Первый слайд презентации: Корпоративные компетенции ОАО «РЖД»
Утверждена 29 июня 2010 года на заседании комитета по имиджу и рекламе под председательством В.И.Якунина (Протокол № КР-2 от 29.06.2010 г.). Корпоративные компетенции ОАО «РЖД» Москва 2010 г.
Слайд 2: Термины и определения
2 Термины и определения Компетенция это совокупность знаний, навыков, деловых и личностных качеств, позволяющая работнику успешно действовать при реализации поставленных задач. Примечание: не следует путать используемое здесь определение с понятием «компетенция» как область ответственности и полномочий (напр.: решение вопроса в чьей-либо компетенции) Модель компетенций это набор компетенций, необходимый сотрудникам компании на различных уровнях должностей и в различных функциях для успешного выполнения своей деятельности ради достижения компанией своих стратегических целей.
3 Структура Модели компетенций ОАО «РЖД» Корпоративные компетенции Показывают, как ценности бренда и стратегические приоритеты ОАО « РЖД » должны проявляться в поведении сотрудников Задают корпоративные требования ко всем сотрудникам Компании в зависимости от уровня должности Отражают требования к управленческому стилю руководителей на различных уровнях Профессиональные компетенции Описывают специальные знания и навыки, необходимые для работников конкретной функции, профессии
4 Цели внедрения корпоративных компетенций в РЖД Сфокусировать деятельность всех работников Компании на реализации стратегии развития ОАО «РЖД» Содействовать внедрению ценностей бренда Компании в работу сотрудников Способствовать формированию целевой управленческой культуры Компании Заложить основу для системной работы по оценке и развитию персонала
Слайд 5: Требования к Модели компетенций ОАО «РЖД»
5 Требования к Модели компетенций ОАО «РЖД» Корпоративные компетенции должны стать инструментом реализации Стратегии развития ОАО «РЖД» Корпоративные компетенции должны соответствовать ценностям бренда РЖД, отражать ценности бренда в поведении работников Описание корпоративных компетенций должно учитывать существенную разницу между должностными позициями в Компании Компетенции должны быть описаны в терминах наблюдаемого поведения, позволять проведение оценки: на рабочем месте (напр. методами 90 градусов, 180 градусов, 360 градусов) инструментальными методами (напр. Центр оценки) Компетенции должны быть однородными – состоять из связанных по смыслу блоков Целесообразно принять унифицированную шкалу оценки компетенций, которая будет затем распространяться на все виды моделей компетенций, существующих в Компании Корпоративные и Профессиональные компетенции вместе должны создавать целостную систему требований Компании к знаниям и навыкам работников. Описания Корпоративных компетенций не должны дублировать Профессиональные компетенции
Слайд 6: 4 уровня должностей в Модели компетенций ОАО «РЖД»
6 4 уровня должностей в Модели компетенций ОАО «РЖД» Уровень должностей Состав групп Уровень 1. Руководители президент ОАО «РЖД» вице-президенты ОАО «РЖД» главный бухгалтер ОАО «РЖД» руководители и заместители руководителей подразделений аппарата управления ОАО «РЖД» руководители и заместители руководителей филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» руководители и заместители руководителей отделений железных дорог руководители и заместители руководителей региональных подразделений функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» Уровень 2. Руководители руководители и заместители руководителей отделов (самостоятельных секторов) подразделений аппарата управления ОАО «РЖД» руководители и заместители руководителей служб (самостоятельных отделов) аппарата управления железных дорог руководители и заместители руководителей структурных подразделений железных дорог (кроме отделений железных дорог) руководители и заместители руководителей структурных подразделений отделений железных дорог руководители и заместители руководителей служб (управлений, отделов) филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД руководители и заместители руководителей отделов (секторов) отделений железных дорог руководители и заместители руководителей отделов (секторов) региональных подразделений функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» руководители и заместители руководителей структурных подразделений региональных подразделений функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» Уровень 3. Руководители руководители и заместители руководителей отделов (секторов) структурных подразделений отделений железных дорог руководители и заместители руководителей отделов (секторов) структурных подразделений региональных подразделений функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» иные руководители, не указанные в уровнях 1 и 2 Уровень 4. Специалисты и рабочие специалисты, служащие и рабочие ОАО «РЖД»
