Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и — презентация
logo
Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и
  • Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и средневековая картины мира. Физические картины мира в синтезе знаний: механическая,
  • Системное видение мира
  • Концепция системного подхода
  • «Научиться»системному подходу можно, если
  • Системный подход исследователя
  • Дальнейшие действия исследователя
  • Что такое система?
  • Основные положения, имеющие отношение к системам:
  • С самого зарождения науки ученые постоянно стремились свести более сложные явления к более простым и построить общую картину мира, основанную на небольшом
  • С XVII по XIX вв. большинство ученых вдохновлялось идеалом механической картины мира:
  • Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и
  • В других науках:
  • Античная картина мира
  • Изображение картины мира в эпоху античности
  • Взгляды на строение мира в Древнем Востоке
  • Древняя Греция
  • Гераклид Эфесский
  • Пифогор Самосский
  • Евдокс Книдский
  • Математическая программа Пифагора-Платона
  • Геоцентрическая система мира
  • Гелиоцентрическая система мира
  • Картина мира в Древнем Египте
  • Древний Китай
  • Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и
  • Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и
  • Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и
  • Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и
  • Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и
  • Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и
1/30

Системный подход в видение мира- междисциплинарное научное направление, изучающее объекты любой физической природы как системы. Это - методология познания частей на основании целого и целостности в отличие от классического подхода,ориентированного на познание целого через части. В первую очередь классической методологии придерживаются сегодня практически все естественные науки. Органиченность классической методологии - от части к целому – ведет к серьезным проблемам в дальнейшем развитии этих наук.

Изображение слайда

Слайд 3: Концепция системного подхода

изучение (познание - анализ) некоторой системы необходимо проводить не только, изучая его части, а и в обратном»направлении, - определив основные свойства системы как ЦЕЛОГО; интерпретировать функционирование и развитие ее частей (подсистем) с точки зрения системы в целом. Концепция системного подхода

Изображение слайда

Слайд 5: Системный подход исследователя

Модель объекта, среды

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 7: Что такое система?

Система представляет из себя совокупность целостных элементов, находящихся между собой в связях и отношениях и образующих новое качественное единство. Целостность - особое системное свойство, позволяющее выделить систему и все к ней принадлежащее из остального мира, свойство, которого не имеет ни одна часть системы при любом способе членения. В этом свойстве – уникальность системы.

Изображение слайда

Слайд 8: Основные положения, имеющие отношение к системам:

система упорядочена и состоит из взаимосвязанных частей; каждая часть тоже может быть системой ("подсистемой") и выполнять определенные функции в системе; изъятие любой части из системы делает ее другой, непохожей на исходную; части системы могут быть одинаковыми или различными; часть внутри системы - это одно, вне системы - уже другое: изъятие из системы и перенос в другую систему изменяет свойства части. система навязывает каждой из своих частей определенные функции и ограничивает свойства так, что проявляются только те, которые нужны системе. "Вредные" свойства частей подавляются. Все это осуществляется при помощи внутренних связей; делить на части (членить) систему можно различным образом.

Изображение слайда

Слайд 9: С самого зарождения науки ученые постоянно стремились свести более сложные явления к более простым и построить общую картину мира, основанную на небольшом количестве простых исходных принципов

В античности: Пифагор полагал, что мир представляет собой гармонию чисел; Демокрит видел мироздание как движение атомов в пустоте; Аристотелю мир представлялся подобным организму. Попытки построения целостных картин мира, основанных на небольшом количестве исходных принципов, энергично осуществлялись в науке всегда.

Изображение слайда

Слайд 10: С XVII по XIX вв. большинство ученых вдохновлялось идеалом механической картины мира:

все явления неживой природы происходят в ньютоновских пространстве и времени и представляют собой результат действующих с необходимостью сил, приложенных к некоторым элементарным объектам. Трудности построения такой картины мира, с которыми столкнулась физика в начале XX в, привели, как известно, к попыткам: — с одной стороны, построения единой физической картины мира на базе электродинамики, — с другой стороны, построения универсальной вероятностной физической картины мира.

Изображение слайда

Слайд 11

Сегодня ученые стремятся построить единую физическую картину мира, в фундаменте которой лежат: — синтез релятивистских и квантовых идей; — идеи возможности построения единой теории всех фундаментальных взаимодействий.

Изображение слайда

Слайд 12: В других науках:

В XX в. мы видим, что: — математики стремятся построить все их колоссально разросшееся здание на единой основе теории множеств; — биологи огромные усилия тратят на то, чтобы построить целостную теоретическую биологию, основные принципы которой предполагают выявить в исследованиях современной молекулярной биологии, генетике, синтетической теории эволюции.

Изображение слайда

Слайд 13: Античная картина мира

Основывалась на : повседневных наблюдениях за движением небесных светил; за суточными и годичными циклами жизни людей, животных и растений; за ритмом общественной и личной жизни. Великими достижениями древности были изобретение: колеса и колесного транспорта; паруса и весел; лука и стрел; овладение земледелием и умением использовать огонь для бытовых и производственных нужд

Изображение слайда

Слайд 14: Изображение картины мира в эпоху античности

Изображение слайда

Слайд 15: Взгляды на строение мира в Древнем Востоке

В Вавилоне сложились взгляды, согласно которым Земля имеет вид выпуклого острова, окруженного океаном; внутри Земли будто бы находится "царство мертвых»; Небо — это твердый купол, опирающийся на земную поверхность и отделяющий "нижние воды" (океан, омывающий земной остров) от "верхних" (дождевых) вод; на этом куполе закреплены небесные светила, над небом будто бы живут боги; Солнце восходит утром, выходя из восточных ворот, и заходит через западные ворота, а ночью оно движется под Землей.

