Первый слайд презентации: Михаэль Тонет
Выполнил : студент группы 2-07-19 Лещук Даниил Михаэль Тонет
Слайд 2
Михаэль Тонет (2 июля 1796, Боппард, Рейнланд -Пфальц, Германия — 3 марта 1871, Вена, Австрия) — немецкий и австрийский мастер-мебельщик, изобретатель венской мебели.
Слайд 3
Михаэль Тонет родился в семье кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах . Его обучили ремеслу столяра. В богатой лесами долине реки Рейн имелись хорошие экономические предпосылки для этого ремесла. Кроме того в близлежащем местечке Нойвид находилась всемирно известная столярная мастерская Давида Рентгена (1743-1807), успех которого также мог послужить стимулом для выбора этого ремесла.
Слайд 4
В 1815 году умерла Маргарет Тонет. Ответственность за семью, а также тяжелые экономические последствия наполеоновских войн побудили Франца Тонета в 1816 году выхлопотать освобождение своего сына от воинской повинности в прусской армии, для того чтобы он смог помочь отцу добывать средства к жизни.
Слайд 5: Открытие собственного магазина и первые творческие эксперименты
Уже через три года, в 1819 году, Михаэль Тонет открыл собственную мебельную мастерскую в Боппарде. В 1820 году он женился на Марии Грае. У Марии и Михаэла Тонет было 14 детей, 7 из них достигли взрослого возраста: две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков. Открытие собственного магазина и первые творческие эксперименты
Слайд 6
Тогда в Германии был в моде стиль Бидермайер. Это простая добротная недорогая мебель хорошо покупалась немецкими бюргерами. И дела молодого столяра пошли в гору. Но творческая жилка не давала наслаждаться достатком.
Слайд 7
Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые эксперименты - производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры. Однажды молодой Тонет увидел английские стулья. Его поразили детали из гнутого дерева. Над технологией гнутого дерева трудились в 18 веке довольно много мастеров в разных концах Европы. Но впервые запатентовали его англичане, ведь для кораблестроения, которое являлось важнейшим промыслом в Англии, гнутое дерево было прорывом в технологии. По той же технологии стали гнуть деревянные бруски и для изготовления декоративных элементов у спинок стульев.
Слайд 8
Гнутье древесины имеет давнюю традицию. Еще в 17 веке в Англии изготовлялись полукруглые спинки из гнутой древесины - стул « Windsor ». Приблизительно в 1720 году И. Камберлэнд получил в Англии первый патент, за ним получили патент Х.Джэксон (1768) и Й.Видлер (1794). После 1800 года столяр-краснодеревщик Жан Йозеф Шапю начал изготавливать мебель из клеёных деревянных сегментов. В Бостоне американец Самуэль Грэгг 31 августа 1808 года подал заявку на патент стула « Elastic Chair », у которого рама спинки, сидение и передние ножки стула представляли собой единую конструкцию из гнутой цельной древесины.
Слайд 9
В кораблестроении и для производства карет также экспериментировали способы гнутья древесины. Брегенцский каретный мастер Мельхиор Финк разработал способ гнутья обода колеса из одного куска дерева,за который он в 1817 году получил привилегию (патент). Через девять лет, в 1826 году, англичанину Исааку Садженту удалось изготовить способом гнутья обод колеса, лестничные перила и оконные рамы из предварительно размягченной горячим водяным паром древесины. Приблизительно в 1830 году американец Эдвард Рейнольдс из Хэдденфилда в Нью-Джерси сконструировал гнутарные станки для изготовления обода колеса.
Слайд 10
Михаэль Тонет начал экспериментировать с гнутым деревом, и вскоре создал свою технологию для создания очень легких и недорогих стульев. Решив расширить производство, он купил старую мельницу, где начал сам изготавливать для своего столярного производства клей. Но не рассчитал финансовые затраты, залез в долги и оказался в весьма стеснённых обстоятельствах. Ему помог случай. Михаэль Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов.
Слайд 11
Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых «Стульев с боковым обрамлением», которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины.
Слайд 12
Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было скрыть различные способы производства. Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе. Для того чтобы обеспечить охрану прав на свой способ производства, в 1840 году в Пруссии Тонет подал заявку на патент, которая была все же отклонена из-за отсутствия достаточной степени новизны. Лишь вторая заявка на патент во Франции привела к успеху:в 1841 году он получил желанный сертификат.
Слайд 13: Выставки
В 1841 году в Кобленце проходила промышленная выставка, где свои стулья представил Михаэль Тонет. На эту выставку приехал министр иностранных дел Австрии князь Клеменс Меттерних, был поражён необычными стульями Тонета и пригласил мастера в Вену. Продав мельницу и расплатившись с догами, Тонет отправился за тысячу километров, в другую страну, где у него были сотни конкурентов. Но Тонет надеялся на Бога, и на свой талант. Чтобы открыть свою мастерскую в Вене, у него не было денег. И Михаэль Тонет нанялся на работу в ремесленный цех мастера Карла Лейстлера. Это был довольно знаменитый цех, специализировавшийся на тяжёлой резной мебели, на которую всегда был спрос. Но параллельно своей работе в цеху Тонет продолжал делать мебель из гнутого дерева. Выставки
Слайд 14
Тонет хорошо обдумал это приглашение. И лишь после проведения гессенской выставки ремесел в Майнце весной 1842 года он отправился вместе с ван Меертеном в Вену, для того чтобы продемонстрировать там свой принцип производства Объединению ремесленников Нижней Австрии. Однако там он отказался детально изложить свою технологию производства. Поэтому было принято решение,на основании которого ему отказали в выдаче патента. Однако это не меняло ситуации: к этому времени Михаэль Тонет имел 800 стульев и сам мог продемонстрировать свои образцы в Венском дворе.
