Первый слайд презентации: Эмпирическая социология: школы и направления
Чикагская школа социологии Направления эмпирической социологии бихевиористское психологическое теория инстинктов психоаналитическая школа
Слайд 2: Чикагская школа социологии
Наибольшего развития эмпирическая социология достигает в США благодаря исследованиям Чикагской школы — группы ученых, собравшихся на факультете социологии Чикагского университета. Целью таких исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни на основе собранного эмпирического материала. Для этого они впервые стали использовать полевые исследования, опрос, интервью.
Слайд 3: Направления эмпирической социологии
Бихевиористское Мид Джордж Герберт (1863- 1931) - американский философ, социолог, социальный психолог. Психологическое Тард Габриэль (1843-1904) - французский социолог. Теория инстинктов Вильям Мак-Дугал (William McDougall, 1871-1938) – английский социолог. Психоаналитическая школа Зигмунд Фрейд (Freud Sigmund, 1856-1939) - знаменитый австрийский психиатр и психолог.
Основные положения функционализма Разновидности функционализма
Слайд 5
Основные положения функционализма Концепцию и теоретический аппарат современного функционализма разработал Талкотт Пирсоне (1902 — 1979) в книге "Структура социального действия": Социальные явления он описывает с помощью понятия "система ” Под социальным действием понимаются все формы поведения человека, которые мотивируются и направляются теми значениями, которые субъект обнаруживает во внешнем мире, учитывает и на которые реагирует. Система обеспечивает удовлетворение потребностей с помощью четырех функций, которые реализуются каждой из подсистем общества: адаптация, целедостижение, латентность, интеграция.
Слайд 6
Разновидности функционализма В развитии функционализма выделяют три разновидности: абсолютный функционализм основывается на том, что каждый материальный объект, каждый институт выполняют в обществе необходимые функции, которые удовлетворяют важные и полезные потребности всей системы. Основатель - Малиновский Бронислав (Malinowski Bronislaw, 1884–1942) - английский антрополог польского происхождения. структурный функционализм исследует, каким образом социальные явления выполняют различные функции системы… релятивистский функционализм Роберт Кинг Мертон (1910-2003, американский социолог ) видел основную задачу в том, чтобы выявить условия стабильности…
Слайд 7: Особенности развития социологической мысли в России
Особенности развития социологии в России Основные направления и школы российской социологии
Слайд 8: Особенности развития социологии в России
Развитие социологической науки в России во второй половине XX в. обусловлено рядом особенностей: медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества ("низы — верхи") при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным; интегрирующим началом выступало православие ; заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности - консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и завершая большевизмом).
Слайд 9: Основные направления и школы российской социологии
школа интегральной социологии школа субъективной социологии психологическое направление марксистское направление плюралистическое направление
Слайд 10: Школа интегральной социологии
Общая характеристика школы интегральной социологии Социальная революция и социальная эволюция Теории социальной стратификации и социальной мобильности
Слайд 11
Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) Американский социолог и культуролог русского происхождения. Основные труды: Система социологии Листки из русского дневника Социология революции Социальная мобильность Социальная и культурная динамика Кризис нашего времени Американская сексуальная революция Власть и нравственность Современные социологические теории
Слайд 12
Общая характеристика школы интегральной социологии П.А.Сорокин развил учение, которое получило название «Интегральная социология», где общество рассматривается как социокультурная система в целом: в структуре социологии как науки выделял четыре раздела: общее учение об обществе социальная механика социальная генетика социальная политика простейшей моделью социального явления выступает взаимодействие индивидов ; смысл человеческого общества, индивида заключается в приспособлении к среде своего обитания, нахождении для этого наиболее эффективных форм ; вся социальная жизнь — это бесконечное цепное взаимодействие акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса.
Слайд 13
Социальная революция и социальная эволюция Общество находится в состоянии изменения и развития. Развитие бывает двух видов: эволюционное (нормальное) революционное (отклонение от нормального хода истории) Как способ социальных преобразований социальная революция вызывается рядом причин: растущим подавлением базовых инстинктов большинства населения; всеобщим характером такого подавления; неэффективной деятельностью сил общественного правопорядка Пройдя через социальную революцию, общество вновь возвращается к нормальному эволюционному типу развития…
Слайд 14
Теории социальной мобильности Это перемещение индивида из одной социальной группы в другую; исчезновение одних групп и появление других; исчезновение целой совокупности групп и замена их другими. Поскольку никогда в обществе не будет согласия относительно справедливости распределения благ, у индивида возникает потребность изменить свой статус, переместиться вверх по социальной лестнице.
Слайд 15: Школа субъективной социологии
Социологические исследования П.Л. Лаврова Социологические исследования А.К. Михайловского
Слайд 16
Лавров Пётр Лаврович (1823-1900) Русский социолог, философ, публицист. Основные направления социологических исследований : Определение предмета и метода социологии как науки Создание теории социального прогресса, в которой выделяется два аспекта : теоретический практический
Слайд 17
Михайловский Николай Константинович (1842-1904) Русский публицист, социолог, литературный критик. Н.К. Михайловский исходил из того, что прогресс есть постепенное приближение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми: Разделение труда выступает предпосылкой солидарности, кооперации людей, одним из законов социального прогресса. Кооперация обуславливает все стороны социальной жизни. Простая кооперация Сложная кооперация
Слайд 18: Психологическая школа
Взгляды на социологию Л.И. Петражицкого Социологические взгляды А.И. Кареева
Слайд 19
Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931) Исходным понятием социологии является "социальное поведение", где основной акцент должен быть сделан на анализ мотивации поведения индивида. Психологическая типология мотивов включает две их разновидности: чувства и волю. Право - совокупность эмоций, переживаний. Любая социальная система является переходной ступенью социального поведения. Л.И.Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни:
Слайд 20
Кареев Николай Иванович (1850-1931) Согласно представлениям Н.И. Кареева, общество есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится на две части: культурные группы и социальную организацию: Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии Социальная организация — результат коллективной психологии
Слайд 21: Марксистско-ленинское и плюралистическое направления
Марксистское направление Плюралистическое направление
Слайд 22
Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) Отстаивал идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Он выделял наличие общих закономерностей развития общества… Ленин Владимир Ильич (1870-1924) Заслуга В.И. Ленина состояла в том, что он творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России: учение о капитализме, социальной революции, коммунистической общественно-экономической формации, классовой структуре общества и др.
Слайд 23
Ковалевский Максим Максимович (1851-1916) Выдвинул плюралистический подход в объяснении социальных явлений, который наряду с экономическими условиями учитывал влияние географического, биологического, психологического факторов. Он использовал компаративный (сравнительный) метод, позволяющий выявить общее и особенное в развитии различных народов. Основным законом общественного развития является социальный прогресс. Нормальный исторический процесс основан на гармонии всех сторон общества, а если эта гармония нарушена, тогда появляется почва для революции. Если источником развития общества выступит революция, то движение будет происходить "в противоестественной форме".