История развития естествознания — презентация
logo
История развития естествознания
  • История развития естествознания
  • Научная картина мира
  • Этапы развития естествознания
  • Этапы развития естествознания
  • Этапы развития естествознания
  • Первая, древняя, преднаучная картина мира
  • История развития естествознания
  • Натурфилософия – это философия природы или создание наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее.
  • Представители натурфилософии – натурфилософы милетской школы
  • Научные программы античности
  • Представители натурфилософии
  • Пантеизм
  • Циклизм
  • Рождение логики
  • Этапы развития естествознания
  • Черты науки в Средние века
  • II -я картина мира – классическое естествознание
  • Этапы развития естествознания
  • Упадок натурфилософии
  • Упадок натурфилософии
  • Механицизм (17-18 век) Мироздание – грандиозный, неживой и неразумный механизм (часовой механизм), действующий по законам механики И.Ньютона
  • Стационарность мира
  • Деизм (Бог)
  • Наука XVIII века
  • Наука XVIII века
  • Наука XVIII века
  • Этапы развития естествознания
  • III -я современная научная картина мира Неклассическая (Эйнштейновская) – XX в.
  • История развития естествознания
  • История развития естествознания
  • Этапы развития естествознания
  • Постнеклассическая наука
  • Постнеклассическая наука
  • Постнеклассическая наука
  • История развития естествознания
1/35

Первый слайд презентации: История развития естествознания

КСЕ I курс

Изображение слайда

Множество теорий описывающих природную реальность создают научную картину мира – целостную систему представлений о наиболее общих принципах и законах устройства Вселенной Есть три научные картины мира: преднаучная механистическая эволюционная

Изображение слайда

Мифология Натурфилософия Схоластика Механическое естествознание Классическое естествознание Современное естествознание

Изображение слайда

Период Название этапа и основные достижения 4-1 тыс. до н.э. Мифология Мифологическое осмысление явлений природы на основе религиозного верования и постепенный переход к философскому толкованию мифов(мыслители Китая, Индии, Египта, Вавилонии) Достижения: в астрономии – наблюдение за движением Луны, Солнца и звезд, построение календаря; в математике – начало создания алгебры и геометрии 1

Изображение слайда

Слайд 5: Этапы развития естествознания

Период Название этапа и основные достижения 6-4 в. до н.э. – 5 в. н.э. Натурфилософия Единая нерасчлененная наука, складывалась из общефилософских положений о мире и высказываний о различных конкретных явлениях природы. Она имела умозрительный характер, мало связана с решением практических задач (Древняя Греция, Древний Рим) Достижения: переход от неупорядоченного, мифологического знания к системе логических доказательств, обоснованных выводов и аргументированной систематизации знаний (Фалес, Платон, Аристотель, Демокрит) 2

Изображение слайда

Слайд 6: Первая, древняя, преднаучная картина мира

Геоцентризм ( автор Аристотель ) – мир огромная, но не бесконечная сфера, имеющая центр (главная точка отсчета, начало всех координат) - Землю. Она неподвижна, а все остальные объекты мира Солнце, звезды движутся вокруг нее.

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8: Натурфилософия – это философия природы или создание наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее

Она пытается увидеть мир весь, целиком, не разбивая его на части. Это была единая наука. Ее интересовало движение небесных тел, устройство Земли, жизнь растений и животных и др. Ею занимались натурфилософы или философы. Картина мира – вымышленная (минимальное сходство с реальностью), но красивая и величественная – живописное полотно. Натурфилософия – это философия природы или создание наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее.

Изображение слайда

Слайд 9: Представители натурфилософии – натурфилософы милетской школы

Фалес общая основа (первоначало) – вода, все остальное ее порождение или модификации Анаксимандр воздух – все вещи происходят путем сгущения или разрежения (самый разреженный – огонь, самый густой – камень) Анаксимен неопределенность (включает все стихии в себя и называется беспредельным)

Изображение слайда

Слайд 10: Научные программы античности

Первая научная программа античности – математическая (Пифагор и Платон). Космос состоит из первоначальных сущностей – чисел. По Платону космос - мира идеальных сущностей (Солнце, звезды, планеты) Вторая научная программа античности – атомистическая (Левкипп и Демокрит). Мир состоит из атомов и пустоты. Третья – первая научная картина мира – континуальная (Аристотель). Космос непрерывен - «Природа не терпит пустоты».

Изображение слайда

Слайд 11: Представители натурфилософии

Система эпициклов и деферентов александрийского астронома Клавдия Птолемея (1-2 вв. н.э.) Заложение основ математической физики, статики (понятие центра тяжести тел; закона рычага), и гидростатики Архимедом (3 в. до н.э.)

