Первый слайд презентации
Международный государственный экологический университет им. А. Д. Сахарова International Sakharov Environmental University Энергопреобразующие машины Тема Асинхронные электрические машины
Слайд 2
Наибольшее распространение получили электрические машины вращательного типа. Они состоят из двух основных частей – статора и ротора, разделенных воздушным зазором. Ротор вращается, статор неподвижен. 1 — статор; 2 — ротор; 3 — подшипники.
Слайд 3
Асинхронная машина - двухобмоточная электрическая машина переменного тока: первичная обмотка получает питание от электрической сети с частотой 1 ; вторичная обмо тка замыкается накоротко или на электрические сопротивления. ЭДС и ток во вторичной обмотке появляются в результате электромагнитной индукции. Их частота 2 является функцией угловой скорости ротора, которая, зависит от вращающего момента, приложенного к валу. Асинхронные машины – наиболее распространенные ЭМ - обратима и используется как преобразователь электрической энергии в механическую или для обратного преобразования. Чаще всего асинхронные машины работают в качестве электродвигателей.
Слайд 5
Принцип действия асинхронного электродвигателя Создание вращающихся магнитных полей осуществляют многофазными обмотками, т.е. при т 2. Для этого требуется также многофазная сеть – источник питания. Необходимо выполнить два условия: 1. Обмотка т -фазная подключается к т -фазному источнику питания. 2. Оси фаз обмотки располагают с пространственным сдвигом на угол электрических градусов, равным временному сдвигу фаз источника. Для трехфазной обмотки: т= 3, =120 , ф =120. Конструктивно асинхронная машина состоит из двух частей: 1. Магнитной, предназначенной для локализаций магнитного поля в заданном объеме; 2. Электрической, выполняющей две функции: во-первых, создание магнитного поля, во-вторых, восприятие действия созданного в асинхронной машине магнитного поля.
Слайд 6
Принцип действия асинхронного электродвигателя Обмотка статора подключается к трехфазной сети (или источнику) и создает вращающееся магнитное поле с частотой вращения где f 1 – частота тока в первичной обмотке (статора). 1. Если обмотка ротора замкнута, то поле наводит в ней ЭДС с частотой f 2. Следовательно, образуется ток и собственное магнитное поле ротора, которое будет вращаться относительно ротора с частотой поскольку обмотка ротора многофазная. При n 2 = 0, f 2 = f 1 и 2. При взаимодействии полей обмоток создается результирующее магнитное поле и электромагнитный момент, под действием которого ротор приходит в движение в сторону вращения поля статора. При этом поля взаимодействуют, если неподвижны относительно друг друга. Так как п 2 0, то поле ротора всегда вращается относительно ротора с и суммарная скорость поля в пространстве равна n 2 + n ' 2 = n 1 3. Частота тока в обмотке ротора зависит от скорости ротора.
Слайд 7
Принцип действия асинхронного электродвигателя Обмотка ротора замкнута накоротко, поэтому даже при незначительных значениях наводимой ЭДС в обмотке ротора протекают значительные токи. Взаимодействие этих токов с полем статора вызывает на роторе электромагнитные силы F эм. Силы F эм стремятся повернуть ротор в направлении вращения магнитного поля статора. Вращение произойдет при условии, если электромагнитные силы превысят тормозные силы на валу ротора. Частота вращения ротора n 2 называется асинхронной, всегда в двигательном режиме меньше частоты вращения поля n 1, так как только в этом случае происходит наведение ЭДС в обмотке ротора асинхронного двигателя. С увеличением тормозного момента M c, создаваемого исполнительным механизмом и направленным навстречу электромагнитному моменту M, частота вращения ротора уменьшается. Электрическая мощность, поступающая в двигатель из сети, за вычетом потерь мощности, преобразуется в полезную механическую мощность на валу ротора и передаётся исполнительному механизму.
Слайд 8
Основные характеристики двигателя К техническим характеристикам асинхронного электрического трехфазного двигателя причисляют частоту вращения, мощность, коэффициент полезного действия, коэффициент мощности , массу. Сравнительное отставание ротора от вращающегося магнитного поля определяется скольжением, которое находят по формуле: где s – скольжение; n 1 – частота вращения магнитного поля статора; n – частота вращения ротора. Учитывая, что частота вращения магнитного поля определить частоту вращения двигателя можно по формуле Скольжение измеряют также в процентах. У современных двигателей средней и большой мощности скольжение мало (2 - 3) %.
