История образования и педагогической мысли — презентация
logo
История образования и педагогической мысли
  • История образования и педагогической мысли
  • История образования и педагогической мысли
  • История образования и педагогической мысли
  • Задачи истории педагогики
  • Функции истории педагогики
  • Принципы историко-педагогического исследования
  • Принципы историко-педагогического исследования
  • Три измерения историко-педагогического процесса
  • История педагогики решает две взаимосвязанные задачи:
  • Концептуальные подходы к изучению историко-педагогического процесса
  • Концептуальные подходы к изучению историко-педагогического процесса
  • История образования и педагогической мысли
  • Периодизация истории педагогики и образования
  • Основные этапы развития европейского образования и педагогической мысли (культурно-историческая типология)
  • Ян Амос Коменский (1592-1670)
  • Основные работы Я. А. Коменского
  • Я. А. Коменский «Великая дидактика» (1632г.)
  • Великая дидактика: основные идеи.
  • Возрастные периоды обучающегося:
  • Система образования по Я.Коменскому
  • Принципы обучения
  • Значение педагогических взглядов Я.Коменского
  • Дж.Локк (1632-1704)
  • Программа воспитания «джентельмена» по Дж Локку
  • Ж.-Ж.Руссо (1712-1778)
  • Возрастная периодизация и система воспитания Ж.Ж.Руссо
  • И.Г.Песталоцци (1746-1827)
  • И.Г.Песталоцци (1746-1827)
  • Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци
  • И.Ф.Гербарт (1778-1841)
  • Развитие дидактики И.Ф.Гербартом
  • Воспитательная система И.Ф.Гербарта
  • Ф.В. Фребель (1782—1852)
  • Ф.В. Фребель (1782—1852)
  • Ф.В.А. Дистервег (1790—1866)
  • Ф.В.А. Дистервег: три ступени возрастного развития детей школьного возраста и основные направления обучения и воспитания на каждой ступени
  • Ф.В.А. Дистервег: ведущие принципы обучения и воспитания
  • Дидактика развивающего обучения Ф.В.А.Дистервега
  • История образования и педагогической мысли
1/39

К.ф.н.,доц. Пургина Е.И.

Изображение слайда

История педагогики - это область науки, изучающая историческое развитие теории и практики образования в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Объектом исследования истории педагогики является многогранная деятельность педагогов прошлого по развитию теоретико-практических основ обучения и воспитания. Предмет исследования истории педагогики составляет объективный процесс становления и развития принципов, методов и форм обучения и воспитания в различные исторические периоды.

Изображение слайда

При изучении истории педагогики выделяют: -практический аспект(история воспитания и история обучения); - теоретический аспект (история педагогической мысли)

Изображение слайда

выявление зависимости целей и содержания педагогического процесса от социально-экономических условий, культурных, научных, природных и других факторов; изучение процесса возникновения и развития форм и методов обучения и воспитания; исследование взаимосвязей педагогики и других отраслей научного знания в историческом аспекте; выявление закономерного характера развития педагогической теории и практики; изучение педагогических взглядов и деятельности педагогов прошлого, показ их вклада в развитие педагогики; исследование тенденций развития педагогической науки; разработка проблем обеспечения преемственности в педагогическом процессе

Изображение слайда

Слайд 5: Функции истории педагогики

познавательная (образовательная), связанную с обогащением нашего сознания ранее неизвестными знаниями; воспитательная, позволяющую на основе знания деятельности педагогов прошлого формировать стремление к совершенствованию и в дальнейшем воплощать это стремление в качествах личности; развивающая, механизм реализации которой видится в совершенствовании на основе познания связей и отношений педагогики прошлого способности к аналитическому мышлению; теоретико-эвристическая, связанную с возможностью новых открытий на базе познания когда-то имеющих место связей и отношений. прогностическая, обеспечивающую возможность научного предвидения путей развития педагогического процесса.

