Первый слайд презентации: Композиция. Основные законы
Композиция означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей
Слайд 2
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.
Слайд 3: Виды композиции
фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина); объёмная — (скульптура, архитектура); глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль). Виды композиции
Слайд 4
Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.
Слайд 5
плоскость листа не несет никакой информации, она воспринимается нами как бессодержательная, пустая, не организованная.
Слайд 6
Стоит только нанести на нее любое пятно, или линию, штришок и- эта плоскость начинает оживать. Это значит, что наши изобразительные элементы, любые- пятно, линия, штрих- вступают с ней в пространственную связь, образуя какую- либо смысловую завязку.
Слайд 8
В центре плоскости (геометрическом центре) все силы этой скрытой структуры находятся в состоянии равновесия. Что воспринимается более активно центральная часть плоскости или боковые части ?
Слайд 10: Правила, приемы и средства композиции
У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории.
Слайд 11: Основные законы композиции
Закон целостности Закон соподчинения Закон равновесия
Слайд 12
Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое. рисунок 1 рисунок 2
Слайд 13
Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте рисунок 3 рисунок 4
Слайд 14
Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой рисунок 5 рисунок 6
Слайд 15: Средства композиции:
Формат Композиционный центр Доминанта Ритм Контраст Динамика / статика Симметрия / асимметрия
Слайд 17: Формат
И.И.Левитан. Осенний день в Сокольниках. 1979 г. И.И.Левитан. Весна в Италии. 1890г.
Слайд 19: Композиционный центр, геометрический центр
В. М. Васнецов. Алёнушка. 1881 И. Е. Репин. Не ждали. 1883 г.
Слайд 21
РЕМБРАНДТ. Возвращение блудного сына Правило золотого сечения (одной трети): Наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого.
Слайд 22
На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Диего Веласкес. Менины.
Слайд 23
Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные рисунок 7 рисунок 8
Слайд 24: Доминанта
В композиции слева есть некий композиционный центр, или- доминанта, который является завязкой композиции и которой подчиняются все остальные элементы. Все остальные элементы усиливают значимость доминанты и "подыгрывают" ей.
Слайд 25: В. СЕРОВ. Портрет Ермоловой
Целостность композиции достигается тем, что силуэт фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом
Слайд 26: Композиционный центр зависит от:
1. Своей величины и величины остальных элементов. 2. Положения на плоскости. 3. Формы элемента, которая отличается от формы других элементов. 4. Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов. 5. Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот, или хроматический цвет среди ахроматических, или теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов, или темный цвет среди светлых... 6. Проработки. Главный элемент, доминанта- более проработан, чем второстепенные. Композиционный центр зависит от:
Слайд 29: Контраст – противопоставление в композиции ( по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др
Слайд 30
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.
Слайд 31
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Портрет Джиневры де Бенчи В. СЕРОВ. Девочка с персиками
Слайд 32
К. БРЮЛЛОВ. Последний день Помпеи Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах.
Слайд 33
Динамичная композиция - при которой создается впечатление движения Статичная композиция - создает впечатление неподвижности рисунок 11 рисунок 12
Слайд 47: Задание
Выполнить графические изображения демонстрирующие основные законы : 1. Закон целостности 2. Закон соподчинения 3. Закон равновесия Правила композиции 1.контраст 2.ритм 3.динамика и статика 4.симметрия и асимметрия