Первый слайд презентации: ЛЕКЦИЯ 5-6. Гигиена среды развития детей (I): предметная среда
Автор: Ж.В. Гудинова 1 Лектор: заведующая кафедрой общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков, доктор медицинских наук, профессор Гудинова Ж.В.
Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Автор: Ж.В. Гудинова 2 Среда развития детей: понятие, гигиеническое значение. Предметы детского обихода: классификация, гигиенические требования. Физиологические основы правильного положения тела (позы). МЕБЕЛЬ : гигиеническое значение, гигиенические требования, основные определения ( дифференция, дистанция спинки, дистанция сиденья), подбор и методы оценки. ИГРУШКА : назначение, классификация, влияние на здоровье, гигиенические требования. ОДЕЖДА : назначение, типовой комплект, влияние на здоровье, гигиенические требования. Климатическое зонирование территории с целью типизации комплекта одежды и обуви. Факторы, определяющие теплоизоляционные свойства одежды и обуви. Требования к сезонной и форменной детской одежде. Анатомо-физиологические особенности детской стопы. ОБУВЬ : гигиеническое значение, гигиенические требования, конструкция детской обуви. Гигиенические требования к КНИГЕ и учебным пособиям для детей. Формирования навыка чтения и его влияние на здоровье ребенка. Основные гигиенические проблемы. Гигиенический контроль и надзор за производством и реализацией предметов детского обихода. Методы санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Слайд 3: Цель лекции:
ознакомиться с основными понятиями, классификациями среды развития детей, предметной среды, видами предметов обихода детей; получить понятие о физиолого-гигиенических основах гигиены предметной среды, гигиеническом значении и гигиенических требованиях к мебели, игрушке, одежде, обуви, книге получить представление о методах оценки безопасности предметов детского обихода, санитарно-эпидемиологической экспертизе. Автор: Ж.В. Гудинова 3
4 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 6: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Условия среды оказывают выраженное влияние на здоровье детей (до 35%). В понятие среды развития детей входит широкий комплекс эколого-гигиенических, социально-экономических, внутрижилищных и школьных факторов. Важную роль в развитии ребенка играет т.н. предметная среда – система материальных объектов деятельности детей, которая в единстве с природным окружением и и содержательным общением взрослых с детьми способствует гармоничному росту и развитию ребенка. Автор: Ж.В. Гудинова 6
Слайд 8: ВИДЫ ПРОДУКЦИИ ДЕТСКОГО АССОРТИМЕНТА (ПРЕДМЕТОВ ДЕТСКОГО ОБИХОДА)
Игры, игрушки, в т.ч. приставки, карнавальные костюмы. Детская одежда, постельное белье Одеяла, подушки, спальные мешки Детская обувь (кроме ортопедической и специальной спортивной) Детская мебель: ученическая и дошкольная Коляски, ходунки, качели, сумки для переноса детей Предметы по уходу за детьми (ванны …) Предметы по уходу за новорожденными (соски …) Памперсы, подгузники, гигиенические салфетки Украшения для девочек Парфюмерно-косметические товары для детей Велосипеды Автор: Ж.В. Гудинова 8
Слайд 9: ВИДЫ ПРОДУКЦИИ ДЕТСКОГО АССОРТИМЕНТА (ПРЕДМЕТОВ ДЕТСКОГО ОБИХОДА)
13. Ранцы, портфели, рюкзаки 14. Книги и учебные пособия, журналы, тетради для детей … 15. Изделия для детей, соприкасающиеся с телом (очки, ласты …) 16. Канцелярские товары: ручки, краски, пластилин … 17. Одежда и предметы.. Для беременной и кормящей женщины 18. Полимерные и синтетические материалы, вещества для изготовления товаров детского ассортимента Автор: Ж.В. Гудинова 9
Слайд 10: Гигиенические требования к предметам детского обихода: ОБЩЕЕ
Соответствие назначению предмета, характеру деятельности ребенка Соответствие анатомо-физиологическим особенностям детского организма Безвредность и безопасность для здоровья (в механическом, токсическом, противоэпидемическом, радиационном и сенсорном отношении) Современные эстетические решения 10 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 11: Гигиенические требования к предметам детского обихода : ОСОБЕННОСТИ
