Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных — презентация
logo
Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных.
  • Уровни языка
  • Задание
  • Ответ
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Изменения гласных
  • Затранскрибируйте слова, обратив внимание на редукцию гласных в безударном положении. Существует ли разница в редукции гласных после твёрдых и мягких согласных?
  • Изменения согласных
  • Ассимиляция согласных по твёрдости – мягкости
  • Звуковые законы в области согласных звуков.
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Согласные
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
  • Задание
  • Ответ
1/61

Ярцева Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей 44», г. Липецк

Изображение слайда

Слайд 2: Уровни языка

Изображение слайда

Слайд 3: Задание

Восстановите термины, называющие отдельные отрасли лингвистики. Что изучает каждая из них? …логия, … графия, … ика. Задание

Изображение слайда

Слайд 4: Ответ

Морфология (от греч. morhhē – форма и logos – слово, учение) изучает системы словоформ и механизмы их построения. Фразеология: фразеологический состав языка. Лексикология: словарный состав, лексику языка. Диалектология: территориальные разновидности языка, диалекты, говоры. Этимология: происхождение слов. Лексикография : практика и теория составления словарей. Орфография: система правил, обеспечивающих единообразное написание. Семантика: содержание, передаваемое языковыми единицами Фонетика: звуковая сторона языка. Грамматика: система морфологических категорий и форм, синтаксических конструкций, способов словообразования. Ономастика: собственные имена. Топонимика: географические названия. Стилистика: стиль - во всех языковедческих значениях этого термина (функциональный, индивидуальная манера и т.д.) Ответ

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

Изображение слайда

Говор – разговор – выговор – говорит; ( минеральные) воды – (хочу) воды – вод – водичка – водоворот – водяной; огненный – огонь – огнеупорный – с огоньком; дорог – дороже – дорогой – дороговизна ; перелаз – лазейка; слез – слезай – вылез; слёз – слеза – слезоточивый – прослезился; след – выследил – следопыт; слёт – слетая – вылет; лёд – ледовый – наледь – ледокол; глядя – глядит – выглядят; пять – пяти – пятилетка – пятиэтажный; петь – петух – запевать; пить – запивать; Затранскрибируйте слова, обратив внимание на редукцию гласных в безударном положении. Существует ли разница в редукции гласных после твёрдых и мягких согласных?

Изображение слайда

Слайд 8: Изменения согласных

Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями. Ассимиляция. Позиционная мена и позиционные изменения согласных. Позиционная мена согласных связана с отношениями: а) звонких и глухих шумных в положении перед шумными и на конце слова: [ н'и́зък – н'и́ск'иį / пр ˄ с'и ́т ' – про́з'бъ / клу́п / пр'ика́с ]; б) твердого и мягкого согласного в позиции перед [э], где в сочетании с [э ], как правило, выступают только мягкие согласные: [рука́ – рук'э ́ / с'иэло ́ – нъ ◠с'иэл'э ́ ]. Следовательно, позиционная мена согласных определяется законами : ассимиляции по глухости – звонкости, ассимиляции по ряду ( положение перед [э]) и закон абсолютного конца слова (нейтрализация), где выступает только глухой вариант. Изменения согласных

Изображение слайда

Слайд 9: Ассимиляция согласных по твёрдости – мягкости

Позиционные изменения согласных связаны с отношениями твердых и мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твердые согласные, попадая в положение перед мягким согласным, испытывают ассимилятивное смягчение и произносятся мягко: [ с'т'э́п ' / з'в'э́р ']. Ассимиляция согласных по твёрдости – мягкости

Изображение слайда

Слайд 10: Звуковые законы в области согласных звуков

1) Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть [ rpyc'т '], подъезд – подъест [ пΛдj'эст ] и т.п. Звуковые законы в области согласных звуков.

