Первый слайд презентации: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют. Восточная мудрость
Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ
Определение понятия Вербальные коммуникации Роль невербальных коммуникаций в деловом общении Основные группы невербальных средств общения: Кинесика Просодика Такесика Проксемика Факторы, влияющие на пантомимику
Слайд 3: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Невербальное общение - "язык жестов». Включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Слайд 4
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: - создает образ партнера по общению; Выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения Индикатор актуальных психических состояний личности Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися людьми Выступает в качестве показателя статусно-ролевых от ношений РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
КИНЕСИКА (др.греч. κίνησις — движение) (пантомимика) Зрительно воспринимаемые движения другого человека Экспрессивно-выразительные движения Поза Жест Мимика Походка Визуальный контакт (Взгляд) Направление движения
Слайд 7: ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЖЕСТОВ И ПОЗ ЧЕЛОВЕКА
ОТКРЫТЫЕ – развернутые навстречу собеседнику руки, демонстрация раскрытых ладоней; часто сопровождается поднятием плеч. Расстегнутый пиджак Закрытые - Скрещенные на груди руки, либо попытка как-то закрыть корпус тела руками. Закрытость усиливается, если пальцы сжаты в кулаки. Посадка на стул, при которой спинка является как бы щитом Скрещенные ноги
Слайд 8: ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЖЕСТОВ И ПОЗ ЧЕЛОВЕКА
Оценочные - Жест "рука у щеки" означает, что человек над чем-то задумался, о чем-то размышляет. Подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянуть вдоль щеки, остальные сведены вместе и расположены над подбородком. Этот жест свидетельствует о критической оценке. Если он сопровождается наклоном корпуса в сторону от собеседника, то оценка скорее всего негативная. Наклон головы набок – заинтересованность. Почесывание, поглаживание подбородка - жест размышления и оценки, идет процесс принятия решения.
Слайд 9: ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЖЕСТОВ И ПОЗ ЧЕЛОВЕКА
Свидетельствующие об уверенности - Гордая прямая поза. Пальцы соединены наподобие купола; означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичности или гордость. Руки соединены теснее, чем купол. Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх - поза абсолютного превосходства При неуверенности - Переплетение пальцев рук, при этом большие пальцы нервно двигаются Человек грызет или сосет конец авторучки, карандаша Пощипывание, потирание ладоней
Слайд 10: ВИЗУАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ
Положительные сигналы Отрицательные сигналы Сидите прямо, подавшись вперед, с выражением настоящего интереса Ерзаете на стуле Делаете записи не постоянное, фиксируете ключевые моменты Рассматриваете потолок и вывески за окном Когда Вы слушаете, у Вас должна быть «открытая» поза: руки на столе, ладони вытянуты вперед Чертите бессмысленные линии Используете открытые жесты: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам Отворачиваетесь Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение Сидите с невозмутимым видом, ворчите или цинично ухмыляетесь
Слайд 11: ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
2. Просодика (греч. προσωδία « припев») и экстра-лингвистика (греч. προσωδία « припев») Средства выражения, которые связаны с голосом как характеристики, создающие образ человека Интонация Громкость Просодика Тембр Пауза Вздох Смех Экстралингвистика Плач Кашель
Слайд 12: ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
3. ТАКЕСИКА Различные тактильные прикосновения. Рукопожатия Похлопывания Поцелуи
Слайд 13: ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
4. Проксемика (англ. proximity (‘ близость’) Пространственная ориентация движений партнеров в момент общения и дистанция между ними. Основные дистанции общения: Интимная – от 0 до 0,5 метра. Для близких доверительных отношений. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики; Межличностная – от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями Официально-деловая или социальная – от 1,2 до 3,7 местра. Используется для делового общения. Чем больше расстояние между партнерами, тем официальнее их отношения. Публичная – более 3,7 метров. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
Слайд 14: РАЗМЕЩЕНИЕ ЗА СТОЛОМ УЧАСТНИКОВ ПЕРЕГОВОРОВ
Угловая позиция говорит о расположенности, открытости. И в то же время угол может быть использован как барьер Позиция полного сотрудничества. Партнеры располагаются по одну сторону стола и сидят по отношению друг к другу под углом в 90 ° Соревновательно-оборонительная позиция. Стол как бы мысленно делится пополам, и собеседники воспринимают ближнюю половину как свою территорию Независимая позиция. В такой позиции каждый может заниматься своим делом.
Слайд 15: Факторы, которые влияют на пантомимику
Национальная принадлежность. Один и тот же жест может означать разное у разных народов. Состояние здоровья. Профессия человека. Уровень культуры. Статус человека. Принадлежность к группе: групповые традиции, нормы, правила. Актерские способности человека. Возраст Возможность предъявить и воспринять невербальные средства общения.
Последний слайд презентации: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовьте доклад на тему «Различия в толковании жестов у разных народов мира». (1 человек, 7-10 минут). Фамилию докладчика староста присылает на e-mail преподавателя за 1 день до семинара. Групповой проект. 4 человека. Фамилии участников староста присылает на e-mail преподавателя за 1 день до семинара. Внимательно изучите совокупности жестов в примерах по адресу: http://www.budi.ru/article/zet/covokupnocti_gectov_v_primerah.htm Подготовьте 4 сценки, используя в качестве сценария любые из предложенных на сайте ситуаций. Перед тем, как показывать сценку аудитории, Вы должны озвучить тему (тема должна быть обязательна связана с деловой тематикой) и действующих лиц. Сама сценка не должна содержать вербальных коммуникаций, вся сценка должна быть показана только с помощью невербальных способов. Например, Представляем сценку N 1 «Обсуждение плана работы», действующие лица и исполнители: Маша – секретарь, Ваня – директор, Петя - менеджер по продажам. Далее вы показываете сценку аудитории. Вы должны показать как можно больше жестов, поз ит.д. Аудитория должна определить, о чем может идти речь в данной сценке.