Изображение слайда

Слайд 6: Принципы историко-педагогического исследования

Принцип историзма осуществление поиска закономерного характера исторического развития педагогического процесса в целом и присущих ему явлений в отдельности; рассмотрение теории и практики обучения и воспитания в различные исторические периоды в тесной связи с экономическими, политическими, социальными, научными, культурными и другими процессами и явлениями; формирование на этой основе теории историко-педагогической науки с целью использования ее рекомендаций в современном педагогическом процессе и прогнозирования путей его развития в будущем.

Изображение слайда

Слайд 7: Принципы историко-педагогического исследования

Принцип научности отражает механизм историко-педагогического познания, в силу чего его можно рассматривать как совокупность требований диалектической логики, отражающих отдельные закономерные связи процесса научного познания: объективности, всесторонности рассмотрения, определенности, детерминизма и других. Принцип преемственности решает главный для педагогической практики вопрос, а именно осуществляется прогнозирование будущего педагогики на уровне конкретных методик.

Изображение слайда

Слайд 8: Три измерения историко-педагогического процесса

собственно педагогическое измерение, которое фиксирует его качественную определенность и обращено к внутренней логике исторического развития феноменов образования и представлений о нем; антропологическое измерение, которое обращено к человеку как субъекту и объекту педагогической деятельности, как воспитателю и воспитуемому и позволяет проследить, каким образом осмысливались и решались в процессе образования задачи развития его свойств и качеств как индивида, личности и индивидуальности, как телесного, разумного, эмоционального, волевого, социального и культурного существа; социокультурное измерение, которое обращено к многообразным общественным предпосылкам, факторам, условиям, детерминантам исторического развития образования и педагогического знания.

Изображение слайда

Слайд 9: История педагогики решает две взаимосвязанные задачи:

стремится выделить и исследовать общее в историко-педагогическом процессе, познать объективно существующие, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи и отношения между развивающимися во времени и пространстве педагогическими событиями, погруженными в социокультурный контекст, т.е. установить закономерности их эволюции, систематизировать и типологизировать их; обращается к отдельному человеку в системе его уникальных педагогических отношений и целенаправленно организованной деятельности по образованию людей и ее осмыслению; сосредотачивается на изучении неоднозначного, а часто и противоречивого, разнообразия опытов и представлений, исходя из которых люди конструируют и образ мира, и свое поведение в мире.

Изображение слайда

Слайд 10: Концептуальные подходы к изучению историко-педагогического процесса

Цивилизационный подход предполагает осмысление целей, средств, механизмов, условий, результатов реализации воспитательных воздействий в контексте базисных педагогических традиций великих и локальных цивилизаций с учетом прохождения ими отдельных стадий развития. Антропологический подход предполагает изучение исторического развития педагогического процесса, качеств и свойств человека по самым различным, влияющим на их изменение и приращивание основаниям. Парадигмальный подход основывается на приверженности исследователя базовым моделям образовательного процесса, абстрагирован о выражающих глубинные, сущностные особенности основных типов педагогически организованного взаимодействия между образующим (наставником, учителем, воспитателем) и образовывающимся (питомцем, учеником, воспитанником).

Изображение слайда

Слайд 11: Концептуальные подходы к изучению историко-педагогического процесса

Аксиологический подход – 1) изучение историко-педагогического процесса с позиций ценностей современного образования, признание ребенка его главной и безусловной ценностью. 2) исследование прошлого педагогики в контексте господствующих у отдельных народов и стран в различные исторические эпохи ценностей. Синергетический подход базируется на признании многообразия нелинейных связей между педагогическими теориями, значимости активно действующей личности, доминанты личностно-психологической оценки изучаемых процессов и формировании на данной основе новой картины научно-педагогического знания. Формационный подход – оценка педагогических процессов и явлений прошлого с позиций классовых и социальных интересов.