Изображение слайда

Слайд 11

2) Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях : 1) перед паузой: [ пр'ишол поj'ьст ] ( пришёл поезд); 2 ) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j'] и [в]: [ праф он], [ сат наш], [ слап j'а ], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

Изображение слайда

Слайд 12

3) Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [ душкъ - душкъ ] (дужка - душка), [ в'иес'т'и - в'иес'т'и ] (везти - вести), [ фп'ьр'ием'ешку - фп'ьр'ием'ешку ] (вперемежку - вперемешку ). Перед сонорными, а также перед [ j ' ] и [в] глухие остаются без изменения : трут, плут, [ Λтj ' ест ] (отъезд), свой, твой.

Изображение слайда

Слайд 13

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [ пΛхоткъ ] (походка), [ збор ] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [ гд'елу ] (к делу), [ зд'елъм ] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [ гот- тъ ] (год-то ), [ ноз -бы] (нос бы); 4 ) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок- кΛзы ] ( рог козы ), [рас- п'ат '] (раз пять).

Изображение слайда

Слайд 14

4) Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Изображение слайда

Слайд 15: Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков

Парные твердые Непарные твердые б в г д з к л м н п р с т ф х ж ш ц Парные мягкие Непарные мягкие б' в' г' д' з' к' л' м' н' п' р' с' т' ф' х' щ' ч' Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков

Изображение слайда

Слайд 16

Ассимиляция согласных по мягкости. Правила: Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1 ) перед гласным звуком е [ ' э]; [ б‘эл ], [ в‘эс ], [ м‘эл ], [ с‘эл ] ( бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2 ) перед [и]: [ м'ил ], [ п'ил'и ] (мил, пили). Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л'] (ср. конце - кольце).

Изображение слайда

Слайд 17

Ассимиляция согласных по мягкости. Правила: Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [ б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л'ес ]; ср. [ Λт'ор ]) и перед частицей ([рос - л'и ]; ср. [ рΛсл'и ]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Изображение слайда

Слайд 18

Ассимиляция согласных по мягкости. Правила: Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т'], [д'], [с'], [н'], [л ']: [м ' эс'т '], [ в' и э з'д‘э ], [ ф- кас 'ь], [ каз'н '] (месть, везде, в кассе, казнь ). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ ръз'д' и э л'ит '], [ ръс'т' и э нут '], [б' ьз '- н' и э во ), [б' и э с '- с'ил ] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [ с'м'эх ], [ з'в'эр '], [ д'в'эр '], [ т'в'эр '], [ с'п‘эт '], [с'- н'им ], [ ис'п'эч '], [ рΛз'д ' эт '] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Изображение слайда

Слайд 19

Ассимиляция согласных по мягкости. Правила: Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [ пт'эн'ч'ьк ], [ н'эфт '], [ вз'ат '] (птенчик, нефть, взять). Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

Изображение слайда

Слайд 20

5) Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [ прΛс'ит '] - [ проз'бъ ], [ мълΛт'ит '] - [ мълΛд'ба ] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л']: [ пол'ь ] - [ зΛпол'ныj ' ] (поле, запольный ).

Изображение слайда

Слайд 21

6)Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими ( передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Изображение слайда

Слайд 22

7)Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1 ) на стыке морфем: [жат '], [ рΛжат '] ( сжать, разжать); [ шыт '], [ рΛшыт '] (сшить, расшить); [ щ'от ], [ рΛ'щот ] (счет, расчет ); [ рΛзнощ'ик ], [ извощ'ик ] (разносчик, извозчик ); 2) на стыке предлога и слова: [ жаръм ], [ шаръм ] (с жаром, с шаром); [ б' и э жаръ ], [ б и э ш аръ ] (без жара, без шара). Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня ) обращаются в долгий мягкий [ж']: [ пож'ъ ] (позже), [ j ' эж'у ] (езжу); [ вож'и ], [ дрож'и ] ( вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж]. Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т ] следующими за ними [ ч ' ], [ц], в результате чего получаются долгие [ч'], [ц]: [ Λч'от ] (отчет), ( фкрацъ ] (вкратце).