Изображение слайда

Слайд 12: Пантеизм

(все бог) – всеобожествленность – некое духовное или разумное начало Вселенной (Мировой разум, Душа Вселенной) У Пифагора – число, у Гераклита - Логос, у Аристотеля – ум. Оно находится везде и во всем и нигде конкретно. Это начало ниоткуда не взялось и никуда не может деться. Оно делает мир гармоничным, красивым, упорядоченным. У любого предмета – есть душа (мир - живой и разумный механизм, подобный человеку). Вселенная – макрокосмос, человек – микрокосмос. Единство человека и всего что его окружает. Было бережное отношение к окружающей природе. Пантеизм

Изображение слайда

Слайд 13: Циклизм

Мироздание – грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов. (Все вечно повторяется, проходя одни и те же этапы) Гераклит – движение есть единственно возможный способ существования мира Демокрит – мир состоит из атомов, носящихся в пустоте, мир распадается на них и опять из них собирается.

Изображение слайда

Слайд 14: Рождение логики

Наука изучает формы человеческого мышления (как мы мыслим) (Возникла в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Автор Аристотель.). Где нет логики - там нет научного знания. Три формы мышления : Понятие – обозначение предмета, выраженное словом (планета) Суждение – высказывание о предмете, в кот. Что-то утверждается или отрицается (все цветы - растения) Умозаключение- выведение нового суждения из нескольких исходных (все люди смертны, Сократ- человек, Сократ - смертен)

Изображение слайда

Слайд 15: Этапы развития естествознания

П. Название этапа и основные достижения 6-15 в.в Схоластика Религиозно-философские учения с утверждением, что вера выше разума, но с рационалистической методикой. В Европе имеет резкое усиление влияния церкви на всю духовную жизнь общества. Центр научной мысли перемещается на Восток. Достижения: в астрономии – наблюдение солнечных и лунных затмений, создание новых астрономических карт; в математике и особенно тригонометрии; в философии и медицине, алхимии (Омар Хайям и др.) 3

Изображение слайда

Слайд 16: Черты науки в Средние века

Теоцентризм – Бог есть единственная подлинная реальность Иерархизм бытия – вода и земля служат растениям, те служат скоту. Все вещи мира служат человеку, а тот – Богу. Наука носила служебный характер (иллюстрировала истины Священного писания) и использовалась для решения практических задач Развивались астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия.

Изображение слайда

Слайд 17: II -я картина мира – классическое естествознание

Классическое (16-17 в.) – основное, образцовое, эталонное Первая глобальная научная революция 16-17 веков (смена геоцентризма на гелиоцентризм) Представители: Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Рене Декарт, Исаак Ньютон. Центр мироздания – неподвижное Солнце, а планеты вместе с Землей совершают петлеобразные движения вокруг Солнца. Это был удар по религиозным средневековым представлениям.

Изображение слайда

Слайд 18: Этапы развития естествознания

П Название этапа и основные достижения 16-17 вв. Механическое естествознание Создание гелиоцентрической системы мира Н. Коперник) и учения о множественности миров и бесконечности Вселенной (Дж. Бруно) Становление экспериментального естествознания Создание классической механики и механистической картины мира (Г.Галилей, И.Ньютон и др.) 4

Изображение слайда

Слайд 19: Упадок натурфилософии

Научная специализация (дифференциация наук) делает науку более точной, эффективной, но сухой и безжизненной Использование языка математики (форма, величина, масса, движение – количественные характеристики земных тел) Экспериментальный метод (против натурфилософского умозрения) – умозрения подтверждались или опровергались экспериментом: Он может изучать объект в «очищенном виде»

Изображение слайда

Слайд 20: Упадок натурфилософии

Могут создаваться искусственные условия (температура, влажность и др.) Воспроизводимость экперимента Экспериментатор может вмешиваться и активно влиять на протекание эксперимента

Изображение слайда

Слайд 21: Механицизм (17-18 век) Мироздание – грандиозный, неживой и неразумный механизм (часовой механизм), действующий по законам механики И.Ньютона

(мироздание – это физические тела и механические силы, действующие между ними) Началась активная наступательная деятельность человека по отношению к природе (завоевание, покорение, преобразование). Отказ от признания качественной специфики жизни и живого. Ламетри (фран. фил.) считал человека сложным неодушевленным механизмом, Декарт – животные – автоматы, механические роботы.

Изображение слайда

Слайд 22: Стационарность мира

Мироздание неподвижно. Вселенная – грандиозный механизм, существует по неизменным законам и создан Богом. Он совершенен и не может ни сломаться, ни испортиться. Поэтому неизменен и существует всегда в одном и том же виде. Открыв все механические законы, по кот. устроена Вселенная можно создать законченную картину мира, а знания о мире исчерпывающими, завершенными, абсолютными. Реальный мир можно сравнить с черно-белой фотографией (сходство с реальностью, но неинтересная статичность)

Изображение слайда

Слайд 23: Деизм (Бог)

Мир создан Богом, но после его создания самоустранился. Мир существует сам по себе и управляется своими естественными законами. Мир, управляемый вечными и неизменными механическими законами самодостаточен, и Бог для контроля не нужен.

