Первый слайд презентации: Классификация правовых систем Рене Давида
Подготовила: студентка 1МП2 Касперович Анна Преподаватель: канд. юрид. наук, доцент кафедры Теории права и сравнительного правоведения МГИМО МИД РФ Трикоз Е. Н.
Слайд 2: Рене Давид (1906 – 1990)
Один из ведущих компаративистов XX -го века Профессор Парижского Университета, также читал курсы в Кембридже, Колумбийском университете, Университете Мюнхена и др. Участвовал в подготовке гражданских кодексов Эфиопии и Руанды В 1960-х возглавлял французскую делегацию в Комиссии ООН по международной торговле Его главный труд – «Основные правовые системы современности» – был переведен на 11 языков
Слайд 3
Самая первая классификация « Элементарный курс сравнительного гражданского права» (1950)
Слайд 4: Основы западной правовой семьи
Либеральная демократия Капиталистическая экономика и свободный рынок Христианская религия Развитие идей гуманизма и Просвещения
Одна из первых работ по комплексному сравнительному правоведению Охватила правовые системы всех существующих государств земного шара Целью работы Р. Давид назвал глобальное правовое взаимодействие: «Мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других частях земного шара... Необходимое международное взаимодействие и даже простое сосуществование требуют, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право».
Слайд 6: Критерии выделения правовых систем
Идеологический : особенности идеологии государства особенности правовой культуры общества влияние религии на общество экономические условия развития Специально-юридический : особенности юридической техники государства превалирующие источники права
Слайд 7: Микроклассификация правовых систем по семьям
Критерии для классификации: Форма правового мышления Структура права Техника толкования норм права Источники права Юридическая техника --- Правовая идеология Бытовые нормы материального права
Слайд 8: Трихотомия правовых систем Рене Давида
Семья континентального права Семья англо-саксонского (общего) права Семья социалистического права
Слайд 9: Оставшиеся правовые системы
Оставшиеся системы Давид выделил в «другие»: религиозную и традиционную К религиозным относятся мусульманское, иудейское, индусское и каноническое право К традиционным – африканское и дальневосточное (японо-китайское) право Давид считал, что данные системы не образуют семьи
Слайд 10: Романо-германская правовая семья
В основе – деление права на публичное и частное Публичное: конституционное, административное, международное публичное, уголовное, процессуальное Частное гражданское, торговое, трудовое, обязательственное Источники: Закон – основной источник Кодекс как подвид закона Ограниченное применение обычая Влияние решений Кассационных и Верховных судов для единообразия практики Обращение к доктрине при законотворчестве
Слайд 11: Социалистическая правовая семья
Основа исследования – право Советского союза Источники права: Марксистская доктрина Законы, издаваемые только Верховным Советом Политизированное толкование закона Юридическая техника направлена на национализацию права собственности
Слайд 12: Общее право
Основа – историческое становление английских судов Отсутствует деление на публичное и частное право, вместо этого – деление на общее право и право справедливости Источники: Судебный прецедент Закон (статут) Обычай: местный или торговый
Слайд 13: Различия романо-германского и общего права
критерий Романо-германское Общее Рецепция Римского права Произошла Была невозможна Деление: На публичное и частное На общее и право справедливости Понятие нормы: Позитивный закон Ratio decidendi решения Императивность норм: Делятся на императивные и диспозитивные Не предполагают деления, зависят от конкретного случая Роль судов Исполнение воли законодателя Создание норм-прецедентов Судебный контроль Институт прокуратуры Отсутствие вмешательства в судебную власть
Слайд 14: Мусульманское право
Право является лишь инструментом религии Право рассматривается как слово Божье, нерукотворное явление В этом отличие мусульманского права от канонического Источники: Коран Сунна Иджма Кияс
Слайд 15: Право индусской общины
Обязывает к слепому принятию ряда догм и основана на «дхарме» Индусскому праву чужда западная концепция личности и высшей ценности человеческой жизни В ходе истории вытеснялось английским общим правом В современной индии применяется только к жителям традиционной общины
Слайд 16: Право Дальнего Востока
Основной постулат – гармоничное взаимодействие начал « инь » и « ян » Отрицание строгости и насильственных механизмов писаного права Источники: Учение Конфуция Обычаи и ритуалы Кодификации административных постановлений чиновников Доктрина марксизма- маосизма (с 1949 г.)
Слайд 17: Обычное право Африки и Мадагаскара
Почти не поддаётся изучению по ряду причин: Правовой партикуляризм и особенности каждого отдельного племени Устный характер большинства обычаев Влияние местным древних религиозных форм Позднее испытало влияние исламских или христианских колонизаторов В современности наблюдается интеграция стран обычного права в общую западную правовую традицию Интеграция чаще проходит в форме насильственной аккультурации: например, через внедрение Гражданских кодексов
Слайд 18: Заключение Рене Давида
Развитие сравнительного права следует из развития международных связей Сравнительный анализ правовых систем позволяет находить их сходства для более комфортного взаимодействия специалистов разных государств В современной науке права компаративистика должна выдвинуться на первый план Развитию компаративистики способствует взаимодействие учёных-правоведов
Последний слайд презентации: Классификация правовых систем Рене Давида: Библиографический список
Давид Р. Основные правовые системы современности./ Пер. с фр. М.А. Крутоголова, В.А. Туманова. – М.: Изд-во Прогресс, 1967. Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2017. David R. Traite elementaire de droit civil compare. — Paris, 1950. David R. Le droit français. Principes et tendances du droit français, – Paris, 1960.