ОБУСЛОВЛЕНЫ : спецификой конкретного предмета (мебель – эргономические требования, одежда, обувь – защита и теплообмен со средой, книга – удобочитаемость) возрастом детей (младенцы играют не в куклы, а погремушками) здоровьем назначением и характером деятельности (учебно-воспитательный процесс или физическое воспитание) климатогеографическими особенностями и сезоном года. 11 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 12: ОБУВЬ: климатогеографические особенности и сезон года
Лето Переходный период года Зима 12 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 13: Нормативно-техническая документация
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) от 28 мая 2010 года (глава II, раздел 6) СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.1.2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» с изменениями ГОСТ 22046-2002 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия» ГОСТ 19301.1-94 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов» ГОСТ 11015-93 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры» ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры» ГОСТ 5994-93 «Парты. Типы и функциональные размеры» и т.д. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02 Производство и реализация игр и игрушек. СанПиН 2.4.7.007-93
Слайд 14: Гигиеническое нормирование: СанПиН и др.документы
Интерфейс справочно-правовой системы «Гарант»: поиск документов 14 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 15: 2. Физиологические основы правильного положения тела (позы). МЕБЕЛЬ : гигиеническое значение, гигиенические требования, основные определения ( дифференция, дистанция спинки, дистанция сиденья), подбор и методы оценки
15 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 16: Основные определения и понятия
МЕБЕЛЬ – предмет детского обихода, играющий ведущую роль в обеспечении правильного положения тела (позы) ребенка / подростка при различных видах деятельности. Автор: Ж.В. Гудинова 16
Слайд 17: Характеристика рациональной позы сидя:
небольшой наклон головы и верхней части туловища вперед расстояние от глаз ребенка до стола равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (в среднем 30—35 см) расстояние от корпуса до края стола равно ширине ладони предплечья свободно лежат на столе 17 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 18: Характеристика рациональной позы сидя:
ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом ступни опираются на пол или подставку для ног около 2/3 бедра - на сиденье, туловище имеет основную опору на ягодицах и в поясничной части позвоночника спина имеет опору в виде спинки стула 18 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 19: СВЯЗЬ ПОЗЫ С МЕБЕЛЬЮ
Автор: Ж.В. Гудинова 19 ПОЗА РАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗА НЕРАЦИОНАЛЬНАЯ
Слайд 21: Парта Эрисмана
Автор: Ж.В. Гудинова 21 Парта Эрисмана В своей работе «Влияние школ на происхождение близорукости», написанной в 1870 году, Ф.Ф, Эрисман не только вскрыл причины многих детских недугов, но и предложил конструкцию новой для своего времени школьной парты.
Слайд 23: Гигиеническое значение мебели
ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННАЯ МЕБЕЛЬ способствует: гармоничному физическому развитию детей выработке у них правильной осанки длительному сохранению работоспособности профилактике нарушений зрения. 23 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 24: ВАЖНО ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ: возможность изменения позы, особенно на позу стоя (работа за т.н. конторкой)
Автор: Ж.В. Гудинова 24
Слайд 25: Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей (роста и длинников )
Группа мебели по ГОСТ и СанПиН Группа роста детей, мм Высота, мм стола стула 1 1001-1150 460 260 2 1151 – 1300 520 300 3 1301 – 1450 580 340 4 1451 – 1600 640 380 5 1601 – 1750 700 420 6 Свыше 1750 760 460 Размеры мебели регламентированы ГОСТ и СанПиН 25 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 26: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
26 Автор: Ж.В. Гуди МЕБЕЛИнова СТАНДАРТНОСТЬ мебели – соответствие мебели стандарту ( ГОСТу / СанПиН ) КОМПЛЕКТНОСТЬ мебели – соответствие номера стола номеру стула. Стандартность и комплектность мебели характеризуют выполнение требования 1 (соответствия анатомо-функциональным особенностям организма и обеспечения удобства позы)
