Первый слайд презентации: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА «История и обществознание», для учителей, имеющих высшее и среднее специальное образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИОЛОГИЯ» Рогов Дмитрий Васильевич, доцент кафедры истории и социальных дисциплин ЛОИРО, к.и.н., доцент Санкт-Петербург, 201 5 rogov1962@mail.ru
Слайд 2: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ по направлению «СОЦИОЛОГИЯ» Раздел 1. Социология как наука и её место в социогуманитарном образовании Раздел 2. «Социологические знания в школьном обществоведческом образовании: содержательные и методологические аспекты»
Слайд 3: Результаты изучения курса
Предполагается, что в результате изучения курса слушатель должен: иметь представление: - о специфике социологии как науки и учебной дисциплины; - о социально-философских предпосылках социологии и основных классических и современных социологических теориях; знать: - сущность общества как социальной реальности и целостно саморегулирующейся системы; - основные социальные институты, группы и общности, их структуру и взаимосвязь; - основы социального взаимодействия, взаимозависимости экономики, социальных отношений и культуры, социальные аспекты развития рынка; - социологическое понимание личности, социального статуса и социальной роли; - механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов; - выявить основные проблемы стратификации российского общества, взаимоотношений социальных групп, общностей и этносов, - причины неравенства, маргинальности и бедности; - основные методы социологического исследования; уметь: - использовать полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности; - анализировать социальные процессы в современном российском обществе и определять их взаимозависимость с экономическими процессами; - проводить основные социологические исследования по различной проблематике. Результаты изучения курса
Слайд 4: Результаты изучения курса
Предполагается, что в результате изучения курса слушатель должен: уяснить: - содержательные и методологические аспекты социологических знаний, применяемых в школьном обществоведческом образовании на этапах подготовки молодёжи к гражданской жизни и социальным реалиям. Результаты изучения курса
Слайд 5: Социальная природа человека
Человек вне общества или бог или зверь. Аристотель Люди существуют друг для друга Марк Аврелий Человек принадлежит обществу. Принадлежит, но не весь. Фёдор Достоевский Человек двойственен: ему внутренне необходимо и быть частью чего-либо, и в то же время выделяться. Том Питерс Для человека окружающий его мир является как содержанием его сущности, так и границей его возможностей. Владимир Добреньков Изучая человека, можно очень много узнать об обществе, изучая общество, нельзя изучить человека. Айн Рэнд Опасность для современного человечества происходит не столько из его способности властвовать над физическими процессами, сколько из его неспособности разумно направлять процессы социальные. Конрад Лоренц Социальная природа человека
Слайд 6: ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ по направлению «СОЦИОЛОГИЯ» Раздел 1. Социология как наука и её место в социогуманитарном образовании Тема 1. Социология как наука. Теоретические положения. Структурные элементы социологии: понятие, объект и предмет познания социологии. Понятие «социального». 2. Место социологии в системе социогуманитарных наук. 3. Структура, уровни социологических знаний. 4. Содержание социологического знания: основные категории и законы социологии. 5. Функции и методы социологии. 6. Значение социологии и её роль в современных условиях.
Соци-о-логия греч. logos – слово, понятие, учение, наука Основные структурные элементы социологии как науки от лат. societas (социум) - общество учение о человеческом обществе Объект изучения Предмет изучения методы содержание функции категории закономерности ОБЩЕСТВО, социальная реальность философия, антропология, психология, политология, культурология, экология, правоведение, педагогика, история, этика, этнография, эстетика и др.
СОЦИОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. - ОБЩЕСТВО, - социальная реальность, - вся совокупность социальных свойств, связей и отношений. ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ
Слайд 9: Предмет социологии
Предмет социологии Огюст Конт : наука о позитивных законах общественного развития, из которых следуют практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. Энтони Гидденс : предметом являются социальные институты, возникшие в результате промышленных преобразований. Макс Вебер : наука, стремящаяся истолковать, понять социальное действие с позиции причинности его процесса и воздействия. Нейл Смелзер. Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Эмиль Дюркгейм предметом науки об обществе - социальные факты ( нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и идеи. Ковалевский Максим Максим. Социология – «наука о порядке, прогрессе человеческих обществ» Карл Маркс, Фридрих Энгельс- общество как социальная система и составляющие его структурные элементы: личности, социальные общности, социальные институты.