Изображение слайда

Слайд 23

8 ) Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц : [ усны j' ], [ познъ ], [ щ' и э сл'ивы j' ], [ г'иганск'и j' ], [ ч'уствъ ], [ с‘эрдцъ ], [ сонцъ ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

Изображение слайда

Слайд 24

9 ) Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трёх одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ рΛ с ор'ит '] ( раз+ссорить ), [ сылкъ j' ] (с ссылкой), [ кΛлонъ ] ( колонна); [ Λд'эск'и j' ] ( Одесса+ск+ий ).

Изображение слайда

Слайд 25: Задание

А. Прочитайте фрагмент из шуточного лингвистического рассказа Ф.Д. Кривина и скажите, о каком фонетическом явлении идёт в нём речь? Дайте необходимые пояснения. Приведите 4 своих примера, указав звуки, в которых наблюдается подобное фонетическое явление. Равнение на задних. Разве не лучше равняться на тех, кто впереди? Но такова жизнь согласных: с оглядкой. Всё время оглядывайся: кто там сзади стоит? Простое слово оТБор звучит как оДБор. А ведь могло бы звучать как оТПор, если б согласные равнялись на передних … («Плохие примеры заразительны ») Задание

Изображение слайда

Слайд 26: Ответ

А. Ассимиляция согласных (1 балл), т.е. оглушение (0,5 б.) или озвончение (0,5 б.). Ассимиляция согласных в русском языке носит регрессивный характер (1 балл), т.е. предшествующий согласный звук уподобляется последующему (1 балл). Лавка – ла[ фк ] a, кружка – кру [ шк ]а, сказка – ска [ ск ]а, просьба – про[ з’б ]а, молотьба – моло [ д’б ]а и др. По 0,5 б. за каждый пример, если в нем правильно указаны звуки, при этом можно указывать только 1 согласный звук, подвергшийся ассимиляции (озвончению или оглушению). За 4 примера – 2 балла. За указание слова без транскрипции ставится 0,2 б. 6 баллов за эту часть задания. Ответ

Изображение слайда

Слайд 27: Задание

Б. Проиллюстрируйте найденное фонетическое явление примерами из приведённых ниже стихотворений И.А. Бунина. Выпишите слова, в которых наблюдается данное фонетическое явление, указав звуки, которые подверглись данному фонетическому явлению. Примечание. Данное фонетическое явление может наблюдаться в том числе в фонетических словах, состоящих из полноударного, т.е. обладающего самостоятельным ударением, слова самостоятельной части речи и примыкающего к нему безударного слова или слова с побочным ударением, относящегося к служебным частям речи. Задание

Изображение слайда

Слайд 28

Изображение слайда

Слайд 29: Ответ

Б. 1) В полях – [ф п] олях, берёзки – берё [ ск ’]и, меж тучек – ме [ш т] учек, над полем – на[т п] олем. 2) Сладкий – сла [ тк ’] ий, украдкой – укра [ тк ]ой, улыбкою – улы [ пк ] ою. 3) Над солнечной – на[т с] олнечной, дрозд – дро [ ст ], подседа – по[тс’]еда, отблеск – о[ дб ] леск, всё – [ фс ’]ё, в сребристом – [ ф с]ребристом, застывшей – засты [ фш ]ей, как будто – ка[г б]у[ тт ]о, без призора – бе [с п] ризора, вход – [ фх ]од, всё – [ фс ’]ё. В транскрипции может быть указан только 1 согласный звук, подвергшийся ассимиляции (оглушению или озвончению). По 1 баллу за каждый найденный случай ассимиляции, т.е. всего 19 баллов. Всего 25 баллов. Ответ

Изображение слайда

Слайд 30: Задание

2. Какое (какие) из приведённых слов можно составить из звуков, входящих в слово счастливый? Выберите один или несколько ответов. a. листва ; b. щиты; c. чистый; d. лисий. e. среди приведённых таких слов нет. Задание

Изображение слайда

Слайд 31: Ответ

Среди приведённых таких слов нет. Составьте слова сами. [ щ ' и э сл ' ивы j'], Ответ

Изображение слайда

Слайд 32: Задание

Сколько одинаковых слогов произносится в выделенных словах? Назовите эти слоги. Свой ответ аргументируйте. Налей мне немного сливового компота и положи грушевого варенья. Задание

