Первый слайд презентации: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Сергиево-Посадский филиал
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ Кандидат психологических наук Барышева Евгения Викторовна
Слайд 2: План лекции:
1. Основные аспекты миофункциональной логопедии 2.Миофункциональная коррекция (МФК) 3. Аномалии прикуса всегда сопровождаются нарушением функции работы мышц 4.Миофункциональная ортодонтия: системы Трейнер и Миобрейс 5. Миотерапия в логопедии
Слайд 3: МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Миофункциональные нарушения (межзубный сигматизм в условиях дошкольного учреждения) Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом. Межзубный, призубный и губно – зубной сигматизм наблюдается при: - открытом прикусе; - перекрёстном прикусе; - слабой подвижности языка (дизартрия); - ротовом дыхании (аденоиды); -глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания ). Если у ребенка наблюдаются данные показатели, это говорит о том, что имеют место быть миофункциональные нарушения. Миофункциональные нарушения — снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи )
Слайд 4: МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Функциональная недостаточность круговой мышцы рта может явиться причиной увеличения длины верхнего зубного ряда и степени выраженности дистальной окклюзии. Это объясняется тем, что при функциональной недостаточности круговой мышцы рта ослабляется ее давление на верхние резцы, тогда как давление языка на них начинает превалировать и резцы смещаются в губном направлении, увеличивая тем самым длину зубного ряда и величину сагиттальной щели. При дистальной окклюзии изменяется положение нижней губы: соприкасаясь с небной поверхностью верхних резцов, она способствует смещению их в вестибулярном направлении.
Слайд 5: МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Язык оказывает влияние на положение резцов: чем выше биоэлектрическая активность мышц языка, тем больше протрузия верхних резцов. Нарушение функции языка может привести к дистальной или мезиальной окклюзии. Функциональное состояние мышц языка взаимосвязано с сагиттальными размерами верхнего зубного ряда: длиной переднего отрезка, апикального базиса, проекционной длиной всего зубного ряда. Установлено, что чем уже зубной ряд и апикальный базис нижней челюсти, чем меньше объем рта, тем выше биопотенциалы мышц языка.
Слайд 6: МИОДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Большое значение в возникновении зубочелюстных аномалий имеет функционирование мышц, участвующих в глотании. Функция глотания, осуществляемая группой мышц, претерпевает перестройку на разных этапах развития ребенка. После рождения ребенка и до прорезывания молочных зубов ему присущ инфантильный тип глотания. Язык во время глотания упирается в мягкие ткани губ и щек. С начала и до окончания прорезывания зубов происходит изменение типа глотания - формируется соматический тип глотания. Глотание осуществляется при сомкнутых зубных рядах, и язык упирается в оральную поверхность зубов, а его кончик - в небную поверхность верхних передних зубов. Создается миодинамическое равновесие.
Слайд 7: МИОДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
У детей с аномалией прикуса наблюдается изменение миодинамического равновесия мышц-антагонистов и мышц-синергистов, повышаются биопотенциалы надподъязычных мышц в состоянии относительного физиологического покоя нижней челюсти и при жевании. В то же время снижается биоэлектрическая активность в жевательных и височных мышцах. В начальном этапе изменения функции жевания миодинамическое равновесие и координированная деятельность мышц могут быть не нарушены, а происходит увеличение периода жевания и числа жевательных движений. Уменьшение высоты нижнего отдела лица сопровождается повышением амплитуды ЭМГ жевательной и мимической мускулатуры.
Слайд 8: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МФН
Привычка держать рот открытым Дыхание через рот Напряжение губ при глотании (инфантильный тип глотания) Прокладывание языка между зубами при разговоре Неправильное произношение звуков
Слайд 9: ПРИЧИНЫ МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Генетические – 25% Вредные привычки (сосание пальца, соски после года, прикусывание губ, щек, языка, прокладывание языка между зубами) Ротовое дыхание Инфантильное глотание Вялое сосание и жевание Раннее удаление молочных зубов
Слайд 10: РОТОВОЕ ДЫХАНИЕ ПРОВОЦИРУЕТ:
Недоразвитие гайморовых пазух Сужение верхней челюсти Недоразвитие нижней челюсти Нарушение осанки Общее недоразвитие организма
Слайд 11: САЛИВАЦИЯ
Логопедам часто приходится сталкиваться с трудностями не только постановки звуков, но и введения поставленных звуков в речь (процессе автоматизации). Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением ).
