Слайд 2
Бесконечная, навязчивая реклама товаров и услуг стала одной из примет нашей современной жизни, однако в действительности реклама существовала всегда. Помимо настенных постеров и уличных плакатов, наиболее активными её проводниками были популярные советские периодические издания, имевшие миллионные тиражи. Рекламировали примерно то же самое, что и сегодня: бытовую технику, продукты, косметику, туруслуги, банковские услуги и другое.
Слайд 3
В 1920-е годы возникли рекламные конторы « Рекламтранс », « Промреклама », коммерческое агентство «Связь». Они продвигали товары государственных предприятий. Рекламные плакаты и слоганы для них в эти годы создавали поэт Владимир Маяковский и художник Александр Родченко. В 19 60-е годы на фоне увеличения экономического потенциала СССР в значительной степени (по сравнению с предыдущими годами) возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные товары. Эти и другие факторы потребовали изменений в отношении к рекламе. Возникают специализированные организации: Внешторгреклама (1964 г.), Союзторгреклама при Министерстве торговли СССР (1965 г.), Главкоопторгреклама (при Центросоюзе), рекламные организации Аэрофлота, Министерства культуры и др.
Слайд 4
При Министерстве торговли РСФСР создается специализированная организация Росторгреклама. Отделения этих организаций возникают и в регионах. Для координации рекламной деятельности в масштабах страны учреждается Межведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. С 1971 года начинается издание поныне здравствующего журнала «Реклама» (вначале он выходил как печатный орган Межведомственного совета). Позже начинают выходить журналы «Коммерческий вестник», «Панорама», «Новые товары» и др. В 70-х—начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70 специализированных рекламных изданий. В основном, это приложения к областным и вечерним городским газетам.
Слайд 5
Кардинальные сдвиги в рекламной деятельности были вызваны «перестройкой», начавшейся в СССР в 1985 г. Главными средствами рекламы стали телевидение и пресса (газеты общеполитической направленности, журналы, возникшие многочисленные коммерческие издания). Остро встал вопрос формирования субъектами предпринимательства фирменного стиля. Закон СССР «О товарных знаках» был принят Верховным Советом страны в 1991 г., за полгода до окончательного распада СССР.
Слайд 8: В 1948 году журнал «Огонёк» предлагал всем желающим купить электрополотёр
Слайд 11: Журнал «Огонёк», 1952 год
Реклама не удивляла и не развлекала, а художественными средствами и поясняющими текстами «концентрировала внимание на отдельных вкусных, полезных и питательных продуктах, сохраняющих свои высокие качества долгое время», предлагая покупателям их попробовать и включить в свой постоянный рацион.
Слайд 14: Реклама банковских услуг сводилась к пропаганде сберкасс и государственных облигаций, журнал «Огонёк», 1950 год
Слайд 21: Рекламные плакаты СССР. Товары народного потребления
Плакаты, объявления, листовки, щиты использовались для рекламы услуг и товаров. Интересно, что использовались глаголы повелительного наклонения (покупайте, пейте, ешьте, курите, храните, пользуйтесь, летайте), которые обращены к покупателям.
Слайд 22
Красочная реклама отечественных товаров сформировала устойчивые покупательские пристрастия к значительному числу торговых марок. Такие советские бренды имелись во всех сегментах ценовой доступности населению. Например, в верхнем расположились консервы «Крабы», варенье «Роза», конфеты «Трюфель», духи «Красная Москва», папиросы «Северная Пальмира»; в среднем помещались сосиски, пельмени, майонез «Столовый», мороженое «Эскимо», пастеризованное молоко, печенье «Крекер», мыло и зубной порошок «Рекорд», одеколон « Кармен », папиросы «Казбек»; в нижнем ценовом сегменте находились пластовый мармелад, овсяные хлопья «Геркулес», «Толокно», «Тройной» одеколон, папиросы «Север» и т.д.
Слайд 23: Рекламные плакаты СССР - Товары народного потребления
1965 г., Сахаров С. «Сельдь тихоокеанская солёная». 1959 г., Лапаев С. «Фруктовый квас». 1966 г., Филиппова Л. «Сыр плавленый на любой вкус».
Слайд 24: Библиотека «Огонька», 1978 год
Реклама в СССР была везде. Помимо специализированных изданий, она публиковалась и в обычных журналах. Реклама печаталась и в приложении к журналу «Огонёк» – «Библиотека «Огонька».
Слайд 25: Журнал «Здоровье», 1984 год
В журнале «Здоровье» были рекламные полосы, которые вызывают особый интерес: рекламировать товары в условиях дефицита — это особое искусство.
Слайд 26: Газета «Известия» и издательский дом «Бурда-ГМбХ» подписали соглашение о совместном выпуске рекламной вкладки, 1988 год
Появившись в начале 1989 года, рекламная вкладка весь первый год выходила только в Москве, через год пошла на Ленинград тиражом 354 000 экземпляров, а затем и на всю страну тиражом около 10 миллионов. Вот таким образом в советскую прессу было привнесено революционное новшество. «Известия» первыми из всех массовых газет начали печатать иностранную рекламу.
Слайд 27: Журнал «Огонёк», 1991 год
А вот интересное предложение для любителей путешествий. Как насчет того, чтобы вместо дачи махнуть, например, в Сингапур? Хотя, судя по экономическому положению страны, в 1991 году 99% её жителей было явно не до Сингапура и даже не до берега Турецкого.
Слайд 28
Основной целью рекламы в СССР было показать, как правильно использовать товары народного потребления и завоевать доверие граждан этой великой страны. Подчеркивалось высокое качество продукции советского производства. Реклама направляла советских граждан на правильный с точки зрения государства стиль жизни.
Слайд 29
Все представленные периодические издания есть в фонде Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина.