Первый слайд презентации
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Учебное пособие: комментарии, схемы, афоризмы Часть 1 ( темы 1 – 2 ) Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) Юридический институт М.Ю. Зеленков Москва - 2009
Слайд 2
В учебном пособии в нетрадиционной форме излагаются основные положения авторского курса «Психология общения», изучаемого в Юридическом институте МИИТа. Каждая тема курса комплексна, включает определения категорий, их содержание, характерные черты и функции, отражается в схемах, рисунках и практических задачах, сопровождается афоризмами. Работа базируется на учебно-методической и справочной литературе по общей и социальной психологии, деловому общению, нейролингвистическому программированию, других материалах, раскрывающих мировой и отечественный опыт психологии общения. Используя данное учебное пособие при отработке материалов лекций, подготовке к семинарам и сдаче зачета, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерный план ответов на возможные вопросы в ходе зачета. Данное пособие не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, а является дополнительным источником информации для успешной сдачи зачета. Предназначается студентам при изучении курса «Психология общения», а также будет полезно студентам и преподавательскому составу, аспирантам при изучении курсов «Психология», «Деловое общение». УДК 316 ББК 88.53 З-48 Зеленков М.Ю. Психология общения. Учебное пособие: комментарии, схемы, афоризмы. М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 155 с. @ Юридический институт МИИТа, 2009 Автор учебного курса - Зеленков М.Ю. - доктор политических наук, действительный член (академик) Академии военных наук, член - корреспондент Академии педагогических и социальных наук, профессор Юридического института МИИТа, заведующий кафедрой «Общественные науки». Рецензент: факультет гуманитарных наук МГТУ им. Н.В.Баумана.
Слайд 3
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с проблемами, возникающими в ходе общения с себе подобными. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие: будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. В итоге, возникает взаимное непонимание. Основа психологии общения – это способность выделять моменты эффективного межличностного общения в ходе проведения переговоров, совещаний и применять их на практике, быть психологически грамотным при деловой беседе, а также формирование системы знаний об эффективном партнёрском общении. В повседневной жизни между людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские отношения, и в основе всех этих отношений лежит психология общения. Знание процесса психологии отношений необходимо человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости. В наши дни большое количество книг и статей посвящается психологии общения, однако до сих пор остается очень много аспектов этого процесса, которые не изучены на достаточном уровне. Данное учебное пособие построено таким образом, чтобы максимально задействовать левое и правое полушарие человеческого мозга при познании теории общения. Как известно левое полушарие нашего мозга отвечает за речь, способность систематизировать, за аналитически-логическое и научное мышление. Правое полушарие – за интуицию, творчество, способность мотивировать, стратегическое мышление, образность, вдохновение, коммуникацию идей. Материал курса представлен в учебном пособии в виде текста, схем, рисунков и афоризмов. Текстовое оформление дает возможность усваивать материал обычным способом. Схемы – достаточно распространенная форма изложения материала при аналитическо-логическом мышлении и систематизации знаний. Направленность их – активизация деятельности левого полушария. Рисунки и афоризмы привлекают к системе познания правое полушарие человеческого мозга через эмоциональную сферу, мобилизацию каналов восприятия информации Каждая тема предполагает комплексность ее восприятия: текст – схема – рисунок - афоризм – ассоциация. Темы и порядок их расположения приближены к изложению материала в ходе аудиторных занятий. В В Е Д Е Н И Е 3
Слайд 4
Главной целью курса является формирование у обучаемых психологической культуры общения. - дать представление о видах и стилях общения; - познакомить с основными феноменами общения, особенностями межличностного восприятия коммуникации и взаимодействия в общении; - раскрыть специфику и особенности общения как социально-психологического явления, показать сложность его строения и неоднозначность связей личности и результатов общения; - с помощью практических приемов помочь обучающимся выработать ряд коммуникативных навыков, необходимых в сфере делового общения; - повысить личностные ресурсы обучаемых (коммуникабельность, способность к формированию положительной самооценки и позитивного мышления), обеспечивающих основу успешного построения карьеры молодыми специалистами; - научить осмысливать различные факторы затрудненного и незатрудненного общения, диагностировать и прогнозировать поведение субъекта в ситуациях затрудненного общения. ЦЕЛЬ КУРСА ЗАДАЧИ КУРСА 4
Слайд 5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Понятие общения: сущность и содержание Тема 3. Вербальные средства и процесс слушания в деловой коммуникации Тема 5. Общение в различных жизненных ситуациях Тема 2. Невербальные средства общения 5
Слайд 6
«Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире.» Д ж.Рокфеллер 6
Слайд 7
ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ – ЕСТЬ СИСТЕМА С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ И ШУМОМ 7
Слайд 8
Попробуйте оценить себя, ответив на вопросы только «ДА» или «НЕТ». 1. Делаете ли вы над собой усилие, чтобы ладить с людьми, которые вам не нравятся ? 2. Предпочитаете ли вы шумный, оживленный курорт тихому и мирному месту отдыха ? 3. Нравится ли вам ходить на вечеринки, дискотеки и в шумные бары ? 4. На отдыхе или в путешествии легко ли вы находите новых друзей ? 5. Всегда ли вы рады видеть друзей, если они неожиданно к вам заглянули ? 6. Начинали ли вы когда-нибудь первым разговаривать с незнакомым человеком в поезде (или другом транспорте) ? 7. Нравится ли вам организовывать вечеринки, приглашать гостей ? 8. Много ли у вас друзей и знакомых ? 9. Предпочитаете ли вы вечера, проведенные шумно и оживленно, спокойным вечерам, проведенным дома ? 10. Нравятся ли вам игры на вечеринках ? ТЕСТ «НАСКОЛЬКО ВЫ ОБЩИТЕЛЬНЫ» 8
Слайд 9
11. Знаете ли вы большинство своих соседей по именам ? 12. Вам больше нравится принимать участие в играх, чем выигрывать ? 13. Вы предпочитаете играть с людьми, а не с игровыми автоматами ? 14. Нравится ли вам помогать людям ? 15. Вы находитесь в гостях. Хозяйка дома подает блюдо, которое вы считаете ужасным. Станете ли вы его есть ? 16. Посылаете ли вы поздравления с праздником людям, которые вам не очень нравятся ? 17. Называли ли вас когда-нибудь «душой компании» ? 18. Нравится ли вам знакомиться с новыми людьми ? 19. Чувствуете ли вы себя уверенно, когда входите в комнату с людьми, из которых вы почти никого не знаете ? 20. Любите ли вы детей ? 21. Вы более предпочитаете писать письма, чем звонить по телефону ? 22. Легко ли вы находите новых друзей ? 23. Делаете ли вы когда-нибудь вид, что вас нет дома, если видите приближение нежелательных посетителей ? 9
Слайд 10
24. Часто ли в вашем доме останавливаются большие компании ? 25. Беспокоитесь ли вы о том, что думают о вас окружающие ? Если, просуммировав вы получили результат от 16 до 25 очков, то Вы действительно общительный человек. Вы любите людей и, вероятно, вы больше всего счастливы, когда находитесь в компании. Если вы набрали 7 очков или меньше, то Вы, похоже, любите одиночество. Скорее всего вы уютно устроитесь с хорошей книгой, усядетесь смотреть телевизор или займетесь какими-нибудь делами, а не пойдете веселиться с компанией друзей. Вы самостоятельны и получаете удовольствие от одиночества. Если вы набрали от 8 до 16 очков, то Вам нравится быть с людьми, но к бурным вечеринкам вы относитесь спокойно. Ваше терпение небезгранично, и вы, вероятно, вполне счастливы, если проводите вечер с одним или двумя близкими друзьями, а не идете туда, где много людей. А если вы вечером оказались предоставлены сами себе, то и с этим вы прекрасно справитесь. Во всех вопросах, кроме 21 и 23 положительный ответ приносит одно очко, отрицательный – 0. Если вы отрицательно ответили на 21 или 23 вопрос, то можете прибавить себе еще по одному очку за каждый вопрос. ХАРАКТЕРИСТИКА 10
Слайд 11
Тема № 1. Понятие общения: сущность и содержание Учебные вопросы : 1. Общение как феномен. 2. Определение общения и делового общения. 3. Общение как взаимодействие. 11
Слайд 12
ОБЩЕНИЕ - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, порождаемая различными потребностями и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании Уметь общаться - это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. 12
Слайд 13
ОБЩЕНИЕ – процесс реализации таких сфер деятельности, как «ПРИ ОБЩЕНИИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИЩИТЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ДУШУ, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР» (К.С.Станиславский) ДРУЖБА СОТРУДНИЧЕСТВО КОНФЛИКТ КОНКУРЕНЦИЯ ЛЮБОВЬ 13
Слайд 14
В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ ФОРМИРУЮТСЯ ОПЫТ ХАРАКТЕР МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ВЗГЛЯДЫ УБЕЖДЕНИЯ ЗНАНИЯ ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ 14
Слайд 15
УРОВНИ ОБЩЕНИЯ МАКРОУРОВЕНЬ МЕЗОУРОВЕНЬ МИКРОУРОВЕНЬ «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК РЯД ЕГО ПОСТУПКОВ» (Г.Гегель) Субъект постоянно в течение жизни вступает в общение в соответствии со сложившимися обычаями и традициями Субъект вступает в общение в пределах содержания конкретной темы – однократно или многократно Серия контактов субъектов общения - вопрос - ответ 15
Слайд 16
ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕНИЯ Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта Аффилиация (собственно сама потребность в общении) проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, устранения дискомфорта одиночества Потребность в познании проявляется в том, что человек желает расширить свои представления, знания, увеличить возможности своего мышления Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором человек бы выглядел неповторимым, уникальным, необычным Потребность в престиже проявляется в необходимости получить удовлетворение от признания другими ваших личностных качеств, восхищения вами Потребность в доминировании проявляется в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека Потребность в покровительстве проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь 16
Слайд 17