Слайд 13: Основными признаками правильно сформированного прикуса является следующие признаки (как у взрослых, так и у детей):
1. Ровные зубные дуги. 2.Верхняя челюсть располагается кпереди относительно нижней. 3. Средняя линия, проходящая между центральными зубами совпадает со средней линией лица. 4. Верхние передние зубы на одну треть коронки перекрывают нижние. 5. В боковых участках 4 и 5 или 6-7-е фиссурно-бугровое смыкание.
Слайд 14: КАКИЕ МЫ ЗНАЕМ НАРУШЕНИЯ ПРИКУСА? В сагиттальном направлении прикус может быть нарушен по типу: ПРОГНАТИЯ и ПРОГЕНИЯ
Прогнатия - это дистальный прикус Прогения – мезиальный прикус.
Слайд 15: Смотрим по смыканию центральных резцов. Иногда не смыкаются плотно, тогда развиваются: Открытый прикус
Глубокий (верхние зубы перекрывают нижние более чем на одну треть). Есть две разновидности глубокого прикуса. Когда только в области центр резцов перекрытие глубокое - это сагиттальная щель (сосание пальца, соски). Вторая разновидность - верхняя челюсть равномерно глубоко перекрывает нижние зубы и травмируют слизистую. Это глубокий травмирующий прикус.
Слайд 16: Перекрестный прикус
При смыкании зубов правильное смыкание, а на второй стороне нет. При отсутствии совпадений центральных линий. С одной стороны фиссурно-бугровое смыкание, а с другой стороны этого смыкания нет. Это и есть перекрестный прикус. В норме, верхние зубы должны «обхватывать» (перекрывать) нижний зубной ряд и по ширине, и по длине. Если этого не происходит, и «обхвата» не получается, когда верхние зубы находятся внутри или позади от нижних, то говорят о перекрёстном прикусе. Он может быть во фронтальном участке (верхние резцы находятся позади нижних), тогда прикус еще называют «обратным» ( обратная резцовая окклюзия ). А может быть в боковых участках. Перекрёстный прикус во фронтальном участке (обратная резцовая окклюзия) слева.
Слайд 17
Эффективность работы логопеда у детей с такими особенностями зависит от правильно построенного алгоритма взаимодействия с другими специалистами: неврологом, ортодонтом, ЛОР врачом. Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребѐнка позволят ему своевременно выявлять дефекты в еѐ строении. Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходим тщательный осмотр ребѐнка, где проверяют строение и функции артикуляционного и дыхательного аппарата.
Слайд 18: ЧТО ТАКОЕ МИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ (МФК)?
МФК – восстановление функций дыхания, глотания, жевания, правильной артикуляции. ОРОФАЦИАЛЬНАЯ МИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - система мероприятий направленная на изменение костно-мышечных проблем и патологических навыков в речевом аппарате. Эта наука сейчас оформляется в систему прямо на наших глазах. Еще 10 лет назад мало кто из логопедов вообще слышал об этом.
Слайд 19
Генеральный директор и основатель Myofunctional Research Co. Доктор Крис Фаррелл Доктор Крис Фаррелл окончил Сиднейский университет в 1971 г. Его отец также закончил Сиднейский университет (факультет Стоматологии) в 1950 г. Работая в Англии, и поддерживая тесные связи со специалистами из США и Европы, он получил возможность глубоко исследовать проблемы, связанные с дисфункцией ВНЧС и пришёл к выводу, что истоки этой проблемы закладываются ещё в детском возрасте при нарушении мышечных функций, связанных с челюстно-лицевой областью – дыхания, глотания, жевания и речи. В 1989 году доктор Крис Фаррелл основал компанию Myofunctional Research Co. (MRC). В сотрудничестве с Университетом Технологии и Институтом Промышленности Квинсленда (Австралия), интегрируя опыт многолетних исследований с возможностями компьютерного моделирования, доктор Фаррелл разработал серию двухчелюстных капп, получивших название ТРЕЙНЕРЫ.
Слайд 20
Миофункциональная ортодонтия занимается диагностикой и устранением реальных причин скученности зубов и недоразвития челюстно-лицевых структур. Главной философией миофункциональной ортодонтии является ортодонтическое лечение без удаления зубов, так как подразумевает подробный анализ и коррекцию влияния мышечного фактора – основной причины скученности зубов и недоразвития челюстных структур. Такой подход к лечению называется «миофункциональный», от «мио» - мышца и направлен на нормализацию позиции языка и работы круговой мышцы рта.
