Первый слайд презентации: Л-1 ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Слайд 2: План
Характеристика дошкольной педагогики Задачи дошкольной педагогики Источники развития дошкольной педагогики Становление дошкольной педагогики как науки Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук План
Слайд 3: Литература
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Айрис, 2016 Литература
Слайд 4: Характеристика дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу. Дошкольная педагогика имеет свой предмет, свое содержание, так как направлена на особый объект воздействия – ребенка-дошкольника. Характеристика дошкольной педагогики
Слайд 5
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина» Л.Н.Толсто й
быстрый темп развития; скачкообразность; высокая пластичность организма; индивидуальные различия; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; повышенная ранимость и хрупкость организма Особенности ребенка, которые необходимо учитывать в образовательном процессе
Слайд 7
малая работоспособность нервных клеток и клеток коры головного мозга; конкретность мышления; эмоциональность и впечатлительность; непроизвольность психических процессов(память, внимание); высокая степень подражательности и склонность к повторению.
Слайд 8
отсутствие критичности мышления; малый жизненный опыт; повышенная чувствительность ребенка к тому настроению и отношению к себе со стороны окружающих
Слайд 9: Функции дошкольной педагогики
описательная (накопление педагогических фактов и явлений, их классификация) прогностическая - прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения проектно-конструктивна я – разработка конкретных технологий проектов, педагогической деятельности, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе объяснительная - раскрытие сущности педагогических явлений Функции дошкольной педагогики
Слайд 10: Понятийный аппарат
Воспитание – в широком социальном смысле – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность к жизни и труду в широком педагогическом значении – целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру в узком педагогическом значении – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося Понятийный аппарат
Слайд 11: Понятийный аппарат
Обучение – специально организованный процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, а также способами познавательной деятельности Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими ЗУНами, развитию их творческих способностей Формирование – процесс становления личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности Понятийный аппарат
Слайд 12: Понятийный аппарат
Развитие – процесс и результат физического, психического и социального созревания личности, который охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных качеств Понятийный аппарат
Слайд 13: Задачи дошкольной педагогики
1. определение теоретических основ содержания, методов и форм воспитания и обучения детей в учреждениях дошкольного образования с учетом достижений в области смежных наук; 2. изучение и обобщение передового опыта работы учреждений дошкольного образования; 3. разработка содержания, форм и методов взаимодействия педагогов учреждений дошкольного образования с семьями воспитанников; 4. определение эффективных способов сотрудничества педагогов ДОУ и начальной школы; 5. разработка новых концепций и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста Задачи дошкольной педагогики
Слайд 14: Современные тенденции развития дошкольной педагогики:
Дошкольная педагогика – педагогика развития (В.Кудрявцев). Суть ее: инициировать психолого-педагогическое сопровождение, творческое освоение культуры детьми в разных видах деятельности (развитие культуры общения, культуры познания, культуры движений, эстетической культуры). Современные тенденции развития дошкольной педагогики:
Слайд 15
Дошкольная педагогика- педагогика личностно-ориентированного взаимодействия с детьми (С.А.Козлова, Т.С.Комарова, Р.Н.Чумичева ). Через разные виды деятельности реализовывается эта модель, опирающаяся на индивидуальные, возрастные особенности детей, уважение их личности, создание успеха, преобладание партнерских отношений.
Слайд 16
Дошкольная педагогика- гуманная педагогик а. Основанная на гуманитарном подходе. Гуманитарный подход к изучению ребенка-дошкольника (А.Г.Гогоберидзе), который основывается на признании самоценности дошкольного детства как этапа вхождения ребенка в мир культуры (проблема развития активности, самостоятельности, самодеятельности ребенка выходит на одно из первых мест и является выражением субъектно-субъектного подхода)
Слайд 17: Методологические основы
дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, строятся на следующих философских подходах: аксиологический ; системный по; деятельностный ; личностный; культурологический, синергетический, компетентностный. Методологические основы
Слайд 18: Философские основы
В организации и осуществления педагогического исследования и образовательного процесса учитываются общие принципы диалектики – науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития и т.д.) Философские основы
Слайд 19: Естественнонаучные основы
Учение И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности (В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, П.К.Анохин, Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина и др.). Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня детей дошкольного возраста. Естественнонаучные основы
Слайд 20
Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма, единстве психического и физического развития является физиологическим обоснованием организации образовательного процесса в ДОУ.
