Изучить материал. Задание устно — презентация
logo
Изучить материал. Задание устно
  • Изучить материал. Задание устно.
  • Сочинение – текст, сочетающий в себе элементы
  • В сочинении НЕ должно быть
  • Рекомендуется
  • Избегайте / НЕ пишите
  • Употребляйте
  • «За текстом»
  • «Внутри текста»
  • План? План для себя!
  • План!
  • План
  • Знание широкого литературного контекста.
  • Логическая структура
  • Алгоритмы вступления
  • Вступление – введение
  • Трафареты
  • Трафареты (К1, К2, К4)
  • Трафареты
  • Трафареты
  • « Анализ предложенной темы поможет увидеть…»
  • Алгоритм 1. Подступ и как важный его элемент «расширение»
  • Алгоритм 2 «Разбиение»
  • Например, тема – «Система образов/ персонажей и т.п.»
  • План сочинения
  • «Анализ предложенной темы поможет нам увидеть…»
  • Как быть с цитатами
  • Эпические и драматические произведения цитировать труднее
  • Вывод
  • Цитируя отдельные фразы или словосочетания,
  • Как цитировать поэзию?
  • Как цитировать прозу?
  • Как цитировать прозу? Примеры:
  • Примеры:
  • НЕ пишите:
  • Алгоритмы раскрытия тем разных типов
  • Темы, посвящённые образам героев
  • Темы, посвящённые образам героев
  • Темы, посвящённые образам героев
  • Образ героя (продолжение)
  • Образ героя
  • Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения:
  • Какие приёмы и средства использует писатель при изображении этого героя:
  • Авторская характеристика героя
1/43

Первый слайд презентации: Изучить материал. Задание устно

Руководство к созданию устного сочинения – развёрнутого ответа

Изображение слайда

сочинения-рассуждения, реферата (поскольку излагаются известные точки зрения, творчески, но без оригинальничанья), научной статьи (опираться на категории литературного анализа – сюжет, композиция, жанр и другие)

Изображение слайда

Эмоциональных фигур, сравнений и метафор, художественности: НЕ пишите стихами! (НЕ размышление над книжкой) Риторических вопросов, многоточий, восклицаний, умышленных повторов (типа: «в каждом его сюжете, в каждом герое, в каждой сцене видно…») Интонационных тире, однословных назывных предложений («Война.. Так что же это такое?»)

Изображение слайда

Слайд 4: Рекомендуется

Сдержанно-нейтральный язык Правильный порядок слов Точные значения слов и в том числе терминов Отсутствие эмоционально-экспрессивного начала

Изображение слайда

Слайд 5: Избегайте / НЕ пишите

«А я не согласна с Добролюбовым!!!» «Нельзя не согласиться с Белинским в том, что «Капитанская дочка – что-то вроде «Онегина в прозе» «По-моему, Толстой – великий писатель» («на мой взгляд» и т.п.)

Изображение слайда

Слайд 6: Употребляйте

Нейтральные безличные конструкции: «можно предположить…», «очевидно…», «следует заметить…», «примечательно, что…»

Изображение слайда

Слайд 7: За текстом»

Время (эпоха) История, обстоятельства создания Публикации Прототипы Говорящие фамилии Источники (исторические документы и т.д.) ……………………….

Изображение слайда

Слайд 8: Внутри текста»

Эпиграф (граница) Название Род, вид, жанр Система образов (персонажи, предметный мир) Художественное время Художественное пространство Сюжет, композиция……………..

Изображение слайда

Слайд 9: План? План для себя!

Схемочки, таблички, понятные вам, кластеры… План – это концепция вашего сочинения, в нём вы разъясняете себе, о чём будете писать, передавая главные мысли кратко, конспективно, чтобы потом перенести их на беловик в распространённом виде.

Изображение слайда

Слайд 10: План!