Слайд 21
На сегодняшний день миофункциональная ортодонтия позволяет провести ортодонтическое лечение без установки брекетов. Как такое возможно? Такое лечение можно реализовать с использованием аппаратуры компании MRC – специально разработанных миофункциональных трейнеров. Сегодня миофункциональная ортодонтия позволяет взглянуть на ортодонтические проблемы под другим углом. Ведь большинство таких проблем отображается на лице, и пока организм находится в фазе активного роста, мы сможем многое изменить.
Слайд 25
Чем мы можем помочь 6–10 летним пациентам с проблемами прикуса? Проблемы прикуса в большинстве случаев вызваны «вредными» привычками: Класс ІІ, подкласс 2 по Энглю; глубокая резцовая дизокклюзия. Причина: ротовое дыхание. Ребенок ходит с открытым ртом. • Скученность зубов на нижней челюсти. Причина: гиперактивность подбородочной мышцы. • Открытый прикус во фронтальном отделе. Причина: прокладывание языка между зубами. Исследования показывают, что положение зубов определяется давлением на них со стороны губ и языка. Не всегда учитывается функциональная особенность губ, которые также могут оказывать давление на зубы, нарушая их положение.
Слайд 26
Преортодонтический трейнер исправляет вредные привычки и помогает правильно прорезаться постоянным зубам! Выравнивание зубов. Выравнивание передних зубов (подобно ортодонтическим проволочным дугам). 1. Углубления для зубов. 2. Лабиальный выступ в виде дуги оказывает небольшое давление на неровные передние зубы в процессе прорезывания. Тренинг для языка и губ. 3. «Язычок» для языка (активно тренирует положение кончика языка). 4. Ограничитель языка (ограничивает движение языка, заставляет ребенка дышать через нос). 5. Губные бамперы (снимают излишнее мышечное давление). Взаиморасположение челюстей. 6. Краевое смыкание в сочетании с ограничением движения языка и стимулированием ротового дыхания корректирует аномалии прикуса.
Слайд 27
Окончательное выравнивание зубов Дальнейшее выравнивание зубов осуществляется с помощью жесткого (розового) трейнера. Он достаточно тугой. Такой же принцип действия, как при использовании ортодонтической проволочной дуги. Когда зубы встают на место, требуются большие усилия для их окончательного выравнивания. Характеристики (дизайн) такие же, как у начального трейнера. Завершающий трейнер используется в последующие 6 – 12 месяцев. Более длительное ношение может быть рекомендовано в зависимости от результатов и следующей фазы ортодонтического лечения. Молочный прикус Действие аппарата для детей от 2 до 5 лет Infant Trainer позволяет активно стимулировать развитие жевательных структур зубочелюстной системы ребёнка. Infant Trainer помогает восстановить носовой тип дыхания и выработать правильное положение языка. Исследования показали, что правильное развитие зубочелюстно-лицевой системы напрямую зависит от этих факторов. Пластинка STOPPI ( СТОППИ ) от 2х лет
Слайд 28
Трейнер мягкий Infant выпускается в одном универсальном размере и предназначен для стимуляции развития жевательных структур в период молочного прикуса. Мягкий аппарат Infan t рекомендуется назначать в начале лечения, когда пациент только адаптируется к лечению. Трейнер жесткий Infant выпускается в одном универсальном размере и предназначен для стимуляции развития жевательных структур в период молочного прикуса. Жесткий трейнер Infant для развития зубных дуг лучше назначать уже на втором этапе лечения, когда пациент привык к мягкому аналогу.
Слайд 29
РАННИЙ СМЕННЫЙ ПРИКУС Преортодонтический трейнер для детей (Trainer for Kids или T4K) - один из самых популярных аппаратов трейнер-системы компании MRC. Трейнер T4K направляет прорезывающиеся зубы и помогает устранить миофункциональные проблемы в период раннего сменного прикуса. Трейнер T4K Этап 1 - разработан для начала лечения. Благодаря гибкой конструкции подходит многим пациентам и может использоваться даже при выраженных аномалиях прикуса. Трейнер T4K направляет прорезывающиеся зубы и помогает устранить миофункциональные проблемы в период раннего сменного прикуса. Более жесткий аппарат T4K Этап 2–предназначен для следующего этапа лечения после мягкого T4K - его действие стимулирует развитие зубных дуг и способствует выравниванию зубов.