Слайд 7: Краткое описание Модели компетенций ОАО «РЖД»
7 Краткое описание Модели компетенций ОАО «РЖД» Ценности Бренда Модель компетенций 5К+Л Мастерство К омпетентность К лиентоориентированность Целостность К орпоративность и ответственность К ачество и безопасность Обновление К реативность и инновационность Л идерство
Слайд 8: Краткое описание Модели компетенций 5К+Л
8 Краткое описание Модели компетенций 5К+Л Модель компетенций 5К+Л Краткое описание Компетентность Наличие профессиональных компетенций. Способность учиться и развиваться. Готовность делиться опытом и передавать знания. Клиентоориетированность Ориентация на пользу для клиентов Компании Корпоративность и ответственность Ориентация на интересы Компании. Умение работать в команде. Нацеленность на результат. Качество и безопасность Ориентация на качество и эффективность. Обеспечение безопасности. Креативость и инновационность Выдвижение инициатив и внедрение инноваций. Поддержка инициатив других. Лидерство Воодушевление и вовлечение других. Мотивирование и убеждение без административного давления
Слайд 9: Краткое описание Модели компетенций ОАО «РЖД»
9 Краткое описание Модели компетенций ОАО «РЖД» Модель компетенций 5К+Л Корпоративные компетенции по уровням Рабочие и специалисты. Уровень 4. Руководители. Уровень 3. Руководители. Уровень 2. Руководители. Уровень 1. Компетентность Профессиональные компетенции * Способность к развитию Помощь в развитии Развитие сотрудников Управление развитием Клиенто-ориетированность Ориентация на интересы клиентов Ориентация на интересы клиентов при организации работ Формирование системы работы с клиентами Внедрение культуры ориентации на клиента Корпоративность и ответственность Ответственное мышление Рациональное мышление Системное мышление Стратегическое мышление Работа в команде Формирование командности Обеспечение командной работы в Компании Нацеленность на результат Качество и безопасность Работа с высоким качеством Управление исполнением Организация рабочего процесса Управление эффективностью Обеспечение безопасности Креативность и инновационность Инициативность Поддержка инициатив Формирование инновационной среды Лидерство Способность к лидерству Лидерство как стиль руководства * - разработка профессиональных компетенций запланирована на более поздний период
Слайд 10: Модель компетенций ОАО «РЖД»: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
10 Модель компетенций ОАО «РЖД»: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ Модель компетенций 5К+Л Рабочие и специалисты. Уровень 4. Руководители. Уровень 3. Руководители. Уровень 2. Руководители. Уровень 1. Компетентность Способность к развитию Открыт к восприятию нового. Своевременно адаптируется к изменениям Адекватно понимает свои сильные стороны и области, требующие развития Систематически прикладывает дополнительные усилия для своего развития, ориентируясь как на текущие, так и на будущие приоритеты бизнеса Быстро осваивает и применяет на практике новые знания и навыки Компетентность Помощь в развитии По собственной инициативе делится накопленным опытом и знаниями Помогает менее опытным сотрудникам в освоении новых знаний и навыков Развитие сотрудников По собственной инициативе делится накопленным опытом и знаниями Адекватно оценивает знания, навыки и потребности в их развитии у подчиненных с учетом текущих и будущих приоритетов бизнеса Предоставляет обратную связь. Конструктивно обсуждает с подчиненными вопросы их эффективности и развития Эффективно использует возможности Компании для обучения и развития подчиненных Содействует выявлению, развитию и продвижению перспективных сотрудников Управление развитием По собственной инициативе делится накопленным опытом и знаниями Предоставляет обратную связь. Конструктивно обсуждает с подчиненными вопросы их эффективности и развития Регулярно анализирует потребности в освоении знаний и навыков по всей вертикали и определяет приоритеты в развитии персонала Создает в Компании новые возможности для эффективного обучения и развития сотрудников Лично курирует развитие и карьеру наиболее перспективных сотрудников и руководителей по всей вертикали
Слайд 11
11 Модель компетенций 5К+Л Рабочие и специалисты. Уровень 4 Руководители. Уровень 3. Руководители. Уровень 2. Руководители. Уровень 1. Клиентоориетиро-ванность Ориентация на интересы клиентов Выполняя свою работу учитывает интересы и потребности клиентов Своими действиями формирует у клиентов положительный имидж Компании Ориентация на интересы клиентов при организации работ Оценивает влияние действий своих подчиненных на клиентов Компании и корректирует работу с учетом интересов клиентов Предотвращает действия подчиненных, вызывающие недовольство или претензии клиентов Добивается совершенствования работы подчиненных на основе обратной связи от клиентов Формирование системы работы с клиентами Учитывает существующие и перспективные потребности клиентов при планировании и организации деятельности своего подразделения Анализирует обратную связь от клиентов и корректирует в соответствии с ней работу своего подразделения Внедрение культуры ориентации на клиента Внедряет идеологию клиентоориентированной корпоративной культуры в масштабах Компании Создает в Компании процессы, системы и услуги, ориентированные на более полное удовлетворение существующих и перспективных потребностей клиентов Модель компетенций ОАО «РЖД»: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