Слайд 27: Цветовая маркировка мебели
До 850 мм 851 – 1000 мм Автор: Ж.В. Гудинова 27 Дошкольное учреждение Школа 1001-1150 1151 – 1300 1301 – 1450 1451 – 1600 1601 – 1750 Свыше 1750 Представляет собой кружки определенного цвета в зависимости от номера мебели (ГОСТ, СанПиН ) Предназначена для самостоятельного выбора детьми и учителями мебели согласно росту детей Имеет смысл только при наличии ростовой линейки в школе
Слайд 28: ПОДБОР, ИЗМЕРЕНИЕ и ОЦЕНКА МЕБЕЛИ: мебельная линейка О.В. Флерова – А.Ф. Никитина
Прибор представляет собой линейку. На линейке с обеих сторон наносятся обозначения. На стороне, предназначенной для определения номеров учебной мебели, отмечены фактические высоты уровня заднего края крышки и сидения парты (стола, стула) для каждого из номеров. Против каждой черты проставлен соответствующий номер парт и рост учащихся, для которых она подходит. Автор: Ж.В. Гудинова 28
Слайд 29: ПОДБОР, ИЗМЕРЕНИЕ и ОЦЕНКА МЕБЕЛИ: мебельная линейка О.В. Флерова – А.Ф. Никитина
Поставив прибор на пол у края мебели, сразу определяют номер данной парты или стандартность. Сопоставив номера стола и стула определяют комплектность. Для другой стороны линейки возможны варианты: 1) для измерения роста детей (тогда линейка должна быть складная, двухметровая) - кроме обычных делений на сантиметры, проставлены номера мебели, подходящей для учащихся данного роста. 2) обозначения для измерения дошкольной мебели Автор: Ж.В. Гудинова 29
Слайд 30: ПОДБОР МЕБЕЛИ для детей в образовательных учреждениях
Автор: Ж.В. Гудинова 30 Применение мебельной линейки значительно ускоряет и упрощает процесс подбора мебели для каждого ребенка в массовых исследованиях
Слайд 31
Поза сидящего человека зависит от трех основных величин / соотношений: дифференции дистанции сиденья дистанции спинки 31 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 33: Основные определения и понятия
Автор: Ж.В. Гудинова 33 ДИФФЕРЕНЦИЯ – это расстояние по вертикали от поверхности стола (его заднего края) до поверхности сиденья, равное расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего ребенка до сиденья с добавлением 5-6 см (изменение + 2 см несущественно). ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИИ – в обеспечении благоприятного соотношения углов корпуса и устойчивой позы. ВАРИАНТЫ ОЦЕНКИ ДИФФЕРЕНЦИИ : 1) завышенная (номер стула ниже номера стола, асимметрия позы, сколиоз), 2) заниженная (номер стола ниже номера стула, сутулость, снижение расстояния от глаз до рабочей поверхности)
Слайд 34: Основные определения и понятия: ДИСТАНЦИЯ СПИНКИ
Автор: Ж.В. Гудинова 34 Основные определения и понятия: ДИСТАНЦИЯ СПИНКИ
Слайд 35: Основные определения и понятия
Автор: Ж.В. Гудинова 35 ДИСТАНЦИЯ СПИНКИ – это расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки стула, равная передне-заднему диаметру грудной клетки + 5 см (не более!). ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИСТАНЦИИ СПИНКИ – в поддержании устойчивой позы при одновременном сохранении подвижности сидящего. ВАРИАНТЫ ОЦЕНКИ ДИСТАНЦИИ СПИНКИ : 1) завышенная: сидящий лишается возможности использовать спинку стула как опору, смещается центр тяжести тела, 2) заниженная: крышка стола упирается в грудную клетку, нарушается дыхание и кровообращение, увеличивается статическая нагрузка, поза становится неудобной.
Слайд 36: Основные определения и понятия: ДИСТАНЦИЯ СИДЕНЬЯ
Автор: Ж.В. Гудинова 36 Основные определения и понятия: ДИСТАНЦИЯ СИДЕНЬЯ
Слайд 37: Основные определения и понятия
Автор: Ж.В. Гудинова 37 ДИСТАНЦИЯ СИДЕНЬЯ – это расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до переднего края сиденья, должна быть только отрицательной (от -3 до -8 см). ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИСТАНЦИИ СИДЕНЬЯ – в поддержании устойчивой позы, сохранение равновесия. ВАРИАНТЫ ОЦЕНКИ ДИСТАНЦИИ СИДЕНЬЯ : при нулевой и, особенно, положительной дистанции сиденья сидящий вынужден тянуться вперед, опираться на предплечья, локти. При этом усугубляется статическая нагрузка, утомление от неудобной позы.
Слайд 38: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ МЕБЕЛИ
Нормируются расстояния (в см) от окон, стен, между рядами, в рядах, от доски до первой и последней парты и др. Эти нормативы обоснованы с учетом характера учебно-воспитательного процесса (каждое рабочее место ученика должно быть доступно для учителя), возраста детей (АФО нервной системы и двигательных функций – расстояния в рядах), охлаждающей способности стен, особенно, светонесущих, зрительного восприятия доски, угла зрения (видимости) Автор: Ж.В. Гудинова 38
Слайд 39: Основные определения и понятия: УГОЛ ВИДИМОСТИ / ЗРЕНИЯ
Автор: Ж.В. Гудинова 39 Основные определения и понятия: УГОЛ ВИДИМОСТИ / ЗРЕНИЯ УГОЛ ВИДИМОСТИ ДОСКИ - расстояние от края доски длиной 3 м до середины противоположного крайнего места обучающегося за передним столом; должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 — 7 лет. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – обеспечение хороших условий для зрительной работы на всех рабочих местах, профилактика зрительного переутомления и затруднений учебно-воспитательного процесса. ВАРИАНТЫ ОЦЕНКИ : снижение угла видимости ухудшает условия зрительной работы, увеличение угла видимости – с гигиенической т.з. не возбраняется при условии сохранения допустимого расстояния от доски до последней парты.
Слайд 40: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАССАЖИВАНИЮ ДЕТЕЙ
детей рассаживают с учетом длины тела и здоровья (нарушения зрения, слуха, осанки, склонности к простудным заболеваниям) детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соотвествующие их росту. в случае большого количества детей с пониженным зрением детей с хорошей очковой коррекцией можно сажать дальше в любом случае нарушение здоровье при рассаживании в приоритете 40 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 41: АЛГОРИТМ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ МЕБЕЛИ образовательных учреждений :
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: соответствия мебели характеру учебно-воспитательного процесса соответствия размеров мебели ГОСТу / СанПиН ; стандартность и комплектность комплектности расстановки в помещениях характера поверхности мебели (цвет, блескость, отсутствие травмоопасных деталей) маркировки и ростовой линейки правильности рассаживания детей положения тела детей при пользовании мебелью 41 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 42: 3. ИГРУШКА: назначение, классификация, влияние на здоровье, гигиенические требования
Автор: Ж.В. Гудинова 42 3. ИГРУШКА: назначение, классификация, влияние на здоровье, гигиенические требования.
Слайд 43: Назначение игрушек
Игрушки незаменимы в жизни и в воспитании детей. Они способствуют познаванию окружающего мира, развитию личности ребенка, его творческих интеллекта, способностей. служат источником положительных эмоций 43 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 45: Гигиенические требования к игрушкам:
Игрушки должны: соответствовать возрасту ребенка быть безопасными по конструкции, токсикологическим, радиационным, микробиологическим и оптическим показателям, по характеристикам электро -, взрыво -, шумо -, пожаробезопасности и др. правильно использоваться и обрабатываться 45 Автор: Ж.В. Гудинова Гигиенические требования, предъявляемые к играм и игрушкам, касаются материалов, из которых они изготовляются, конструкции, производства, реализации и использования в детских учреждениях.
Слайд 46: Игрушка (сюжетная): роль в развитии ребенка
Имитация материнской роли, подготовка к выполнению основной социальной задачи Имитация чего? 46 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 47
Автор: Ж.В. Гудинова 47 Играя с куклами, девочки примеряют на себя «взрослые» роли: мамы, принцессы. Каноны красоты, внедряемые в сознание подрастающих девочек, заставляют их стремиться к зачастую недостижимым идеалам. Очень большую роль в жизни девочек, выросших на играх с куклами-красавицами, начинает занимать исключительно внешняя привлекательность. Психологи обращают внимание родителей на то, что в последнее время стало наблюдаться все больше психических расстройств у пятилетних девочек, которые ощущают себя некрасивыми. Немало и тех, кто страдает пищевыми расстройствами в своем стремлении похудеть: диетологи отмечают, что пищевые расстройства «молодеют» с каждым годом.
Слайд 48: ИГРУШКИ (конструктивно-технические): соответствие анатомо-функциональным особенностям
48 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 49: ИГРУШКИ (сюжетные): соответствие анатомо-функциональным особенностям
49 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 50: Игрушки: вред здоровью
50 Автор: Ж.В. Гудинова Интоксикация Электротравма Эпидемическая опасность
Слайд 51: Игрушки: вред здоровью
51 Автор: Ж.В. Гудинова Нагрузка на орган зрения Нагрузка на орган слуха, действие шума на организм Опасность мелких деталей (в рот, в нос, в другие отверстия)
Слайд 53: Влияние на здоровье: нарушения психоэмоционального состояния и нервно-психического развития
СТРЕСС ДЕТСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ Автор: Ж.В. Гудинова 53
Слайд 54: 4. ОДЕЖДА : назначение, типовой комплект, влияние на здоровье, гигиенические требования. Климатическое зонирование территории с целью типизации комплекта одежды и обуви. Факторы, определяющие теплоизоляционные свойства одежды и обуви. Требования к сезонной и форменной детской одежде
Автор: Ж.В. Гудинова 54 4. ОДЕЖДА : назначение, типовой комплект, влияние на здоровье, гигиенические требования. Климатическое зонирование территории с целью типизации комплекта одежды и обуви. Факторы, определяющие теплоизоляционные свойства одежды и обуви. Требования к сезонной и форменной детской одежде.