Слайд 30
ПОСТОЯННЫЙ ПРИКУС Аппарат для взрослых T4A™ подобен детскому T4K®, но создан для постоянного прикуса. Более высокие борта лабиальных дуг позиционируют прорезывающиеся клыки, а удлинённые дистальные концы обеспечивают поддержку вторых моляров. T4A™ выпускается из полиуретана двух видов жёсткости: начальный для этапа 1 (более гибкий) и завершающий (жесткий). Аппарат T4A выпускается в одном размере. Он выравнивает зубы фронтального отдела, параллельно перестраивая функции периоральной мускулатуры. Гибкость аппарата T4A для 1-го этапа позволяет ему легко адаптироваться к форме зубных дуг пациента, увеличивая вариабельность показаний к такому лечению. Аппарат T4A для 2-го завершающего этапа лечения благодаря своей жесткой конструкции эффективно выравнивает зубы, обеспечивая хорошую ретенцию.
Слайд 31
ТРЕНИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ ЯЗЫКА ДНЕМ И НОЧЬЮ. Аппарат Lingua предназначен для дневного ношения с брекетами. Lingua можно начинать использовать сразу после установки брекетов. Это будет способствовать защите мягких тканей полости рта от повреждений брекетами. Lingua™ - аппарат для верхней челюсти, он не мешает пациенту говорить, и может использоваться в течение дня. Это одночелюстной аппарат с невысоким бортиком – удобен для дневного ношения, не мешает речи. Канал для брекетов или ортодонтической дуги, предотвращает травму мягких тканей рта и щёк. "Маркерный" язычок – вырабатывает правильное положение языка и способствует восстановлению носового дыхания.
Слайд 32
Аппарат Myobrace™ для детей дошкольного возраста (Myobrace for Juniors™) Серия Myobrace for Juniors™ для детей в возрасте от трех до шести лет - в молочном прикусе - включает три различные по упругости аппарата. Действие каждого аппарата направлено на коррекцию вредных привычек и стимуляцию развития ЗЧС. Аппараты Myobrace for Juniors™ выпускаются розового и голубого цвета. Аппарат J1 позволяет корректировать вредные привычки, он выполнен из гибкого силикона и легко адаптируется к любым деформациям зубных дуг. Воздушные отверстия во фронтальной и задней части аппарата стимулируют ребёнка создавать нагрузку на жевательные структуры в период молочного прикуса.
Слайд 33
Аппарат K2 предназначен для развития зубных дуг и коррекции вредных привычек. Его жесткий каркас Dynamicore™ работает подобно каркасу Френкеля, способствуя развитию зубных дуг и выравниванию зубных рядов. Аппарат K3 - для окончательного выравнивания и ретенцию. Его жесткий полиуретановый материал способствует отличному выравниванию зубных рядов и ретенции. Отверстие в "маркерном" язычке помогает закрепить навык правильной позиции языка. ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 34
Аппарат Biobloc представляет собой акриловую нёбную пластинку с винтом, регулирующим её в ширину. Аппарат способствует расширению верхней зубной дуги и наиболее эффективен при лечении недоразвития верхней челюсти. Аппараты Biobloc
Слайд 35
Какие противопоказания существуют к лечению с трейнером ? Противопоказаний немного. Основные – нежелание носить трейнер, тяжелые степени аномалий, при которых ребенок не может удерживать трейнер во рту, а также полная непроходимость носовых каналов. Со временем цвет трейнеров бледнеет. Значит, в слюну ребенка может попасть красящее вещество? Опасно ли это? Краситель не вымывается из материала, просто со временем силикон выцветает и тускнеет под воздействием слюны, что делает трейнер менее ярким, но не представляет никакой опасности для здоровья ребенка. Как убедиться, что миофункциональные нарушения скорректированы и лечение с трейнером дало хороший результат? Наиболее важным в миофункциональной коррекции является смыкание губ: в покое ребенок должен дышать носом, губы у него должны быть сомкнуты, акт глотания не должен сопровождаться напряжением круговой или подбородочной мышцы. Как только нормализация функций достигнута – лечение завершено.