Изображение слайда

Слайд 33: Ответ

В слове сливового произносится три одинаковых слога сли ́[ въ-въ-въ ] ( сли ́[ ва-ва-ва ]), в слове грушевого произносится два одинаковых слога гру́ше [ въ-въ ] ( гру́ше [ ва-ва ]), так как на месте гласного звука [о] в заударной позиции после твёрдых согласных произносится редуцированный гласный звук [ъ] («ер»), похожий на сверхкраткий звук [а]. Вместо звука [г] в прилагательных в форме р.п. ед.ч. произносится звук [в]. Оценка. 7 баллов за полный ответ: 4 балла за называние точного количества одинаковых слогов и самих слогов (по 2 балла за каждое слово); 3 балла за объяснение. Ответ

Изображение слайда

Слайд 34: Задание

Сгруппируйте однокоренные слова. Объясните происходящие в них фонетические явления. Понять, разлить, заплыть, бить, собирать, кидать, двигать, положить, полагать, понимать, пойму, бей, пловец, собрать, кинуть, разлей, соберу, двинуть, вымой, плавать, движение, разолью, положение. Задание

Изображение слайда

Слайд 35: Ответ

Понять – понимать, пойму Разлить – разлей, разолью Заплыть – пловец, плавать, Бить - бей Собирать – собрать, соберу, Кидать –кинуть, Двигать – двинуть, движение Положить – положение Полагать – положение Вымой. В данных примерах представлены: 1) корни с чередованием гласных; 2) корни с чередованием согласных; 3) чередование с нулем звука. Максимальное количество баллов –12. Ответ

Изображение слайда

Слайд 36: Задание

Как правильно пишутся данные ниже слова? Отражает ли написание этих слов их произношение? АГЕН…СТВО, КОНЪЮ…КТУРА, ИНЦИ…ДЕНТ, ПРЕТЕ…ДЕНТ, ПРЕЦЕ…ДЕНТ, БЕСПРЕЦЕ…ДЕНТНЫЙ, КОНСТА…ТИРОВАТЬ, КОМПРОМЕ…ТИРОВАТЬ. Задание

Изображение слайда

Слайд 37: Ответ

АГЕНТСТВО, КОНЪЮНКТУРА, ИНЦИДЕНТ, ПРЕТЕНДЕНТ, ПРЕЦЕДЕНТ, БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ, КОНСТАТИРОВАТЬ, КОМПРОМЕТИРОВАТЬ. Максимальное количество баллов - 2 (0,25 балла за каждый правильный ответ ). Отражает ли написание этих слов их произношение? Ответ

Изображение слайда

Слайд 38: Задание

Выпишите слова, в которых перед буквой Е произносится твердый согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е. Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, музей, академия, тенор, индекс, экспресс, термос, бартер, коттедж, сессия, Нинель, бутерброд, бизнес, компьютер, темп, кофе. б) Какие функции выполняет в современном языке буква Э? Что вы знаете об истории этой буквы? Задание

Изображение слайда

Слайд 39: Ответ

а) Твердый согласный перед Е произносится в словах: детектив, кабаре, фонема, артерия, тенденция, бизнес, компьютер, декольте, темп, коттедж, индекс, бартер, рейтинг. Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, музей, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия. Ответ

Изображение слайда

Слайд 40

б) Буква Э появилась в XVIII веке, была узаконена в гражданском алфавите Петром Первым, но нужна была, собственно, для иноязычных слов, так как в исконно русских словах Э, а не Е требовалось только для местоимения этот и нескольких междометий: эх, эй. Чтобы не увеличивать азбуку ради «иностранных речений», М.В.Ломоносов считал вполне возможным писать експедиция и т.п., т.е. обойтись старым знаком Е «для разных произношений». Многие филологи XVIII в. – В.К.Тредиаковский и А.П.Сумароков называли её «уродом русской азбуки» и были против её введения. В.К.Тредиаковский А.П.Сумароков М.В.Ломоносов Петр Первый