Слайд 10: Предмет социологии
Предмет социологии А. Кравченко : социология – система научного знания, излагающая основы устройства и тенденции поведения людей как больших социальных групп.. С. Фролов : социология – наука, изучающая структуру общества, а также социальные процессы. Г. Осипов : социология изучает общество как целостную организованную систему социальных связей и отношений, институтов, общественных групп, взаимодействующих друг с другом. Де-Роберти Е.В. Социология – это наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова В. Ядов : социология есть наука о становлении, развитии социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; о закономерностях массового поведения. В. Н. Шубкин Социология – зеркало общества, осмысление обществом самого себя.
Слайд 11: Социология как наука (объектно-предметный синтез)
Определение социологии как науки Социология – наука об обществе как целостной системе, социальных институтах, социальных процессах, социальных общностях, группах и личностях, их поведении, связях и отношениях. СОЦИОЛОГИЯ — это : наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; наука об осмысленных социальных действиях людей, их массовом поведении и социальных процессах; - наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом; наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений.
Слайд 12: Место социологии в системе наук
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХИМИЯ ФИЗИКА МАТЕМАТИКА АСТРОНОМИЯ ПРАВОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВА ФИЛОСОФИЯ ОТНОШЕНИЙ БИОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТИКА АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИЦИНА ЭКОНОМИКА ФИЛОСОФИЯ ДУШИ, «ЭГО», ЛИЧ
Слайд 13: Место социологии в системе наук
СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВО, социальная реальность ЭТИКА ЭТНОГРАФИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ смежные науки
Слайд 14: Структура социологических знаний (1вар.)
ПО УРОВНЯМ МАКРО - СОЦИОЛОГИЯ Практическая (эмпирическая ) Гендерная социология теоретическая Социология экономики ПО СФЕРАМ ПО ОБЛАСТЯМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РЕШАЕМЫМ ПРОБЛЕМАМ Социология политики Социология культуры пример МИКРО - СОЦИОЛОГИЯ фундаментальные исследования прикладные исследования социальная инженерия Социология образования Социология семьи Социология медицины Социология спорта Социология досуга Социология моды, труда, науки Социология права Социология села, города
Слайд 15: Структура социологических знаний
ПО УРОВНЯМ МАКРО - СОЦИОЛОГИЯ МИКРО - СОЦИОЛОГИЯ Уровень Элементы Примеры Межличностный Типовое взаимодействие (по правилам) Ролевое поведение Социальный статус Межличностные связи Игра в футбол Тренер — игрок Адвокат -собственник Студенты института Групповой Первичная группа Организация Групповое отношение Компания друзей Больница Труд — управление Социетальный Институт Социальный порядок Класс и слой Город и общность Религия Монархия Дворянство Москва Мировые системы Международные отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость ООН Гринпис Ислам Производство нефти пример
Слайд 16: Структура социологических знаний (1вар.)
ПО УРОВНЯМ МАКРО - СОЦИОЛОГИЯ Практическая (эмпирическая ) Гендерная социология теоретическая Социология экономики ПО СФЕРАМ ПО ОБЛАСТЯМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РЕШАЕМЫМ ПРОБЛЕМАМ Социология политики Социология культуры пример МИКРО - СОЦИОЛОГИЯ фундаментальные исследования прикладные исследования социальная инженерия Социология образования Социология семьи Социология медицины Социология спорта Социология досуга Социология моды, труда, науки Социология права Социология села, города
Слайд 17: Содержание социологических знаний
Раздел III. Общество как система и его характеристики 3.1. Общество как сложная динамичная система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Взаимосвязь сфер жизни общества. 3.2 Общество и природа, общество и культура: взаимосвязи и проблемы 3.3. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. 3.4. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 3.5. Целостность современного мира, его противоречия и угрозы. Глобальные проблемы человечества Понятие общественного прогресса Раздел VI. Человек в системе социальных отношений 6.1.Социальные отношения и взаимодействия в обществе. Межличностные отношения и их характер. 6.2.Социальная стратификация. Социальная мобильность и её виды 6.3.Многообразие социальных групп. Молодежь как особая социальная группа. 6.4. Социальные институты. Социальный статус и социальные роли: проблемы соответствия. 6.5. Социальные нормы и их виды 6.6. Социальный контроль и самоконтроль. Типология социальных санкций. 6.7. Отклоняющееся (девиантное) поведение: сущность, причины, типы, последствия. 6.8. Этнические общности. Межнациональные отношения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации. 6.9. Социальный конфликт и пути его разрешения 6.10. Семейно-брачные отношения. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития современной семьи. Государственная демографическая политика. 6.11. Социальные процессы в современной России: характер и особенности.