Изображение слайда

Слайд 16: Древняя Греция

В VI в. до н. э. по их представлениям Вселенная и Земля произошли от некоторого первичного элемента, т. е. укрепилась идея о материальной первооснове всех вещей: Фалес Милетский считал, что это вода; Анаксимен — воздух, Анаксимандр — (неопределенное начало), Гераклит Эфесский — огонь.

Изображение слайда

Слайд 17: Гераклид Эфесский

Одним из выдающихся древнегреческих мыслителей был Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н. э.). Ему принадлежат слова: "Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим...". Гераклит выдвинул замечательный принцип вечной изменчивости материи, идею о вечном обмене веществ между небом и Землей.

Изображение слайда

Слайд 18: Пифогор Самосский

Пифагор Самосский (ок. 570-500 гг. до н. э.) высказал мысль о том, что Вселенная имеет вид концентрических, вложенных друг в друга прозрачных хрустальных сфер, к которым будто бы прикреплены планеты. В центре мира в этой модели помещалась Земля, вокруг нее вращались сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. Дальше всех находилась сфера неподвижных звезд.

Изображение слайда

Слайд 19: Евдокс Книдский

Первую теорию строения мира, объясняющую прямое и попятное движение планет, создал греческий философ Евдокс Книдский (ок. 408—355 гг. до н. э.). Он предположил, что у каждой планеты имеется не одна, а несколько сфер, скрепленных друг с другом. Одна из этих сфер совершает один оборот в сутки вокруг оси небесной сферы по направлению с востока на запад. Время обращения другой (в обратную сторону) предполагалось равным периоду обращения планеты. Тем самым объяснялось видимое движение планеты вдоль эклиптики. При этом предполагалось, что ось второй сферы наклонена к оси первой под определенным углом. Комбинация с этими сферами позволяла объяснить попятное движение планеты и ее наклонное движение по отношению к эклиптике. Все особенности движения Солнца и Луны объяснялись с помощью трех сфер. Звезды Евдокс разместил на одной сфере, вмещающей в себя все остальные. Таким образом, все видимое движение небесных светил Евдокс свел к вращению 27 сфер.

Изображение слайда

Слайд 20: Математическая программа Пифагора-Платона

Платон (427-347 гг. до н. э.) полагал, что основой мира являются огонь, воздух, вода, земля. Пифагор и его последователи высказали мысль о шарообразности Земли: Земля — сфера, подобная самой себе во всех направлениях: она не имеет ни верха, ни низа. Пифагор также обратил внимание на то, что Солнце совершает полный оборот в течение года по эклиптике в направлении, противоположном суточному вращению звездного неба, которое представлялось сферой, окружающей Землю.

Изображение слайда

Слайд 21: Геоцентрическая система мира

Она связывается с именем Птолемея и продержалась до XVI в. Платон высказал предположение, что Земля находится в центре мира, что вокруг нее обращаются Луна, Солнце, далее — утренняя звезда Венера, звезда Гермеса (Меркурий), звезды Ареса, Зевса и Кронуса (Марс, Юпитер и Сатурн). У Платона впервые встречаются названия планет по имени богов, полностью совпадающие с вавилонскими. Представления о равномерном, круговом, совершенно правильном движении небесных тел высказал также Платон. Он впервые сформулировал задачу: найти, с помощью каких равномерных и правильных круговых движений можно "спасти явления, представляемые планетами". Другими словами, Платон ставил задачу построить геометрическую модель мира, в центре которой должна была находиться Земля.

Изображение слайда

Слайд 22: Гелиоцентрическая система мира

Николая Коперника создал гелиоцентрическую систему мира. В ее основе лежали следующие утверждения: В центре мира находится Солнце. Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении и вращаются вокруг одного из своих диаметров. Это движение происходит по круговым орбитам. Оно является равномерным, т. е. скорости движения планет по круговым орбитам постоянны.

Изображение слайда

Слайд 23: Картина мира в Древнем Египте

Вселенная древних египтян имеет: вид большой долины, вытянутой с севера на юг, в центре ее находится Египет; небо уподоблялось большой железной крыше, которая поддерживается на столбах, на ней в виде светильников подвешены звезды. Вместе с тем египетские жрецы за 4000 лет до н. э. знали довольно хорошо продолжительность солнечного года, который у них состоял из 360 суток, разделенных на 12 месяцев. А 2000 лет до н. э. они уточнили календарный год до 365 суток. Их солнечный календарь послужил основой для построения юлианского календаря.

Изображение слайда

Слайд 24: Древний Китай

В Древнем Китае существовало представление, согласно которому: Земля имеет форму плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо; разъяренный дракон будто бы согнул центральный столб, вследствие чего Земля наклонилась к востоку. Поэтому все реки в Китае текут на восток; небо наклонилось на запад, поэтому все небесные светила движутся с востока на запад. Однако, из китайских летописей мы узнаем, что видимое движение Солнца и Луны и периодическая повторяемость затмений уже известны там за 3000 лет до н. э.

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26

Изображение слайда

Слайд 27

Изображение слайда

Слайд 28

Изображение слайда

Слайд 29

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и

Изображение слайда

Похожие презентации