Такая формализованная и строго логическая работа, как сочинение НЕ может быть написана без строгого логического плана

Изображение слайда

Слайд 11: План

Тезисы необходимо полностью отредактировать на черновике. Поскольку это главные мысли вашего сочинения, они должны быть изложены ясным, грамотным и точным языком. + вступление и заключение

Изображение слайда

Слайд 12: Знание широкого литературного контекста

1.Сквозные, ключевые мотивы, общие для многих писателей и произведений. 2. Содержание некоторых литературно-критических и современных литературоведческих статей (См. Рабочую тетрадь). Запомнить цитаты. 3. Отразить литературную полемику (например, …. 4.иметь представление о литературной эпохе (стили, течения,направления. Имена).

Изображение слайда

Слайд 13: Логическая структура

Главные мысли (тезисы) Аргументация(доказательства) Выводы

Изображение слайда

Слайд 14: Алгоритмы вступления

Как сделать хорошее вступление? В защиту стандарта Любой текст имеет свой стандарт

Изображение слайда

Слайд 15: Вступление – введение

«Анализ предложенной темы поможет (нам) увидеть…» «Чем привлекает эта тема современного исследователя или читателя ?»

Изображение слайда

Слайд 16: Трафареты

5. По поводу стилей, течений, направлений … 6. Своеобразие сюжета и композиции, роль тех или иных сюжетных линий

Изображение слайда

Слайд 17: Трафареты (К1, К2, К4)

По поводу стилей, течений, направлений Например: - как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность, достоверность; - в чём состоит своеобразие романтизма Лермонтова ( М.Горького)

Изображение слайда

Слайд 18: Трафареты

6. Своеобразие сюжета и композиции, роль тех или иных сюжетных линий. 7. Своеобразие взаимоотношений между автором и героем.

Изображение слайда

Слайд 19: Трафареты

8. Приёмы и средства, с помощью которых автор выражает своё отношение к такой-то проблеме. 9. Своеобразие ( чеховского ) юмора, отличие юмора от сатиры.

Изображение слайда

Слайд 20: Анализ предложенной темы поможет увидеть…»

Таких окончаний фразы будет много. Их можно разнообразить и сочетать со следующими алгоритмами.

Изображение слайда

Дайте краткую предысторию вопроса, расширьте предложенную тему на одну логическую ступень. Т е м а – «Образ Петра в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник. Порассуждайте о теме Петра в русской культуре, в творчестве Пушкина. Примечание: Вы можете начать с разговора о жанре, стиле, литературных течениях.

Изображение слайда

Слайд 22: Алгоритм 2 «Разбиение»

Смысл этого алгоритма – ввести в ваше вступление элемент анализа. Скажите, что данная тема имеет «два аспекта», «три направления», и т.п. Предложите логическое расчленение, классификацию материала.

Изображение слайда

Слайд 23: Например, тема – «Система образов/ персонажей и т.п.»

Разделить этих персонажей можно на группы можно по разным признакам. По роли в сюжете – две группы, по средствам и приёмам изображения – делятся ещё на две-три группы. В отдельную группу можно выделить женские образы…

Изображение слайда

Слайд 24: План сочинения

Разделив материал на группы, получаем план сочинения. Можно использовать выражения типа: «В сочинении мы рассмотрим сначала… потом…, а потом…» В этом нет ничего плохого. В целом лучше суховатый стиль, чем «вода»! Результат: такое вступление – то же самое, что и план. Очень помогает раскрыть тему.

Изображение слайда

Слайд 25: Анализ предложенной темы поможет нам увидеть…»

Это как бы начало фразы. Дальше вы запишите возможные варианты окончания этой фразы. Это могут быть разные положения, но они всегда имеют литературоведческий взгляд на проблему, но не оценку героев (плохой, хороший), не оценку эпохи (этим занимается история) и т. п.. Частные оценки могут быть в середине сочинения. Но не во вступлении.

Изображение слайда

Слайд 26: Как быть с цитатами

Обязательно ли приводить цитаты? Снизят ли оценку за их отсутствие или недостаточное количество?

Изображение слайда

Слайд 27: Эпические и драматические произведения цитировать труднее

В этих случаях вы должны ссылаться на текст путём непрямого цитирования («в одной из финальных сцен пьесы Сатин произносит монолог, в котором…»). А также знать наизусть отдельные фразы или словосочетания, несущие какую-то смысловую нагрузку: их вы приводите в кавычках, встраивая в свой текст

Изображение слайда

Слайд 28: Вывод

Уметь выделить ключевые концептуальные слова. Чётко понимать, какую информацию о писателе и произведении вы должны знать, чтобы написать содержательное вступление.

