Первый слайд презентации: ОГЭ Сочинение-рассуждение на тему " Что такое дружба"
( задание 9.3, вариант 1, стр. 9) по тексту из сборника И.П.Цыбулько
Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения будет анализ(а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.
Слайд 3: Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое дружба", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 3. Заключение – вывод
Слайд 5
Н ачинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений. Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
Слайд 6: ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише: • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… • Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) … • Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом... • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … • В этом отрывке автор говорит о том, что… • Смысл данного отрывка я понимаю так: … • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
Слайд 7: Даём определение слову ДРУЖБА и комментируем его
Объясняя смысл слова дружба, избегайте такой формулировки: Дружба - это когда... ; 3. выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: а) назвать понятие (дружба), б) назвать более широкое понятие (например, отношения), в) указать отличительный признак (например, основанные на...);
Слайд 8
Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (34 слова)
Слайд 9: 4. предлагаю другие варианты определения слова дружба:
а ) Дружба - это одна из основных добродетелей, выражающаяся во взаимном понимании, искренности... б) Дружба - это разновидность отношений между людьми, которые характеризуются... в) Дружба - это форма общения людей, основанная на... г) Дружба - это одно из лучших нравственных чувств человека, выражающее... 5. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).
Слайд 10: Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение
В основной части следует избегать: • пересказа текста • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
Слайд 11: В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли
Как это сделать? Рекомендации: 1. Перечитайте текст несколько раз. 2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте. 3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике. 4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. 5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
Слайд 12: В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста
6. Как оформлять примеры в сочинении? • примеров должно быть не менее 2; • примеры должны быть из указанного текста; • примеры должны подтверждать разные аргументы; • каждый пример должен соответствовать указанному аргументу; • пример без указания на аргумент не учитывается.
Слайд 13: Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1 ) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.
Слайд 14: Речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. • Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. • Предложение № … подтверждает мысль о том, что ….
Слайд 15
ШАГ 2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения (аргумент №1) ШАГ 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта (аргумент № 2).
Слайд 16
Аргумент 1 Обратимся к тексту Ю.Олеши. В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов - Пушкина и Кухельбеккера. Вильгельм - настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения им (предложения 49 - 56). (40 слов)
Слайд 17
Аргумент 2 У меня тоже есть подруга. Её зовут Кристина. Она надёжная, понимающая, отзывчивая. Вот уже шесть лет Кристина успешно занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь её победам и достижениям. Совсем недавно Кристина заняла первое место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом она добилась этой победы. Я очень горжусь своей подругой и дорожу нашей дружбой! (55 слов)
Слайд 18: Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: • коротким, но ёмким по содержанию • логически связан с предыдущим изложением • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
Слайд 19
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Слайд 20: ШАГ 4. Формулируем ВЫВОД
Таким образом, одно из основных условий дружбы - отсутствие зависти и конкуренции. (16 слов)
Слайд 21: Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения
Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац - тезис • 2 абзац – аргумент № 1 с примерами • 3 абзац - аргумент № 2 с примерами • 4 абзац – вывод Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
Слайд 22: 9. Каким должен быть объём сочинения?
Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов. Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются как самостоятельные слова, т.е. отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
Слайд 23: 10. Грамотность
Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.
Последний слайд презентации: ОГЭ Сочинение-рассуждение на тему " Что такое дружба": 11. Про почерк
Помните, что сочинение будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы эксперт смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.