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ Средства общения это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Содержание это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Цель общения это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Стороны общения - коммуникативная, - интерактивная, - перцептивная. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения и придают процессу общения конкретную специфику. Стили (типы) общения - манипулятивное; - императивное; - диалогическое и др. Формы (виды) общения - прямое и косвенное; - непосредственное и опосредованное; - массовое и межличностное; - вербальное и невербальное. Коммуникативный барьер общения это психологический феномен, возникающий в процессе общения и влияющий на адекватность восприятия информации. 17
Слайд 18
СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми (побудительная и констатирующая) Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания Язык это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности Знак это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации «МАЛО ИМЕТЬ ХОРОШИЙ УМ, ГЛАВНОЕ – ХОРОШО ЕГО ПРИМЕНИТЬ» (Декарт) 18
Слайд 19
МАНИПУЛЯТИВНЫЙ РИТУАЛЬНЫЙ АВТОРИТАРНЫЙ ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ СВЕТСКИЙ СТИЛИ (ТИПЫ) ОБЩЕНИЯ (предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, склонность подхода к большинству ситуаций) 19
Слайд 20
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ, ИСХОДЯ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕГО УЧАСТНИКОВ Субъект Субъект ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Объект 20
Слайд 21
1.ОБЩЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ Обеспечение жизни Игра Работа Отдых Семья Обряды 21
Слайд 22
2.ОБЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ПАРТНЕРА С ИЛЛЮЗОРНЫМ СУБЪЕКТОМ С животными С неодушевленным предметом 22
Слайд 23
3.ОБЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО СУБЪЕКТА С ВООБРАЖАЕМЫМ ПАРТНЕРОМ Внутренний голос С идеальным миром С образом реального человека 23
Слайд 25
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ Субъект Субъект ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Объект 25
Слайд 26
ФОРМАЛЬНОЕ (ДЕЛОВОЕ) НЕФОРМАЛЬНОЕ (СВЕТСКОЕ, БЫТОВОЕ) Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели ВИДЫ ПРЯМОЕ (непосредственный контакт) КОСВЕННОЕ (между партнерами существует пространственно-временная дистанция) ФОРМЫ Деловые беседы Деловые переговоры Деловые совещания Публичные выступления «НЕ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ТВОИ СЛОВА БЫЛИ СКАЗАНЫ К МЕСТУ, НАДО, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ОБРАЩЕНЫ К ЛЮДЯМ» ( С.Лец ) 26
Слайд 27
ВЕРБАЛЬНОЕ (СЛОВЕСНОЕ) НЕВЕРБАЛЬНОЕ (НЕСЛОВЕСНОЕ) ВИДЫ 1. Позы, жесты, мимика общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима); отображают эмоциональные реакции человека. 2. Пара и экстралингвистика (просодика) особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта (паралингвистика - это качество голоса, его диапазон, тональность; э кстралингвистика - это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи) 3. Проксемика (близость) особенности пространственной психологии. 4. Визуальное общение контакт глаз. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных средств общения 27
Слайд 28
ПОСТИГАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ Постигающее общение – целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов сознание не воспринимает Речь понимается при ее скорости не более 2,5 слова в секунду Фраза, произносимая дольше 5-6 секунд перестает осознаваться Человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушатели воспринимают лишь 70% из этого, понимают же – 60%, а в памяти остается – 10-15% Лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 21 часа, хуже всего – сразу после обеда Мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора Лучше всего запоминается последняя часть информации, хуже первая Память человека способна сохранить до 90% из того, что он делает, 50% из того, что он видит, 10% из того, что слышит Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим Общение без психологического контакта – не общение 28
Слайд 29
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ФОРМИРУЮЩАЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ 29
Слайд 30
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ Цель-действие Общение содействует достижению успешного результата Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности 30
Слайд 31
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ Цель-общение Общение – средство получения новой информации ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ Реализуется при взаимодействии людей в процессе коммуникаций 31
Слайд 32
ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ Цель-приобщить партнера к своему опыту Информация (Обучение) Общение - средство передачи и приема информации Реализуется при взаимодействии людей в процессе развития и становления человека как личности 32
Слайд 33
ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ Цель-принятие собственного решения Общение универсальный способ мышления Реализуется в ходе диалога человека с самим собой («внутреннее» общение) ДИАЛОГ Решения, поступки 33
Слайд 34
КАНАЛЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ ЗРИТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ СЛУХОВОЙ КАНАЛ ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ ВКУСОВОЙ КАНАЛ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ КАНАЛ 34
Слайд 35
КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ Информационно-дефицитный барьер Замещающе-искажающий барьер Эмоциональный барьер Фонетический барьер Семантический барьер Стилистический барьер Логический барьер ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА ИНФОРМАЦИЯ ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ 35 коммуникативный барьер
Слайд 36
Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общаетесь. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, Ваше расположение к партнеру. Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующих, что «я - Ваш друг». А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у партнера, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым, происходит как бы «заочное» удовлетворение его потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает взаиморасположенность. Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем партнера. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение. ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям партнера, что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями. 36
Слайд 37
Тема № 2. Невербальные средства общения Учебные вопросы : 1. Проксемика. 2. Жесты и позы. 3. Мимика. 37
Слайд 38
Выберите те ответы, которые соответствуют Вашему мнению 1. Вы считаете, что мимика и жесты — это: а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего подсознания. 2. Считаете ли Вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин: а) да; б) нет; в) не знаю. 3. Как Вы здороваетесь с очень близкими друзьями: а) радостно кричите «Привет!»; б) сердечным рукопожатием; в) слегка обнимете друг друга; г) приветствуете их сдержанным движением руки; д) целуете друг друга в щеку. 4. Какая мимика и какие жесты, по Вашему мнению, означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа): а) качают головой; б) кивают головой; в) морщат нос; г) морщат лоб; д) подмигивают; е) улыбаются. ТЕСТ «ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ» 38
Слайд 39
5. Какая часть тела выразительнее всего: а) ступни; б) ноги; в) руки; г) кисти рук ; д) плечи. 6. Какая часть Вашего собственного лица наиболее выразительна, по Вашему мнению (дайте два ответа): а) лоб; б) брови; в) глаза; г) нос; - д) губы; е) углы рта. 7. Когда Вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно Ваше отражение, на что в себе Вы обращаете внимание в первую очередь: а) на то, как на вас сидит одежда; б) на прическу; в) на походку; г) на осанку; д) ни на что. 8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в Вашем представлении это означает, что: а) ему есть, что скрывать; б) у него некрасивые зубы; в) он чего-то стыдится. 9. На что Вы, прежде всего, обращаете внимание у Вашего собеседника: а) на глаза; б) на рот; в) на руки; г) на позу. 39
Слайд 40
10. Если Ваш собеседник, разговаривая с Вами, отводит глаза, Вы считаете, что это признак: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) собранности. 11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника: а) да; б) нет; в) не знаю. 12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что: а) первый шаг всегда делают именно мужчины; б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили; в) он достаточно мужественен, чтобы рискнуть получить «от ворот поворот». 13. У Вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему Вы больше поверите: а) словам; б) «сигналам»; в) он вообще вызовет у вас подозрение. 14. Поп-звезды направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по Вашему, за этим кроется: а) просто фиглярство; б) они «заводят» публику; в) это выражение их собственного настроения. 40
Слайд 41
15. Вы смотрите в одиночестве страшный детективный фильм. Что с Вами происходит: а) смотрите совершенно спокойно; б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существования; в) закрываете глаза при особо страшных сценах. 16. Можно ли контролировать свою мимику: а) да; б) нет; в) только отдельные ее элементы. 17. Во время флирта Вы изъясняетесь преимущественно: а) глазами; б) руками; в) словами. 18. Считаете ли Вы, что большинство ваших жестов: а) «подсмотрены» у кого-то и заучены; б) передаются из поколения в поколение; в) заложены от природы. 19. Вы считаете, что борода - признак: а) мужественности; б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица; / в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться. 20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим: а) да; б) нет; в) только у пожилых людей. 41
Слайд 42
ПОДСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ОЧКОВ: В О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 А 2 1 4 0 1 2 1 3 3 3 0 1 0 4 4 0 3 2 3 4 Б 4 3 4 0 2 1 3 1 2 2 3 4 4 2 0 2 4 4 2 0 В 3 0 3 1 3 3 3 1 2 1 1 2 3 0 1 1 1 0 1 2 Г - - 2 1 4 2 2 - 1 - - - - - - - - - - - Д - - 4 0 2 1 0 - - - - - - - - - - - - - Е - - - 1 - 2 - - - - - - - - - - - - - - 77-55 очков. У Вас отличная интуиция, Вы обладаете способностью понимать других людей, наблюдательностью и чутьем. Но Вы слишком полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для Вас второстепенное значение. Если Вам улыбнулись, Вы уже готовы поверить, что Вам объясняются в любви; Ваши выводы слишком поспешны, и в этом кроется для Вас опасность. Делайте на это поправку, у Вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это важно и на работе, и в личной жизни. 54- 34 очка. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и Вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но Вы еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить взаимоотношения с окружающими. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные Вам слова и руководствоваться ими. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения. 33-11 очков. Язык мимики и жестов Вам непонятен. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что Вы на это не способны, просто Вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих, тренируйте наблюдательность. 42