Изображение слайда

Слайд 41

Буква Э употребляется в современном письме в следующих случаях: 1) в абсолютном начале слов, подавляющая часть которых относится к заимствованиям (этаж, эксплуатация, энергия), а также после приставок, осложняющих заимствованные слова (сэкономить), или первой части сложного слова (бромэтил); 2) после гласных (кроме и) в иноязычных словах (поэт, алоэ, силуэт, но диета). Возможность обойтись буквой Е, на чем настаивал Ломоносов, подтверждается тем, что написания иностранных слов типа тэмп, кашнэ, атэлье, пенснэ постепенно были вытеснены современными темп, кашне, пенсне, ателье и т.п., также и в положении после гласного сейчас часто наблюдается написание Е: проект, реестр, аудиенция и др. Оценка: А) за каждое правильно отнесенное к категории слово - 0,5 балла (12) Б) за сведения из истории – 1 балл; за называние функций – 1 балл, если функции с примерами – 2 балла. Итого : максимальное количество баллов – 15

Изображение слайда

Слайд 42: Задание

Выпишите из текста в две группы слова, в которых а) звуков больше, чем букв; б) букв больше, чем звуков. За невестою своей Королевич Елисей Междк тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён; Кто в глаза ему смеётся, Кто скорее отвернётся; К красну солнцу наконец Обратился молодец. ( А. Пушкин) Задание

Изображение слайда

Слайд 43: Ответ

а) звуков больше, чем букв : НЕВЕСТОЮ, СВОЕЙ, СКОРЕЕ (т.к. буквы Ю и Е после гласной обозначают 2 звука); ЕЛИСЕЙ, ЕГО, ЕМУ (буква Е в начале слова обозначает 2 звука) б) букв больше, чем звуков : ГОРЬКО (Ь звука не обозначает); ОТВЕРНЁТСЯ, СМЕЁТСЯ (ТС обозначает звук Ц); СОЛНЦУ (буква Л звука не обозначает) Оценка: За каждое правильно указанное слово – 0,4 балла. За правильный комментарий каждого слова – 0,1 балла. Максимальное количество баллов – 5. Ответ

Изображение слайда

Слайд 44: Задание

1. Прочитайте сказку Феликса Кривина. Догадайтесь, кто разговаривает. Назовите собеседников так, чтобы в их «именах» присутствовал признак, характеризующий разговаривающих. Укажите, какое имя соответствует каждой цифре. Найдите фразеологизм и сформулируйте его значение. О чем эта сказка? Постарайтесь превратить ее в правило, сформулировав его самостоятельно. Задание

Изображение слайда

Слайд 45: Задание

– А, здравствуйте! – Извините, я не А, я О. – О, значит тезка! А голос у тебя совсем как у А. – Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос. – Что же у тебя за место такое? – Периферия. Ты вот в центре, тебе все внимание, а обо мне кто помнит? Разговор происходит между двумя.... : (1) …. и (2) …. – Конечно, – жалуется (3) …., – слог у меня не тот. В твоем положении легко звучать. Я бы на твоем месте еще не так звучал! – Но ведь я под ударением, – напоминает (4) ….. – Стань под ударение – и звучи. Кто тебе мешает? (5) …. произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает. – Так договорились? – не унимается (6) ….. – Ты станешь на мое место, а я на твое. Молчит (7) …., хмурится. Ему не хочется меняться. Кому же охота ставить себя под удар? Задание

Изображение слайда

Слайд 46: Ответ

Разговор происходит между двумя гласными (2 балла). «Имена »: Ударный О (1 балл) и Безударный О (1 балл). Цифрам 1 и 2 соответствует Ударный О и Безударный О (здесь возможны любая последовательность, любой порядок следования «имен» героев). Для остальных цифр возможно единственное решение: 4, 6 – Ударный О (1 балл), 3, 5, 7 – Безударный О (1,5 балла). Фразеологизм – ставить под удар (1 балл). Значение по словарю С.И.Ожегова : «ставить в опасное положение» (2 балла). По контексту еще может быть сформулировано значение «брать на себя ответственность» (до 2 баллов за развернутый ответ). Сказка эта о жизненной позиции людей (2 балла). И о редукции гласных (2 балла). Правило: в безударном положении звук [о] изменяется, редуцируется, получается звук, похожий на [а] (2 балла). Итого: 11,5 б. Ответ