Слайд 36: Инструкция по применению
Аппарат Infant ™ следует носить 1 час ежедневно, а также всю ночь во время сна, следуя простой пошаговой инструкции: • Губы всегда должны быть сомкнуты, если вы не говорите. • Дышать необходимо через нос – благодаря этому нормализуется развитие верхней и нижней челюстей, а также формирование правильного прикуса. • При глотании губы не должны напрягаться – это важно для правильного положения резцов. Уход за аппаратом Infant Trainer™ Аппарат Infant ™ необходимо промывать в теплой проточной воде после каждого использования. Для тщательной очистки всех аппаратов MRC желательно два раза в неделю использовать растворимые таблетки Myoclean™.
Слайд 37: МИОТЕРАПИЯ В ЛОГОПЕДИИ
Проведение занятий Занятие нужно разделить на три этапа: Начальный этап – разминка, которая включает дыхательные упражнения. Это своеобразная подготовка ребенка к основной части, ее продолжительность составляет 2-3 минуты. Основная часть, во время которой проводится комплекс упражнений на мышцы челюстно-жевательной области. Иногда используют специальные аппараты (например, стандартные вестибулярные пластинки). Сначала проводятся статические упражнения, затем – динамические. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок правильно держал осанку и дышал носом. Заключительный этап, во время которого постепенно уменьшают нагрузку.
Слайд 38
Упражнения для мышц языка Проведение языком по середине твердого и мягкого неба, начиная с фронтальных зубов. При открытом рте необходимо провести языком сначала по верхней, затем по нижней губе (по часовой стрелке и наоборот). Полоскание горла водой (при этом происходит массаж мышц мягкого неба). На язык ребенка надевают резиновое кольцо (диаметром 6-8 см.), после чего просят его поднять язык и прижать его к твердому небу (в переднем отделе). После этого необходимо проглотить слюну, не меняя положение языка. Упражнения для круговой мышцы рта Надувать мыльные пузыри, шарик или дуть на легко перемещающиеся предметы (например, вату, кусочек бумаги). Плотно сжимать губами линейку, с течением времени постепенно нагружая ее. Упражнение с вестибулярной пластинкой – такую пластинку накладывают в преддверие рта, после чего ребенок плотно сжимает ее губами, а взрослый небольшими усилиями пытается достать пластинку. Ребенок удерживает пластинку губами, вследствие чего происходит напряжение круговой мышцы рта.
Слайд 39
Так же при дисфункции круговой мышцы рта наблюдается неправильное смыкание губ. Нарушение корректируется гимнастическим комплексом. Сильно сожмите губы, сделайте вдох носом и раздуйте щеки. Надавите на них руками, чтобы вышел воздух. При этом нельзя разжимать губы. Наберите воздух под нижнюю губу, затем – под верхнюю. Повторяйте чередование в течение 7 минут. Вытяните губы и зафиксируйте положение в течение минуты. Затем растяните их в широкой улыбке. Повторяйте упражнения по 7-10 минут.
Слайд 40: Вестибулярная пластина MUPPY с бусинкой
Классическая пластинка с бусинкой рекомендована при лечении: дизартрии, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата; повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата; функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого неба; врожденной ринолалии, после проведенной операции по устранению расщелины неба. Пластина с бусинкой будет способствовать тренировке вялых мышц и тканей полости рта; заикания - одного из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, обусловленного судорожным напряжением мышц речевого аппарата; Пластинка новой модификации рекомендована при: • вялом кончике языка (при стертой форме дизартрии); • различных формах сигматизма (межзубный, призубный, шипящий); • ламбдацизме (губно-губном, губно-зубном); • ротацизме
Слайд 41: ЭТАПЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ОРТОДОНТА при профилактике миофункциональных нарушений у детей
Диагностическое обследование ребенка. Заполнение карты наблюдения. Выявление дефектов речи, обусловленных нарушениями строения артикуляционного аппарата. Составление логопедического заключения и плана работы с ребенком. Беседа с родителями и подбор вестибулярной пластины или трейнера с помощью консультации ортодонта. Обучение родителей и воспитателей работе с аппаратами. Подбор упражнений. Работа с детьми в группах ДОУ: индивидуальные и фронтальные занятия.
