Первый слайд презентации: Научное наследие Б.Г. Ананьева. Разработка человекознания как комплексной междисциплинарной науки
Выполнила: студентка группы Пм21 озфо Рыбалкина Ю. Н.
Слайд 3
Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) - выдающийся отечественный психолог, создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Член АПН СССР (1968), заведующий кафедрой психологии Ленинградского Государственного университета им. А.А. Жданова (ЛГУ), декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972). Б. Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР организовал психологическую службу на основе средней школы в Выборгском районе Ленинграда. Борис Герасимович Ананьев, следуя традициям В. М. Бехтерева, стремился преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную, междисциплинарную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования разных наук о человеке как личности и индивидуальности. В начале научного пути использовал методы рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода, обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения. Установил системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыл специальный механизм пространственной ориентации, парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном по отношению к иерархическому контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий.
Слайд 4
Ананьев Б. Г. является автором системной модели человекознания, в которой были обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества.
Слайд 5: Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)
ИНДИВИД Свойства индивида Первичные Вторичные Половой диморфизм Функциональная ассиметрия мозга Нейродинамические свойства мозга Конституциональные особенности Структура органических потребностей индивида Динамика психофизиологических функций Проявляются в Задатки Темперамент
Личность Темперамент Задатки и способности Мотивация (направленность) Характер Воля Чувства
Слайд 7: Структура понятия «субъект деятельности» (по Б. Г. Ананьеву)
Субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Субъект деятельности Сознание Активность Деятельность
Слайд 8: Структура понятия «индивидуальность» (по Б. Г. Ананьеву)
Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Индивидуальность Индивид Субъект Личность
Слайд 9
Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность. Ананьев БГ в комплексных исследованиях получил новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энергоинформационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Подтвердил идею о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыл некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости, положив начало психологической акмеологии. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.
Последний слайд презентации: Научное наследие Б.Г. Ананьева. Разработка человекознания как комплексной: Вклад Ананьева Б. Г. в отечественную науку
Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.