Слайд 43
ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ СОБЕСЕДНИКУ (по данным мониторинга 1991 и 2006 гг.) Дефицит доверия препятствует совместным действиям и требует повышения качества знаний невербального общения 43
Слайд 44
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТЫ МОЗГА И ЛИЦА ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ : речь, интеллектуальная деятельность ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ : эмоции, воображения, сенсорная деятельность Труднее скрыть чувства на левой половине лица Положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах лица Отрицательные эмоции отчетливо выражены на левой стороне лица ЗАПОМНИТЕ: Если в беседе человек чаще демонстрирует вам правую половину лица – он скрывает свои чувства и лжет Все то, что человек старается продемонстрировать другому отображается на правой половине его тела Все то, что человек в реальности переживает отображается на левой половине его тела 44
Слайд 45
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию 1 раз, итальянец – 80 раз, француз – 120 раз, мексиканец - 180 раз. Несоответствие слов и жестов - один из главных признаков обмана! 45
Слайд 46
Бизнесмен Супруг Влюбленный КТО ЕСТЬ КТО ? 1 3 2 Из предложенных рисунков выберете, на каком из них изображены: Супруг, Бизнесмен, Влюбленный 46
Слайд 47
несчастны, озлоблены, и явно занимают оборону удовлетворены, открыты, уверены в себе ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГРУППАМ ЛЮДЕЙ 1 2 Обратите внимание на: выражение лица, складки на лбу, положение бровей, открытость глаз, ноздри, положение рук и т.д. 47
Слайд 48
Угнетенный Вспышка энергии Озабоченный «Задавака» ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЛЮДЕЙ НА РИСУНКАХ 1 2 3 4 48
Слайд 49
Угнетенный ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДКИ УГНЕТЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 1 Люди, которые ходят быстро, размахивая руками - имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать. Люди, которые обычно держат руки в карманах, даже в теплую погоду, скорее всего повышено критичны и скрытны. Так, как правило, им нравится подавлять других людей. Те, кто находятся в угнетенном состоянии, тоже часто держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда они идут. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии, идущего вдоль края тротуара, он как бы рассматривает, что там лежит под ногами. 49
Слайд 50
Вспышка энергии ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДКИ «ВСПЫШКИ ЭНЕРГИИ» 2 Человек, держащий руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции. Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за минимальное время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий - явно решающий - ход. Типичный образец - Уинстон Черчилль. 50
Слайд 51
Озабоченный ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДКИ ОЗАБОЧЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 3 Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто так и ходят в позе «мыслителя»: голова опущена, руки сцеплены за спиной. У них очень медленная походка, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, повертеть его и отбросить снова. Они как бы говорят себе: «Давай посмотрим на это со всех сторон». 51
Слайд 52
«Задавака» ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДКИ САМОДОВОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА 4 Самодовольные, несколько заносчивые люди могут сообщать о таких своих свойствах походкой, которую «прославил» Бенито Мусолини. У них высоко поднятый подборок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги - словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Такое «вышагивание» подобает лидеру, подчиненные которого идут на шаг сзади, - как утята за уткой. 52
Слайд 53
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЗАПОМНИТЕ : Можно обмануть словами, но нельзя обмануть голосом 53
Слайд 54
К О Н Т А К Т ВЕРБАЛЬНЫЙ Контакт – это процесс организации личностью своего поведения в определенном пространстве и времени с использованием невербальных и вербальных средств общения, целью которого является установление особых положительных или нейтральных отношений с партнером НЕВЕРБАЛЬНЫЙ В Р Е М Я РАЗУМ ЧУВСТВА ЭМОЦИИ ДИСТАНЦИЯ ТЕРРИТОРИЯ Расстояние интимное Расстояние личное Расстояние социальное Расстояние публичное ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ (близкая фаза/отдаленная фаза) «Свобода поведения личности определена границами свободы поведения партнера» 54
Слайд 55
РАССТОЯНИЕ ИНТИМНОЕ Близкая фаза Отдаленная фаза 0 15 15 35 см см Изобилует всякими чувственными переживаниями, детальными зрительными впечатлениями. В рамках такой дистанции доходит до сексуальных контактов, близкой заботы, рукопашного боя, так как она делает возможным полный физический контакт. Чувственное впечатление беднее, зрительные ощущения еще деформированы. Тела уже не соприкасаются, только руки делают возможным полный физический контакт. На эту территорию человек допускает только ближайших людей, партнера или лучших друзей. 55
Слайд 56