Слайд 42: Массаж языка (логопедический массаж)
Массаж языка (логопедический массаж) широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, — эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны. Здесь необходима консультация специалиста. видеофрагмент https ://www.youtube.com/watch?v=kpfuUWV8g08
Слайд 43: Рекомендации родителям (логопедам)
Посмотрите внимательно на Вашего ребенка, его лицо гармонично или заметны какие-либо проблемы с прикусом ? «На что обратить внимание?» спросите Вы. Натянутые губ или приоткрытый рот, ротовой тип дыхания — все это свидетельство неправильного прикуса. Можно определить неправильный прикус, даже не заглядывая в ротовую полость, основываясь только на анализе лицевых признаков. Достаточно понаблюдать за ребенком несколько минут в непринужденной обстановке и ответить на ряд вопросов: Губы Вашего ребенка находятся в сомкнутом состоянии ? Когда он смотрит мультики или когда спит? Ваш ребенок часто дышит ртом? Попросите малыша проглотить слюну. Вы увидели, как напряглись мышцы лица, особенно подбородка ?
Слайд 44
У Вашего ребенка при глотании видны зубы или язык? Прежде чем проглотить питье, Ваш ребенок надувает щеки? У Вашего ребенка (старше 4 лет) выраженные дефекты речи? Ваш ребенок сосет палец или другой предмет, соску (старше 1 года), грызет ногти, карандаш или ручку? У Вашего ребенка (старше 5 лет) отсутствуют промежутки между временными зубами? Если хотя бы на один из вопросов Вы ответили положительно, тогда Ваш путь должен лежать к ортодонту, который владеет методами миофункциональной коррекции и предложит вам специальные преортодонтические трейдеры и комплекс миогимнастики для устранения выявленных нарушений. И чем раньше Вы это сделаете, тем больше шансов у Вас и Вашего ребенка иметь правильный прикус без брекетов.
Слайд 45: Рекомендации родителям
Дыхание Следите, чтобы ребенок обязательно дышал носом! Обратите внимание на рот ребенка в момент просмотра мультфильмов или во время игры — он должен быть закрытым! Если есть заболевания дыхательных путей, их нужно срочно лечить. Необходимо постепенно, без агрессии, но настойчиво приучать ребенка к носовому дыханию. Глотание Ребенок должен глотать незаметно для окружающих, без напряжения губ, щек и мышц. В норме язык к 4-5 годам должен отталкиваться от переднего участка твердого неба, сразу за центральными резцами. Жевание Для оптимального жевательного давления и развития челюсти ребенок должен получать достаточно твердую пищу, которую нужно откусывать, разжевывать, сомкнув губы, и как можно меньше запивать. Сосание и вредные привычки. К 10-12 месяцам жизни у ребенка угасает функция сосания. Избегайте использования пустышек у детей старше года. Контролируйте вредные привычки ребенка: сосание пальцев, игрушек, других предметов- они чаще являются результатом психологического дискомфорта ребенка. Осанка. Во время еды: стопы на полу, прямая спина, не подпирать голову. Во время сна: спокойная расслабленная поза на спине или попеременно на правом и левом боку с закрытым ртом. Следите, чтобы подушка была невысокой, и ребенок во время сна не подкладывал руку под щеку. Плохо, если ребенок спит с запрокинутой головой.
Слайд 46
Миофункциональные нарушения у детей эффективно корректируются при раннем выявлении, а также при грамотном взаимодействии логопеда, невролога и стоматолога. Такой комплексный подход обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.
Последний слайд презентации: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Сергиево-Посадский филиал: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Архипова Е. Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения. Трейнер " INFANT" - М.: В.Скачев, 2017.- 92с. 2.Афанасенко Н.Е. Миофункциональные расстройства и их влияние на общее и речевое развитие ребенка https ://na-journal.ru/3-2019-pedagogika-psihologiya/1909-miofunkcionalnye-rasstrojstva-i-ih-vliyanie-na-obshchee-i-rechevoe-razvitie-rebenka 3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии http :// sdo.mgaps.ru/books/K18/M3/file/4.pdf 4. https ://www.logopedplus.ru/articles/vzglyad-ortodonta/miofunktsionalnye-aspekty-rechevykh-problem-u-detey / Сатыго Елена Александровна, к.м.н., доцент кафедры детской стоматологии СПб МАПО 5.Костина Я.В. Коррекция речи: взгляд ортодонта http://padabum.com/d.php?id=51061