Слайд 2
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – ЭТО ЯЗЫК НАУКИ. РАЗЛИЧАЮТ ПОДСТИЛИ : СОБСТВЕННО НАУЧНЫЙ (НАИБОЛЕЕ СТРОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ, МОНОГРАФИЯХ, ГОСТах, ДИССЕРТАЦИЯХ); УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ (УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА); НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ (ОЧЕРКИ, СТАТЬИ В ГАЗЕТАХ, ЖУРНАЛАХ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ КНИГА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА ЧИТАТЕЛЕЙ).
Слайд 3: ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Статьи в научных журналах и сборниках; Монографии; Диссертации; Энциклопедии; Словари; справочники; Учебники; Научные доклады, рефераты.
Слайд 4: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ
- Подчёркнуто строгая логичность изложения (строгая последовательность изложения, выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. На последовательность развития мысли указывают наречия: сначала, прежде всего, затем, далее, а также вводные слова: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, союзы: так как, потому что, поэтому, чтобы );
Слайд 5: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ
- Точность. (Смысловая точность достигается тщательным подбором слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов)
Слайд 6: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ
- Отвлечённость и обобщенность. (Широко используются абстрактные понятия, которые трудно увидеть, ощутить – пустота, время, скорость, сила, закон, предел ; нередко встречаются формулы, символы, схемы, диаграммы, таблицы).
Слайд 7: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ
- Объективность. (Научные теории и законы, факты, явления, эксперименты и их результаты – всё это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных.
- Преимущественно книжная, специальная, терминологическая, а также стилистически нейтральная лексика; - Конкретные существительные используется для обозначения общих понятий ( Филолог должен внимательно …; Берёза хорошо переносит морозы…); - Глаголы употребляются в обобщенно-отвлечённом значении (речь идет о проблемах…, следует сделать вывод…, привести к общему знаменателю…) - Преобладание местоимений 3 лица, значение лица при этом ослаблено.
Последний слайд презентации: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ: СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Прямой порядок слов; Сложноподчиненные предложения, в составе которых неопределённо-личные ( считают, что …), безличные ( известно, что …), определенно-личные ( рассмотрим проблему …); Отсутствие восклицательных предложений; Недопустимость личного, субъективного мнения. Неличная манера изложения ( факт имеется…, теорема доказывается…)