Слайд 55: Назначение одежды и обуви
Защита тела от неблагоприятных воздействий окружающей среды: микроклиматических, пыли, радиации, микротравм, осадков и др. Обеспечение теплового баланса организма со средой Эстетические функции, воспитательное значение Автор: Ж.В. Гудинова 55
Слайд 56: Типовой комплект одежды и обуви:
Белье Платье Верхняя одежда Головной убор Обувь Внутренняя обувь Перчатки Автор: Ж.В. Гудинова 56
Слайд 57: Виды верхней одежды
Легкая летняя Костюм Легкое платье Демисезонное пальто Теплое пальто Шуба Утепленная арктическая Автор: Ж.В. Гудинова 57
Слайд 58: Гигиенические требования к одежде
58 Гигиенические требования к одежде соответствие размера, покроя, массы особенностям организма; безопасность для здоровья, оптимум баланса со средой удовлетворение эстетических потребностей доступность очистке, возможность привития навыков (самообслуживание, личная гигиена) прочность и доступность по цене (На основании А.В. Молькова, 1934 г.)
Слайд 59: Степень безопасности одежды определяется на основании классифицирующего показателя (КП)
КП рассчитывается по спец.формуле с учетом: площади непосредственного контакта с кожей возраста пользователя продолжительности непрерывной носки Автор: Ж.В. Гудинова 59
Слайд 60: Климатическое зонирование бывшей территории СССР с целью типизации комплекта одежды и обуви
Автор: Ж.В. Гудинова 60
Слайд 61: Климатическое зонирование бывшей территории СССР с целью типизации комплекта одежды и обуви
Автор: Ж.В. Гудинова 61
Слайд 62
Автор: Ж.В. Гудинова 62 Зимой в одежде со средними и высокими теплоизоляционными свойствами нуждается практически все население бывшего СССР
Слайд 63: Факторы, определяющие теплоизоляционные свойства одежды и обуви
Свойства тканей Количество слоев одежды Конструктивные особенности (покрой, фасон) Автор: Ж.В. Гудинова 63
Слайд 64: Требования к сезонной одежде: ЛЕТО
Свойства тканей: высокие воздухо -, паропроницаемость, гигроскопичность, влагоемкость, гидрофильность и теплопроводность. Количество слоев одежды: 1 или 2. Конструктивные особенности: свободный покрой с максимальной вентиляцией пододежного пространства, без тугих поясов, резинов, высоких воротников Автор: Ж.В. Гудинова 64
Слайд 65: Требования к сезонной одежде: ЗИМА
Свойства тканей: ткани более толстые, шерсть. Количество слоев одежды: 3. Конструктивные особенности: колготки, брюки, длинные рукава, высокий воротник Автор: Ж.В. Гудинова 65 Если в помещении > 20 °С, то требования к одежде аналогично летней. Если в помещении < 19 °С, то:
Слайд 66: Требования к верхней одежде: ЗИМА
Свойства тканей: высокие теплоизоляционные и защитные свойства воздухо -, паропроницаемость, гигроскопичность, влагоемкость, гидрофильность и теплопроводность. Количество слоев одежды: 3 слоя с разными свойствами: 1) верхний – материалы с низкой проницаемостью, для защиты 2) теплозащитный – пористые, объемные материалы (ватин, синдипон ) 3) оптимум пододежного пространства - материалы с высокой проницаемостью. Автор: Ж.В. Гудинова 66
Слайд 67: Требования к верхней одежде: ЗИМА
Автор: Ж.В. Гудинова 67 3. Конструктивные особенности должны обеспечивать минимальную циркуляцию воздуха и минимальный воздухообмен с средой: это достигается большим количеством замкнутых посредством капюшона, манжет, пояса, стягивающие резинки внизу удлиненной куртки
Слайд 68: Идеальный вариант зимней детской одежды: брюки с высоким поясом на бретелях и удлиненная куртка с капюшоном и резинкой внизу куртки и рукавов или на поясе
Автор: Ж.В. Гудинова 68
Слайд 69: Особые требования к демисезонной обуви: высокая защита от влаги
Автор: Ж.В. Гудинова 69
Слайд 70: В жарком климате
В районах с очень жарким, сухим климатом летом и непродолжительной зимой высока потребность в летней одежде, защищающей от перегрева и воздействия солнечной радиации. В субтропических районах с очень высокой влажностью воздуха необходима легкая летняя одежда повышенной гигроскопичности и воздухопроницаемости. Зимняя же одежда предпочитается из материалов, обработанных водоотталкивающими и противогнилостными составами. Автор: Ж.В. Гудинова 70
Слайд 71: В высокогорном климате
В условиях кислородной недостаточности особенно велика потребность в легкой одежде, не стесняющей дыхание и кровообращение, теплозащитной, ветростойкой. Автор: Ж.В. Гудинова 71 Зона высокогорного климата (Кавказ, Алтай, Средняя Азия) требует особого внимания, поскольку характеризуется очень неустойчивым летом и продолжительной суровой зимой с сильными ветрами и снежными буранами.