Слайд 12
12 Модель компетенций 5К+Л Рабочие и специалисты. Уровень 4 Руководители. Уровень 3. Руководители. Уровень 2. Руководители. Уровень 1. Корпоративность и ответственность Ответственное мышление Планирует и организует собственную работу в соответствии с приоритетами своего подразделения Анализирует и учитывает влияние своих действий на соседние участки работы, окружающую среду и общество Бережно и рационально использует ресурсы Компании Рациональное мышление Принимая решения, рассчитывает затраты и выгоды от альтернативных вариантов действий Планирует и организует работу в соответствии с приоритетами подразделения и Компании Анализирует и учитывает влияние своих решений на соседние участки работы, окружающую среду и общество Бережно и рационально использует вверенные ресурсы Компании Системное мышление Имеет целостное понимание бизнеса и цепочки создания стоимости в Компании Принимает решения, формирует системы и процессы в подразделении таким образом, чтобы они приносили максимальную пользу бизнесу Компании в целом и соответствовали стратегии Компании Находит баланс между коммерческой выгодой, развитием бизнеса Компании и ответственностью перед обществом и окружающей средой Оптимально использует вверенные ресурсы Компании Стратегическое мышление Формирует стратегию действий в зоне своей ответственности в соответствии со стратегией всей Компании При принятии стратегических решений учитывает риски и возможности внешней среды (отраслевые тенденции, политические, социальные и экономические факторы), ресурсы и ограничения Компании Находит баланс между коммерческой выгодой, развитием бизнеса Компании и ответственностью перед обществом и окружающей средой Модель компетенций ОАО «РЖД»: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
Слайд 13
13 Модель компетенций 5К+Л Рабочие и специалисты. Уровень 4 Руководители. Уровень 3. Руководители. Уровень 2. Руководители. Уровень 1. Корпоративность и ответственность Работа в команде Знает и уважает традиции Компании Уважительно относится к другим сотрудникам Компании вне зависимости от их статуса и подчинения Находит конструктивные решения конфликтов и противоречий Формирование командности Знает и уважает традиции Компании Уважительно относится к другим сотрудникам Компании вне зависимости от их статуса и подчинения Находит конструктивные решения конфликтов и противоречий Добивается от подчиненных уважительного и кооперативного отношения как друг к другу, так и к сотрудникам других подразделений Обеспечение командной работы в Компании Формирует и поддерживает традиции Компании Уважительно относится к другим сотрудникам Компании вне зависимости от их статуса и подчинения Находит конструктивные решения конфликтов и противоречий Добивается от подчиненных уважительного и кооперативного отношения как друг к другу, так и к сотрудникам других подразделений Обеспечивает информационный обмен, сотрудничество и координацию деятельности между своим и другими подразделениями Продвигает и транслирует ценность командной работы в своем подразделении и в Компании Корпоративность и ответственность Нацеленность на результат С готовностью берется за решение сложных задач Проявляет настойчивость и самостоятельность в достижении целей и преодолении препятствий Принимает персональную ответственность за допущенные ошибки или неудачи Проявляет высокую работоспособность, умение работать в напряженном графике Достигает результата, соблюдая нормы деловой этики Модель компетенций ОАО «РЖД»: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
Слайд 14