Слайд 9
Двигательный режим При пуске трехфазная обмотка статора подключается к сети. Протекающий ток создает вращающееся магнитное поле, оно вращается с частотой n 1, но ротор в силу инерционности небольшой момент времени остается неподвижным, n = 0, тогда при пуске По мере разгона частота вращения ротора n будет расти, а скольжение S уменьшаться. Скольжение, соответствующее номинальной нагрузке двигателя называют номинальным S н. Для асинхронных двигателей общего назначения S н = (1¸8) %, при этом для двигателей большой мощности S н = 1 %, а для двигателей малой мощности S н = 8 %. При помощи постороннего двигателя частота вращения ротора машины может быть увеличена до скорости вращения магнитного поля, т. е. n = n 1. При этом скольжение В этом случае ротор и поле будут взаимно неподвижны, а токи в роторе и электромагнитные силы исчезнут. Такой режим называют идеальным холостым ходом асинхронной машины.
Слайд 10
Генераторный режим Если обмотку статора включить в сеть, а ротор асинхронной машины посредством приводного двигателя вращать в направлении вращения магнитного поля статора с частотой n > n 1. Так как ротор будет обгонять поле статора, то направление движения ротора относительно поля статора изменится на обратное, по сравнению с двигательным режимом. При этом скольжение станет отрицательным ЭДС, наведённая в обмотке ротора, изменит свое направление. Токи и электромагнитный момент ротора изменят свое направление. Такой момент будет противодействовать вращению приводного двигателя. Таким образом, асинхронная машина, ротор которой вращается в направлении вращения магнитного поля с частотой, превышающей частоту поля, является генератором. Скольжение асинхронной машины в генераторном режиме может изменяться в диапазоне 0 > S – ∞, т. е. оно принимает любые отрицательные значения.
Слайд 11
Устройство асинхронного электродвигателя Асинхронный электродвигатель в разобранном виде: а — статор; б — короткозамкнутый ротор; в — фазный ротор; 1 — станина; 2 — сердечник из штампованных стальных листов; 3 — обмотка; 4 — вал; 5 — контактные кольца.
Слайд 13
Устройство асинхронного электродвигателя Двигатель состоит из неподвижной части – статора и вращающейся части – ротора. Частями статора являются магнитопровод и корпус. Сердечник собран из изолированных листов электротехнической стали. С внутренней стороны полый цилиндр сердечника статора снабжен пазами, в которые закладывается статорная обмотка. Число катушек, образующих обмотку, должно быть кратно трем. Фазовые обмотки статора электродвигателя соединяются «звездой» или «треугольником». Собранный сердечник статора закрепляют в стальном корпусе. Ротор, подобно статору, набирается из штампованных листов стали. В пазы ротора закладывается обмотка. В зависимости от конструкции ротора асинхронные электродвигатели делятся на двигатели: 1. с короткозамкнутым ротором. 2. фазным ротором.
Слайд 14
Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором Обмотка короткозамкнутого ротора сделана из медных стержней, закладываемых в пазы ротора. Торцы стержней соединены при помощи медного кольца. Такая обмотка называется обмоткой типа «беличьей клетки». Медные стержни в пазах не изолируются. В некоторых двигателях «беличью клетку» заменяют литым ротором
Слайд 15
Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором 1 —сердечник ротора; 2 — стержни; 3 — лопасти вентилятора; 4 — короткозамыкающие кольца Конструкция короткозамкнутого ротора
Слайд 16
Устройство асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором: 1 — корпус; 2 — сердечник статора; 3 — сердечник ротора; 4 — обмотка ротора «беличья клетка»; 5 — обмотка статора; 6 —вентиляционные лопатки ротора; 7 — подшипниковый щит; 8 — кожух вентилятора; 9 — вентилятор
Слайд 17
Асинхронный электродвигатель с фазным ротором Обмотки фазного ротора соединены, чаще всего, между собой «звездой». Двигатель с фазным ротором имеет еще одно название – двигатель с контактными кольцами. Концы обмоток соединяются с тремя медными кольцами, которые электрически изолированы не только от вала двигателя, но и друг от друга. Кольца насажены на сердечник ротора через изоляционные прокладки. На них накладываются специальные щётки, которые даже при вращении имеют электрический контакт с обмотками ротора двигателя. Для изменения скорости щетки соединяют с реостатом. Статор и ротор асинхронного двигателя с фазным ротором 1 — обмотка статора; 2 —корпус; 3 —сердечник статора; 4 — коробка с выводами; 5 — сердечник ротора; 6 — обмотка ротора; 7 — контактные кольца