Первый слайд презентации: Вербальные и невербальные коммуникации
Библиотечные коммуникации Канд. фил. наук, доцент А. И. Порошина
Слайд 3
Вербальное общение осуществляется с помощью устной и письменной речи, реализуемой посредством языка. Язык – это инструмент реализации общения, состоящий из совокупности знаков и символов, которые сочетаются различными способами, чтобы передать информационные данные о различных предметах, объектах и явлениях. Устная форма вербального общения осуществляется при помощи: произношения т. е. звуковой передачи речи, содержащей сообщение определенной направленности и значения; слушания – восприятие речи и осознание услышанного, при помощи слуховых органов и мыслительной деятельности. Письменная форма вербального общения реализуется с помощью: письма – представление знаков и символов языка на бумажном носителе, отражающих мысли и знания; чтения – восприятие языка с бумажного носителя.
Слайд 4: Функции вербальной коммуникации:
Коммуникативная функция – показывает отношение языка к основному средству общения. Познавательная функция – отражает работу сознания и мыслительных процессов, которые выражаются посредством языка. Эмоциональная функция – помогает личности развиваться в психическом направлении, выражая свои чувства и эмоции, получая эмоциональную разрядку с помощью речевых средств. Этническая функция - относит людей к определенным социальным группам и общностям по национальному признаку и в зависимости от вида языка, которым владеет человек. Конструктивная функция – отражает отношение языка к инструментам, необходимым для выражение мыслей. Функция установления контактов – отражает возможности построения взаимоотношений, поиска новых контактов и их последующее общение, отношения, построение системы контактов отдельной личности. Функции вербальной коммуникации:
Волеизъявление – посредством общения, человек может выразить свои желания и потребности, продемонстрировать свои волевые устремления. Выражение – вербальное общение открывает возможности выражения своего внутреннего мира. Информационная – передачи информации в правильно построенной форме, грамотной подаче. Приоритетные функции вербальной коммуникации
Грамотной – правильно построенной; Лаконичной – в малом объеме должно содержаться максимум информации; Логичной – должна иметь связь. Мысли должны излагаться поэтапно, связанно и содержание речи должно быть аргументированным; Точной – отражать реальность объекта или явления, составляющего содержание речи. Речь должна состоять из реальной терминологии, отражать настоящие понятия. Вербальное общение будет иметь эффект, если речь будет:
Слайд 7
Речь – это процесс общения людей посредством языка. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения. Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, приказания. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи.
Слайд 8: Функции речи
сигнификативная (обозначения ) – отличает речь человека от коммуникации животных; обобщения – слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков; коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств) – передача информации, как внешнее речевое поведение. Выделяются три стороны: информационная, выразительная, волеизъявительная. Функции речи
Слайд 9: Виды речи
Внешняя: устная и письменная. Устная: диалогическая и монологическая. Внутренняя Виды речи
Слайд 10: Для диалога характерны:
персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение друг к другу; спонтанность и непринуждённость – собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному; ситуативность речевого поведения - непосредственный контакт говорящих; эмоциональность - ситуативность, спонтанность и непринуждённость речи в непосредственном общении усиливают её эмоциональную окраску. Для диалога характерны:
Слайд 11: Типы монологической речи
информационная речь служит для передачи знаний. Говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады. убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест. Типы монологической речи
Слайд 12
Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности её автора к сообщению. Понятность речи зависит: от её смыслового содержания; от её языковых особенностей; от соотношения между её сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой стороны. Выразительность речи предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Слайд 15: Невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общение при помощи мимики и различных знаковых систем
Слайд 16: О чем могут сообщить невербальные средства общения?
они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения. они дополняют содержание высказывания. они свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего. невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах. О чем могут сообщить невербальные средства общения?
Слайд 17: Формы невербальных знаковых систем
Кинесика - общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы – пантомимика); отображает эмоциональные реакции человека. Паралингвистика, или просодика, - особенности произношения слов, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта. Проксемика (от англ. - близость) - специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Визуальное общение - контакт глаз. Формы невербальных знаковых систем
Слайд 18: Целенаправленным наблюдение за человеком становится только тогда, когда знаешь:
на что следует обратить внимание; что это может означать; чт о из этого следует. Целенаправленным наблюдение за человеком становится только тогда, когда знаешь:
Слайд 19
Осанка человека определяется привычным положением корпуса. Она может быть прямой, сутуловатой, гордой, печальной и т.д. и зависит от рода занятий человека и его внутреннего состояния. Поза человека может рассказать многое. Человек, чувствующий свою зависимость, неуверенность, стремится занять как можно меньше места в пространстве, сидит на стуле или стоит согнувшись. Совсем другая поза у того, кто чувствует себя хозяином положения.
Слайд 20
Походка может быть уверенной, упругой, спортивной, шаркающей, неуверенной, виноватой и т.д. Она также зависит от профессии человека, его культурного уровня. В ней отражаются и физическое самочувствие, и настроение. По походке судят о характере человека. Выражение лица позволяет судить об общем состоянии человека и его отношении к собеседнику: оно может быть приветливым или отчужденным, признательным или недовольным.
Слайд 21: Жесты (по Д. Лэвису ):
жесты-иллюстраторы; жесты-регуляторы ; жесты-эмблемы ; жесты-адапторы ; жесты-аффекторы. Жесты-иллюстраторы. С их помощью поясняются сказанные слова, усиливаются ключевые и в результате лучше запоминаются моменты Жесты (по Д. Лэвису ):
Слайд 22
Жесты-регуляторы играют очень важную роль в начале и в конце беседы. Одним из таких жестов является рукопожатие - традиционная и древнейшая форма приветствия. Жесты-эмблемы используются для выражения физического или душевного состояния человека, но имеют вполне определенное значение, специфичное для каждой страны.
Слайд 23
Жесты-адапторы сопровождают обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний. Жесты-аффекторы выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к происходящему (жалости, радости, открытости, искренности).