Слайд 16
В 1843 году Карл Лейстлер получил заказ на мебель для Лихтенштейнского дворца в Вене. Перестройкой дворца руководил английский архитектор Петер Губерт Дэсвигнэс. Случайно Дэсвигнэс увидел работы Тонета и, как и раньше Меттерних, был в восторге от тонетовских лёгких, практически воздушных стульев. Произошёл конфликт. Договор был подписан с Лейстлером, а Дэсвигнэс хотел тонетовские стулья. В результате, обоим сторонам пришлось идти на уступки. Михаэль Тонет обязался не указывать на стульях своё имя и нигде и рекламировать себя, как их автора. Ему была предоставлена возможность работать в мастерской Лейстлера, но в отдельном помещении, куда ни Лейстлер, ни его рабочие не могли входить.
Слайд 17
Ещё один казус произошёл, когда во дворце оказались тяжеловесные стулья Лейстлера и необычайно лёгкие Тонета. Чтобы разница не казалась столь разительной, Тонет вынужден был под сиденьями прибить оловянные пластины для утяжеления стульев. Результатом работы над стульями Лихтенштейнского дворца стало финансовое благополучие, и Михаэль Тонет открывает в Вене свою собственную мастерскую. Далее были заказы на мебель для других венских дворцов – Палффи и Шварценберкского, а также для венского кафе « Daum ». И наконец, в 1851 году Михаил Тонет отправился в Лондон на первую Всемирную выставку товаров.
Слайд 18
Специально изготовленная для выставки мебель была действительно уникальной и по качеству, и по дизайну. Но получила только бронзовую медаль. Мебель Карла Лейстлера оценили выше, всё-таки Европа была ещё слишком консервативна и массивная резная мебель была ей ближе. Всю коллекцию тонетовской мебели выкупил архитектор Дэсвигнэс. Он видел в Михаэле Тонете гения мебели будущего. После смерти Дэсвигнэса сыновья Михаила Тонета выкупили у наследников тонетовскую лондонскую коллекцию, и сейчас отдельные её предметы находятся в различных музеях Германии, Австрии и Чешской республики. Например, один из уникальных столов со столешницей из черепаховой кости, перламутра и латуни находится в замке в Визовице. Кстати, у Михаэля Тонета была довольно большая семья. Пятеро его сыновей продолжили дело отца, стали прекрасными художниками-столярами. На своих сыновей Тонет переписал свою мастерскую. Так в 1853 году появилась фирма « Gebrüder Thonet ». Условием для сыновей было, что никто из них не должен был отделяться и основывать собственное производство. Тонет хотел развития фирмы и сохранения собственных технологий.
Слайд 20
Одним из основных идей Тонета было удешевить производство, а значит и конечный продукт. Палисандровое дерево, из которого делали чаще всего стулья, было дорогое. И Тонет обнаружил, что прекрасно гнётся и выдерживает нагрузки бук, которого на Моравии было довольно много. К тому же стулья из бука получались необыкновенно прочные. Ходит даже легенда, что для демонстрации прочности стульев в конце 19 века тонетовский стул сбросили с Эйфелевой башни в Париже, он отскочил от брусчатки и даже не треснул. Мебель производили из бука, придавая ему благородные оттенки при помощи морилки. Для более дорогой мебели к буку клеили шпон из палисандрового дерева.
Слайд 21
Свою первую фабрику для серийного выпуска гнутой мебели Михаэль Тонет решил построить на Моравии в маленькой деревне Коржичаны, так как вокруг были исключительно буковые леса, дерево даже возить не надо было. Вторая фабрика возникла в 1861 году в Быстрице под Гостыном. Позже Тонет открыл ещё несколько филиалов своей фирмы на Моравии, в Германии, две фабрики были открыты даже на территории Российской империи, венские стулья получили широкое распространение в России. Представительство фирмы было даже в Лондоне, но центром производства оставалась фабрика в Быстрице под Гостыном.
Слайд 22
Уже через год фирма « Thonet » стала мировой знаменитостью. Заказы увеличивались, число работников фабрики в Быстрице росло. Сначала рабочие пешком ходили на работу по три часа из разных окрестных деревень, а потом постепенно переселялись в Быстрице. Для них фабрика строила дома и необходимые социальные объекты. Так Быстрице за три года из маленькой деревушки превратилась в успешно развивающийся город. Впервые на фабрике работало огромное количество женщин, что для того времени было необычным.
Слайд 23
В 1871 году Михаэл Тонет умер.Бразды правления предприятием перешли сыновьям. Стулья Тонета становятся «товарами массового промышленного производства». Дешевые, изготовленные из цельногнутых элементов, стулья быстро завоевывают европейский рынок. Некоторые из сложившихся в это время простых, пригодных для массового производства форм стульев предвосхитили начинания, предпринятые в этом направлении мебельной промышленностью XX века. Стоимость одного стула составляла около трех австрийских форинтов, а количество реализованных изделий достигло сорока миллионов штук.