Слайд 72: Форменная детская одежда (школьная форма)
В 1992 году с принятием закона «Об образовании» школьная форма, в России была официально отменена. Однако в последние годы, с изменением менталитета и повышением уровня жизни населения нужность школьной формы признается. Школьная форма рассматривается как деловая одежда для школьников, как свой корпоративный стиль. Форма – это элемент воспитания патриотизма по отношению к своему учебному заведению. Школьная форма визуально объединяет детей, помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, формирует чувство сплочённости и дает возможность ощутить свою принадлежность к этой школе, классу. Автор: Ж.В. Гудинова 72
Слайд 73: Специфика гигиенических требований к форменной детской одежде
обусловлена ее назначением : учет пола и размеров тела ( росто-возрастных особенностей), психологического действия цвета материала, длительностью и постоянством ее использования, разнообразием не только климатических, но и погодных условий на большей части нашей стране (с большим диапазоном микроклиматических условий в классе). Автор: Ж.В. Гудинова 73
Слайд 74: Форменная детская одежда
Для девочек - сарафаны, комплекты, юбки, брюки, жилеты, жакеты, блузки. Для мальчиков – пиджаки, брюки, жилеты, рубашки. Большой комплект позволяет обеспечивать санитарное состояние одежды (чистоту) и варьировать форму в зависимости от погоды, сезона года. Рекомендуемые цвета : серый, черный, темно-синий, темно-зеленый, оливковый и бордовый цвета материала (считаются «официальными» цветами, которые помогают успокоиться и сосредоточиться), очень яркие цвета вызывают раздражение и отвлекают. Комфорт движений и адекватный теплообмен со средой обеспечивают рациональные конструктивные особенности одежды(покрой) и выбор ткани. Поэтому не следует покупать слишком узкие вещи, а также одежду, изготовленную из 100%-й синтетической ткани. Для школьной одежды предпочтительны смесовых, в том числе полушерстяные ткани Автор: Ж.В. Гудинова 74
Слайд 75: 5. Анатомо-физиологические особенности детской стопы. ОБУВЬ : гигиеническое значение, гигиенические требования, конструкция детской обуви
Автор: Ж.В. Гудинова 75 5. Анатомо-физиологические особенности детской стопы. ОБУВЬ : гигиеническое значение, гигиенические требования, конструкция детской обуви.
Слайд 76: Анатомия детской стопы: особенности
76 Автор: Ж.В. Гудинова (ОмГМА) Веерообразное расхождение пальцев, в результате чего стопа наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне плюснефаланговых суставов, как у взрослых Иное соотношение пяточной и передней частей стопы, более длинная задняя часть Скелет детской стопы образован хрящями, окостеневание происходит к окончанию роста.
Слайд 77: ГИГИЕНИЧСЕКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБУВИ (влияние на здоровье)
Снижение двигательной активности Большое количество деформаций и заболеваний стоп Переохлаждение организма Заболевания кожи стоп Затруднения учебно-воспитательного процесса Нарушение формирования костей таза (у девочек, в случае ношения обуви на каблуке выше 4 см) 77 Автор: Ж.В. Гудинова (ОмГМА)
Слайд 78: Гигиенические требования к обуви
78 Гигиенические требования к обуви соответствие анатомо-физиологическим особенностям и функции стопы соответствие назначению создание тепло- влажностного оптимума в любых условиях безопасность для здоровья и жизни.