Изображение слайда

Слайд 47: Задание

Определите, какие звуки загаданы: 1 ) это согласный, непарный твердый, парный глухой; 2 ) это гласный, на письме может быть обозначен буквой «ю»; 3 ) это гласный, на письме может быть обозначен буквами «а», «о», «я»; 4 ) это согласный, непарный мягкий, непарный звонкий; 5 ) это согласный, непарный твердый, непарный глухой; 6 ) это согласный, непарный мягкий, непарный глухой. Задание

Изображение слайда

Слайд 48: Ответ

1) [ш]; 2 ) [у]; 3 ) [а]; 4 ) [j]; 5 ) [ц]; 6 ) [ч] и [щ]. По 1 одному баллу за каждый звук. Всего за задание 7 баллов. Ответ

Изображение слайда

Слайд 49: Задание

Перечислите способы обозначения звука [й] на письме. Из данных слов выберите те, в которых способ обозначения звука [й] соответствует правилам русской графики. Распределите эти слова по группам в соответствии со способом обозначения звука [й]. Какие слова у Вас остались? Представьте, что эти слова пишутся в соответствии с правилами русской графики, и попробуйте их так записать. Юность, йог, каюта, май, ателье, йогурт, ёж, подъём, бульон, Йемен, район, чайка, яхта, кайма, лосьон, поехать, споём, съезд. Задание

Изображение слайда

Слайд 50: Ответ

Способы обозначения звука [й]: а) буквой й «и краткое» (1 балл): май, чайка, кайма ( по 0,5 балла за слово = 1,5 балла). б) буквами е, ё, ю, я в начале слова (1 балл): юность, ёж, яхта (по 0,5 балла за слово = 1,5 балла); в) сочетанием: гласная + буквы е, ё, ю, я (1 балл): каюта, поехать, споём (по 0,5 балла за слово = 1,5 балла); г) сочетанием: Ь или Ъ + буквы е, ё, ю, я (1 балл): ателье, подъём, съезд ( по 0,5 балла за слово = 1,5 балла). Не соответствуют правилам русской графики Йог, йогурт, Йемен, район ; Бульон, лосьон (по 0,5 балла за слово = 3 балла). В соответствии с правилами русской графики было бы: Ёг, ёгурт, Емен, раён ; Бульён, лосьён (по 0,5 балла за слово = 3 балла). Всего за задание 16 баллов. Ответ

Изображение слайда

Слайд 51: Задание

Самое распространенное в русском языке приветствие здравст { вуйт }е вследствие его частотности часто произносится со значительной степенью редукции – выделенная фигурными скобками часть в нем может отсутствовать: здрá [ с'т ']е. Следует ли на письме в данной форме писать мягкий знак между буквами с и т? Аргументируйте свой ответ. Задание

Изображение слайда

Слайд 52: Ответ

Позиционная фонетическая мягкость согласных в русском языке на письме не обозначается: (кости, чистить) в отличие от "собственной" мягкости согласного: (брось - бросьте). В слове здрасте мягкий знак писать не следует, иначе эта форма будет восприниматься как множественное число императива (повелительное наклонение) от несуществующего глагола здрасить. Оценка : 2 балл за отсутствие ь, до 3 баллов за необозначение позиционной мягкости, до 3 баллов за указание на форму здрасите. Итого: максимум - 8 баллов. Ответ