Изображение слайда

Слайд 12: История образования и педагогической мысли

История педагогики как отрасль научного знания берет свое начало с отдельных очерков в энциклопедии Моргофа, (1698 г.), с работ Фабриция и Бидермана, с сочинения Шварца (1813), четвертая часть которого была посвящена прошлому обучения и воспитания, с фундаментальной «Истории педагогики во всемирно-историческом развитии и органической связи с культурной жизнью народов » К. Шмидта. Первым серьезным отечественным историко-педагогическим исследованием явился двухтомный труд Л.Н. Модзалевского « Истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен »(60-е гг. XIX века ). К этому же периоду относится и появление отдельных статей по истории воспитания в России.

Изображение слайда

Слайд 13: Периодизация истории педагогики и образования

Период (этап) – исторический отрезок в развитии образования и педагогической мысли, характеризующийся качественным своеобразием определяющих их самобытность феноменов Виды периодизации: - общеисторическая по сущностным признакам Основные этапы в развитии педагогической науки: (классификация по уровню осмысления педагогической действительности): I. Эмпирический этап - период накопления фактов в сфере обучения и воспитания и их осмысления на эмпирическом уровне. II. Теоретический этап - период преимущественно теоретического осмысления педагогической действительности.

Изображение слайда

Слайд 14: Основные этапы развития европейского образования и педагогической мысли (культурно-историческая типология)

1. Период первобытнообщинного воспитания (разное для различных народов время); 2. Время народной педагогики ; 3. Античная эпоха ( I -е тысячелетие до н.э. – V век н.э.); 4. Церковный период (до XIII века); 5. Эпоха раннего ( XIII – XV века) и высокого Возрождения ( XVI – XVII века); 6. Время Реформации ( XIV – XVI века); 7. Эпоха Просвещения ( XVIII век); 8. Новое время ( XVIII – первая половина XIX века); 9. Новейшее время (вторая половина XIX – первая половина XX века); 10. Постиндустриальная эпоха (со второй половины XX века до наших дней).

Изображение слайда

Слайд 15: Ян Амос Коменский (1592-1670)

Публицист, проповедник, политик и педагог: «человек может и должен достичь совершенства, утраченного много веков назад низвержением в пучину грехов и зла». Сформулировал три основных принципа своей деятельности: —    прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий…; —    второе — необходимость подчинить необъятные масштабы событий определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему; —    наконец — стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти в его понимании к общей гармонии, которая… должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, «явленной в Священном Писании».

Изображение слайда

Слайд 16: Основные работы Я. А. Коменского

«Открытая дверь языков и всех наук»(1631) «Великая дидактика» (1632) «Материнская школа» (1633) «Общий совет об исправлении дел человеческих» (7т.) «Мир чувственных вещей в картинках»

Изображение слайда

Слайд 17: Я. А. Коменский «Великая дидактика» (1632г.)

«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство, как всех учить всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или иного пола, без всякого исключения могло бы обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».

Изображение слайда

Слайд 18: Великая дидактика: основные идеи

Труд Коменского начинается с утверждения, что «…жизнь на земле является только приготовлением к вечной жизни». Педагог неоднократно повторял мысль о том, что все лучшие чувства заложены в человеке от Творца, Но данные чувства и знания нужно постоянно развивать. В следующих главах говорится об общих принципах обучения — обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Автор пишет, что в воспитании и образовании юношества нельзя применять суровый метод, нельзя допускать, чтобы «школы превращались в пугало для детей и в места истязания умов». Коменский полагал, что «точный порядок для школы следует заимствовать у природы». В своих книгах он освещал реформы схоластической школы, предлагал требования к обучению, выдвигал свои основы и методы обучения. Далее речь идет в основном о школьной дисциплине, устройстве школ, дошкольном воспитании (о материнской школе), языковом обучении (латыни и родному языку). Заключительную главу Ян Амос Коменский   отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность, считал педагог, является одним из общественных дел и должна всемерно поддерживаться как родителями, так и общественными организациями или общинами, финансирующими деятельность школы.