Слайд 21
Нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно рефлекторный характер, на их формирование большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.
Слайд 22: Психологические основы
культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о « сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения; учение А.Н.Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка; Психологические основы
Слайд 23: Психологические основы
теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, труды Н.Н.Поддъякова, Л.А.Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период; теория «амплификации (обогащения) детского развития А.В.Запорожца; психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б.Эльконина и др. Психологические основы
Слайд 24: Историко-педагогические основы
Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого ребенка и др.) легли в основу современной теории дошкольного образования. Исследования по разным направлениям дошкольного образования в советский период и в современный период. Историко-педагогические основы
Слайд 25: Источники развития дошкольной педагогики
народная педагогика; Этнопедагогика ; педагогические взгляды педагогов прошлых лет; специальные экспериментальные исследования; педагогическая практика; данные смежных наук. Источники развития дошкольной педагогики
Слайд 26: Народная педагогика
Это совокупность представлений, взглядов, суждений, убеждений, навыков и приемов народа в области воспитания. основные средства народной педагогики: труд, родной язык, верования, религия, устное народное творчество ( потешки, игры-забавы, загадки, сказки, игры, традиции, обычаи, обряды, праздники, народные песни, народные танцы и т.п.); основные воспитательные задачи: физическое, эстетическое, нравственное, умственное, трудовое, религиозное воспитание Народная педагогика
Слайд 27: Народная педагогика
Методы воспитания : положительный пример; наблюдение; наказ; убеждение; совет; приучение; внушение, испытание; беседа, клятва, торжественное обещание; общественное мнение; поощрение, похвала, благословение; осуждение, наказание, выговор, угроза, запугивание, обзывание и др. Народная педагогика
Слайд 28: Педагогические взгляды педагогов прошлых лет
В разработку дошкольной педагогики л егли идеи, разработки педагогов – Я.А. Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Педагогические взгляды педагогов прошлых лет
Слайд 29: Педагогическая практика
Позволяет установить связь теории и практики воспитания и обучения воспитанников, является предпосылкой для разработки инноваций и нововведений. Педагогическая практика
Слайд 30: Данные смежных наук
возрастной психологии, социологии, психологической педагогики; специальной педагогики обогащают дошкольную педагогику, используются в разработке распорядка дня, осуществления индивидуального подхода, руководстве разными видами детской деятельности и т.д. Данные смежных наук
Слайд 31: Становление дошкольной педагогики как науки
Ян Амос Коменский (1592-1670) обосновал теорию обучения и воспитания как систему научных знаний. «Материнская школа» - раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы, а также программа знаний и умений, подготавливающая ребенка к систематическому обучению. Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 32: Становление дошкольной педагогики как науки
Джон Локк (1632-1704) – сформулировал новый взгляд на природу ребенка, указал на решающую роль воспитания в развитии его личности. Центральное звено воспитания – воспитание характера. В здоровом теле – здоровый дух Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 33: Становление дошкольной педагогики как науки
Жан Жак Руссо (1712-1778) – «Эмиль, или О воспитании» ребенок имеет право на радостное детство разработал «теорию свободного воспитания» Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 34: Становление дошкольной педагогики как науки
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) «час рождения ребенка есть первый час его обучения» ребенок развивается не сам собой, не спонтанно, а под влиянием воспитания книга «Книга для матерей» разработал дидактические основы дошкольной педагогики, методику первоначального воспитания и обучения детей в семье Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 35: Становление дошкольной педагогики как науки
Фридрих Фребель (1782-1852) создал конкретную систему дошкольного воспитания в учреждениях общественного типа; создал особый тип дошкольного учреждения детский сад, воспитатели- садовницы- фребелички ; Разработал специальную методику занятий с детьми дошкольного возраста Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 36: Становление дошкольной педагогики как науки
Роберт Оуэн (1771-1858) создал учреждение образования «Новый институт для формирования характера», в котором воспитывались дети от 1 г ода до 10 лет. Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 37: Становление дошкольной педагогики как науки
