижен. Толстый кончик/спинка языка непроизвольно касаются верхних зубов при открывании рта - получается звук  [Л‘] Что делать? [Й] живет за нижними зубами в глубине рта. Язык надо максимально увести от зубов. Ставим [Й] и вводим  в слоги и слова с движением руки.

Изображение слайда

Слайд 57

[ Й ] ЗАМЕНА НА [ Л ’] В предложениях можно развести звуки по расположению языка за верхними или за нижними зубами. Логопед показывает руками, где должен быть язык ребенка: вверху, внизу. [ Л ’] Разв одим произношение  по местоположению языка. Затем дифференцируем в слогах : Я-ЛЯ-ЛЯ, ЛЯ-Я-ЛЯ, ЛЁ-Ё-ЛЁ и т.д. [Л'] - кусаем язык- язык вперед. [Й] - движение рукой на себя- язык в глубине рта. [Й] Самые сложные по произношению будут те слова, где встречаются [Й] и [Л'] одновременно. Например, [ Ул ’ ЙАна ] будет звучать как [ Ул ’ А на ]. Можно в сложных словах сделать так: «Представь, что [Л'] - это мой палец, хватай [ УЛ ’]. Р ука на себя - [ ЙАНА ] ». Получается УЛЬ –ЯНА.

Изображение слайда

Слайд 58

[Й] Ребенок может физически сильно толкнуть что-то: руку логопеда, стену. П о инерции язык будет ДАВИТЬ В ЗУБЫ также, как в руку. «Почувствуй ОПОРУ, толкай меня». На [ Й ] рука резко на себя. [ З-З ’, С-С ’] - язык направлен горкой в зубы, вперед. Что делаем? Работаем над постановкой изолированных звуков [ Й ] и [ З ’]. Подключаем гласные. Дифференцируем в слогах : Я- ЗЯ, Я-ЗЯ-Я и т.д. Мы слышим: ЯБЛОКО = [ З ’ АБЛОКО ], ЯХТА = [ З ’ АХТА ] и т.д. Что происходит при замене Я на ЗЯ ? Зубы вместе, передняя спинка языка образует смычку с зубами, не отскакивает вглубь на [ Й ]. Получается свистящий [З’], так как связки на [Й] сомкнуты, мы слышим звонкий [З’]. [З ’ ] [ Й ] ЗАМЕНА НА [ З ’]

Изображение слайда

Слайд 59

Соноры могут заменять друг друга в очень странном сочетании. Например, ставишь межзубные [ Л-Л ’], а вдруг [ Й ] тоже становится межзубным. Или ставишь [ Р ], а он настолько яркий вибрант, что задавливает и [ Л ], и [ Л ’], и даже [ Й ]. Главное не бояться и понимать, как можно расставить звуки на свои места. Введение звуков в связную в речь - ответственный этап. Особенно, если было нарушено несколько групп звуков. Мозг ребенка не справляется с переключением артикуляционных поз, информации слишком много. Не все выдерживают МНОГОЗАДАЧНОСТЬ. Ребенку нужно давать максимальную опору, используя руки и активную мимику. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ

Изображение слайда

Слайд 60

В период закрепления звуков ребенок может «словить» странный, нелогичный вдох в середине фразы или слова. Это похоже на заикание, но это не оно. Что делать? Показать образ слова, как единого целого. Рисуем радугу. Ребенок ведет пальчиком по радуге, говоря фразу. Если спотыкается несколько раз на одном и том же звуке, значит звук недостаточно отработан в словах и фразе. В связную речь ему еще идти рано. Необходимо всем в семье ребенка максимально замедлиться в речи. Дома родители между собой говорят медленно, чтобы ребенок успевал подумать, а речевой аппарат успевал сказать, не спеша и внятно. Стараться слова немного петь. Как рекомендация родителям: отдать ребенка на хор. Научить ребенка дышать в начале фразы и делать маленький довдох, если фраза для него длинновата. Вводить ребенка в ритм речи. Отстукивать фразу (стих). Мозг ребенка цепляется за ритм, вступают в игру подкорковые структуры головного мозга. Меняется доминанта, малыш думает уже не о словах и об артикуляции, а о дыхании. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ

Изображение слайда

Слайд 61: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ

Звук-слог-слово-простая фраза– предложение–пословицы–тексты–свободное говорение. Ежедневно 5, 10, 15 минут в день свободного говорения, можно на камеру. Браслет на руку, чтобы ребенок смотрел и не забывал контролировать звук. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ Анищенкова Е.С. «Исправление звукопроизношения у детей». Гегелия Н.А. «Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых».

Изображение слайда

Слайд 62: Спасибо

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Постановка и автоматизация звуков [Л-Л ’ ] и [ Й ]. Сложные случаи. Волгина: Волгина Наталья Юрьевна

логопед-дефектолог, стаж работы с 1999 года. С 2014 года и по настоящее время. По первому образованию Учитель начальных классов. Активно использует нейропсихологические методики в работе. Работает со сложными диагнозами в логопедии. Помогает первоклассникам адаптироваться и понимать лучше школьную программу. Корректирует все виды дисграфии, развивает навык осознанного скоростного чтения, учит устному счету. @ logopedvolgina

Изображение слайда

Похожие презентации