Изображение слайда

Слайд 24: Наука XVIII века

В механике все процессы и явления объясняются действием приложенных к ним сил. Носителями этих сил были невесомые «материи» Теория теплорода – особая жидкость, обеспечивающая теплоту тела Электрические и магнитные явления объяснились существованием «электрических и магнитных жидкостей» Корпускулярная теория света – поток световых частиц (И. Ньютон)

Изображение слайда

Слайд 25: Наука XVIII века

В химии Роберт Бойль положил начало современному представлению о химическом элементе как о «простом теле»; эти частицы могут связываться друг с другом, образуя кластеры (сегодня это молекулы) Теория флогистона – благодаря ей обеспечивается горючесть тел. Все горючие тела содержат флогистон, он при горении исчезает Открытие А. Лавуазье кислорода и кислородной теории горения

Изображение слайда

Слайд 26: Наука XVIII века

Биология стремится к классификации и систематизации, поиску биологического «атома», лежащего в основе всего живого. Карл Линней создал первую научную классификацию видов, описав более 10 тыс. видов растений и 4 тыс видов животных.

Изображение слайда

Слайд 27: Этапы развития естествознания

19 в. Классическое естествознание Создание термодинамики и основ статистичес-кой физики (У. Томсон, Р. Клаузиус, Л.Больцман) Создание теории электромагнетизма (М. Фарадей, Дж. Максвелл) Создание периодической системы элементов (Д.И.Менделеев) Создание теории эволюции биологических систем (Ж.-Б.Ламарк, Ч. Дарвин) Открытие клеточного строения организмов (М. Шлейден, Т. Шван) Открытие радиоактивности (А.Беккерель, П.Кюри Открытие электрона (Дж. Томсон) 5

Изображение слайда

Слайд 28: III -я современная научная картина мира Неклассическая (Эйнштейновская) – XX в

Вторая глобальная научная революция конец XIX – начало XX вв. Релятивизм - относительный – во Вселенной вообще нет центра. Все системы отсчета во Вселенной равноправны. Вселенная – искривленное и замкнутое трехмерное пространство, безгранична, но не бесконечна. Математизация естествознания (изучая объекты микромира) Антимеханицизм –механические взаимодействия – это следствие более глубоких фундаментальных взаимодействий

Изображение слайда

Слайд 29

Глобальный эволюционизм – все существующее – есть результат длительной эволюции, грандиозного мирового развития– от физического вакуума до высокоразвитых форм жизни- человека Мир – цветная кинолента, каждый кадр – определенный этап в эволюции Вселенной. Завершенную картину мира не удастся создать никогда, за вечным изменением мира, меняются наши представления о нем. Представления о неисчерпаемости материи вглубь (нет конечного предела делимости материи) Мир – совокупность разноуровневых систем, находящихся в состоянии иерархической соподчиненности. На каждом уровне организации материи действуют свои закономерности Интеграция науки. Системно-целостное рассмотрение предметов и явлений объективного мира.

Изображение слайда

Слайд 30

Вероятностный детерминизм, сделавший случайность фундаментом нашего мира Невозможность получения абсолютной истины. Истина считается относительной, существует во множестве теорий, каждая из которых изучает свой срез реальности Антропный принцип – познающий человек смотрит на мир не как сторонний наблюдатель, а как его неотъемлемая часть. Объект и субъект познания неотделимы друг от друга. Человеческая природа накладывает на познание ограничение. Человек накладывает свой отпечаток на образ мира так же, как наличие приборов и инструментов изменяет результаты исследования.

Изображение слайда

Слайд 31: Этапы развития естествознания

20-21 вв Современное естествознание Создание квантовой теории света и вещества (М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг, Э. Шредингер) Создание специальной и общей теории относительности (А. Эйнштейн, Х. Лоренц, А. Пуанкаре) Открытие и систематизация элементарных частиц (Э. Резерфорд, Дж. Цвейг, М. Гелл-Ман) Создание теории эволюции Вселенной (А. Фридман, Э. Хаббл, Г. Гамов, А. Линде) Открытие структуры молекулы ДНК и генетического кода (Д. Уотсон, Ф. Крик, Г. Гамов, М. Ниренберг) 6

Изображение слайда

Слайд 32: Постнеклассическая наука

Наука должна осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие всех сфер человеческой деятельности и культуры – религия, философия, искусство и др. Наука должна осознать невозможность построения полной научной картины мира, она должна будет включить элементы субъективности в объективное знание или пустить в эту картину мира человека.

Изображение слайда

Слайд 33: Постнеклассическая наука

Комплексность – стирание граней между обособленными естественными, общественными и техническими науками. Распространение методов естествознания в общественные и гуманитарные науки, и наоборот. В будущем исследователь должен осознавать себя частью исследуемого мира.

Изображение слайда

Слайд 34: Постнеклассическая наука

Наука будущего должна быть ориентирована не на всеобщее материальное изобилие, не на безудержное развитие промышленности, а на моральную ответственность ученых за последствия сделанных открытий. Научные исследования будут основываться на системном подходе и глобальном эволюционизме; на представлении Вселенной, как системе, состоящей из разных иерархически подчиненных составляющих (подсистем).

Изображение слайда

Последний слайд презентации: История развития естествознания

Изображение слайда

Похожие презентации