РАССТОЯНИЕ ЛИЧНОЕ Близкая фаза Отдаленная фаза 35 60 60 120 см см Изменяется зрительное восприятие - дробность исчезает, а поле зрения увеличивается. На таком расстоянии стоят, например, друзья, которые сигнализируют, что они связаны друг с другом. На расстоянии «вытянутой руки». Эта фаза коммуникационно богатая. В ней можно показать кому-то, «где его место» и завязать приятельский контакт, можно в ней говорить о личных делах. На ее дальней границе партнеры могут достать друг друга, соприкоснуться пальцами, если оба вытянут руки. 56
Слайд 57
Приемлемое расстояние для беседы между городскими жителями Отрицательная реакция женщины на вторжение мужчины в личную зону Рукопожатие городских жителей Рукопожатие сельских жителей 57
Слайд 58
МЕТОДИКА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СКУЧЕННОСТИ 1. Ни с кем не разговаривать, даже со знакомыми 2. Не рекомендуется смотреть в упор на других 5. Лицо должно быть беспристрастным, никакое проявление эмоций не допускается 4. Если у вас в руках есть книга или газета, то полностью погрузитесь в нее 6. Чем теснее вокруг вас, тем сдержаннее должны быть ваши движения 3. Выберите точку для взгляда, не направленную на других людей ЗАДАНИЕ: 58
Слайд 59
РАССТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ Близкая фаза Отдаленная фаза 120 210 210 360 см см Выступает чаще всего при обслуживании клиентов, где еще сохраняются остатки человеческих отношений. Его можно определить как обычную социальную сконцентрированность, можно назвать расстоянием манипулирования. Можно назвать «стань чуть дальше, чтобы я мог на тебя посмотреть». Имеет место между начальником и подчиненным. Здесь надо сохранить зрительный контакт, иначе человек «выпадает из коммуникации». Поведение здесь социально обусловлено. Однако здесь также люди могут вместе находиться не обращая внимания друг на друга. 59
Слайд 60
РАССТОЯНИЕ ПУБЛИЧНОЕ Близкая фаза Отдаленная фаза 360 750 750 см см Из него уже можно уйти, если человек чувствует угрозу. Лингвисты заметили, что эту фазу характеризует тщательный подбор слов и их старательное выговаривание. Это ситуация учителя перед учениками и начальника перед подчиненными. Создается около общественно значимых лиц. В ней находятся актеры, лекторы, официальные лица. На этой территории все уже стилизованно и легко лгать. 60
Слайд 61
ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ РАССТОЯНИЯ ДЛЯ БЕСЕДЫ БЛИЗКОЕ СРЕДНЕЕ БОЛЬШОЕ арабы, японцы, итальянцы, испанцы, французы, греки, жители Южной Америки, негры, проживающие в Северной Америке англичане, шведы, жители Швейцарии, немцы, австрийцы белое население Северной Америки, австралийцы, новозеландцы 61
Слайд 62
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ СОБЕСЕДНИКОВ Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив друг друга При обычной дружеской беседе занимают угловую позицию При кооперативном поведении занимают позицию делового взаимодействия - с одной стороны стола Независимая позиция выражается в расположении по диагонали А В А В А В А В Умение почувствовать границы свободы поведения партнера и оправдать желания, связанные со своим появлением, – это и есть первый шаг по присоединению партнера к своим интересам 62
Слайд 63
АЛГОРИТМ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА ДРУГУЮ ТЕРРИТОРИЮ 1. Сначала положите то, что вы хотите предъявить на центральную линию стола. 2. Другой человек наклонится вперед и станет разглядывать ваш объект, заберет его на свою территорию или передвинет его на вашу территорию. 3. Если при этом он наклонится вперед, чтобы получше рассмотреть, Вы не должны сдвигаться со своего места, а продолжать сидеть в том положении, в котором находитесь, потому что этот жест говорит вам, что вас не тянут по другую сторону стола. 4. Если же он забирает ваш материал на свою территорию, это дает вам возможность попросить разрешения пройти на его сторону и занять или угловую позицию, или позицию делового сотрудничества. Однако, если он отталкивает то, что вы ему предъявляете, будьте осторожны! Соблюдайте золотое правило - не проникайте на территорию окружающих до тех пор, пока вы не получили вербального или невербального разрешения, иначе вы получите отпор. 63
Слайд 64
ЖЕСТЫ и ПОЗЫ Жест – движения рук и пальцев, используемые для привлечения внимания собеседника Поза – положения тела, занимаемые при помощи ног, корпуса тела, осанки, походки, различных стоек и способов посадки «Крупный успех составляется из множества продуманных и предусмотренных мелочей» (В.Ключевский) 64
Слайд 66
Ладони полностью раскрыты и развернуты в сторону собеседника Пальцы ладони расставлены, чтобы придать большую выразительность жесту Голова находится в нейтральном положении Руки и ноги раздвинуты ПОЗА ПОКОРНОГО ПОДЧИНЕНИЯ 66 ПРИМЕР СОВОКУПНОСТИ ЖЕСТОВ ОТКРЫТОСТИ
Слайд 67
Потирая веко, он смотрит в пол, а обе брови подняты Голова отвернута в сторону и слегка опущена вниз, что характерно для негативных ощущений На лице у него неискренняя, натянутая улыбка Взрослый обманывает Подросток обманывает Ребенок обманывает Мудрая обезьяна говорит: «Не вижу греха», закрывая глаза Если вы видите, что собеседник лжет, вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное. И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры. 67 ПРИМЕР СОВОКУПНОСТИ ЖЕСТОВ ОБМАНА
Слайд 68