Изображение слайда

Слайд 19: Возрастные периоды обучающегося:

детство  — от рождения до 6 лет включительно, отрочество  — от 6 до 12 лет, юность  — от 12 до 18 лет, возмужалость  — от 18 до 24 лет.

Изображение слайда

Слайд 20: Система образования по Я.Коменскому

Возраст Ступень образования Тип учебного заведения Содержание образования До 6 Дошкольное воспитание Материнская школа Знакомство с явлениями окружающего мира 6-12 Начальное образование Элементарная школа(«школа родного языка») Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, Священное Писание 12-18 Среднее образование Латинская школа или гимназия Семь свободных искусств+история, география, естествознание 18-24 Высшее образование Академия Богословие, медицина, право

Изображение слайда

Слайд 21: Принципы обучения

1. Н аглядность обучения 2. Содержание учебного материала  должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному,  в результате у ученика сложится целостная система знаний. 3. Обучение должно  вызывать у детей радость овладения учебным материалом.  Педагог требовал располагать  учебный материал «по ступеням возраста,   чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия». 4. Прочность знаний основывается на  самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Изображение слайда

Слайд 22: Значение педагогических взглядов Я.Коменского

Разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Выделил основные принципы обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельности и активность учеников в процессе обучения. Создал и обосновал классно-урочную систему.

Изображение слайда

Слайд 23: Дж.Локк (1632-1704)

Опыт о человеческом разуме (1690) Некоторые мысли о воспитании (1693) и О пользовании разумом (1706).

Изображение слайда

Слайд 24: Программа воспитания «джентельмена» по Дж Локку

Содержание Цели воспитания Пути и средства воспитания Физическое воспитание Укрепление здоровья ребёнка Закалка, режим дня, культура питания, занятия спортом Нравственное воспитание Выработка представления о добродетели, воспитание характера, воли, дисциплинированности, устойчивых положительных привычек Положительный пример, окружающая среда Умственное воспитание Развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук Практико-ориентированный характер обучения Трудовое воспитание Освоение отдельных ремёсел, необходимых для делового человека Ручной труд, бухгалтерия,стенография,счетоводство и др.

Изображение слайда

Слайд 25: Ж.-Ж.Руссо (1712-1778)

Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми (1755) Рассуждение о науках и искусствах (1762) Эмиль, или О воспитании (1762)

Изображение слайда

Слайд 26: Возрастная периодизация и система воспитания Ж.Ж.Руссо

Период возрастного развития Содержание воспитания Задачи воспитания Младенчество(от рождения до 2 лет) Физическое воспитание Забота о здоровье ребёнка Детство(2-12 лет) Воспитание органов чувств Наблюдение за природой, познание окружающего мира, накопление личного опыта Отрочество (12-15 лет) Умственное воспитание Изучение предметов, имеющих практическую ценность (география, астрономия и др.) Юность (15-22 года) Нравственное воспитание. Религиозное воспитание Воспитание добрых чувств, суждений, воли. Открытие идеи Бога и «естественной религии»

Изображение слайда

Слайд 27: И.Г.Песталоцци (1746-1827)

Лингардт и Гертруда (1787) Как Гертруда учит своих детей (1801) Лебединая песня (1826)

Изображение слайда

Слайд 28: И.Г.Песталоцци (1746-1827)

Приюты для сирот в Станце (1798-1799), интернаты в Бургдорфе (1800-1804), Ивердоне(1805-1825)

Изображение слайда

Слайд 29: Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци

Содержание элементарного образования Задачи воспитания Пути и средства Физическое воспитание Физическое развитие ребёнка, подготовка к труду Естественная домашняя гимнастика, игры, строевые занятия, походы, экскурсии Трудовое воспитание Овладение основными приёмами и культурой труда Работа в поле, на прядильных и ткацких станках, «азбука умений» Нравственное воспитание Развитие нравственных чувств, выработка навыков поведения и нравственного сознания Любовь к ближнему и доброта к окружающим Умственное воспитание Развитие познавательных способностей, умения логически мыслить Овладение чтением, счётом, сообщение сведений из географии, истории,естествознания