Слайд 79: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В КОНСТРУКЦИИ ДЕТСКОЙ ОБУВИ
ОБУВЬ ДОЛЖНА: повторять форму стопы, так что носочная часть должна быть шире пучковой. соответствовать ее размеру обеспечивать неподвижное положение пятки, иметь гибкую подошву иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям иметь каблук рекомендованной высоты Автор: Ж.В. Гудинова 79
Слайд 80
Распределение Распределение нагрузки на стопу в зависимости от высоты каблука О каблуке!
Слайд 82: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В КОНСТРУКЦИИ ДЕТСКОЙ ОБУВИ
Высота каблука: для дошкольников — 5-10 мм, для школьников - порядка 20 мм, для девочек 13—17 лет — до 40 мм. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») в дошкольной обуви недопустимы, так как они за счет сжатия тыльной части стопы, вызывают утомление мышц и нарушение кровообращения. 82 Автор: Ж.В. Гудинова (ОмГМА)
Слайд 83
Носочная часть не шире пучковой, нет креплений на стопе Возможно давление резинки Автор: Ж.В. Гудинова 83
Слайд 84
Не рекомендуется: нет креплений на стопе Рекомендуется: есть крепления, регулируемые по размерам стопы Автор: Ж.В. Гудинова 84
Слайд 85: Размер обуви
Размеры обуви определяются номером и полнотой. Разница между номерами обуви составляет 5 мм, и в пределах каждого из них предусмотрен выпуск детской обуви трех степеней полноты. Длина стопы - расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца в миллиметрах. Перед большим пальцем в обуви должно оставаться пространство 0,5—1 см. 85 Автор: Ж.В. Гудинова (ОмГМА)
Слайд 86: Детская обувь и половые ( гендерные ) различия
У детей до 7 лет половые различия в размерах стоп проявляются очень слабо, поэтому обувные колодки могут быть общими для девочек и мальчиков. Для школьников от 8 до 17 лет обувь должна приобретаться с учетом половых особенностей. Автор: Ж.В. Гудинова 86
Слайд 87: 6. Гигиенические требования к ИЗДАНИЯМ для детей. Формирования навыка чтения и его влияние на здоровье ребенка. Основные гигиенические проблемы
Автор: Ж.В. Гудинова 87 6. Гигиенические требования к ИЗДАНИЯМ для детей. Формирования навыка чтения и его влияние на здоровье ребенка. Основные гигиенические проблемы.
Слайд 88: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Навык чтения - основа учебной деятельности Навык чтения – сложный психофизиологический процесс, включающий технику чтения и понимание текста, требующий работы не только органа зрения, но и ВНД (зрительных различения, внимания, памяти) Навык чтения облегчает зрительную работу и в целом освоение учебной программы, следовательно положительно влияет на здоровье ребенка Но процесс формирования навыка чтения предъявляет высокие требования к организму, составляя зрительную и иную нагрузку (на опорно-двигательный аппарат и др.) Автор: Ж.В. Гудинова 88
Слайд 89: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Величина зрительной нагрузки зависит от условий видимости и удобочитаемости. УДОБОЧИТАЕМОСТЬ – обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением. Связана с характером печатных знаков (размер шрифта), гарнитурой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом (расположение текста на странице). ВИДИМОСТЬ текста определяется качеством бумаги и печати (контрастность наборного знака и фона) Автор: Ж.В. Гудинова 89
Слайд 90: Гигиенические требования к изданиям для детей:
Соответствие возрастным особенностям формирования органа зрения и навыка чтения Соответствие веса силе ребенка Соответствие характеру предъявления и объему информации : гигиеническая классификация учебных изданий Безопасность в противоэпидемическом и токсическом отношении (качество переплета, бумаги) Автор: Ж.В. Гудинова 90
Слайд 91: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ для общеобразовательных школ
по учебным дисциплинам (гуманитарные, математические, естественные, специальные для начального профессионального образования ) по виду издания (учебник, учебное пособие. практикум, хрестоматия) по возрасту (начальное, основное, общее образование) Автор: Ж.В. Гудинова 91
Слайд 92: Для реализации гигиенических требований к изданиям для детей гигиеническому нормированию подлежат:
шрифтовое оформление текста издательское оформление (формат, переплет, способы скрепления, цвет шрифта и фона – удобочитаемость) о сновные полиграфические материалы для изготовления изданий (бумага, картон, лак, пленка и др.) полиграфическое исполнение (контрастность текста и дефекты полиграфического исполнения) Автор: Ж.В. Гудинова 92
Слайд 93: КНИГИ: СООТВЕТСТВИЕ ВОЗРАСТУ
НЕ СООТВЕТСТВУЮТ СООТВЕТСТВУЮТ 93 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 95: ПИСЬМЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: соответствие диаметра анатомо-функциональным особенностям ребенка (размеру кисти)
НЕ СООТВЕТСТВУЮТ СООТВЕТСТВУЮТ 95 Автор: Ж.В. Гудинова
Слайд 96: ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ № 1 – рост объема информации
СЛЕДСТВИЕ: преждевременное утомление, нервно-психические расстройства СЛЕДСТВИЕ: тяжелый портфель Автор: Ж.В. Гудинова 96
Слайд 97: ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ № 2 – все более широкое применение технических средств обучения (компьютер, ридер и проч.)