Слайд 18: Система категорий социологии
Научные категории (понятия, термины, дефиниции), используемые социологией общенаучные междисциплинарные собственные (специфические)
Слайд 19: Система категорий социологии
Научные категории (понятия, термины, дефиниции), используемые социологией «цивилизация», «общество», «население», «народ», «свобода», «культура», «прогресс», «развитие», «структура», «эволюция», «революция», «институт», «власть» общенаучные междисциплинарные собственные (специфические) «человек», «ценности», «индивид», «роль», «статус», «нормы», «поведение», «мотивация», «нация», «этнос», «молодёжь», «пол», «самоконтроль» «общность», «социум», «социализация», «стратификация» «девиантность», «делинквентность», «интеракция», «конфликт» «социальная группа», «социальная норма», «мобильность», « маргинальность», «семья»
Слайд 20: Законы и закономерности социологии
Закон рационального размещения населения на территории страны. Социальные ЗАКОНЫ Социальные ЗАКОНОМЕРНОСТИ Закон действует только при наличии определенных условий. Закон зависимости между уровнем благосостояния и рождаемостью Законы перемены труда Закон обратной зависимости между трудовой активностью женщин и рождаемостью. При этих условиях закон проявляется всегда без каких-либо исключений. Условия, при которых действует социальный закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.
Слайд 21: Социология как многофункциональная наука
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ ОБЩЕСТВО, социальная реальность Познавательная (гносеологическая) Прогностическая Пропагандистская Функция социального проектирования Инструментальная Идеологическая Управленческая Социально- технологическая Организационная
Слайд 22: Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Методы, применяемые в социологии
общенаучные анализ типологический наблюдение Метод в социологии (метод – от греч. методос – путь исследования или познания, теория, учение) – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. теоретические Собственные специфические изучение документальных источников тестирование социальный эксперимент социометрия опрос сравнительный исторический генетический структурно- функциональный синтез индукция дедукция системный подход
Слайд 23: Методы социологического исследования
1. Опрос анкетирование включённое официальный 2. Социологическое наблюдение Эксперимент личный частный невключённое интервьюирование массовый опрос специализированный опрос экспертный опрос 3.Анализ документов - индивидуальное; - групповое; -очное; - заочное; - индивидуальное; - групповое;
Слайд 24
Значение социологии и её роль в современных условиях. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ - обеспечивает более ясное и верное понимание социальной ситуации: чем точнее мы знаем о том или ином социальном явлении, тем рациональнее можем действовать и принимать эффективные меры; помогает в воспитании культурной по отношению к различным группам в обществе: Формирует расовую и этническую терпимость (толерантность), уважение к людям других профессий и социальных слоев; способствует к адекватной личностной оценке последствий определенных социальных и политических решений на уровне личности, группы, общности, народа. дает общественным группам более просвещенное представление о себе, усиливает их взаимопонимание, коммуникабельность и мобильность. -помогает стать широко образованным, творчески и практически мыслящим специалистом; -помогает управлять личным поведением, правильно строить отношения с окружающим миром и людьми; -развивает умение управлять трудовыми коллективами на основе их изучения; - способствует прогнозированию возможных конфликтов в социальных группах и трудовых организациях, умению их предотвращения и разрешения в целях совершенствования и улучшения социальных отношений. -обеспечивает проведение реформ и инноваций в трудовых коллективах на социологической научной основе.
Слайд 25
Промежуточный вывод Таким образом, социология имеет все признаки науки: - объект; - предмет исследования; свою структуру; глоссарий; - функции; - методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания и имеющая важное значение. ЧТД Раздел 1. Социология как наука и её место в социогуманитарном образовании
Слайд 26
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! Раздел 1. Социология как наука и её место в социогуманитарном образовании