Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте — презентация
logo
Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • 1.Политические идеи Древнего Востока.
  • Социально-политическая мысль Древней Индии:
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Социально-политическая мысль Древнего Китая
  • 2. Политические учения Древней Греции и Рима.
  • Политические идеи Платона:
  • Политические взгляды Аристотеля:
  • Политические идеи периода эллинизма и Др.Рима :
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • 3.Политические учения Средневековья и Возрождения.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Характерные черты политической мысли эпохи Возрождения:
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • 5. Политические учения Нового времени и Просвещения.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • 6.Современные политические учения.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
  • Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте.
1/27

План лекции 1.Политические идеи Древнего Востока. 2. Политические учения Древней Греции и Рима. 3.Политические учения Средневековья и Возрождения. 5. Политические учения Нового времени и Просвещения. 6.Современные политические учения.

Изображение слайда

В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и Западе восходит к мифологическим истокам. Космос в отличие от хаоса упорядочен благодаря присутствию и усилиям богов. Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей.

Изображение слайда

Слайд 3: Социально-политическая мысль Древней Индии:

1. Брахманизм : мировой закон (рита) определяет строение общества, место, роль и положение (в том числе и правовое) различных варн. Все варны и их члены должны следовать божественно предустановленной для них дхарме закону, долгу, правилу поведения («Законы Ману»).

Изображение слайда

Слайд 4

2. Буддизм : отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Равнодушие к реальным политико-правовым явлениям. 3. Трактат «Артхашастра» ( IV - III в. до н.э.)- полезность как ведущий принцип политических действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти, целям сохранения системы варн.

Изображение слайда

Слайд 5: Социально-политическая мысль Древнего Китая

Конфуцианство : государство – это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Основной регулятор поведения в государстве - мораль, а главная цель государственной политики – воспитание хороших нравов. Легизм (законники) - нравственное воспитание людей недостаточно, главный акцент- на строгие законы и суровые наказания.

Изображение слайда

Выдающуюся роль в истории формирования политических учений сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершен переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально логическому способу его познания и объяснения.

Изображение слайда

1)естественное происхождение государства; 2)залог стабильности государства - разделение труда по склонности души; 3) в государстве должно быть три сословия: правители-философы, охранники-стражники и работники (землевладельцы и ремесленники) 4)переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Изображение слайда

Слайд 8: Политические взгляды Аристотеля:

1) человек - политическое существо; 2)классификация форм государственного устройства по числу властвующих; 3) правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, цель- общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, цель – корыстные интересы власть имущих; 5)залог стабильности государства - большой слой средне обеспеченных граждан; 6)идея верховенства закона.

Изображение слайда

Слайд 9: Политические идеи периода эллинизма и Др.Рима :

Эпикур: главная цель государственной власти – в обеспечении взаимной безопасности людей. Стоицизм: государство-это естественное объединение людей, а не искусственное, условное, договорное образование. Космополитизм человек – гражданин вселенной.Идея смешанного правления.

Изображение слайда

Слайд 10

Полибий: циклический характер смены форм государства: монархии, тирании аристократии, олигархии, демократии, охлократии. Цицерон : республиканский принцип построения государства, основы теории правового государства.

Изображение слайда

Слайд 11: 3.Политические учения Средневековья и Возрождения

Особенности политической мысли Средневековья: 1) господство католической церкви в духовной жизни; 2) социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей; 3)обоснование теологической теории политической власти.

Изображение слайда

Слайд 12

Аврелий Августин - все социальные, государственные и правовые институты появились вследствие греховности человека. Все люди деляется на 2 разряда: живущие по законам плоти (Град земной) и по законам духа (Град Божий). Фома Аквинский - признавал естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Сущность власти - отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

Изображение слайда

Слайд 13: Характерные черты политической мысли эпохи Возрождения:

1)освобождение политической науки от теологии; 2)развитие гуманистических начал в политической теории; 3)анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

Изображение слайда

Слайд 14

Н. Макиавелли: 1) впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; 2)в основе политического поведения человека – выгода, интерес, сила; 3) для достижения своих целей в политике все средства хороши; 4) политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

Изображение слайда

Слайд 15

Родоначальники социалистической идеологии Томас Мор и Томмазо Кампанелла: государство без частной собственности, на принципах гуманизма, свободы, равенства, социальной справедливости.