1. Отработать жесты, которые придают правдоподобность сказанному 3. Исключить полный обзор Вашего тела (позы) 2. Полностью устранить жестикуляции при разговоре Элементы проявления лжи: искривление лицевых мышц, расширение или сужение зрачков, испарина на лбу, румянец на щеках, учащенное моргание, прикосновение к носу, прикрытие рта рукой, почесывание или потирание века или уха и др. КАК ОБМАНУТЬ: «ЕСЛИ КТО-ТО ОБМАНУЛ ТЕБЯ РАЗ – ОН ГЛУП, А ЕСЛИ ОН ОБМАНУЛ ТЕБЯ ДВАЖДЫ, ТО ГЛУП ТЫ» (Сомалийская пословица) 68 МЕТОДИКА ОБМАНА В ХОДЕ БЕСЕДЫ
Слайд 69
Положение открытой ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест, напоминающий просящий жест нищего на улице. В повседневной жизни люди используют два положения ладони: Первое, это когда ладонь протягивается лодочкой и означает жест нищего, просящего милостыню. Второе положение - ладонь развернута вниз, и это сдерживающий или успокаивающий жест. Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник - это понаблюдать за положением его ладоней. Когда ладонь повернута вниз, в Вашем жесте немедленно появится оттенок начальственности. У человека, которому Вы адресовали свою просьбу, появится ощущение, что он получил приказ и может даже возникнуть чувство враждебности к Вам, в зависимости от ваших с ним взаимоотношений. Перстоуказующий жест. Пальцы руки сжаты в кулак, и вместе с выставленным указательным пальцем вся конфигурация становится похожей на своеобразную дубинку, с помощью которой человека принуждают к подчинению. Является одним из наиболее раздражающих, используемых человеком в процессе речи, особенно если он совпадает по смыслу со сказанными словами. 69 ЛАДОНИ – ЧЕСТНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ
Слайд 70
Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх; руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи. Второе положение используется тогда, когда человек не говорит, а слушает. В обоих случаях "шпиль-жест" означает уверенность в себе. Этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Имеет три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, руки лежат на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении. Это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые области тела, такие как желудок, сердце, горло. Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «закладывание рук за спину с захватом запястья» который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Руки в замок на груди выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации. Типичное, стандартное скрещивание рук является универсальным жестом, почти повсюду обозначающим оборонное или негативное состояние человека, проделывающего этот жест. Если кроме скрещивания рук на груди, человек еще сжимает пальцы в кулак - это говорит о его враждебной и наступательной позиции. 70 ЖЕСТЫ КИСТЕЙ РУК
Слайд 71
Закидывание ноги на ногу с образованием угла Этот способ закидывания ноги на ногу свидетельствует о том, что здесь присутствует дух соперничества и противоречия. Закладывание ноги на ногу с фиксацией ноги руками Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит закинув нога на ногу и обхватив ногу руками. Это признак твердого, упрямого человека, к которому нужен специальный подход для достижения общего языка. Европейский способ закидывания ноги на ногу Одна нога аккуратно лежит на другой, обычно правая на левой - это нормальное положение скрещенных ног, используемое европейцами, и может использоваться для выражения взволнованного состояния, сдержанной или защитной позиции. Стадии расслабления напряженной позы Стадия 1. Защитная поза, руки и ноги скрещены. Стадия 2. Ноги уже не скрещены, а ступни стоят в нейтральном положении. Стадия 3. Рука, находящаяся сверху, выныривает из замка рук, ладонь мелькает в ходе беседы, но назад в замок уже не возвращается. Стадия 4. Руки уже разомкнуты, и одна рука свободно жестикулирует, она может пойти на бедро или в карман. Стадия 5. Один человек отставляет ногу назад, а другую ногу вперед так, что она носком указывает на человека, который ему интересен. 71 НОГИ – ЗАШИТНЫЙ БАРЬЕР
Слайд 72
Скука Заинтере -сованность Негативные мысли Замаскированная нервозность Оценка и принятие решения Оценка, принятие решения, скука Открытая Закрытая Заносчивая Открытая Покорность Бегства Открытая Заносчивая 72 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЗЫ
Слайд 73
«Весь мир – театр, и люди в нем актеры, и каждый не одну играет роль» (В.Шекспир) 73 «Реалист» «Мечтатель» Мета позиция «Наблюдатель» «Критик»
Слайд 74
МИМИКА «Нам по музыке заданье: Выражать переживанья. Мы сидим, переживаем, Все на лицах отражаем» (Л.Фадеева) Мимика (от греч. mimikos - подражательный) - выражение мыслей, чувств и порывов желания с помощью движения мышц лица и ужимок 74
Слайд 75
3. Область рта и подбородка характеризует чувственную и половую жизнь, в особенности подбородок, свидетельствующий о способности человека к самореализации. Тот, кто намеревается осуществить что-то решительное, в качестве мимического сигнала выдвигает свой подбородок вперед. 1. Область лба обычно предполагают, что рисунок морщин лба и бровей дает сведения о процессе мышления. 2. Средняя часть лица к роме глаз, носа и щек, большинство авторов включают в эту область лица еще и верхнюю губу, т.к. она тоже достаточно выразительна и вместе с первыми участвует в общем процессе общения (о глазах говорят, что с их помощью осуществляется восприятие внешнего мира) Эксперимент № 1. Попробуйте прямо сейчас оценить свое собственное выражение лица... Это можно сделать так. Приготовьте маленькое карманное зеркальце и держите его всегда под рукой. Попытайтесь время от времени представлять, какое у вас выражение лица, после чего сверяйтесь со своим отражением в зеркале. Прежде чем посмотреться в него, спросите себя: «Как я сейчас выгляжу? Какое впечатление я произвожу на окружающих?». Вас ждут в высшей степени неожиданные результаты, которые далеко не всегда будут приятными. Э ксперимент № 2. Закройте ненадолго глаза и постарайтесь расслабить свое лицо так (особенно губы и подбородок), насколько это возможно. Затем взгляните в зеркало и проанализируйте, как вы себя при этом чувствуете. Стоп. Теперь три вопроса: 1. Получилось ли у Вас расслабление? 2. Ощутили ли Вы мышцы своего лица? 3. Оказались ли Ваши губы разомкнутыми? 75
