Первый слайд презентации: Лингвистика – наука о языке
Урок русского языка 5 класс
Слайд 2
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В. Гоголь
Слайд 3: Что изучает лингвистика?
Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке. Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.
Слайд 4
Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис Текстоведение Культура речи Морфемика Разделы лингвистики
Слайд 5: Работа с текстом
Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении. Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.
Слайд 6: Задания к тексту
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней.
Слайд 7: Фонетика
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В. Гоголь
Слайд 8: Фонетика
Фон é тика [ н ] – от греч. phōnē «звук». Фонетика изучает звуки речи. Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?
Слайд 9: Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?
Слайд 10: Транскрипция
Транскр ú пция – фонетическая запись. Транскр ú пция → транскиб ú ровать. Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции; [ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [ п ’ эт ’] – петь ; [ ¯ ] – знак долготы звука. [ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ ὀ гурт ] – йогурт.
Слайд 11: Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить
Как образуются звуки речи? Какие бывают звуки?
Слайд 14: Гласные и согласные звуки
Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными: [ а ], [ о ], [ у ], [ и ], [ э ], [ ы ]. Согласные звуки (36) : Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.
Слайд 16: Согласные звуки
Непарные з в о н к и е: [ л ] – [ л, ], [ м ] – [ м, ], [ н ] – [ н, ], [ р ] – [ р, ], [j, ] Непарные г л у х и е: [ х ] – [ х, ], [ ц ], [ ч, ], [ щ, ] Непарные т в ё р д ы е: [ ж ],[ ш ],[ ц ] Непарные м я г к и е: [ ч, ], [ щ, ], [j, ]
Последний слайд презентации: Лингвистика – наука о языке: Задание
Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод. Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.