Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного — презентация
logo
Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Пояснительная записка
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Принципы:
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Модель построения педагогического процесса
  • Виды детской деятельности
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Игра «Оживи картинку» с детьми старшей группы
  • МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Предметно-схематическое
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Сказка «Кот, петух и лиса»
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (игрушек)
  • Организация совместной деятельности воспитателя с детьми
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Рисование «сказки» в старшей группе
  • Игры для детей младшего возраста по знакомству с наглядным моделированием
  • СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
  • Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного
  • Ожидаемые результаты (к концу обучения в ДОУ подготовительной к школе группе)
1/36

Выполнила: Шайдулина Р.Г., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4» с. Асекеево 2011 год

Изображение слайда

Слайд 2

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский.

Изображение слайда

Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.

Изображение слайда

Слайд 4

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Изображение слайда

Слайд 5

Актуальность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Изображение слайда

Слайд 6

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И СОПОСТАВЛЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: НАБЛЮДАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ, ДУМАТЬ, ВЛАДЕТЬ СИМВОЛАМИ

Изображение слайда

Слайд 7

Новизна Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.

Изображение слайда

Слайд 8

Цель применения наглядного моделирования : изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

Изображение слайда

Слайд 9

Основные задачи: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Изображение слайда

Слайд 10: Принципы:

принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования ; принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования; принцип динамичности (от самого простого до сложного)

Изображение слайда

Слайд 11

ЭТАПЫ РАБОТЫ Изучение научной литературы, которая характеризует речевое и творческое развитие дошкольников. Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме. Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми. Анализ предшествующей работы, форм и способов работы с детьми дошкольного возраста. Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.

Изображение слайда

Направления работы с родителями с педагогами родительские собрания; практикумы; - консультации; -литературные гостиные; -открытые занятия с участием родителей; - выпуск публикаций - консультации; - семинары-практикумы; - мастер-класс; - открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности с детьми с детьми Совместная деятельность Самостоятельная деятельность - непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников (образовательные области «Коммуникация» ; «Познание», «Чтение художественной литературы» в интеграции с образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество»); - словесно-дидактические игры; - речевые игры; - игровые упражнения со схемами и моделями; чтение (восприятие) художественной литературы; составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д. Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммами составление детьми схем, мнемотаблиц и т.д.

Изображение слайда

Коммуникативная Игровая Чтение (восприятие) художественной литературы Познавательно-исследовательская Продуктивная

Изображение слайда

Слайд 14

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ З-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов

Изображение слайда

Слайд 15

ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРЕДМЕТНОЕ ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ

Изображение слайда

Слайд 16

геометрические фигуры символические изображения предметов предметные картинки силуэтные изображения планы и условные изображения Контрастная рамка ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ

Изображение слайда

Слайд 17

Предметное моделирование - символические изображения предметов ( силуэты, контуры, условные обозначения). Задание : придумать историю, опираясь на модель. Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.

Изображение слайда

Слайд 18

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Рассказ по сюжетной картинке В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.

Изображение слайда

Слайд 19: Игра «Оживи картинку» с детьми старшей группы

Изображение слайда

Слайд 20: МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

Изображение слайда

Слайд 21

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОГОВОРОК, ПОСЛОВИЦ Солнышко Чтоб скорей раскрылись почки У берез и тополей, Чтобы клейкие листочки Появились поскорей, Чтоб сочней была трава, Ярче неба синева, Светит солнышко вокруг – Наш горячий добрый друг

Изображение слайда

Слайд 22

Творческое рассказывание по силуэтным изображениям Придумывание ситуации, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ

Изображение слайда

Слайд 23: Предметно-схематическое

Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже знакомых произведений Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры» Задание : какие сказки могут обозначать эти фигуры? (»Три поросенка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»)

Изображение слайда

Слайд 24

Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.)

Изображение слайда

Слайд 25

Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта, ориентируясь на качественную характеристику объекта ( злой - добрый - ; добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона)

Изображение слайда

Слайд 26

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Пересказ Пересказ – самый простой из видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель. Сказка «Репка»

Изображение слайда

Слайд 27: Сказка «Кот, петух и лиса»

Кот, петух в избушке Кот ушел на охоту Лиса пришла к избушке Лиса уносит петушка, а кот догоняет

Изображение слайда

Слайд 28

мнемотаблица (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»

Изображение слайда

Слайд 29

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (овощей, фруктов, ягод) Элементами модели становятся символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не нравится)

Изображение слайда

Слайд 30: МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (игрушек)

Изображение слайда

Слайд 31: Организация совместной деятельности воспитателя с детьми

Конструирование домика к сказке Рассказываем сказку «Колобок» «Теремок» во 2 младшей группе 2 младшая группа

Изображение слайда

Слайд 32: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Рисование «сказки» в старшей группе

ПРИДУМЫВАНИЕ РАССКАЗА «Кто в городе живет?»

Изображение слайда

Слайд 33: Игры для детей младшего возраста по знакомству с наглядным моделированием

«Назови предмет»

Изображение слайда

Слайд 34: СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

Практикум-семинар «Совершенствование связной речи у дошкольников» ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПЕДАГОГАМИ Мастер-класс «Наглядное моделирова-ние в развитии речи дошкольников»

Изображение слайда

Слайд 35

Образовательная деятельность с дошкольниками для развития связной речи с использованием метода моделирования (при работе со сказкой) В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками. В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки «День рождения зайцы»; - составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного: Ожидаемые результаты (к концу обучения в ДОУ подготовительной к школе группе)

У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки, необходимые для взаимодействия с окружающими людьми; Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Изображение слайда

Похожие презентации