Изображение слайда

Слайд 53: Задание

В современном русском литературном языке перед окончанием предложного падежа -е парный по твердости/мягкости согласный всегда произносится мягко (о тра [в’]é, о ко[з’]é, об о[с’]é), а непарные не изменяются (о ду [ш]é, о ме [ж]é, о мя [ч’]é, о крыль [ц]é). В одном из диалектов русского языка часть согласных ведет себя так же, как в литературном языке, а другая часть вследствие фонетического изменения произносится иначе. В результате некоторые словоформы почти совпадают друг с другом, и в этом диалекте можно встретить примеры: об ов [c’]é и об ов [c]é, о ли[с’]é и о ли[с]é, о пéр [с’]е и о пéр [с]е, о пала[ш]é и о пала[ш’]é, о тý [ш]е и о тý [ш’]е, о кý [ш]е и о кý [ш’]е. Образуйте для всех этих примеров литературные формы именительного падежа единственного числа. Какое фонетическое изменение произошло в этом диалекте? Приведите примеры сходного явления (ограниченного как лексически, так и позиционно) в современном русском литературном языке. Задание

Изображение слайда

Слайд 54: Ответ

Овес - овца, лиса - лицо, перс - перец, палаш - палач, туша - туча, куш - куча. Это изменение аффрикат [ц] и [ч'] в щелевые согласные [с] и [ш'] соответственно (утрата смычки при сохранении исходной твердости/мягкости и непарности согласных по этому признаку). В современном русском литературном языке в ряде слов возможно произношение [ш] на месте ч перед смычным согласным т или н (без сохранения исходной мягкости), например, в словах что, яичница, нарочно и др. Аналогичное явление можно усмотреть в случаях типа расческа, где [ ш'ш '] произносится на месте сочетания сч (исходная мягкость здесь сохраняется). Оценка: по 1 баллу за правильные формы из 2 столбца; 2 балла за указание на изменение [ц] в [с] и [ч'] в [ш']; по 1 баллу за примеры типа яичница и расческа. Итого : максимум – 10 баллов. Ответ

Изображение слайда

Слайд 55: Согласные

Изображение слайда

Слайд 56: Задание

Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Задание

Изображение слайда

Слайд 57: Ответ

Овес - овца, лиса - лицо, перс - перец, палаш - палач, туша - туча, куш - куча. Это изменение аффрикат [ц] и [ч'] в щелевые согласные [с] и [ш'] соответственно (утрата смычки при сохранении исходной твердости/мягкости и непарности согласных по этому признаку). В современном русском литературном языке в ряде слов возможно произношение [ш] на месте ч перед смычным согласным т или н (без сохранения исходной мягкости), например, в словах что, яичница, нарочно и др. Аналогичное явление можно усмотреть в случаях типа расческа, где [ ш'ш '] произносится на месте сочетания сч (исходная мягкость здесь сохраняется). Оценка: по 1 баллу за правильные формы из 2 столбца; 2 балла за указание на изменение [ц] в [с] и [ч'] в [ш']; по 1 баллу за примеры типа яичница и расческа. Итого : максимум – 10 баллов. Ответ

Изображение слайда

Слайд 58: Задание

Как в русском языке обозначается звук [ш’]? Приведите примеры слов, иллюстрирующих эти обозначения. Задание

Изображение слайда

Слайд 59: Ответ

Щ ука, ра сч ет, весну шч атый, му жч ина, ра ссч итать, же стч е, зве здч атый, рас щ елина, обра зч ик. Ответ

Изображение слайда

Слайд 60: Задание

Укажите, в каком ряду произношение всех слов соответствует современным орфоэпическим нормам: 1) ши[ н’э ]ль, [ т’э ] рмин, му [ з’э ]й, [ жж ] ать, яи [ шн ’] ица. 2) ши[ нэ ]ль, [ т’э ] рмин, му [ з’э ]й, [ жж ] ать, яи [ ч’н ’] ица. 3) ши[ н’э ]ль, [ т’э ] рмин, му [ з’э ]й, [ сж ] ать, яи [ шн ’] ица. 4) ши[ н’э ]ль, [ т’э ] рмин, му [ з’э ]й, [ зж ] ать, яи [ шн ’] ица. Задание

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Фонетика. Фонетическая транскрипция. Редукция гласных: Ответ

1. Ши[ н’э ]ль, [ т’э ] рмин, му [ з’э ]й, [ жж ] ать, яи [ шн ’] ица. Ответ

Изображение слайда

Похожие презентации