Слайд 76
Горизонтальные складки лба означают состояние повышенного внимания (понял, не понял); но это повышенное внимание может иметь различные причины (ужас, страх, несообразительность, изумление, удивление, замешательство, неожиданность) Вертикальные складки лба указывают, что общее внимание, вызванное кем-либо или чем-либо, достигло наивысшей точки (варианты: сосредоточенность всегда означает «стягивание»; это может означать концентрацию в одной точке как мысли, так и физических сил; решимость вызывает такие морщины на лбу в качестве вторичных признаков; злость и угрюмая раздражительность также причина образования вертикальных складок; образуются они и при заносчивости, в качестве вторичных признаков) Движение бровей большая часть всех движений бровями происходит в связи с образованием на лбу морщин или как предвестник их появления Эксперимент. Понаблюдайте за бровями того, чье имя Вы преднамеренно искажаете. Вместо «Виктор» скажите, например, «Витёк». 76
Слайд 77
Решительный, твердый, открытый взгляд Деловой взгляд Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, Вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что Вы настроены по-деловому. При условии, что Ваш взгляд не опускается ниже глаз другого человека, Вы сможете контролировать ход переговоров при помощи взгляда. Взгляд искоса Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение. Интимный взгляд Этот взгляд проходит через линию глаз и спускается ниже подбородка на другие части тела собеседника. При тесном общении этот треугольник опускается от глаз до груди. Социальный взгляд Если Ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта. 77
Слайд 78
78 Визуализация ( расфокусированный взгляд ) Формирование визуальных образов ( вверх и вправо ) Формирование звуковых образов ( вправо ) Эмоции и телесные ощущения ( вправо и вниз ) Припоминание визуальных образов ( вверх и влево ) Припоминание звуковых образов ( влево ) Внутренний диалог (влево и вниз ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗГЛЯДА И РАБОТЫ МОЗГА
Слайд 79
Сжатые губы У казывают на отсутствие желания выпускать что-либо «наружу», например, когда кто-нибудь не хочет или не может внешне проявить какое-либо чувство, боится выболтать тайну, не желает, чтобы с губ сорвалась какая-нибудь колкость или «выскользнула» потаенная мысль. Улыбка Человек, который не умеет улыбаться, сам по себе уже человек «плохой». У него нет согласия с самим собой, покоя внутри, он постоянно чем-то недоволен (чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении; кривая улыбка - знак контролируемой нервозности; улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться; улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства; улыбка без подъема нижних век - неискренность; улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза. Взгляд искоса В момент целеустремленного действия подбородок вытягивается вперед, в то время как при пассивном наслаждении подбородок более втянут назад. Открытый рот Действует как сигнал тела, наводящий на мысль о внутренней открытости. Или чтобы выпустить информацию (например, чтобы перевести дух и что-то сказать), или чтобы впустить ее (например, при заинтересованном слушании). В качестве возможных состояний, например, можно назвать: удивление, испуг, готовность что-то сообщить. приподнятое и располагающее состояние души. Часто характеризуют открытый рот как признак «отсутствия целеустремленности» и «дурного характера», так как исходят из закрепленного в западной норме правила («рот должен быть закрыт!»). 79
Слайд 81
Она рада его видеть Она удивлена Он плачет Он грустит Она сомневается Она мечтает Она предупреждает 81 ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ
Слайд 83
ЗАПОМНИТЕ: ЕСЛИ УЛЫБКА ДЕРЖИТСЯ БОЛЕЕ 4-Х СЕКУНД - ВАМИ ПЫТАЮТСЯ МАНИПУЛИРОВАТЬ! 83 УЛЫБКА – ДЕТЕКТОР ЛЖИ
Слайд 84
Отвращение Контролируемый гнев Страх Саркастическая улыбка Дежурная улыбка Презрение Просьба Мольба Недоуменный гнев Оторопь Глухая ненависть Робкая покорность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 84 КАК «ПРОЧЕСТЬ» ЛИЦО ПОДРУГИ
Слайд 85
Открытость Оценка Оборона Мечтание Доминирование Сексуальность Сомнения 1 2 3 4 5 6 7 85 ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ
Последний слайд презентации: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Учебное пособие: комментарии, схемы, афоризмы Часть 1 ( темы
Даже после того, как ВЫ познакомились с человеком, больше доверяйте жестам, чем словам. Если слова не совпадают с другими невербальными высказываниями, не верьте словам. Не делайте скоропалительных выводов по одному единственному телодвижению собеседника. Ждите, когда о состоянии его « скажут» и другие сигналы. Обращайте внимание, прежде всего, на так называемые « мелочи». Не подгоняйте наблюдение под уже сложившееся первое впечатление. 86 РЕЗЮМЕ