Изображение слайда

Слайд 29: Цитируя отдельные фразы или словосочетания,

Приводите их в кавычках, встраивая в свой текст («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - говорит Базаров; «Человек может верить и не верить… это его дело! Человек свободен…он за всё платит сам…» - восклицает Сатин в своём монологе о Человеке.

Изображение слайда

Слайд 30: Как цитировать поэзию?

Принцип использования цитат в сочинениях по лирике см. в уроке «Темы, посвящённые лирике» («Алгоритмы раскрытия тем разных типов»). Технический совет: большие отрывки цитируйте в строчку, а маленькие(например, двустишие, четверостишие) – можно в столбик.

Изображение слайда

Слайд 31: Как цитировать прозу?

Лучше всего, как уже было сказано, цитировать отдельные слова, выражения и фразы – в них прекрасно передаётся дух и пафос разбираемого текста, но при этом не требуют долгого заучивания наизусть.

Изображение слайда

Слайд 32: Как цитировать прозу? Примеры:

Слова: «Фамусов называет либеральные идеи Чацкого «завиральными», демонстрируя своё ироническое к ним отношение». Выражения : «Раскольников хочет доказать себе и всем, что он не «тварь дрожащая»

Изображение слайда

Слайд 33: Примеры:

Пересказ, сочетаемый с цитатами. Сходные с цитатой функции часто выполняет простой пересказ. Вы можете разбить кавычки, пересказывая фрагмент близко к тексту. Обломов не мог писать потому что у него в одной фразе получалось слишком много «что» и «который».

Изображение слайда

Слайд 34: НЕ пишите:

«По-моему, Бунин – великий писатель» «А я не согласна с Добролюбовым!!!»

Изображение слайда

Слайд 35: Алгоритмы раскрытия тем разных типов

Общий алгоритм и принцип – о чём можно (и желательно) говорить, раскрывая соответствующую тему.

Изображение слайда

Слайд 36: Темы, посвящённые образам героев

Как зовут героя ? И М Я ? Тем более, что в некоторых случаях имя носит не случайный характер, с ним могут быть связаны значимые контексты

Изображение слайда

Слайд 37: Темы, посвящённые образам героев

Евгений… Евгений Зарецкий Загорецкий Чацкий Печорин Княжна Мери Бэла Сквозник-Дмухановский Симеонов-Пищик

Изображение слайда

Слайд 38: Темы, посвящённые образам героев

Социальный статус героя (в контексте эпохи, изображаемой автором): какое он получил образование, чем занимается в жизни, служит ли …) Характер, индивидуальные и типические черты. Можно ли отнести героя к какому-либо известному в литературе разряду героев («герой-резонёр» в классицистическом произведении, «лишний человек», «новые люди» 1860-х гг. – разночинцы-демократы)

Изображение слайда

Слайд 39: Образ героя (продолжение)

Связать с каким-то социальным явлением более общего значения, с социально-психологическим типом (Хлестаков и «хлестаковщина», Обломов и «обломовщина»? Если да, то объяснить, в чём суть этого явления или типа.

Изображение слайда

Слайд 40: Образ героя

Какое место данный герой занимает в системе персонажей произведения: Главный Один из двух главных Второстепенный Эпизодический «двойник» главного героя и т.д.

Изображение слайда

Слайд 41: Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения:

Сюжетные ходы, в которых он участвует; Какая проблематика связана с ним (нравственная, философская и т.д.); С кем он сталкивается, кто с ним спорит, чем заканчивается столкновение.

Изображение слайда

Слайд 42: Какие приёмы и средства использует писатель при изображении этого героя:

Портрет Композиционные средства Речевая характеристика (монологи, внутренние монологи, письмо, дневник; герой в диалоге с другими персонажами, в спорах с ними…) Индивидуализация речи

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Изучить материал. Задание устно: Авторская характеристика героя

В драматическом произведении… Характеристика со стороны других персонажей. Поступки и действия, характеризующие его Обобщение может касаться, например, литературного метода, которому следует писатель

Изображение слайда

Похожие презентации