Изображение слайда

Слайд 30: И.Ф.Гербарт (1778-1841)

Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806) Первые лекции по педагогике (1835)

Изображение слайда

Слайд 31: Развитие дидактики И.Ф.Гербартом

Разработал учение о ступенях обучения; выделил универсальную схему процесса обучения. - На первой ступени (« ясность ») осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанное на широком использовании наглядности. - На второй ступени (« ассоциация») происходит установление связи основных представлений с уже имеющимися в процессе свободной беседы. - На третьей ступени (« система ») в новом материале выделяются главные положения, формулируются правила и законы. - На четвертой ступени (« метод» ) у учащихся в процессе выполнения упражнений вырабатываются навыки. В этой схеме получили отражение стороны учебного процесса.

Изображение слайда

Слайд 32: Воспитательная система И.Ф.Гербарта

Цель воспитания Содержание воспитания Показатели Средства (методы) Воспитание нравственного человека Воспитывающее обучение Воспитание интересов Возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания Нравственное воспитание Формирование воли и характера будущего члена общества Методы: сдерживающий, направляющий, нормативный, морализаторский, увещевающий Управление Приучение к порядку Угроза, надзор, приказ, наказание, включение детей в деятельность

Изображение слайда

Слайд 33: Ф.В. Фребель (1782—1852)

Разработал систему дошкольного воспитания. Впервые ввел понятие «детский сад» (1840), цель которого сформулировал как развитие природных особенностей детей. На основе экспериментальной работы в воспитательных учреждениях определил содержание и методику воспитания детей дошкольного возраста.

Изображение слайда

Слайд 34: Ф.В. Фребель (1782—1852)

Подчеркивал огромное воспитательное и образовательное значение игры, которую называл «высшей ступенью детского развития». Р азработал теорию игры. Предложил дидактический материал — так называемые «дары Фребеля» (мяч, шар, цилиндр, кубы), развивавшие у детей навыки конструирования одновременно с познанием формы, величины, пространственных отношений

Изображение слайда

Слайд 35: Ф.В.А. Дистервег (1790—1866)

Руководство к образованию немецких учителей (1835), свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии.

Изображение слайда

Слайд 36: Ф.В.А. Дистервег: три ступени возрастного развития детей школьного возраста и основные направления обучения и воспитания на каждой ступени

- Для детей первой возрастной ступени ( 6—9 лет ) характерны повышенная физическая активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию, упражнению чувств. - Школьники второй возрастной ступени ( 9—14 лет ) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. Отсюда важнейшая задача обучения — приобщить ум детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необходимых учебных навыков. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать, анализировать. - Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до16 лет. В этот период важно развивать мышление учащихся, твердые нравственные принципы, чтобы впоследствии они превращались в убеждения

Изображение слайда

Слайд 37: Ф.В.А. Дистервег: ведущие принципы обучения и воспитания

Принцип природосообразности означал следование в воспитании и обучении природе ребенка, учет его особенностей. Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Культура подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную. - внешняя культура — это норма морали, правила поведения в быту; - внутренняя культура — это духовная жизнь индивида; - общественная культура –это общественные отношения и национальная культура Самодеятельность как активность, инициативность ;это важнейшая черта личности. Развитие детской самодеятельности- это конечная цель воспитания.

Изображение слайда

Слайд 38: Дидактика развивающего обучения Ф.В.А.Дистервега

33 правила развивающего обучения Выделил четыре группы дидактических правил. - К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования — ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями. - Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи между школьными предметами, близкими по содержанию, и т.п. - Третья группа правил связана с внешними условиями обучения — его местом и временем. Они касались связи школьных предмете с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой. - Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: История образования и педагогической мысли

Изображение слайда

Похожие презентации