Первый слайд презентации: Лекция № 5. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов и расходов
Учебные вопросы 1.Понятие, система, классификация доходов бюджетов 2.Понятие, виды, формы расходов бюджетов. а)Основная литература : Финансовое право России [Текст] : учебное пособие для бакалавров.( отв. ред. М. В. Карасева). 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 369 с. Ю. А. Крохина. Финансовое право России [Текст] : учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М. : НОРМА, 2007. - 688 с. Финансовое право [Текст] : учебник (отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко) 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2007. - 528 с. б) нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации (ст. 57. 71, 72, 104, 105, 132). Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.Часть 2. Раздел 2, 3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующая редакция) в) дополнительная литература: "Финансовое право: Учебник" (2-е издание, исправленное и дополненное) (отв. ред. С.В. Запольский) ("КОНТРАКТ", "Волтерс Клувер", 2011)§ 3,4. Статья: Налог как правовой феномен (Васянина Е.Л.) ("Налоги" (журнал), 2012, N 3) Статья: О казне как категории частного (гражданского) и публичного (финансового) права (Андреев Ю.Н.) ("Налоги" (журнал), 2012, N 3) "Бюджетное право: Учебник" (под ред. Н.А. Саттаровой) ("Деловой двор", 2009)Глава 4,5. Правовое регулирование доходов бюджетов "Муниципальное право: Учебное пособие" (2-е издание, переработанное и дополненное) (Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В.) ("Юстицинформ", 2009) § 3. Расходы и доходы местных бюджетов
Государственные доходы Как экономическая категория По материальному содержанию часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные денежные поступления в собственность и распоряжение государства в целях создания финансовой базы для выполнения его задач и функций. Финансовые ресурсы государства складываются из: дохода, создаваемого в государственном и муниципальном секторах хозяйства, в том числе получаемого от государственного и муниципального имущества и угодий; мобилизуемой государством в публичных целях части доходов некоммерческих организаций и части доходов населения.
ВИДЫ ДОХОДОВ По субъектам По источникам образования По объектам налогообложения По методам изъятия По условиям мобилизации и использования средств Доходы, поступающие от государственных предприятий и организаций Доходы, поступающие от населения Доходы, поступающие от негосударственных предприятий и организаций С имущества В зависимости от государственного устройства С дохода доходы местных бюджетов Доходы государственного бюджета Налоговые доходы Неналоговые виды доходов Возвратные Безвозвратные Возмездные Безвозмездные Общие от юридических лиц от физических лиц Целевые региональные бюджетные доходы
Слайд 4: Доходы бюджетов бюджетной системы РФ
Схема 3. Виды доходов бюджетов Понятие: поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (ст.6 БК РФ) Порядок формирования : формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст.39 БК РФ) Виды доходов бюджетов (ст. 41 п.1 БК РФ) Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления
Слайд 5: Налоговые доходы (ст.41 п.2 БК РФ)
доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: - федеральных налогов и сборов -налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами -региональных налогов -местных налогов Доходы от пеней и штрафов по налогам и сборам, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах Схема 4.Классификация налоговых доходов
Слайд 6: Неналоговые доходы (ст. 41 п. 3. БК РФ)
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности доходы от продажи имущества, (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; Схема 5. Классификация неналоговых доходов иные неналоговые доходы. ;
Слайд 7: Безвозмездные поступления (ст. 41 п.4. БК РФ)
дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования Схема 6. Классификация безвозмездных поступлений
Слайд 8: Понятие и виды межбюджетных трансфертов
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст.6 БК РФ). Виды: -Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (ст. 6 БК РФ). -Под субсидиями понимаются межбюджетные, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления. -Под субвенциями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств при выполнении полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Схема 7. Межбюджетные трансферты
Слайд 9: Государственные расходы — урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения денежными средствами, финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством в каждый данный период времени
Классификация расходов государства (муниципального образования): 1.По бюджетной классификации расходы подразделяются: - на функциональные; - ведомственные; - экономические и др. 2.По экономическому содержанию расходы подразделяются: - на текущие; - капитальные. 3.По участию в воспроизводстве общественного продукта расходы бывают связанные: - с материальным производством; - нематериальным производственным циклом. 4.По уровню управления расходы делятся по уровням бюджетной системы, принятой в государстве: - федеральные; - региональные; - местные. Схема 8. Классификация государственных расходов
Слайд 10
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ (ст. 21 БК РФ) Расходы на развитие производственной сферы Расходы на содержание и развитие непроизводственной сферы Жилищно- коммунальное хозяйство Нац. экономика Межбюджетные трансферты Охрана окружающей среды культура, кинемато- графия, СМИ Здраво охранение, физкультура и спорт Образование Социальная политика Общегосу- дарственные вопросы Нац.оборона, безопасность и правоохран. деятельность Схема 9. Виды государственных расходов
Слайд 11: Расходные обязательства РФ (Ст. 84 БК РФ)
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения ; заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений ) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения; заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями ; принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации. Схема 10. Условия возникновения расходных обязательств РФ
Слайд 12: Бюджетное финансирование — это урегулированное правовыми нормами предоставление государственных или муниципальных денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных законом (решением) о соответствующем бюджете
Основные принципы финансирования : плановости ; целенаправленности ; финансирования по мере выполнения работ и услуг ; соблюдения финансовой дисциплины ; безвозвратности и безвозмездности выделения основной части бюджетных средств. Схема 11. Бюджетное финансирование: сущность и принципы
Слайд 13: Виды бюджетных ассигнований (ст.69 БК РФ)
оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения ; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями ; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям ), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Схема 12. Основные виды бюджетных ассигнований
Последний слайд презентации: Лекция № 5. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов и: В системе бюджетных расходов бюджетные инвестиции связаны с вложением денежных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных (муниципальных) запасов и резервов
Бюджетные инвестиции согласно БК РФ существуют 2-х видов: 1.Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности. (ст.79) 2.Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями. (ст.80) Схема 13. Бюджетные инвестиции: сущность и виды