Первый слайд презентации: Лекция 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания
План История педагогики как наука и учебная дисциплина. Зарождение педагогического знания. Методологические подходы к истории развития педагогической мысли. Объект, предмет, функции и задачи истории педагогики.
Слайд 2
1. История педагогики как наука и учебная дисциплина История педагогики понимается в широком культурно-образовательном плане как фактор, без которого невозможно продуктивное решение современных проблем развития российского образования и педагогической науки. « История в основном является историей научных идей, и историк науки должен согласиться с тем, что идеи живут, что они могут быть неправильно поняты, могут быть отвергнуты, забыты, могут пережить себя и возродиться вновь » ( К. Поппер )
Слайд 3
История педагогики изучает историю образования (как целенаправленно организованного процесса развития человека, включающего в себя подсистемы воспитания и обучения) и педагогической мысли (как совокупности существующих в обществе идей, представлений, знаний об образовании). В истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем.
Слайд 4
История педагогики и образования как учебная дисциплина является неотъемлемой частью педагогического образования История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.
Слайд 5
2. Зарождение педагогического знания Концепции происхождения воспитания: Эволюционно-биологическая теория (Шарль Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас ). Представители данного направления считали, что воспитательную деятельность первобытного человека необходимо отождествить с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Социально-психологическая теория (Пауль Монро) объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражать взрослым. Трудовая теория (Карл Маркс, Фридрих Энгельс) согласно которой, происхождение воспитания связано с объективной потребностью первобытного человека передавать накопленный опыт подрастающему поколению в процессе трудовой деятельности.
Слайд 6
Периодизация историко-педагогического знания По широте охвата историко-педагогического процесса выделяют всемирную историю педагогики и историю педагогики отдельных стран, регионов (например, история русской педагогики и образования, история развития образования в регионе (например, история педагогики и образования республики Татарстан) и другие). По разделению всемирного историко-педагогического процесса на исторические эпохи изучают историю педагогики и образования первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. По отдельным областям педагогики рассматривают историю общей педагогики, историю развития высшего образования, историю развития профессионального образования и другие. По видам, уровням, отраслям образования выделяют историю общего и специального образования, начального, среднего, высшего, профессионально-технического, медицинского, военного образования и т. д.
Слайд 7
Традиции историко-педагогических исследований: - франко-германская традиция, для которой было характерно преобладание конкретно-педагогической проблематики, деполитизированность теоретических основ концептуальных разработок истории педагогики, нивелирования национально-центрированных факторов развития теории и практики образования; - англо-саксонская традиция характеризовалась недемаркированностью предметной области историко-педагогических исследований, аккумулированием в проблематике прикладных аспектов развития педагогической действительности, политизированностью теоретических основ концептуальных разработок истории педагогики, отрицанием глобальности историко-педагогического процесса.
Слайд 8
3. Методологические подходы к истории развития педагогической мысли «Рассуждение о методе» (Декарт) - четвёртое правило метода: «Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». «Правила для руководства ума» - VII Правило: «Чтобы придать науке полноту, надлежит все, что служит нашей цели, вместе и по отдельности обозреть в последовательном и нигде не прерывающемся движении мысли и охватить достаточной и упорядоченной нумерацией».
Слайд 9
Методологические подходы к рассмотрению педагогических объектов, явлений и процессов Антропологический подход (Б.М. Бим- Бад ) предполагает необходимость рассмотрения человека как базовой ценности. С позиции антропологического подхода необходимо придавать особое значение учету особенностей духовного и личностного развития человека согласно определенным условиям функционирования педагогической системы, актуализировать гуманистическую сущность развития целостного историко-педагогического процесса. Культурологический подход предполагает рассмотрение субъектов образовательного и воспитательного процесса как потребителей и носителей определенных культурных ценностей.
Слайд 10
Системный подход предполагает рассмотрение и изучение педагогических явлений, процессов, вопросов или проблем на трех уровнях. Первый уровень рассматривает педагогические вопросы или проблемы с позиции их целостности (как некой целостной системы). Второй уровень – это подробное, детальной рассмотрение структуры, всех входящих в систему элементов, выстраивание взаимосвязей между элементами системы и так далее. Третий уровень предусматривает детальное рассмотрение каждого отдельного элемента системы. Согласно парадигмальному подходу ( М.В. Богуславский) история науки представляет собой совокупность чередующихся эпизодов противостояний между различными научными сообществами.
Слайд 11
Цивилизационный подход (Г.Б. Корнетов ) рассматривает человека и ход всемирного историко-педагогического процесса в контексте мировой культуры и человеческой цивилизации. Синергетический подход позволяет рассматривать историко-педагогические процессы и явления как целостные системы, в структуре которых можно рассмотреть взаимосвязанные компоненты (элементы). Открытость систем предполагает возможность прослеживать связь с внешней средой, а также необходимость учитывать внутренние и внешние факторы, влияющие на изменение состояния рассматриваемых систем.
Слайд 12
Методы познания сущности историко-педагогического процесса Теоретический анализ историко-педагогических процессов и явлений Контент-анализ источников и сущности историко-педагогических проблем Метод исторического моделирования Метод аналогий Метод генерализации Компаративный метод Генетический метод Метабиографический метод Метод реконструкции Метод описания Метод объяснения
Слайд 13
4. Объект, предмет, функции и задачи истории педагогики Объектом истории педагогики является всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учетом особенностей их самостоятельной эволюции в самом широком социокультурном и антропологическом контексте. Предметом истории педагогики и образования является история развития (генезис) образования и педагогики как области научного знания ; историко-педагогический процесс как одновременно сосуществующие и развивающиеся во времени и в пространстве педагогическая теория и практика.
Слайд 14
История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции : актуализирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; определяет вектор развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; раскрывает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
Слайд 15
История педагогики образования как отрасль педагогики решает следующие научно-теоретические задачи : изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов; анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи; констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.
Слайд 16
. Взаимосвязь истории педагогики с другими научными дисциплинами Философия История общества История культуры Психология Теория обучения Теория воспитания История педагогики