Изображение слайда

Слайд 16: 5. Политические учения Нового времени и Просвещения

Характерные черты политической мысли Нового времени и Просвещения: Формирование либеральной политической идеологии; 2) Обоснование необходимости разделения властей; 3) Анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; 4) Формирование концепции прав человека и гражданина.

Изображение слайда

Слайд 17

Томас Гоббс: догосударственное состояние человека характеризуется «войной всех против всех», государство возникло в результате общественного договора; сторонник сильного государства в форме абсолютной монархии с полным контролем власти над обществом. Джон Локк: основоположник либерализма. Развивал идеи договорного происхождения государства, естественного права, народного суверенитета, выделил законодательную и исполнительную власти.

Изображение слайда

Слайд 18

Шарль Луи Монтескье: верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Франсуа Мари Аруэ Вольтер – сторонник «просвещенного» абсолютизма. Главные социально-политические и правовые принципы - свобода, собственность, законность, гуманность. Ж. Ж. Руссо: 1) главное зло - частная собственность; 2) первым разграничил государство и гражданское общество; 3) доказывал необходимость прямого народного правления.

Изображение слайда

Слайд 19

И.Кант – государство – это объединение многих людей, подчиненных правовым законам. Ф.Гегель - заложил теоретические основы концепции гражданского общества, которое характеризуется системой потребностей и правосудием, основывается на частной собственности и общем равенстве. Главная функция гражданского общества - защита свободы и частных интересов граждан.

Изображение слайда

Слайд 20

К.Маркс, Ф.Энгельс: 1) государство не существовало вечно; 2) государство – орудие господствующего класса; 3) в результате классовой борьбы между основными антагонистическими классами (буржуазией и пролетариатом) будет совершена социальная революция, в процессе которой будет ликвидирована частная собственность, государство отомрет и будет установлено самоуправление народа.

Изображение слайда

Слайд 21

Ф. Ницше: движущая сила общественного развития – это волевое устремление к власти. А. де Токвиль: теория демократии Нового времени. Демократия – это общемировая тенденция. Ее преимущества: способствует благополучию наибольшего числа граждан. Недостатки: эгоизм, политическая апатия граждан, растущее безразличие к общественным проблемам.

Изображение слайда

Слайд 22: 6.Современные политические учения

Макс Вебер: государство есть такое отношение господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие как средство. Гаэтано Моска: концепция нового политического класса – правящего меньшинства, которая стремится узаконить и рационализировать свое господство. Два типа элиты: аристократическая, или закрытая, и демократическая, или открытая,

Изображение слайда

Слайд 23

Вильфредо Парето: закон циркуляции элит. «Элита львов» - сила как средство удержания власти ; «элита лис» - власть посредством убеждения. Р. Михельс – теория олигархизации власти. «Железный закон олигархии » - правящее меньшинство существует в любой организации и имеет власть над большинством.

Изображение слайда

Слайд 24

Йозеф Шумпетер – новая теория демократии («элитарная демократия»). 1). Политика - продолжение и отражение экономики; 2) Политический процесс похож на рыночный: избиратели - те, кто предъявляют требования, политики и бюрократы - те, кто эти требования удовлетворяют.

Изображение слайда

Слайд 25

Даль Роберт Алан: плюралистическая теория демократии (полиархия). Полиархия - особый тип режима правления в современном обществе (отличается от демократии). О собенности: относительно высокая терпимость к оппозиции; 2) относительно широкие возможности влияния на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами.

Изображение слайда

Слайд 26

Теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер): демократическая система политической власти еще не существует в полном объем е, необходимо добиваться всеобщего эффективного вовлечения масс в процесс принятия политических решений.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция 2. Развитие политической мысли в мировом контексте

1)футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон); 2)концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский); 3)концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда); 4)концепция национального интереса (Г. Моргентау); 5)теория элитарной демократии; 6)силовая концепция власти.

Изображение слайда

Похожие презентации