Наряду с позитивом – масса негативных последствий для здоровья: от трудностей организации рабочего места в школе до бесконтрольного выбора информации и пребывания за компьютером. Автор: Ж.В. Гудинова 97
Слайд 98: ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ № 3 – отставание гигиенического нормирования:
Электронные книги и прочие технические новинки нуждаются в своевременном гигиеническом нормировании : регламентации размеров, формы, цвета, яркости дисплея, величины шрифта, продолжительности работы с ним и проч. Автор: Ж.В. Гудинова 98 На это требуются значительные ресурсы (научные лаборатории, кадры) и время. А потребитель не ждет: он пользуется, особенно дома
Слайд 99: Рациональная поза у компьютера
Автор: Ж.В. Гудинова 99 http://900igr.net/fotografii/informatika/Kompjuter-i-zdorove-shkolnika/006-Vnimanie.html
Слайд 100: 7. Гигиенический контроль и надзор за производством и реализацией предметов детского обихода. Методы санитарно-эпидемиологической экспертизы
Автор: Ж.В. Гудинова 100 7. Гигиенический контроль и надзор за производством и реализацией предметов детского обихода. Методы санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Слайд 101: Как определяется безопасность предмета детского обихода?
На этапе его производства – посредством санитарно-эпидемиологической экспертизы. На этапе реализации и использования - в ходе надзорных мероприятий. В обоих случаях – с использованием гигиенической нормативной базы Автор: Ж.В. Гудинова 101
Слайд 102: Нормативно-техническая документация
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) от 28 мая 2010 года (глава II, раздел 6) СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.1.2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» с изменениями ГОСТ 22046-2002 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия» ГОСТ 19301.1-94 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов» ГОСТ 11015-93 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры» ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры» ГОСТ 5994-93 «Парты. Типы и функциональные размеры» и т.д. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02 Производство и реализация игр и игрушек. СанПиН 2.4.7.007-93
Слайд 103: Основные определения и понятия
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА — деятельность ФС Роспотребнадзора…, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15-28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. На основании проведенной экспертизы выдается САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Автор: Ж.В. Гудинова 103
Слайд 104: САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ выдается на все виды продукции детского ассортимента (предметов детского обихода)
Игры, игрушки, в т.ч. приставки, карнавальные костюмы. Детская одежда, постельное белье … … 18. Полимерные и синтетические материалы, вещества для изготовления товаров детского ассортимента Автор: Ж.В. Гудинова 104
Слайд 105: Санитарно-эпидемиологическая экспертиза / оценка предметов детского обихода: разделы работы
Экспертиза документов Санитарно-эпидемиологические исследования (испытания), в том числе отбор проб и подготовка их к исследованиям Автор: Ж.В. Гудинова 105
Слайд 106: Санитарно-эпидемиологическая экспертиза (оценка) предметов детского обихода: основные методы / показатели / нормирование
органолептические (внешний вид, характер поверхности, запах, оценка конструктивных особенностей (покроя) и проч.) санитарно-химические (определение стойкости покрытия к действию слюны, пота, влажной обработке, изменение рН-вытяжки, содержания мигрирующих химических веществ, индекса токсичности и др.) Автор: Ж.В. Гудинова 106
Последний слайд презентации: ЛЕКЦИЯ 5-6. Гигиена среды развития детей (I): предметная среда: Санитарно-эпидемиологическая оценка предметов детского обихода: основные методы / показатели / нормирование
3) физико-гигиенические и радиологические ( гигроскопичность, воздухопроницаемость, электризуемость, оценка теплозащитных свойств - одежда; уровень звука, ЭМП, локальной вибрации, радиации - игрушки; взвешивание, измерения, денситометрия – издания, и т.п.) 4) микробиологические 5) клинико-токсикологические, в т.ч. определение кожно-раздражающего действия материалов Автор: Ж.В. Гудинова 107