Мария Монтессори (1870-1952) изложила свою систему воспитания дошкольников в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 38: Становление дошкольной педагогики как науки
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 ) разработал вопросы обучения малышей родному языку, ознакомлению с природой, с народными играми, устным народным творчеством; идея народности воспитания лежит в основе педагогической системы Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 39: Становление дошкольной педагогики как науки
Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) обосновал учение о ведущей роли воспитания и образования в развитии личности человека отрицал теорию наследования способностей; придавал важное значение в развитии детей игре; создал оригинальную теорию физического воспитания детей. Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 40: Становление дошкольной педагогики как науки
Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) выступала за развитие общественного дошкольного воспитания; Обосновала необходимость проведения с детьми организованных занятий и создания программ для детского сада; создала систему дидактических материалов для сенсорного развития дет ей. Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 41: Становление дошкольной педагогики как науки
В развитие дошкольной педагогики как науки большой вклад внесли такие ученые, как Н.М.Аксарина, Н.М.Щелованов (вопросы педагогики раннего возраста), Е.А.Аркин (физическое воспитание ребенка, индивидуальный подход к нему), Е.А.Флерина (проблемы эстетического воспитания детей), А.П.Усова (теоретические основы обучения) и другие. Становление дошкольной педагогики как науки
Слайд 42: Специальные экспериментальные исследования
Национальным институтом образования МО РФ, лабораторией дошкольного образования ( В.Л.Пашко ) за последние годы проведены исследования: «Разработка электронных образовательных ресурсов для дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников» (научный рук. Г.А.Никашина) Специальные экспериментальные исследования
Слайд 43: Специальные экспериментальные исследования
Были разработаны электронные образовательные ресурсы в виде мультимедийных презентаций, компьютерных дидактических игр к образовательным областям «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство». Специальные экспериментальные исследования
Слайд 44: Специальные экспериментальные исследования
Ведется экспериментальная работа по трем направлениям: апробация модели формирования доверительных отношений с родителями детей старшего дошкольного возраста ( Л.М.Тарантей ); апробация модели педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста (О.К.Васильева); Специальные экспериментальные исследования
Слайд 45: Связь с другими науками
Философия (составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию сознания); Детская психология – наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка. Социология (дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях). Связь с другими науками
Слайд 46: Связь с другими науками
Анатомия и Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п. Этика и эстетика – знание о морали и природе эстетического – образуют основу нравственного и художественного воспитания. Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование. Связь с другими науками
Слайд 47
Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности и особенности воспитания в семье. Коррекционная педагогика – наука о воспитании, образовании детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии (олигофренопедагогика- нарушения интеллекта, логопедия- нарушение речи, сурдопедагогика- нарушение слуха, Пренатальная педагогика – наука о воспитании ребенка во внутриутробный период его развития.
Слайд 48: Связь с другими науками
Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая процесс социализации личности в системе средовых взаимодействий. Сравнительная педагогика – наука, изучающая воспитательные и образовательные системы в различных странах. История педагогики – научная дисциплина, изучающая процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования Связь с другими науками .
Слайд 49: Связь дошкольной педагогики с другими науками
общая педагогика возрастная педагогика история педагогики коррекционная педагогика прикладные отрасли. Связь дошкольной педагогики с другими науками
Слайд 50
Методики дошкольного образования дополняют и конкретизируют дошкольную педагогику. Они разрабатывают содержание, организационные формы и методы обучения детей в той или иной области знаний (методика развития речи дошкольников, методика музыкального воспитания дошкольников, методика ознакомления детей природы, методика формирования элементарных математических представлений, методика физического воспитания и др.)