14 Модель компетенций 5К+Л Рабочие и специалисты. Уровень 4 Руководители. Уровень 3. Руководители. Уровень 2. Руководители. Уровень 1. Качество и безопасность Работа с высоким качеством Соблюдает установленные сроки выполнения работ Выполняет работу с высоким качеством. Результаты не требуют корректировок Управление исполнением Выступает в роли учителя СМК / наставника по внедрению СМК (Система менеджмента качества) Ставит четкие цели перед подчиненными, устанавливает требования к качеству, сроки и параметры контроля Своевременно и в нужном объеме предоставляет подчиненным поддержку (информация, ресурсы), необходимую для достижения качественного результата Регулярно и конструктивно обсуждает с подчиненными качество их работы Своевременно контролирует работу подчиненных, корректирует допущенные ошибки Организация рабочего процесса Транслирует идеологию СМК (Система менеджмента качества) Ставит четкие цели перед подчиненными, устанавливает требования к качеству, сроки и параметры контроля Определяет ключевые факторы успеха и барьеры, влияющие на качество работ и эффективность деятельности своего подразделения Разрабатывает и внедряет целостную систему мер, направленную на повышение качества и эффективности деятельности своего подразделения Формирует высокоэффективную систему распределения ответственности и полномочий Управление эффективностью Формирует и транслирует идеологию СМК (Система менеджмента качества) Ставит масштабные, амбициозные, долгосрочные цели, побуждающие руководителей Компании к повышению эффективности деятельности Определяет ключевые факторы успеха и барьеры, влияющие на качество работ и эффективность деятельности своего направления Разрабатывает и внедряет целостную систему мер, направленную на повышение качества и эффективности деятельности своего направления Формирует высокоэффективную систему распределения ответственности и полномочий Качество и безопасность Обеспечение безопасности Неукоснительно соблюдает стандарты Компании в области безопасности деятельности Добивается от других вовлеченных лиц неукоснительного соблюдения стандартов Компании в области безопасности Предлагает инициативы, направленные на повышение безопасности движения и выполнения работ Модель компетенций ОАО «РЖД»: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ 14
Слайд 15
15 Модель компетенций 5К+Л Рабочие и специалисты. Уровень 4 Руководители. Уровень 3. Руководители. Уровень 2. Руководители. Уровень 1. Креативность и инновационность Инициативность Предлагает перспективные и продуманные инициативы по улучшению деятельности Поддерживает и развивает конструктивные идеи и инициативы коллег Принимает активное участие в реализации новых идей Систематически изучает лучший опыт и внедряет его в свою работу Поддержка инициатив Предлагает перспективные и продуманные инициативы по улучшению деятельности Стимулирует и поощряет новаторские идеи и предложения подчиненных Направляет инициативы подчиненных на решение приоритетных проблем и задач Поддерживает, развивает и продвигает «наверх» конструктивные идеи и инициативы подчиненных Систематически изучает лучший опыт и внедряет его в работу подразделения Формирование инновационной среды Предлагает перспективные и продуманные инициативы по улучшению деятельности Выступает внутренним заказчиком на инициативы и инновации в своем подразделении со стороны сотрудников Компании Создает механизмы поддержки инициатив и новаторских предложений сотрудников своего подразделения Обеспечивает привлечение ресурсов, необходимых для реализации полезных инициатив Формирует систему анализа, внедрения и тиражирования передового опыта в своем подразделении Модель компетенций ОАО «РЖД»: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
Слайд 16
16 Модель компетенций 5К+Л Рабочие и специалисты. Уровень 4 Руководители. Уровень 3. Руководители. Уровень 2. Руководители. Уровень 1. Лидерство Способность к лидерству Воодушевляет и мобилизует коллег на достижение результатов Активно вовлекает коллег в обсуждение и решение вопросов, требующих их участия Берет на себя роль организатора совместных усилий по достижению результата Лидерство как стиль руководства Воодушевляет и мобилизует окружающих на достижение результатов, значимых для Компании Активно вовлекает коллег в обсуждение и решение вопросов, требующих их участия Эффективно организует и регламентирует работу коллег в совместном взаимодействии и при принятии общих решений Умеет убеждать, мотивировать и оказывать влияние без использования административного давления Модель компетенций ОАО «РЖД»: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
Последний слайд презентации: Корпоративные компетенции ОАО «РЖД»: Шкала оценки компетенций
17 Шкала оценки компетенций Балл количественное значение уровня Название уровня Содержательное описание уровня 3 Превосходит ожидания В дополнение к уровню 2: Добивается успеха, применяя компетенцию для решения особо сложных задач. 2 Соответствует ожиданиям Успешно применяет компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач. Все элементы компетенции проявляются стабильно и систематически. 1 Требуются улучшения Успешно использует компетенцию для решения только стандартных, простых рабочих задач. Проявляя компетенцию для решения новых задач, добивается лишь частичного успеха. Элементы компетенции проявляются нестабильно, от случая к случаю. 0 Не соответствует ожиданиям Не использует компетенцию в своей работе. Проявляет поведение обратное тому, которое описано в компетенции.